Загадки, пословицы, поговорки как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка
И комар, и мушка. (Лягушка).
Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет. (Лед).
Приложение № 2
Результаты
констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Группы
|
Ребенок
|
Номера заданий
|
Уровень развития
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Контрольная
|
1
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
С
|
2
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
В
|
3
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Н
|
4
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
В
|
5
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
В
|
6
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
С
|
7
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
С
|
8
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Н
|
9
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
С
|
10
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
С
|
11
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
С
|
12
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
С
|
13
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
С
|
14
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
С
|
15
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Н
|
16
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
В
|
|
Экспериментальная
|
1
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
В
|
2
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
С
|
3
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
В
|
4
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
С
|
5
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
С
|
6
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
С
|
7
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
С
|
8
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
В
|
9
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
С
|
10
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
С
|
11
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Н
|
12
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
С
|
13
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
С
|
14
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Н
|
Приложение № 3
Результаты
контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Группы
|
Ребенок
|
Номера заданий
|
Уровень развития
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Контрольная
|
1
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
В
|
2
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
В
|
3
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
С
|
4
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
В
|
5
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
В
|
6
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
С
|
7
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
С
|
8
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
С
|
9
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
С
|
10
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
С
|
11
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
В
|
12
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
С
|
13
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
В
|
14
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
С
|
15
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
С
|
16
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
В
|
|
Экспериментальная
|
1
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
В
|
2
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
С
|
3
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
В
|
4
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
С
|
5
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
С
|
6
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
С
|
7
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
С
|
8
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
В
|
9
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
С
|
10
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
С
|
11
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
С
|
12
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
С
|
13
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
С
|
14
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Н
|
Приложение №4
Фрагмент урока
Тема: Общее понятие о
словах, отвечающих на вопросы Кто? Что?
Цель: Формирование умения
различать предмет и слово; формирование умения соотносить вопросы Кто? Что? и
название предмета.
+Ребята, я буду читать загадки,
вы поднимаете руку, говорите отгадку, ставите к ней вопрос. Записываем отгадку
все вместе на доске.
…
+Кто на себе свой дом носит?
Улитка. Кто?
+Не человек, а рассказывает.
Книга. Что?
+Скатерть бела, весь свет одела.
Снег. Что?
+Какая птица в лесу обитает,
всем свое имя называет?
Кукушка. Кто?
+Без рук, без ног, а рисовать
умеет.
Мороз. Что?
+Идет в баню черен, а выходит
красен.
Рак. Кто?
+Не огонь, а жжется?
Крапива. Что?
Фрагмент урока
Тема: Имя существительное.
Цель: Написание с
заглавной буквы в названиях деревень, улиц и рек.
+Отгадайте загадку. Стоит копна -
спереди вилы, а сзади - метла. Сама ест зеленое, а дает белое.
Корова.
+Правильно! Откройте учебник и
найдите это словарное слово.
…
+Напишите его к себе в
тетрадочку, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную. Обведите синим
карандашом в тучку.
…
Фрагмент урока
Тема: Единственное и
множественное число глаголов.
Цель: Ознакомление с
единственным и множественным числом глаголов.
+Сейчас для вас будет интересное
творческое задание. На доске написано начало пословиц. Вы пишите начало
пословицы и дописываете ее окончание. В каждой пословице подчеркиваете глаголы
и пишите над ним число.
Приложение № 5
Изменения в развитии речи
учащихся в контрольной группе
Приложение № 6
Изменения в развитии речи
учащихся в экспериментальной группе
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|