Загадки, пословицы, поговорки как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка
Работа над понятием всегда
содержит обобщение: обобщаются признаки, накопленные в ходе наблюдений,
сравнений.
Понятия бывают родовые (более
общие) и видовые (менее общие): дерево и сосна. Школьники упражняются в
подведении видовых понятий в родовые.
Специальные упражнения в
обобщении проводятся в основном в I и II классах:
1. Каким одним словом можно
назвать эти предметы?
2. Выделение конфликтных
объектов. Какой предмет лишний?
3. Составление связного рассказа
в результате выполнения упражнений первых двух типов.
Упражнения в обобщении
проводятся и на грамматико-орфографическом материале.
Понятие формируется постепенно,
в результате наблюдений, выделения признаков и их обобщения, в процессе
группировки, классификации объектов. Обобщение понятий подводит к одной из
наиболее сложных мыслительных операций - к определению понятий. Определение
понятий идет путем называния существенных признаков объекта и сопоставления их
с признаками другого понятия.
Часто допускается так называемое
описательное определение, т.е. такие, в структуре которого нет родового
понятия, а лишь видовые признаки. Например: Гроза - это когда дует сильный
ветер, сверкает молния, гремит гром, идет дождь.
Понятия выражаются в словах или
словосочетаниях. Но речь не может состоять из отдельных слов. Связная речь с
точки зрения логики складывается из суждений и умозаключений, которые
оформляются как предложения.
Суждения связываются между
собой, т.е. между ними устанавливаются временная последовательность и
причинно-следственные зависимости. Очень важно, чтобы школьники научились
соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей. Одно из
важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее
высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, развивало, вносило
новые факты и суждения.
Для развития мышления особенно
важно овладеть умозаключением.
Умозаключение - это
способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения "Надвигается
черная туча" извлекается новая мысль: "Сейчас хлынет дождь"
(она и является умозаключением). В умозаключении всегда можно обнаружить
причину ("Надвигается туча") и следствие ("Хлынет
дождь").
Систематическая тренировка в
связывании суждений, в словесном выражении причинно-следственных зависимостей
повышает культуру речи учащихся, делает речь строже, доказательнее,
последовательнее, т.е. логичнее. Этому помогут такие упражнения:
1. Рассказ или запись наблюдений
за изменениями в природе.
2. Составление планов текстов.
3. Установление
последовательности в серии сюжетных картинок.
4. Постоянное обращение к детям
с вопросами: "Почему? Как? Докажи".
Все перечисленные приемы
активизации мыслительной деятельности учащихся лишь в том случае окажут
развивающее воздействие на школьников, если учитель систематически, на всех
уроках будет уделять внимание упражнениям в наблюдении, сравнении, обобщении и т.д.
[20, с.240].
При определении уровня развития
навыков связной речи необходимо, прежде всего, установить какие мысли и как
переданы через текст. Этим и объясняются те компоненты анализа текста, которые
предлагает исследователь Н.И. Жинкин:
отбор слов;
распределение предметных
признаков в группе предложений;
выделение предиката;
связь двух предложений.
Эти категории или элементы
анализа, выдвинутые Н.И. Жинкиным, отражают те стороны связной речи, которые
являются специфическими для нее и по которым, следовательно, можно определить уровень
связной речи учащихся [22, с.43].
Не следует думать, что
знатоками, хранителями фольклора являются только пожилые люди, бабушки и
дедушки. Есть такие виды жанры народного творчества, которые известны
детсадовцам и школьникам. Детский фольклор так же имеет свою долгую историю [2,
с.107].
Давайте же посмотрим, какие
загадки, пословицы и поговорки жили и живут на деревенских улицах и в городских
дворах, в школах и в детских лагерях.
Загадка - что-либо
загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое
иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки [5, с.566].
Загадки обогащают словарь детей
за счет многочисленности слов, помогают увидеть вторичные значения слов,
формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить
звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя, сосредоточится на
языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина
[21, с.187].
Отгадывание и придумывание
загадок тоже оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление
для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности
(приема олицетворения, использование многозначности слова, определений,
эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию
образности речи детей.
Загадка - одна из малых форм
устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме
даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадывание
загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение
самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее
характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и
лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический
взгляд на деятельность" [1, с.79].
Ю.Г. Илларионова считает, что
использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков
речи - доказательства и речи - описания. Уметь доказать - это не только уметь
правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в
точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от
описания речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции [6, с.110].
Чтобы вызвать у детей интерес и
потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании
загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадывать загадку, а
доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и
явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее
знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда
доказательства будут более обоснованными и полными.
Систематическая работа по
развитию у детей навыков речь - доказательства при объяснении загадок развивает
умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего
обоснования отгадки, уметь замечать красоту и своеобразие художественного
образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к
точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей
видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и
синтаксических конструкций.
В этих целях проводится анализ
языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в
запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что
найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей
сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение
навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве
образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины [6, с.110].
При изучении правил правописания:
жи - ши, ча - ща, чу - щу можно использовать загадки (Приложение 1).
При обучении детей начальных
классов учителя часто используют загадки, т.к они представляют большую ценность.
Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками - это упражнение
в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки
обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка, их используют на
разных этапах урока. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не
утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума [3, с.27].
Загадки заставляют ребенка
внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами,
находить в них сходство и различия.
Загадка может быть использована,
чтобы сосредоточить внимание учащихся на каком-то изученном понятии, предмете,
слове, букве, слове и т.д. Полезным для этого может стать как содержание
загадки, так и ее отгадка.
Взять хотя бы букварный период
обучению чтению. Чтобы подвести учеников к выделению определенного звука или
буквы, учитель может прибегнуть к загадке. Вот один из примеров. На уроке,
посвященном выделению звука и буквы "же", можно использовать слово жук.
Но одно дело просто его произнести. Показать рисунок с изображением жука. И
совсем другое - начать с загадки. Скажем, вот с такой:
Не жжужу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь
Тут уж вдоволь на жжужусь.
Радость, вызванная самим
звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительный
настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала.
Загадки могут быть применены на
уроках русского языка при изучении правил правописания и на занятиях при
выработке навыков грамотного письма [24, с.4].
е - начать
жука. ти. показать м выделению звука и буквы "итель может прибегнуть к
загадке. х сходство и различия. емоВ загадках, как и в сказках, былинах,
песнях, мы можем найти отголоски самых разных эпох.
Тур ходит по горам,
Турица - по долам;
Тур свистнет,
Турица-то мигнет.
(Гром и молния)
Это очень старые образы. Туры (дикие
европейские быки черного цвета с большими рогами), вымершие животные, редко
упоминающие в фольклоре [3, с.139].
Многие загадки очень поэтичны,
радуют необыкновенно удачными сравнениями: из-под кустика хватыш - это волк; выну
изо рта ягодку, оближу и опять положу - это расписная деревянная ложка; а вот
топор: кланяется, кланяется, придет домой растянется.
Некоторые загадки действительно
трудно отгадать:
Кину не палку,
Убью не галку,
Ощиплю не перья,
Съем не мясо.
(Удочка и рыба)
Дом шумит, хозяева молчат.
Пришли гости, хозяев забрали,
А дом в окошки ушел.
(Вода, рыба, рыбаки с сетью)
У кого есть ответ на все случаи
жизни - и когда у тебя горе, и когда радость? Если молод ты, стар, болен,
здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался - на всякое твое
переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет,
наставление, утешит, развеселит пословица [2, с.143].
Русские загадки записаны и
дореволюционными и советскими собирателями в очень большом количестве. Эти
маленькие, интересные произведения устного художественного творчества связаны
со всем трудовым укладом, со всем бытом старой русской деревни. Не мало
сведений об ее хозяйственном обиходе, вложено в загадку, немало дается живых
богатых зарисовок.
Загадка неустанно пополняется
новыми произведениями народной мысли и фантазии. Сейчас никто уже не складывает
и мало кто помнит загадки о старой черной бане, об отживших глиняных
рукомойниках или о тараканах в избе. Сейчас у народной загадки новые темы. Советские
народные загадки говорят о новых колхозных машинах, о новой технике, о новых
людях Советской страны [7, с.230].
Идет копач,
На нем силач,
Добывать калач.
(Трактор)
Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везет, а не лошадь.
(Самолет)
Среди интеллектуально
развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает
интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого
своеобразного интеллектуального состояния. Загадки расширяют кругозор детей,
знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи
развивают и обогащают мир. Так же они "имеют неоценимое значение в
формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического
мышления (способности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов
эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость,
критичность мышления)". Загадка, по словам К.Д. Ушинского, "доставляет
уму ребенка полезное упражнение". По мнению современных педагогов, "процесс
отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей
умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум,
приучая детей к честной логике, к рассуждению и доказательству" [23, с.44].
На уроках русского языка учитель
включает разные типы загадок. Отгадывание их можно рассматривать как процесс
творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Приведем примеры по
использованию игр в загадки в практике.
1. Загадки, в которых дается
описание предмета или явления путем перечислением различных его признаков,
например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз -
словарное слово. Отгадка - ключ к его запоминанию) Ребята учатся проводить
анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединения
этих признаков в единое целое.
2. Загадки, где описание
предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум
признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связь
его по ассоциации с другими), например: Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег
- парная согласная в конце отгадки требует проверки) Игровая ситуация помогает
запомнить правило.
3. В загадку включаются
противопоставления, например: По земле ползёт, а к себе не подпускает. (Земля
- безударная гласная в корне слова требует проверки) Отгадывание таких загадок
представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно
сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления признаки,
действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.
4. Загадки, в описании которых
использованы метафоры, например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой -
провожает. (Дверь. Чтобы написать это слово надо вспомнить о мягком знаке
как знаке мягкости) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для
чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто
очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой
категории.
5. Загадки, в которых
представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава
слова, его обозначающего. Загадки, В которых несколько букв, слогов или частей
слова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое слово,
например: Первое - предлог, второе - летний дом, а целое порой решается с
трудом. (За - дача - в отгадке правило "чаща", надо вспомнить,
как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличать их от тех слов, в которых все
слово - корень)
6. Загадки - метаграммы, в
которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое
слово. Например:
С "ч" над морем я
летаю,
С "г" в машинах я
бываю.
(Чайка - гайка)
7. Анаграммы - слова,
получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:
Легко дышать в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои -
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа - пила)
8. Логографы - слова - загадки,
меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв, например:
Известное я блюдо,
Но лишь прибавишь "м",
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(Уха - муха)
9. Загадки - шутки, связанные с
омонимичностью слов, например: Какой город летает? (Орел - имя
собственное, отгадка помогает сопоставить слово с название птицы -
существительным с нарицательным)
Формы загадывания загадок может
быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений,
включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Их
отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можно
усложнить задание, рассыпав слова - загадки, получится деформированный текст,
над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки можно предложить
записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать
существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно
записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только
слово - отгадку, рассмотрев его с разных сторон.
Дети любят загадки, небылицы и
всякую словесную игру. Слова для них - предмет игры, а через игру ребенок
узнает язык и его законы. В уроки можно включать различные игры на превращения
слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют
предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики,
развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует
активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к занятиям [25, с.45].
Итак, посредством загадки у
детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными
средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевают образной системой
языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики
развития речи. Можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного
творчества народа. Все выше перечисленные формы работы указывают на это,
остается разработать комплексную методику их применения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|