Загадки, пословицы, поговорки как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка
Таким образом, в авторы
учебников начальных классов продумали, как использовать малые жанры фольклора
на уроках русского языка и при изучении каких тем. Загадки, пословицы и
поговорки используются при изучении правил правописания и грамматики. Большинство
заданий повторяются.
В предыдущей главе были
рассмотрены теории развития речи, в том числе, использование малых форм
фольклора. Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен
педагогический эксперимент на базе МОУ Тотемской средней общеобразовательной
школы №3.
Для подтверждения или
опровержения гипотезы мы составили план исследовательской работы:
подбор диагностического
материала;
определение контрольной и
экспериментальной группы;
определение констатирующего
эксперимента с целью определения роли фольклора в развитии речи младших
школьников;
проведение формирующего
эксперимента с целью установления роли загадок, пословиц, поговорок в развитии
речи младших школьников в экспериментальной и контрольной группах;
проведение контрольного
эксперимента с целью установления роли работы загадок, пословиц, поговорок в
развитии речи младших школьников в экспериментальной и контрольной группах;
сравнение результатов
констатирующего и контрольного эксперимента;
выводы по подтверждению или
опровержению выдвинутой нами гипотезы.
Исследование проводилось на базе
МОУ Тотемской средней общеобразовательной школы №3
Цель: установить роль
загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников.
Мы подобрали материал и методики
для определения роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших
школьников. Для определения роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи
младших школьников была проведена методика "Определение активного
словарного запаса". В качестве критериев для оценки словарного запаса речи
были взяты: содержательность, логичность, точность, богатство и правильность.
Ребенку предлагалась картинка, на которой изображены люди и различные предметы.
Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что
изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в
протоколе и затем анализируется.
10 балов в речи ребенка
встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков;
в 8-9 балов речь
оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных
признаков;
6-7 балов в речи ребенка
присутствуют 6-7 разных признаков;
4-5 баллов дается за
присутствие в речи 4-5 разных признаков;
2-3 балла - в речи
присутствуют 2-3 признака;
0-1 балл - рассказа нет
или в не имеются 1-2 слова, представляющие собой одну единственную часть речи.
Таблица 2.
Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего
школьника.
№
п/п
|
Фиксируемые признаки речи
|
Частота употребления этих признаков.
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
|
Существительные.
Глаголы.
Союзы
Предлоги
Частицы
Однородные члены предложения
Сложные предложение с союзами типа "и", "а",
"но".
Вводные конструкции, начинающие со слов "во-первых",
"я думаю", "мне кажется".
|
|
В этом протоколе отмечается
частота употребления ребёнком различных частей речи, сложных предложений с
союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне словарного запаса
ребёнка.
Оценивая уровень речевых умений
младшего школьника, мы выделили следующие уровни:
8-9 баллов - высокий;
5-7 баллов - средний;
0-4 балла - низкий.
2.2 Исследование
Необходимо отметить, что в
эксперименте приняли участие шестнадцать детей контрольной группы (2А) и
четырнадцать детей экспериментальной группы (2Б).
Результаты констатирующего
эксперимента контрольной группы следующие (Приложение №2):
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
24%
|
57%
|
18%
|
4 человека - высокий уровень;
9 человек - средний уровень;
3 человека - низкий уровень.
Результаты констатирующего
эксперимента экспериментальной группы следующие (Приложение №2)
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
21%
|
65%
|
14%
|
3 человека - высокий уровень
развития;
9 человек - средний уровень
развития;
2 человека - низкий уровень
развития.
Сравнивая результаты в
контрольном и экспериментальном классах можно сделать вывод о том, что уровень
речевого развития в контрольном классе чуть выше, чем в экспериментальном
классе.
На формирующем этапе работы с
контрольным классом проводилась специальная работа по развитию речи в течение
месяца. В Приложении № 4 представлены фрагменты уроков русского языка в
контрольной группе.
В конце практики был проведен
контрольный эксперимент контрольной группы, его результаты следующие (Приложение
№ 3)
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
43%
|
57%
|
0%
|
7 человек - высокий уровень
развития;
9 человек - средний уровень
развития;
0 человек - низкий уровень
развития.
Результаты контрольного
эксперимента экспериментальной группы следующие (Приложение №)
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
21%
|
72%
|
7%
|
На этом этапе работы с учащимися
контрольном и экспериментальном классе уровень развития речи в контрольном
классе немного выше, чем экспериментальном классе. Уровень речевого развития
нашел свое подтверждение через загадки, пословицы и поговорки.
2.2
Результаты исследования
Мы сравнили результаты,
полученные на констатирующем и контрольном эксперименте в контрольной и
экспериментальной группах и пришли к следующим выводам:
1) произошли изменения в
развитии речи учащихся в контрольной группе: увеличился процент учащихся с
высоким уровнем от 25% до 43%, средний уровень остался без изменений 57%,
уменьшился процент с низким уровнем от 18% до 0% (Приложение №5).
2) незначительные изменения в
развитии речи учащихся произошли в экспериментальной группе: не увеличился
процент учащихся с высоким уровнем, он остался без изменений 21%, изменился
средний уровень от 65% до 72%, уменьшился процент учащихся с низким уровнем от
14% до 7% (Приложение № 6).
Эти изменения произошли, с нашей
точки зрения, благодаря использованию целенаправленной работы с загадками,
пословицами и поговорками на уроках русского языка, направленной на развитие
речи младших школьников.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, о том,
что малые формы фольклора должны быть включены в уроки русского языка и литературного
чтения, так как они способствуют в развитии речи младших школьников. Гипотеза
нашего исследования подтвердилась.
В первом разделе исследования
нами было рассмотрено понятия "речь" и "развитие речи". Пришли
к выводу, что речь - это один из видов общения, которое необходимо людям во
всех сферах общения, а развитие речи - это процесс овладения речью различными
средствами.
Сначала речь ребенка служит для
общения с людьми и как средство познания мира. Уже в школе речь служит для
самосознания и самовыражения, а также для приобретения и передачи информации. С
развитием ребенка развивается и его речь. Если раньше ребенок владел только
устной речью, то с поступлением в школу он начинает овладевать и письменной
речью.
Под влиянием обучения устная
речь становится богаче, ребенок овладевает некоторыми средствами
выразительности. В дальнейшем ребенок использует такие виды речевой
деятельности как говорение, слушанье, письмо и чтение.
В школе учащиеся усваивают
тысячи новых слов и новые значения. Развивая речь учащихся, следует предъявлять
ряд требований к речи, такие как содержательность, точность, богатство языковых
средств, ясность, выразительность и правильность.
Далее мы выделили несколько
условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Это
потребность в высказывании, содержание речи и средства языка.
Развитие речи протекает более
успешно в благоприятной речевой среде, т.е. в семье, в школе, в общении с
товарищами.
В исследовательской работе мы
решили выяснить, как влияют малые формы фольклора на развитие речи учащихся на
уроках русского языка. И поэтому мы рассмотрели, что такое загадка, пословица и
поговорка.
При обучении учащихся начальных
классов учителя пользуются загадками и поговорками.
Загадки заставляют внимательно
вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них
сходство и различия. Они могут использоваться при изучении правил правописания
и при навыках грамотного письма. Загадки вызывают интерес, как сам процесс
отгадывания загадок, так и результат интеллектуального состояния.
Работая с пословицами, учащиеся
учатся относить их к определенной теме, повышается грамотность, развивается
мышление учащихся, а также способствует лучшему усвоению грамматики.
Речь служит важнейшим средством
изучения мышления. Для развития речи важен вопрос "Почему?", требующий
доказательств. При составлении заданий для младших школьников необходимо
требования, которые мы перечисляли в одном из пунктов исследования.
Нами были проанализированы
учебники русского языка начальных классов. Сделали вывод о том, что малые формы
фольклора используются в начальных классах, но задания не разнообразные, они
повторяются, их недостаточно много, используются для закрепления грамматики. Творческие
задания (составь свою загадку, продолжи пословицу и т. пр) отсутствуют.
В исследовательской части нашей
работы мы попробуем доказать или опровергнуть наше предположение, что загадки,
пословицы и поговорки влияют на развитие речи младших школьников. И поэтому их
надо использовать как можно больше с разнообразными заданиями, помимо тех
которые используются в учебниках по русскому языку для начальных классов.
1.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский
фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240с.
2.
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш.
и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая
школа, 2000. - 472с.
3.
Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре / Ленинград:
"Детская литература", 1982. - 191с.
4.
Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2010
"Воспитание в дошк. учреждениях" и №2002 "Дошк. воспитание"
/ В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред.Е. Е. Забаревой. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 399с.
5.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976.
- 127с.
6.
Колпакова Н.П. Сокровище народа. Русское народное поэтическое творчество.
Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР
М., 1957. - 271с.
7.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.
- 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2000, - 464с.
8.
Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.
9.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для
учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.
10.
Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская,
В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр.
и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с.
11.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое
общество России, 2000. - 256с.
12.
Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский,
А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред.В. В. Богословского и др. - 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 383с.
13.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В.
В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.
14.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ.
ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и
образование", 2005.1200с.
15.
Развитие детей речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина. -
М.: Просвещение, 1984. - 223с.
16.
Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - 4-е
изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 112 с.: ил.
17.
Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. - 4-е
изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 208 с.: ил.
18.
Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. - 9-е
изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 256 с.: ил.
19.
Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. - 5-е
изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с.: ил.
20.
Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и
развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов
педагогических учебных заведений. - М.: Издательство "Институт
практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 320с.
21.
Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост.М.Т. Карпенко. - М.: Просвещение,
1988. - 80с.
22.
Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа.
- 2004. - №10. - 112с.
23.
Словарь русского языка в 4-х томах / Академия наук СССР. Институт
русского языка / т.3 (п-р), Государственное издательство иностранных и
национальных словарей М.: 1959, - 991с.
24.
Т.П. Королева Работа с пословицами на уроках русского языка // Начальная
школа. - 2000. - №7. - 143с.
25.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия",
1999. - 336с.
26.
Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.:
Просвещение, 1960. - 348с.
Приложение № 1
ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА
Отгадай загадку.
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу-
Когда спать, когда встать,
Когда работу начинать.
(Часы).
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник).
Хвостом виляет,
Зубаста, а не кусает.
(Щука).
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет - я посвечу.
(Свеча).
Разошлись мальчики
В темные чуланчики.
Каждый мальчик
В свой чуланчик. (Перчатки).
ЖИ-ШИ
Отгадай загадку.
Бегу по дорожке
Доски на ножки. (Лыжи).
Странная звездочка с неба упала.
Мне на ладошку легла - и пропала.
(Снежинка).
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик).
Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (Шило).
2. Вставь слоги жи и ши,
чтобы получились слова.
друма
пру…нати…на
нана
3. Составь из слогов слова.
пулы
мынавысне
шижи
мАдонкала
стый
Парные звонкие и глухие
согласные
Отгадай загадку. Выпиши другие
слова на это же правило.
Белая скатерть все поле покрыла.
(Снег).
Зимой на земле лежало,
Весной в реку побежало. (Снег).
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка).
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
(Кошка).
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|