Загадки, пословицы, поговорки как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка
В словаре русского языка под
редакцией А.П. Евгеньевой дается определение "пословица": "Пословица
- краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющая обычно
назидательный смысл" [11, с.217].
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский
писал: "Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении
отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему
содержанию" [4, с.5].
Пословицы широко используются в
обучении - как воспитательной целью, так и для развития речи. В речи самих
учащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим
классам [11, с.165].
Какой бы короткой ни была
пословица, это все-таки законченное художественное произведение. Оно радует нас
не только метким наблюдением, но и тем, как ловко, красиво оно выражено. Его и
запомнить гораздо легче [2, с.143].
Ту меня, работушка, не бойся,
я тебя, работушка, не трону!
Пословицы можно употребить в
самых разных случаях. Так, например, могли говорить крестьяне, угнетаемые
господами.
Поговорка о черной корове может
прозвучать в любых обстоятельствах, при которых внешность не соответствует
внутреннему содержанию явления. А пословица о топоре и крепком пне будет к
месту, когда происходит любое единоборство, любая борьба, любой спор.
Пословицы отличаются устойчивой
художественной формой. Нередко они имеют рифму, иногда очень затейливую,
многократно повторяющуюся:
Кот скребет на свой хребет.
Пословицы отличаются от
повседневной разговорной речи особым складом, ритмом.
Ухо сразу улавливает этот ритм:
Кого впряг - и ехать так.
Нежданный гость - не мытые
ложки.
Пословица часто имеет двучленное
построение:
Тише едешь - дальше будешь.
Много знать - мало спать.
По многим пословицам можно
отчетливо проследить, как выражал народ свое независимое мнение по различным
житейским вопросам, свои самостоятельные взгляды на жизнь.
Люди употребляют поговорки почти
также легко и непринужденно, как слова собственной речи. Но все-таки пословицы
и поговорки не просто слова, не просто разумные фразы или верные жизненные
наблюдения [2, с.143].
Работа с пословицей развивает
мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи,
способствует лучшему усвоению грамматики [8, с.58].
Системная работа над пословицей
очень много дает учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения,
относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий
характер. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность,
способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами
прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно
относиться к метким образным выражениям интересоваться народной мудростью. Следует
помнить, что пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважения
к труду, чувства доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу,
создавшему эти пословицы.
В словаре С.И. Ожегова дается
определение "поговорка": "Поговорка - выражение, преимущественно
образное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения" [15,
с.683].
Краткое образное выражение,
оборот речи, метко определяющий кого-либо явление жизни; в отличие от пословицы
лишена обобщенного поучительного смысла.
Поговорки имеют более узкий,
конкретный смысл, пословица - шире. Они близки друг к другу, их всегда печатают
и изучают вместе.
Много пословиц и поговорок
сохранили наши летописи, а также произведения древнерусской литературы.
В летописи рассказывается о том,
как обры (авары), покорив славянское племя дулебов, жестоко притесняли их. А
затем, - видимо, эпидемия была или какое-то стихийное бедствие произошло, но
только все обры погибли, умерли. Летописец, живущий 800 лет назад, завершает
эту историю, которая произошла задолго до него, такими словами: "Есть
притча в Руси и до сего дня: погибоша, аки обре" (то есть погибли, как
обры). Это самая настоящая поговорка. Ее и сейчас можно услышать.
И сейчас говорим мы: "Свинью
подложить". Но, наверное, не все знают, что поговорка эта возникла в
период борьбы Северной Руси с ливонским орденом.
Когда речь заходит о новых,
современных пословицах и поговорках нужно проявлять большую осторожность,
научную добросовестность.
Во-первых, настоящие пословицы и
поговорки имеют широкое распространение, они должны быть приняты народом, и,
во-вторых, это хоть и краткие, но все-таки, художественные произведения [2, с.145].
Фонд пословиц и поговорок все
время обновляется. И в прошлом и в настоящие дни постоянно рождаются новые
меткие и художественно отточенные изречения.
Какую-то небольшую часть их
давала литература.
Из басен И.А. Крылова в устный
обиход вошли, стали пословицами и поговорками такие, например, стихи:
Ай, Моська! Знать она сильна,
что лает на слона.
А ларчик просто открывался.
Множество пословичных выражений
подарил нам А.С. Грибоедов:
И дым отечества нам сладок и
приятен.
Служить бы рад - прислуживаться
тошно.
Подписано - и с плеч долой.
Некоторые пословицы и поговорки
иногда приходят в нашу речь из песен, из частушек, из сказок:
Стань передо мной, как лист
перед травой!
Скоро сказка сказывается, да
не скоро дело делается -
Сказочные формы, они употребляются
в разных сказках.
Например, известная всем
поговорка "Битый не битого везет" взята из определенной сказки - о
волке и лисе, как бы подводит итог сказочной истории.
В русских пословицах и
поговорках ощущаешь удаль, душевный размах:
Грудь в крестах - или голова
в кустах!
Пан так пан, пал так пан.
Пушкин писал в свое время об
особом ироническом складе русского ума.
Подобно всем произведениям
фольклора, пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уст
в уста, они переосмысляются, появляются в ином виде. Один человек может знать и
употреблять поговорку:
Любит, как собака палку.
А другой с детства знает другую:
Любит, как собака редьку.
Какая верна, а какая неверная? Обе
верные; это не искажение, не забвение - собака действительно не любит ни палку,
ни редьку… Это равноправные варианты [2, с.148].
Пословицы и поговорки, созданные
русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с
ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку,
повышает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему
усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся
народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять
внимание на уроках русского языка [4, с.3].
Используя в своей речи пословицы
и поговорки, дети учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства,
интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать
слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Одной из важнейших задач школы
является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются
в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом
зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов
грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний
является центральной частью процесса обучения.
Нами была проведена работа по
анализу учебников "Русский язык" Рамзаевой Т.Г. с 1 - 4 классы, было
выделено ряд заданий с использованием загадок, пословиц и поговорок.
В учебнике 1-го класса используются
такие задания:
объясни, почему так говорят [16,
с.5] ;
прочитай, отгадай [16, с.25] ;
составь свою загадку о домашнем
животном [16, с.26] ;
напиши отгадку [16, с.28] ;
прочитай загадку и объясни
отгадку [16, с.31] ;
спиши загадку. Обозначь ударения
в словах [16, с.51] ;
спиши загадку, поделив слова для
переноса [16, с.57] ;
составь свою загадку с тоже
отгадкой. Напиши [16, с.69] ;
из каких звуков состоит
слово-отгадка? [16, с.72] ;
спиши первые две строчки загадки
и отгадку [16, с.77] ;
спиши загадку, вставляя
пропущенные буквы [16, с.86] ;
докажи, что правильно отгадал
загадку [16, с.99] ;
составь свою загадку по одной из
картинок. Используя слова, которые обозначают признаки предметов [16, с.100].
В учебнике 2-го класса
используются следующие задания:
прочитай пословицу. Объясни,
почему так говорят. Спиши, диктуя себе по слогам [17, с.3] ;
прочитай, отгадай. Спиши загадку.
Напиши отгадку. Составь (устно) свое предложение, используя слово - отгадку [17,
с.5] ;
отгадай загадку. Из каких звуков
состоит слово - отгадка? Какими буквами обозначается эти звуки на письме? [17,
с.16] ;
какие слова пропущены в
пословицах? Из каких звуков состоят эти слова? Напиши пословицы. Объясни почему,
почему так говорят? [17, с.27] ;
отгадай загадку. Спиши загадку. Напиши
отгадку. Проверь по словарю [17, с.28] ;
отгадай загадку. Приготовься
писать по памятки (Памятка №3) (31)
прочитай загадку и отгадай. Спиши.
Напиши отгадку. Подчеркни сочетание жи [17, с.33] ;
прочитай пословицу. Почему так
говорят? [17, с.37] ;
отгадай загадку. Спиши загадку. Напиши
загадку. Подчеркни сочетание ча [17, с.41] ;
прочитай пословицы, объясни их
смысл. Спиши. Подчеркни сочетания жи, ча, ща [17, с.44] ;
отгадай загадку. Выучи ее
наизусть. Напиши первые две строчки загадки по памяти. Подчеркни сочетание, чу.
Напиши отгадку [17, с.45] ;
спиши пословицы, разделяя слова
черточками на слоги. Поставь точки над гласными буквами [17, с.53] ;
отгадай загадку. Спиши. Найди
слово из двух слогов, которые не переносится [17, с.59] ;
напиши загадку по памяти (Памятка
№3). Запиши отгадку. Какие слова нельзя переносить? Почему? [17, с.60] ;
отгадай загадку. Напиши отгадку.
Сколько звуков в этом слове и сколько букв? Почему букв больше? Выпиши из
загадки слова с ь [17, с.81] ;
спиши загадку. Подчеркни
согласные буквы, которые нужно проврить. Подбери проверочные слова [17, с.93] ;
спиши загадку. Напиши отгадку. Подчеркни
слова с проверяемой согласной на конце [17, с.96] ;
спиши загадки. Напиши отгадки. Подчеркни
двойные согласные [17, с.114] ;
отгадай загадку. Найди слова
которые, называют действия предметов. На какие вопросы они отвечают? Спиши одну
часть загадки (по выбору) [17, с.131] ;
прочитай загадку, отгадай. Напиши
загадку по памяти (Памятка №3). Подчеркни глаголы. Докажи, что правильно выполнил
задание [17, с.137] ;
прочитай пословицы. Объясни их
смысл. Спиши пословицы. Проверь [17, с.146] ;
напиши пословицу по памяти (Памятка
№2) [17, с.151] ;
спиши загадку, вставляя пропущенные
буквы. Напиши отгадку [17, с.168] ;
спиши загадку, напиши отгадку. Подчеркни
буквы, написание которых ты можешь объяснить [17, с.173] ;
спиши загадки. Напиши отгадки. Подчеркни
слова, которые обозначают действия предметов [17, с. 199].
В учебнике 3-го класса используются
следующее задания:
отгадай загадки. Спиши загадки,
напиши отгадки. Проверь написание первой отгадки по словарю. Вспомни или
составь свою загадку про морковь (устно) [18, с.3] ;
прочитай пословицы. Объясни их
смысл. Спиши пословицы. Проверь. Подчеркни сочетания жи, ща [18, с.22] ;
отгадай загадки. Напиши первую
загадку по памяти вместе с отгадкой. Вторую загадку спиши. Проверь [18, с.25] ;
отгадай названия профессий. Спиши
загадки. Напиши отгадки [18, с.31] ;
объясни смысл пословиц и
поговорок. Спиши три пословицы (по выбору) [18, с.46] ;
отгадай загадку. Напиши загадку
по памяти. Найди однокоренные слова. Сравни написания корней [18, с.75] ;
прочитай пословицы. Подумай,
какие буквы пропущены в словах. Объясни смысл пословиц. Подбери проверочное
слово к тем словам. Которые нужно проверять. Напиши пословицы [18, с.76] ;
отгадай загадку. Выпиши слова с
парными согласными на конце и слова с непроверяемыми гласными в корне [18, с.78]
;
отгадай загадку. Спиши загадку и
отгадку. Найди в слове три однокоренных слова. подбери к нам проверочное слово.
Поставь знак ударения, выдели корень. Какие буквы в корне этих слов чередуются?
[18, с.98] ;
прочитай пословицы. Напиши их по
памяти. Подчеркни буквы, написание которых нужно проверять (орфограммы). Подбери
еще одну пословицу о труде [18, с.114] ;
прочитай пословицы. Спиши
пословицы (Памятка №1). Подчеркни буквы написание которых нужно проверить [18,
с.118] ;
отгадай загадку. Напиши загадку
по памяти. Найди слово с приставкой. Докажи что это приставка [18, с.127] ;
дополни пословицу со словами ъ
или ь. напиши пословицы. Подчеркни слова с ъ, выдели приставки [18,
с.134] ;
отгадай загадки. Спиши загадки,
напиши отгадки. Обозначь род имен существительных. Подбери еще два имени
существительных с шипящими на конце. Напиши [18, с.172] ;
отгадай загадку. Напиши загадку
по памяти. Подчеркни имена прилагательные. Составь свою загадку о животном [18,
с.175] ;
отгадай загадку. Спиши загадку,
напиши отгадку. Выдели окончания прилагательных [18, с.183] ;
прочитай. Подумай, почему так
говорят. Спиши пословицу (Памятка №1). Объясни почему так пишутся слова с
подчеркнутыми буквами [18, с.221] ;
отгадай загадку. Напиши загадку
по памяти. Подчеркни глаголы с не двумя чертами [18, с.222] ;
дополни пословицы подходящими по
смыслу глаголами с не. Напиши пословицы [18, с.222].
В учебнике 4-го класса
используются следующее задания:
отгадай загадку. Напишите загадку
по памяти [19, с.25] ;
прочитайте загадку. Напишите
загадку по памяти. Выделите приставки. Напишите отгадку [19, с.26] ;
прочитайте пословицы. Объясните
их смысл. Спишите. Определите падеж существительных. Докажите [19, с.62] ;
отгадай загадку. Спишите загадки,
выпишите отгадки. Укажите падеж выделенных существительных [19, с.64] ;
прочитайте пословицы, вставляя пропущенные
по смыслу слова. спишите, вставляя пропущенные слова. в каком падеже стоят
слова, которые вы вставили? Докажите [19, с.64] ;
отгадай загадки. Спишите
загадки, вставляя пропущенные буквы. Напишите отгадки. Найдите существительные
в предложном падеже. Докажите, что вы правильно определили падеж [19, с.71] ;
прочитайте пословицы, изменяя
падеж существительных, которые даны в скобках. Напишите пословицы. Укажите
падеж и склонение существительных, окончания которых вы изменили [19, с.88] ;
отгадай загадку. Спишите
загадку, напишите отгадку. Подчеркните местоимения. Найдите слова с
разделительным ь. Напишите еще три слова на это же правило [19, с.165] ;
отгадай загадку. Определите
время у выделенных глаголов. Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы,
напишите отгадку [19, с.178] ;
спишите пословицы. Обозначьте
глаголы в неопределенной форме [19, с.181] ;
отгадай загадку. Объясните,
какие окончания нужно написать. Напишите загадку по памяти [19, с. 200] ;
отгадайте загадку. Выучите
загадку наизусть и напишите вместе с отгадкой. Докажите, что выделенные слова -
местоимения [19, с.240] ;
Во всех учебниках начальных
классах присутствуют загадки, пословицы и поговорки. В учебнике 1-го класса
большое внимание уделяется загадкам, а задания с поговорками и пословицами
отсутствуют. В начале учебника заданий с загадками используется немного, затем
количество заданий увеличивается, и усложняются для учащихся. Все задания
различные. Сначала учащимся предлагается прочитать, объяснить, затем переписать,
вставить пропущенные буквы, т.е. используются для закрепления изученных правил.
Также необходимо доказать, что правильно отгадали загадку и задаются дополнительные
вопросы.
Уже во 2-м классе используется
больше загадок и пословиц. Задания для пословиц почти одинаковые. В них
предлагается причитать, объяснить, списать и подчеркнуть какую-либо орфограмму.
К загадкам даются следующие задания: прочитай, отгадай, спиши, дополнительно
даются задания на правило ранее изученное учащимися. Общее задание для загадок
и пословиц - написание по памяти, используя памятки в учебнике. Все задания,
которые встречаются с малыми жанрами фольклора, предполагают, письменный ответ,
устных заданий не встречается. Задаются дополнительные вопросы к загадкам. Большое
количество заданий с загадками, чем с пословицами и поговорками. Для того,
чтобы учащимся легче было отгадать загадку в ответах прописаны начальная и
конечная буквы.
В учебнике 3-го класса кроме
письменных зданий с загадками, пословицами и поговорками предполагаются и
устные задания на новое правило. Очень много дополнительных заданий на
написание слов, а также вопросов по пунктуации. Часть загадок иллюстрированы,
что помогает учащимся отгадать ответ. В ответах загадок прописываются начальная
и конечная буквы. Повторяются задания с загадками, такие как напиши по памяти,
проверь слово по словарю. Задания аналогичные, что для загадок, что для
поговорок. В конце учебника присутствуют типичные задания для загадок - отгадай
загадку, спиши и напиши отгадку.
В учебнике 4-го класса загадки и
пословицы используются меньше, чем в других учебниках начальных классов. Задания
похожи на те, которые используются в 3-ем классе. Большое количество заданий
связано с определением падежей различных частей речи. К концу учебника 4-го
класса заданий с загадками и пословицами становится очень мало.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|