бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Загадки на уроках русского языка бесплатно рефераты


То это за дорога? Кто по ней идет – тот хромает? (Лестница)


Двойные согласные

Отгадай загадку. Выпиши другие слова на это же правило.

По асфальту идет дом, ребятишек много в нем,

А над крышей вожжи, он ходить без них не может. (Троллейбус)


День и ночь стоит на крыше этот чудо-постовой:

Все увидит, все услышит, всем поделится со мной! (Антенна)


Это зелье ты не тронь: жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива, называется… (крапива)


Плещется теплая волна в берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (Ванна)

Мягкий знак

Отгадай загадку, запиши отгадку.

Мала я, никому не мила. (Мышь)

В воде купался, сухим остался. (Гусь)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Крыльями машет, а улететь не может. (Мельница)

Кто на свете всех сильнее? (Муравьи)


Попало наше тесто в горячее место.

Попало – не пропало, румяной булкой стало. (Печь)


Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Вьюга)


Когда учащиеся получают богатый материал об особенностях загадки, научатся их отгадывать не механически, а путем логического, последовательного рассуждения, правильного обоснования своего выбора, тогда можно переходить к следующему творческому этапу – это к самостоятельному составлению загадок.


















3.6 Методика работы над составлением загадки

 

          Загадка это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления. Сочинение таких «поэтических описаний» полезно и посильно детям.

          Мышление младших школьников конкретно, их видение мира предметно. Сочиняя загадку, они получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники еще не владеют достаточным опытом восприятия объектов. Поэтому проведение наблюдений на начальных этапах обучения предполагает внимание не ко всему комплексу признаков, а к отдельным из них, самым ярким, наиболее существенным для данного предмета или явления, притом внешнее легко воспринимаемым. Сочинения-загадки потому и полезны, что в ходе их подготовки ученик учиться рассматривать предмет (реальный или воображаемый) и выявить его отличительные признаки.

          Другой аргумент в пользу загадки как жанра школьного сочинения связан с особенностями её строения. Загадка предполагает либо замену одного предмета другим, близким, похожим по каким-то признакам или действиям, либо описание признаков (действий) скрытого предмета.

           Загадка – это всегда образ, в основе которого лежит метафора, метонимия, олицетворение, перифраз. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.

           И еще одно достоинство загадки – это так называемая малая форма словесного поэтического творчества, т.е. это всегда короткое произведение, что весьма существенно для младшего школьника.

          Какова же методика обучения сочинению загадок?

          Работа над составлением загадок проводится в несколько этапов:

1. Отгадывание загадок с целью понять, как строится произведение этого жанра, в чем заключается его специфика. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок: где называется не сам предмет, а другой, похожий на него и, где указываются самые яркие отличительные признаки предмета.

2. Наблюдение. Рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.

3. Сочинение загадок, сначала коллективное, затем самостоятельное.

Фрагменты уроков обучения сочинению загадок.

1.     Отгадывание загадок

- Вы любите и умеете отгадывать загадки, а сегодня вы будете сами их сочинять. Но сначала надо понять, как «устроена» загадка. Отгадайте загадку «Держит девочка в руке облачко на стебельке»  (Одуванчик)

- Как вы догадались, как узнали? (Одуванчик похож на облачко, только про него сказано, что это облачко на стебельке)

- А чем похож? (Одуванчик такого же цвета, он кажется таким же мягким, пушистым, как облако)

- Вот, оказывается, что особенного в загадке, в ней совсем не называется предмет, или называется не тот, который загадывается, а другой похожий на него. Отгадывая загадку, мы обращаем внимание на признаки предмета. Проверим этот вывод. Послушайте еще одну загадку: «В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке».

Работа проводится по тому же плану, что и в первом случае: дети отгадывают загадку (подсолнух), затем обосновывают отгадку, в конце учитель подтверждает, что и в этой загадке назван не сам предмет, а другой, похожий, дети находят отгадку по признакам этого предмета.

2.     Наблюдение.

- А теперь, когда вы поняли, как устроена загадка, попробуйте сами сочинить свою загадку. Пусть ваша первая загадка будет вот об этом цветке. Что это за цветок? (на доске открывается красочная картинка, на которой нарисован ландыш)

- Всмотритесь в рисунок, вспомните цветок, который, наверное, держали в руках. Что в нем особенного? Назовите его главные признаки. (Много цветков на одном стебельке, вкусно пахнет, душистый, цветочки бывают только белые).

- Итак, главные признаки цветка, на которые сразу обращаешь внимание, как только берешь его в руки, - душистый, много цветочков на одном стебельке, все цветочки белые.

- Вы назвали все признаки. Но у нас нет еще одной важной детали, нужной в загадке. Какой?  (Мы не говорили, на что похожи цветочки ландыша)

- На что похожи цветочки ландыша? (На горошки, на шарики, на фонарики, на чашечки, на колокольчики, на бубенчики) Все записывается на доске.

3.     Сочинение загадки

- С чего начнем, с чем будем сравнивать? (С горошками)

- Назовем признаки этих горошков. Какие они? (Белые, душистые)

- Вот и первая строчка загадки: «Белые душистые горошки…»

- Нужны еще какие-то признаки. О чем нужно сказать? (О стебельке)

- На что он похож? (На ниточку, на ножку)

- Вот это уже хорошо: горошки на ножке. Но надо горошки как-то «прикрепить» к ножке. Подыщите новое слово. (Качаются, висят, растут, сидят)

- Предлагайте вторую часть загадки. (Растут на одной ножке, висят на одной ножке, висят на зеленой ножке)

- Вот у нас получилась загадка: «Белые душистые горошки висят на зеленой ножке».

Учитель дописывает загадку на доске, а дети выбирают понравившийся им вариант и записывают его в тетради.

- Вы говорили, что цветки ландыша похожи не только на горошки, но и на шарики. Попробуйте указать признаки шариков. Какие они? (Белые, душистые)

- Начнем загадку: «Белые душистые шарики…»

Ученики предлагают варианты типа «висят на стебельке как фонарики».

- Сравним с бубенчиками. Бубенчики – это не металлические шарики. Когда их потрясешь, они звенят.

- На какие признаки нужно указать, сочиняя загадку? (Белые, душистые, как будто звенят) А теперь сочините самостоятельно свою загадку.

Результаты самостоятельного сочинения загадок:

«Белые душистые бубенчики на стебельке висят,

Белые бубенчики от ветерка звенят».


«Белые душистые бубенчики на одной ножке висят

И неслышно звенят».


«Белые душистые бубенчики на зеленой ножке висят,

нежно, весело звенят».

Возможен и другой вариант. Для того чтобы младшие школьники могли правильно составлять загадки, им необходимо знать важные признаки загадок. Для этого каждому ученику раздаются памятки.

«Памятки к работе над загадками»

1.     Загадка – малое по форме (размеру) литературное произведение.

2.     Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Скрытый вопрос – «Никого не обижает, а ее все толкают» (Дверь)

     Явный вопрос – «Что вниз вершиной растет?» (Сосулька)

3.     Цель создания загадки: поставить собеседника в затруднительное положение, заставить подумать.

4.     В загадке используются образные слова и словосочетания.

Метафора – употребление слов в переносном значении. Например: Под крышей белый гвоздь висит. Сосулька сравнивается с гвоздем.

Олицетворение – сопоставление предмета, явления с человеком, животным. Например: часы – ходят.

Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большой художественной выразительности. Например: Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух)

Сравнение – сопоставление одного предмета, явления с другим. Например: Кругла, как шар, красна, как кровь.

5.     Загадка часто строится на перечислении признаков предмета, явления. (Величина, форма, цвет, звучание, движение)

6.     Использование в загадках однородных членов предложения. Например: Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.

7.     Загадку можно строить на основе отрицательного сравнения.

8.     В целях создания замысловатого вопроса в загадке используется многозначность слова. Например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает.

9.     Загадка может иметь форму диалога. Например:

- Это черная?

- Нет, красная?

- А почему белая?

- Потому что зеленая.

10. В загадках встречается рифма – взойдет-упадет.

11. Используется звуковая подсказка. Когда звучание слова помогают найти отгадку. Например: Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышь)

Ученики делают выводы: чтобы сочинять загадки, надо использовать  приемы, написанные в памятки. В доказательство этого учащимся предлагаются тексты народных и литературных загадок для сравнения.

Литературная:                                                 Народная:

Стоит девица, ой, нарядная,                          Стоит красавица на поляне

Вся-то стройная, вся-то ладная.                    В белом сарафане,

Белый черным шит сарафан на ней               В зеленом полушалке.

Ветер к ней спешит, чешет кудри ей.

Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается.

(О.Тарнопольская)

Прежде чем строить метафорическую загадку, необходимо научить учащихся составлять загадки на противопоставление и сравнение.

Например:Стрекоза      На кого похожа?

Какая? Что делает?                                       Кто делает так же?

Большеглазая                                                лягушка, рыба, птица,

Летает                                                            жук, сверчок, сорока,

Стрекочет                                                     дятел, ежик.

Ловит насекомых

Большеглазая, а не лягушка. Большая, как рыба. Летает, а не птица. Летает, как жук. Стрекочет, а не сверчок. Стрекочет, как сорока. Ловит насекомых. А не дятел. Ловит насекомых, как ежик.

Малина

На что похожа?                                             Чем отличается?

Ежевика                                                         красная

Костянка                                                       растет кустарником

Морошка                                                       не растет на болоте

Гранат                                                            без кожуры


       Как ежевика, но красная

Как костянка, но растет кустарником

Как морошка, но не растет на болоте

Как гранат, но без кожуры.

И сравнение, и сопоставление одновременно.

Четыре ступени составления загадки.

1.     Отстранение (никогда не видел)

Для слова, которое мы хотим загадать, нам необходимо дать точное определение, как будто для человека, который никогда этот предмет не видел.

Для сравнения дается определение из словаря.

Печь – это сооружение из кирпича, в котором разводят огонь для отопления и приготовления пищи.

2.     Сравнение (на что похожа)

Дети сравнивают предмет с чем-то известным и пытаются найти сходство по каким-нибудь признакам или по назначению.

Печь похожа на: дом из кирпича, пароход с трубой, паровоз, горячий утюг, старый самовар (с сапогом)

3.     Рассказ-загадка (загадочное определение)

Используя одно из сравнений, составить определение, которое уже является загадкой, хотя и в прозе.

В доме есть кирпичный дом, который его греет.

Белый пароход с трубой на кухне, который нужен для приготовления пищи.

4.     Стихотворная форма.

Теперь необходимо облечь загаданное определение в максимально привлекательную форму.

В доме стоит пароход,

В нем бабушка варит компот.

 

В углу дома стоит дом,

Бабка щи варит в нем.

Домик этот греет дом,

Да и спать можно на нем.

 

Белый дом, в нем огонь.

Жарит, парит, пищу варит.

 

Пароход дымит, дымит,

Значит бабушка суп варит.

          После ребята выделяют предмет в классе и определяют самые важные приметы. Например: глобус.

«Глобус похож на яблоко, шар, мяч, арбуз, так как он круглый. Значит можно сравнивать его с любым из этих предметов»

«У глобуса, если сравнивать его с другими круглыми предметами, интересная окраска. Каждый цвет соответствует своему значению: голубой – моря, океаны; зеленый – равнины; желтый и коричневый – горы»

«Глобус – круглый, потому что это модель земного шара. Наша планета имеет форму шара. Наблюдая, как вращается глобус, мы можем видеть перед собой разные страны, города, моря».

Используя эти признаки и приемы описания, сравнения, противопоставления, ребята делятся на группы и составляют загадки.

1-я группа: Этот шарик повернешь – в любой город попадешь,

А рукою поведешь – океан за миг пройдешь.

2-я группа: Стоит Антошка на круглой ножке.

Новая рубашка в заплатах:

Где сыро – голубая,

Где высоко – желтая,

Где низко – зеленая.

3-я группа: Круглый, но не мяч, цветной, но не радуга,

Умный, но не книга, вращается, да не колесо.

Затем ребятам предлагается проанализировать сочиненные тексты и доказать, что это загадки. Выясняют, что предмет не назван, он сравнивается, описывается, противопоставляется. Называются его главные признаки: круглый, повернешь – вращается, на одной ножке, цветной.

В ходе составления загадок у учащихся вырабатывается положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приемами художественной речи.

С учащимися начальной школы был проведен урок русского языка, где они учились составлять загадки. (Приложение №3)

Получены результаты проделанной работы. (Приложение №4)














Заключение

Над проблемой развития речи младших школьников работало огромное количество ученых и педагогов М.Р.Львов [15], В.В.Волина [2], М.С.Соловейчик [24] и многие другие.

Ознакомившись с их трудами и статьями при работе над данной темой, все больше убеждаешься, что немало учителей используют в своей работе загадки для развития речи детей. Время загадок не пройдет никогда. Но хотелось бы, чтобы ни дня, ни урока не проходило без этого удивительного жанра русского фольклора, чтобы школа открыла для них пошире двери. Хотелось бы слышать и видеть загадки все чаще в нашей устной и письменной речи на уроке и внеклассных занятиях, так как загадка обогащает наш язык яркими образами, точными словами, учит нас творческому мышлению, что так необходимо в современной жизни.

И, наверное, не случайно, что этот жанр широко применялся в обучении детей великими нашими педагогами К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым и др.

Этот список можно продолжать очень долго, и это радует. Чем больше ученые и педагоги будут работать над этой проблемой, тем богаче и обширнее станет речевой запас младших школьников. А наш русский язык – это богатство, которое мы должны беречь и преобразовывать, будет еще богаче, образнее, выразительнее.

Ушинский писал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал саму загадку, хотя это может часто случиться, но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные». [29]

 А вот слова А.Н.Толстого : «Русский язык! Тысячелетия создавал наш народ. Это глубокое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, самого великого будущего». И мы не можем не согласиться с его словами. Очень хотелось бы, чтобы педагоги развивали речь ребенка именно через загадки и игры-загадки, через то, что интересно ребенку, так как это богатый и ценный словарный материал. Он заставляет ученика думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, подбирать нужное, точное слово, делая речь образной, выразительной, понятной и интересной для окружающих. В этом и состоит главная задача учителя. А чтобы достичь этого, учитель должен определить для себя систему работы над загадкой:

l        знать исторические корни и происхождение загадок, их педагогическую ценность;

l        видеть художественную ценность в загадке и учить этому детей;

l        включать в уроки русского языка загадки в различных формах и видах на разных этапах урока;

l        учить самостоятельно составлять загадки, т.к. они вызывают интерес и желание изучать русскую речь, развивают творческие способности и повышают грамотность.

Детские творческие работы – это и есть результат работы, где четко прослеживается формирование правильной, выразительной, грамотной речи.










Список литературы     


 1. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. Л.:Просвещение, 1987. –125 с.

     2. Волина В.В. Загадки от А до Я. – С. Пб: Дидактика Плюс, 1997. –С.5

     3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1934 – с. 311

   4. Гвоздева Е.М. Как я использую загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне.// Начальная школа. – 1993. - №3. – С.55

   5.Герд К.П. К изучению загадок.–Тр.науч. о-во по изучению Вотского края. – М.: Феникс, 1927, вып. 5,  - 124 с.

     6. Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки.// Начальная школа. – 2003. - №4. – С.33

   7. Дик Н.Ф. Веселые классные часы во 2 -3 классах. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 120 с.

    8. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе.// Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4 – 8 классах. – М., 1696. – 104 с.

    9. Запорожец И.В. Сочини загадку. // Начальная школа. – 2003. - №5. – С.38

  10. Заславский Р.В. Где ты, Барвинок, рос вырастал? – М.: Детская литература, 1975. – С.49

   11. Иванова Е. И. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе. – М.: ООО «Аквариум ЛТД», 2004. – С.54

    12. Истратова Ю.С. Методическая копилка. // Начальная школа. – 1992. - №9-10. – С.71

     13. Крашенинников С.П. Описание земли русской.С Пб., 1755, Т. 1, 246с.

     14. Лаврова Л.П. Неделя русской словесности. // Начальная школа. –

2005. - №4. – С.85

  15. Львов Р.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студентов высших пед.уч. заведений. Изд. центр «Академия», 2002. – 357с.

   16.  Лыкова Л.И. Увлеченность любимым делом. // Начальная школа. – 1992. - №3. – С.8

   17.  Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк:  Сталкер, 2006. – 318с.

  18. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение,       1987. – 100 с.

  19. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – С.4

   20. Рудина В.Г. Загадки о технике и производстве. // Начальная школа. – 1987. – С. 73

    21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1940. – 305 с.

    22. Рыбникова М. А. Загадка, ее жизнь и природа. – М.:АСТ, 1967. – С.22

    23. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка. // Начальная школа.- 2004.- №10. – С.44

   24. Соловейчик Н.С. Работа с загадками. // Начальная школа. – 1982. - №12. – С.37

    25. Тупичкина Е.А. Игра с детьми в загадки. // Начальная школа. – 1990. - №6. – С.59

    26. Тютяева И.В. Осень в лесу. // Начальная школа. – 1992. - №7-8. – С.72

    27. Укдзенкова А.В. Русский с увлечением. – Екатеринбург: «АРДЛТД», 1998. – С.15

   28. Ульяницкая Л.С. Об использовании  загадки  учителем  начальных классов. // Начальная школа. – 1990. - №2. – С.22

  29. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.         // Пед. Соч. В 6 т. - М., 1989. - Т. 4. - С.65

  30. Фролова К.Д. Загадки от А до Я. (серия «Нескучай-ка»). -С-П., «Тритон», 1997. - 260 с.






Страницы: 1, 2, 3, 4, 5