бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Загадки на уроках русского языка бесплатно рефераты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Педагогическая ценность загадок

 

Уже  в начале XIX века загадка воспринималась как игра, как умственное состязание молодежи, но параллельно бытовала в репертуарах и взрослых и детей, была введена в учебную литературу. Это было фактом признания ее педагогической ценности.

Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления и воображения. Помогает активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, развивает речь, любознательность, тренирует память.

Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с другими, «не быть хуже других». Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе.

Загадка, по словам К.Д. Ушинского [29] «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы ребенка, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приручая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.

 

 

 

 

 

 

3.3 Использование разнообразных художественных средств в построении загадок

 

Все загадки построены на парадоксе. Слово «парадокс» означает неожиданное явление, противоречащее здравому смыслу и расходящееся с общепринятым мнением. И действительно, загадки строятся необычно, а быстрые отгадки являются, как правило, всегда ложными, ибо они нестандартны.

В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки является метафора. Она дает возможность скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких предметов, явлений, действий. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична. Она привлекает к себе внимание, взрывает устоявшееся представление о мире. Разве может быть живое существо без рук, без ног и чтобы рисовало? Может – мороз.

Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку. Например:

Что за зверь в зиму ест, а летом спит,

Тело тепло, а крови нет, сесть на него, сядешь,

А с места не свезет?

Нас сразу же заставляют идти по ложному пути, ища отгадку среди зверей. Медведь? Но он зимой спит. Крови нет у рыбы, но она холодная. А отгадка проста – русская печка.

Вот этот метафорический принцип раскрытия сущности мира, окружающего человека, - один из основных приемов построения загадок.

Еще одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Например:

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (Антенна)

Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, находить оптимальные пути решения, приемы отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить школьников придумывать загадки самим. Способы построения загадок позволяют педагогу оказывать помощь детям по определению последовательности мыслительных действий в процессе отгадывания.

Алгоритм поиска отгадки, выработанный детьми под руководством учителя:

1)     определить, что и где нужно искать;

2)     выделить и объединить возможные признаки;

3)     выдвинуть предполагаемую отгадку;

4)     доказать правильность отгадки.


















3.4 Разнообразные игры и игровые формы с загадками

 

Наиболее эффективно будет запоминаться предложенный на уроке материал, если он будет проведен в загадках и играх-загадках.

В процессе всей учебной работы школьников учитель «вмешивается» в их речь. Он обращает внимание на то, чтобы дети правильно произносили слова, верно ставили ударение, выбирали слова, наиболее точно выражающие мысли, учит построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы. Без специальной работы над содержанием и его речевым выражением дети научатся лишь болтать, не задумываясь над содержанием и его грамотным оформлением, а это не только бесполезно, но и вредно для общего и речевого их развития.

А развитая речь, или, как говорил К.Д. Ушинский [29],  дар слова ребенка, - это почти то же, что развивать его мышление, потому что речь тесно связана с мыслью. Развитая речь без развития мышления – это, значит, воспитывать у детей болтливость, умение говорить, не заботясь о содержании. Поэтому забота о содержательности, о логической последовательности и правильности детских высказываний должна быть одной из первых забот учителя при работе с детьми над их речью. Речь нужно развивать все время, опираясь на мышление. Надо сделать так, чтобы одновременно с заботой о речи возбуждать у детей работу мысли. А это значит, что надо, чтобы ребенок внимательно наблюдал, старался понять, запоминать, чтобы его наблюдения были связаны с анализом, нахождением сходств и различий, классификацией, общением, систематизацией, объяснениями и доказательствами. Лишь при этих условиях у ребенка разовьется полноценная речь.

Очень важно, чтобы дети вникли в суть темы, поэтому на разных этапах урока, для поддержания интереса у детей, нужно включать разнообразные загадки или игровые формы загадок.

Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт. Как же избежать ошибки при отгадывании загадок? Для этого необходимо:

l        внимательно слушать;

l        подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

l        не торопиться, а внимательно взвесить все признаки.

Этап закрепления и повторения правописания безударных гласных (словарно-орфографическая работа).

Индивидуальные игры

1.     «Загадки – трафаретки»

На плотном листе или картоне вырезаются круглые или прямоугольные отверстия соответственно тем клеткам, куда должны вписываться буквы слова – отгадки. Найдя буквы, играющий вписывает их в отверстия на листе бумаги, подложенному снизу. Следующий  играющий должен подложить под трафарет чистый лист бумаги и закрепить его. За каждое правильно отгаданное слово начисляется определенное количество очков (выдается жетон, фишка). Пример:

«Шесть раков»

Этот рак из сатина сшит, (Рубашка)              

Этот рак на луну летит, (Ракета)

Этот рак – долгожданный день, (Праздник)

Этот может вспорхнуть на пень, (Куропатка)

Этот рак сторожит дворец, (Охранник)

Этот – кисленький леденец. (Карамелька)

«Шесть ос»

На этой осе в сентябре позолота,(Осина)

А эта растет на лугу у болота,(Осока)

А эта оса на Луну улетает,(Космонавт)

Эта на солнце худеет и тает,(Сосулька)

С этой спит в колыбельке малыш, (Соска)

Эта по классу крадется, как мышь. (Подсказка)


2.     Кроссворд загадок


Используя этот вид работы, можно подобрать материал таким образом, что образуется тематическая группа слов, повторяются изученные ранее и происходит знакомство с новым словарным словом. Сначала детям предлагается разгадать загадки.

        Отгадки сначала обосновываются указанием на эпитеты, метафоры, сравнения, затем подчеркивается точность, меткость подобранных троп и записываются в специально подготовленную схему ребуса таким образом, что в выделенной колонке появляется слово, с которым должны познакомиться на уроке.

   3. «Начни с…»

В этом кроссворде известно, с какой буквы начинается слово-отгадка.

Начинайте с буквы «М»:

Кто в глухом лесу живет, неуклюжий, косолапый,

Летом ест клубнику, мед, а зимой сосет он лапу? (Медведь)

Начинайте с буквы «К»:

Льется речка – мы лежим, лед на речке – мы бежим. (Коньки)

Начинайте с буквы «П»:

           Что стоит в конце страницы,

 Украшая всю тетрадь?                                    

           Чем вы можете гордиться?

 Только лишь оценкой… (Пять)

Начинайте с буквы «С»:

Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

4.     Рифмованное упражнение «Чьи иглы?»

Необходимо составить загадки так, чтобы слова: «игла», «иголка», «иглы» были использованы в разных значениях.

Пример:

Я уколов не боюсь, если надо, уколюсь. (Игла)

Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже. (Иголки)

Конь стальной, хвост льняной. (Иголка)

Утка ныряла, ныряла и хвост потеряла. (Иголка)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж с иголками)

Ползун ползет, иглы везет. (Еж с иголками)

5. Рассыпанные загадки

Из слов, написанных на отдельных карточках, сложить загадку и разгадать ее. Игра начинается со стихотворения – зачина:

Со страницы книжки в гости к вам я шла,

Чтобы разгадали вы меня, друзья!

Очень торопилась, и случилось так,

На куски разбилась, не собрать никак!

Помогите, помогите! Из кусков меня сложите!

А потом, вы разгадайте, помните меня и знайте!

Образец подбора карточек к загадке:

         

Ночью

летает

огнем

мерцает

а дыма

нет


Мелким

шажком

бежит

босиком

серый

свитерок

обвивает

ветерок


(Дождь, светлячок, заяц)

6. «Восстанови загадку»

Загадки предлагаются не полностью, а лишь отрывки из них. Отрывки написаны на карточках, которые раздаются по классу. Необходимо восстановить загадку по одному фрагменту и отгадать.

…в окно войдет. (Не стукнет, не брякнет в окно войдет – РАССВЕТ)

… без застежек. (Сто одежек и все без застежек – КАПУСТА)

…ворота открывает. (Без рук, без ног, а ворота открывает – ВЕТЕР)

Шел долговяз… (Шел долговяз, в землю увяз – ДОЖДЬ)

Два братца… (Два братца пошли в реку купаться – ВЕДРА)

…мост мостит. (Дедушка без топора мост мостит – МОРОЗ)

…сухим остался. (В воде купался, сухим остался – ГУСЬ)

Висит сито… (Висит сито, не руками свито – ПАУТИНА)

… одним цветом. (Зимой и летом одним цветом – ЕЛЬ)

Сам худ, а … (Сам худ, а голова с пуд – МОЛОТОК)

7. Чайнворд загадок «Змейка»

Эта игра, в которой слова-отгадки должны следовать одна за другой в виде цепочки слов. Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.

Например:

1.     Красный, сахарный; кафтан зеленый бархатный. (Арбуз)

2.     Сторож плохой: слепой, глухой, не тронешь – молчит, а тронешь – кричит. (Звонок)

3.     Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. (Кот)

4.     Кланяется, кланяется,

Придет домой, растянется. (Топор)

5.     Без тела живет, без языка кричит. (Радио)

6.     На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки,

Ветерок прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик)

1.А

Р

Б

У

2


Н

А

В


В

Ч


У


О

И

Д


Н

К

6.О


О


И


3.К


Д


О

А



4.Т

О

П

О

5.Р

       Эти индивидуальные формы игр можно использовать при организации соревнований между детьми, их можно использовать и в качестве групповых, на скорость разгадывания загадок-трафареток, кроссвордов, чайнвордов. Можно посадить на трон фею Загадку, которая вручит призы лучшим отгадчикам.

Групповые игры

1.     Лото загадок.

Это наиболее простая игра в загадки, так как играющий имеет отгадки и их нужно только узнать в загадках. Игра основана на игровом принципе лото: тексты загадок пишутся на отдельных карточках, а рисунки, являющиеся ответами на эти загадки или сами слова-отгадки помещаются в клетках больших карт.

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила.

 


2.     Викторина загадок «Кто? Что?»

Разгадывание таких типов загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. В основе этой игры лежит проверка знаний, находчивости.

Эта викторина проводится аналогично телевикторине «Что? Где? Когда?» Ее можно проводить в двух вариантах.

I вариант (с индивидуальным ответом)

Из бумаги заготавливается круг диаметром 30-50 см., рассеченный на сектора по количеству играющих. Загадки, написаны на карточках (по 2-3 карточки на каждый сектор) и волчок со стрелкой.

Круг кладется на стол, вокруг которого

рассаживаются играющие. Каждый напротив своего

сектора, на каждый сектор кладется стопкой по 2-3 карточки с загадками, надписью вниз. Назначается ведущий, который заводит волчок, следит за ходом игры и выступает в качестве арбитра.

Очередность ответа определяет стрелка волчка. Время на обдумывание ограничивается одной минутой. За правильную отгадку игрок получает два очка. В случае затруднения ему может помочь с ответом сидящий рядом игрок. Если он не знает отгадки, то это право предоставляется следующему играющему. Когда загадку никто не может отгадать, то ведущий может предложить играющему неявную подсказку. За правильный ответ после подсказки играющий получает одно очко. В заключении игры ведется подсчет очков. Победителем объявляется набравший большее количество очков. 

II вариант (с коллективным ответом)

Играет команда отгадывающих («Смекалистых») в составе 6-8 человек против команды загадывающих («Любознательных»). Для организации игры необходимо  то же игровое обеспечение. Загадки для «Смекалистых» готовит команда «Любознательных» заранее, наиболее удачные загадки отбираются для игры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


 © 2010 Все права защищены.