Загадки на уроках русского языка
3.2 Педагогическая ценность загадок
Уже в начале XIX века загадка
воспринималась как игра, как умственное состязание молодежи, но параллельно
бытовала в репертуарах и взрослых и детей, была введена в учебную литературу.
Это было фактом признания ее педагогической ценности.
Педагогическую
ценность загадок исследователи видели в том, что она знакомит ребенка «с
радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся
признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих
признаков, повышает способность и определенность мышления и воображения.
Помогает активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный
образ, развивает речь, любознательность, тренирует память.
Каждая новая
загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного
достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же
загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с
другими, «не быть хуже других». Загадка, таким образом, стимулирует умственную
деятельность детей, прививает вкус к умственной работе.
Загадка, по
словам К.Д. Ушинского [29] «доставляет уму ребенка полезное упражнение».
Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и
тренирующей умственные силы ребенка, отгадывание загадок оттачивает и
дисциплинирует ум, приручая детей к четкой логике, к рассуждению и
доказательству.
3.3
Использование разнообразных художественных средств в построении загадок
Все загадки построены на
парадоксе. Слово «парадокс» означает неожиданное явление, противоречащее
здравому смыслу и расходящееся с общепринятым мнением. И действительно, загадки
строятся необычно, а быстрые отгадки являются, как правило, всегда ложными, ибо
они нестандартны.
В загадках используются
разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления,
отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки является метафора.
Она дает возможность скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких
предметов, явлений, действий. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична.
Она привлекает к себе внимание, взрывает устоявшееся представление о мире.
Разве может быть живое существо без рук, без ног и чтобы рисовало? Может –
мороз.
Метафоры строятся так, чтобы
заманить отгадывающего в ловушку. Например:
Что за зверь в зиму ест, а
летом спит,
Тело тепло, а крови нет,
сесть на него, сядешь,
А с места не свезет?
Нас сразу же заставляют идти по
ложному пути, ища отгадку среди зверей. Медведь? Но он зимой спит. Крови нет у
рыбы, но она холодная. А отгадка проста – русская печка.
Вот этот метафорический
принцип раскрытия сущности мира, окружающего человека, - один из основных
приемов построения загадок.
Еще одной важной особенностью
загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко
вызывающей улыбку. Например:
Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас.
(Антенна)
Владение внутренним
механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать
загадки: понимать их содержание, находить оптимальные пути решения, приемы
отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить
школьников придумывать загадки самим. Способы построения загадок позволяют
педагогу оказывать помощь детям по определению последовательности мыслительных
действий в процессе отгадывания.
Алгоритм поиска отгадки,
выработанный детьми под руководством учителя:
1) определить, что и где нужно
искать;
2) выделить и объединить
возможные признаки;
3) выдвинуть предполагаемую
отгадку;
4) доказать правильность
отгадки.
3.4
Разнообразные игры и игровые формы с загадками
Наиболее эффективно будет
запоминаться предложенный на уроке материал, если он будет проведен в загадках
и играх-загадках.
В процессе всей учебной
работы школьников учитель «вмешивается» в их речь. Он обращает внимание на то,
чтобы дети правильно произносили слова, верно ставили ударение, выбирали слова,
наиболее точно выражающие мысли, учит построению предложений, вдумчивому выбору
подходящего слова и его формы. Без специальной работы над содержанием и его
речевым выражением дети научатся лишь болтать, не задумываясь над содержанием и
его грамотным оформлением, а это не только бесполезно, но и вредно для общего и
речевого их развития.
А развитая речь, или, как
говорил К.Д. Ушинский [29], дар слова
ребенка, - это почти то же, что развивать его мышление, потому что речь тесно
связана с мыслью. Развитая речь без развития мышления – это, значит,
воспитывать у детей болтливость, умение говорить, не заботясь о содержании.
Поэтому забота о содержательности, о логической последовательности и правильности
детских высказываний должна быть одной из первых забот учителя при работе с
детьми над их речью. Речь нужно развивать все время, опираясь на мышление. Надо
сделать так, чтобы одновременно с заботой о речи возбуждать у детей работу
мысли. А это значит, что надо, чтобы ребенок внимательно наблюдал, старался
понять, запоминать, чтобы его наблюдения были связаны с анализом, нахождением
сходств и различий, классификацией, общением, систематизацией, объяснениями и
доказательствами. Лишь при этих условиях у ребенка разовьется полноценная речь.
Очень важно, чтобы дети
вникли в суть темы, поэтому на разных этапах урока, для поддержания интереса у
детей, нужно включать разнообразные загадки или игровые формы загадок.
Загадка – это задачка,
которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт. Как
же избежать ошибки при отгадывании загадок? Для этого необходимо:
l
внимательно
слушать;
l
подумать
над каждым признаком отгадываемого предмета;
l
не
торопиться, а внимательно взвесить все признаки.
Этап закрепления и повторения
правописания безударных гласных (словарно-орфографическая работа).
Индивидуальные игры
1. «Загадки – трафаретки»
На плотном листе или картоне
вырезаются круглые или прямоугольные отверстия соответственно тем клеткам, куда
должны вписываться буквы слова – отгадки. Найдя буквы, играющий вписывает их в
отверстия на листе бумаги, подложенному снизу. Следующий играющий должен
подложить под трафарет чистый лист бумаги и закрепить его. За каждое правильно
отгаданное слово начисляется определенное количество очков (выдается жетон,
фишка). Пример:
«Шесть
раков»
Этот рак из сатина сшит, (Рубашка)
Этот рак на луну
летит, (Ракета)
Этот рак – долгожданный день, (Праздник)
Этот может вспорхнуть на пень, (Куропатка)
Этот рак сторожит дворец, (Охранник)
Этот – кисленький
леденец. (Карамелька)
«Шесть
ос»
На этой осе в сентябре позолота,(Осина)
А эта растет на лугу у болота,(Осока)
А эта оса на Луну улетает,(Космонавт)
Эта на солнце худеет и тает,(Сосулька)
С этой спит в колыбельке малыш, (Соска)
Эта по классу крадется, как мышь. (Подсказка)
2. Кроссворд загадок
Используя этот вид работы, можно подобрать
материал таким образом, что образуется тематическая группа слов, повторяются
изученные ранее и происходит знакомство с новым словарным словом. Сначала детям
предлагается разгадать загадки.
Отгадки сначала обосновываются указанием на эпитеты,
метафоры, сравнения, затем подчеркивается точность, меткость подобранных троп и
записываются в специально подготовленную схему ребуса таким образом, что в выделенной
колонке появляется слово, с которым должны познакомиться на уроке.
3. «Начни с…»
В этом кроссворде известно, с какой буквы начинается
слово-отгадка.
Начинайте с буквы
«М»:
Кто в глухом лесу живет, неуклюжий, косолапый,
Летом ест клубнику, мед, а зимой сосет он лапу? (Медведь)
Начинайте с буквы
«К»:
Льется речка – мы лежим, лед на речке – мы бежим. (Коньки)
Начинайте с буквы
«П»:
Что
стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы
можете гордиться?
Только лишь оценкой… (Пять)
Начинайте с буквы
«С»:
Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
4.
Рифмованное упражнение «Чьи иглы?»
Необходимо составить загадки так, чтобы слова: «игла», «иголка»,
«иглы» были использованы в разных значениях.
Пример:
Я уколов не боюсь, если надо, уколюсь. (Игла)
Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже. (Иголки)
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка)
Утка ныряла, ныряла и хвост потеряла. (Иголка)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж с иголками)
Ползун ползет, иглы везет. (Еж с иголками)
5. Рассыпанные
загадки
Из слов, написанных на отдельных карточках, сложить загадку и
разгадать ее. Игра начинается со стихотворения – зачина:
Со страницы книжки в гости к вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья!
Очень торопилась, и случилось так,
На куски разбилась, не собрать никак!
Помогите, помогите! Из кусков меня сложите!
А потом, вы разгадайте, помните меня и знайте!
Образец подбора
карточек к загадке:
|