бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Загадки на уроках русского языка бесплатно рефераты

Загадки на уроках русского языка

Содержание

    Введение…………………………………………………………….... .....

          1. Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся

               начальной школы……………………………………………........

1.1 Речь и ее виды………………………………………………..

1.2 Речь и мышление…………………………………………….

1.3 Типы речи……………………………………….....................

          1.4 Факторы речевого развития.......................................

           2.  Речь и место загадки в ее формировании………………...….....

       2.1  Исторические корни загадок…………….………………....

       2.2  Происхождение и появление в русском языке первых

              загадок ....................................................................................

      3.  Основные свойства загадок, их роль в развитии правильной

           речи учащихся................................................................................

            3.1Типы загадок в зависимости от    указанных  признаков

                  предмета или явления..............................................................                                             

                 3.2 Педагогическая ценность загадки..........................................

3.3 Загадка и разнообразие художественных средств в её

построении……………………….................................................

3.4 Игры и игровые формы с загадками в словарно-орфографической работе……………..........................................

3.5 Отгадка и текст загадки,помогающие раскрыть межпредметные связи, развивающие и познавательные возможности урока.......................................................................

             3.6 Методика работы над составлением загадки.......................

    Заключение………………………………………………………….........

    Список литературы………………………………………….....................

   Приложения …………………...................................................................

3



6

6


8

10


11

13


13



14



17



17

25



26



28





38

47


55

57

 

 

Введение

 

           Речь – это источник душевного богатства человека. Но только красивая и правильно звучащая речь способна ласкать человеческий слух. Большим ценителем русского языка был Н.В. Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще драгоценней самой вещи.»

           Но для того, чтобы речь была выразительной и правильно звучащей, нужно много работать как учащимся, так и учителю. Очень много учителей размышляли о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний. Возможно ли это? Ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить со слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой?

          Ведь, если ребенку интересно на уроке, то и учение может изменить свой вкус. Но нужно найти подход к своим ученикам, учитывать их возрастные, психологические особенности. А для того, чтобы учение захватывало и увлекало ребенка, вводят загадки и игровые формы с загадками. И именно в загадках особенно эффективно развивается речь. Но, к сожалению, не каждому дано освоить богатство сполна. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным ее периодом является период детства. И нужно помочь школьникам освоить богатство родного языка. Как хотелось бы слышать правильную, выразительную, богатую и образную речь, речь без ошибок и недостатков, которые нужно искоренять.

          Чтобы помочь детям обогатить свою речь яркими, образными словами и через загадку вызвать интерес к русскому языку, и была выбрана эта тема.


Цель: показать роль загадки в формировании правильной, выразительной речи младшего школьника.

Задачи:

1)     раскрыть  историю происхождения загадки и ее педагогическую ценность;

2)     показать богатство, точность, меткость слов в загадках;

3)     через загадку вызывать интерес и желанье изучать русскую речь, развивать творческие способности учащихся, что способствует повышению орфографической и речевой грамотности.


    Теоретическая база: научные труды и статьи М.Р.Львова [15], М.С.Соловейчик [24], Л.С.Выготского [3], Н.И.Жинкина [8], В.В.Волиной[2]  


       Объект изучения: учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие речи учащихся через меткое и точное слово загадки.


Предмет изучения: методы, приемы работы с загадкой, помогающие в обогащении речи учащихся и повышении грамотности.


          База исследования:  школа № 2 города Карасука, Новосибирской области.

  Методы исследования:

1.     Анализ по литературным источникам исследований в области педагогической психологии, дидактики, общей методики преподавания русского языка в начальной школе;

2.     Использование эмпирических методов педагогического исследования: наблюдения, беседы, анкетирования, диагностирования, математических методов обработки информации с целью вплетения развития позитивного интереса как главного мотива учения на базе.





 

 

 

 

 

 

 1. Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся.

1.1  Речь и ее виды

 

          Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.

          Термин «речь» имеет три значения:

1)     речь как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь льется свободно;

2)     речь как результат, как продукт речевой деятельности, синоним – текст, например: анализ речи шестилетнего ребенка; образцы речи высокой культуры;

3)     речь как жанр устного, ораторского выступления: «Полный текст речи депутата опубликован в газетах».

Виды речи:

           а)  устная речь – аудирование и говорение;

     б)  письменная речь – письмо и чтение.

Эти виды различаются своими механизмами или способами порождения и языковыми, внешними признаками:



Сходства - различия

Устная речь

Письменная речь

По стилю

Разговорные стили

Письменно-книжные стили

По степени подготовленности

Импровизированная, моментальная, ситуативная

Обдуманная, подготовленная, проверенная

По точности выбора слов

Моментальный выбор, не всегда удачный

Тщательный, обдуманный выбор

По объему единиц речи

Сравнительно малый объем предложений

Уравнительно большой объем

По средствам выразительности

Паузы, логические ударения, интонации, темп, тембр, мимика, жесты

Фигуры, тропы

По сохранности

Только в момент исполнения (или в звукозаписи)

Долговременная сохранность


В речи, в отдельных речевых актах реализуются средства языка: звуки, слова, сочетания слов, интонации, а также правила грамматики; в этом смысле речь – это прагматика языка. Сам язык выступает как материал речи, кодовая система.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Речь и мышление

 

Мысль и слово находятся в диалектическом единстве. Речь неотделима от мысли: «Речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли», - так утверждал Выготский Л.С.[3]

Развитие речи – это и развитие мышления. Материализуя свою мысль, иногда не вполне четко, мы подчиняем ее жестоким, четким законам языка и таким образом  упорядочиваем саму мысль.

В речевом мышлении человек пользуется понятиями, в которых обобщены существенные признаки явлений, предметов. Понятия обозначаются словами и словосочетаниями, в которых приобретают необходимую для общения материальную оболочку. Знания слов, богатство и мобильность словаря позволяют человеку мыслить (на уровне внутренней речи) или говорить, писать (на уровне внешней речи).

  Речь невозможна без мысли, без опережающего внутреннего процесса. Рубинштейн С.Л.[21] утверждал, что «...в речи мы формулируем мысль, но формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем».

  Внутренняя мысленная речь обладает ступенями глубины:

1 ступень: письмо или составление какого-либо важного текста, который формируется «про себя», мысленно. Отбираются слова, строятся предложения по правилам грамматики, обдумываются падежные окончания, орфография и пунктуация;

2 ступень: размышление с самим собой, без цели и записи;

3 ступень: давно прошедшее воспоминание,  мысль неустойчива, она выражается не столько словами, сколько образами, картинками, схемами.

          В обычной жизни человек «живет» чаще всего в мире третьей ступени глубины, но в смысле успешного развития речи наиболее важна первая ступень. В то же время языковое знание и умение обогащают мышление, развивают его.

Существуют ступени речевых действий:

1.     Ситуация – это стечение обстоятельств жизни, которые побуждают человека к высказыванию (самостоятельная и законченная единица речи).

2.     Ситуация порождает мотивацию: возникает потребность высказывания, смутная потребность постепенно осознается, перерастает в ясную цель.

3.     Речевая интенция – ряд подготовительных решений: выбор адресата речи, стилевого ключа, определение громкости, тембра голоса, интонаций.

4.     План внутренний: четко определяет содержание предстоящего высказывания, последовательность мыслей.

5.     Внутренняя, мысленная подготовка высказывания завершается семантико-грамматическим структурированием. Оно складывается:

                а) из выбора слов;

                б) порядка слов в высказывании;

                в) грамматического маркирования, т.е. установления связей                         

                    слов с помощью предлогов, союзов, падежных и личных

                    окончаний частей речи.

Ознакомление со ступенями речевого действия показывает, как надо готовить школьников к речевым упражнениям: устным рассказам, сочинениям, письмам, к устному общению в школьных или домашних условиях.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Типы речи

 

В зависимости от целей высказывания и содержания речи в античной риторике разграничивали речь на виды: описание, повествование и рассуждение.

В описании нет событий, сюжета, изображаются картины природы, ландшафта, отдельные явления, предметы, портреты; представляет интерес также сравнительное описание, описание картины и пр. Описание может быть художественным, образным и строгим, научным, «деловым».

В повествовании излагается последовательность событий, текст имеет сюжет, действующих персонажей. Последовательность событий определяется их естественным ходом. В повествовании имеют место диалоги, описательные вставки, рассуждения.

Рассуждением называется такой тип речи, в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения используются различные доводы, аргументы, примеры; в итоге автор делает вывод.

1.4  Факторы речевого развития

 

          Для понимания процесса речевого развития человека очень много дает исследование речи ребенка в самом начале овладения языком. Психолог Н.И.Жинкин [8] показал, каков механизм усвоения языка ребенка: «При передаче сообщения вводится в мозг человека два вида информации: о предметах и явлениях действительности и о правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь». Слушая речь окружающих, ребенок не только запоминает слова, сочетания слов, предложения, он улавливает аналогии в языке, связывает аналогии значений с аналогиями форм. Так, уже на ранних ступенях развития ребенок не только пользуется уменьшительно-ласкательными формами, но с помощью встречающихся суффиксов оценки сам образует их.

          Восприятие чужой речи опережает собственную речь ребенка: он начинает понимать речь взрослых несколько ранее, чем сам делает попытки говорить. Этот разрыв позволяет практически, на уровне «внутренних общений» усвоить простейшие правила языка, хотя ребенок не осознает их и не может сформулировать.

Факторы нормального речевого развития человека:

1)     потребность контакта с близким человеком, сначала эмоционального (гуление, лепет), а затем содержательного общения;

2)     факторы длительной, многолетней тренировки физиологического механизма: произносительного аппарата, мозговых центров, аппарата аудирования, памяти – долговременной и оперативной, координирующих систем, а при развитии чтения и письма – зрительных и рукодвигательных систем;

3)     потребность номинации и общения: такая потребность возникает в познании окружающего мира, служит основой не только овладения речью, но и всей учебно-познавательной деятельностью человека;

4)      фактор речевой активности ребенка предполагает общую активность в игре и в социальной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы;

5)     фактор осмысления: предполагается изучение грамматики в школе.

Все перечисленные факторы формируют у детей чутье языка или языковую интуицию – автоматизированное неосознаваемое предпочтение в использовании общепринятых, активных, продуктивных моделей языка.

Очень важно, чтобы эти предпочтения действовали в рамках нормативного, литературного языка, а не просторечия.

Важно, чтобы с ранних лет языковое чутье формировалось под влиянием высококультурной речевой среды, чтобы она создавалась на основе интеллигентной речи родителей, чтения художественной литературы разных жанров дома и в школе. Конечно, школа постепенно исправляет даже неверную интуицию, но процесс исправления происходит трудно и долго, поэтому надо с самого раннего возраста учить детей правильно, грамотно и образно выражать свои мысли. А в этом незаменимую помощь оказывают загадки. Этот жанр художественной литературы дети любят. Им нравится разгадывать загадки, придумывать их самим.

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадки открывают в самых прозаических вещах и предметах высокую поэзию, и ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира, что обогащает его мышление и речь.   

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


 © 2010 Все права защищены.