В речи, в отдельных речевых актах реализуются средства языка: звуки, слова, сочетания слов, интонации, а также правила грамматики; в этом смысле речь – это прагматика языка. Сам язык выступает как материал речи, кодовая система.
1.2 Речь и мышление
Мысль и слово находятся в диалектическом единстве. Речь неотделима от мысли: «Речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли», - так утверждал Выготский Л.С.[3]
Развитие речи – это и развитие мышления. Материализуя свою мысль, иногда не вполне четко, мы подчиняем ее жестоким, четким законам языка и таким образом упорядочиваем саму мысль.
В речевом мышлении человек пользуется понятиями, в которых обобщены существенные признаки явлений, предметов. Понятия обозначаются словами и словосочетаниями, в которых приобретают необходимую для общения материальную оболочку. Знания слов, богатство и мобильность словаря позволяют человеку мыслить (на уровне внутренней речи) или говорить, писать (на уровне внешней речи).
Речь невозможна без мысли, без опережающего внутреннего процесса. Рубинштейн С.Л.[21] утверждал, что «...в речи мы формулируем мысль, но формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем».
Внутренняя мысленная речь обладает ступенями глубины:
1 ступень: письмо или составление какого-либо важного текста, который формируется «про себя», мысленно. Отбираются слова, строятся предложения по правилам грамматики, обдумываются падежные окончания, орфография и пунктуация;
2 ступень: размышление с самим собой, без цели и записи;
3 ступень: давно прошедшее воспоминание, мысль неустойчива, она выражается не столько словами, сколько образами, картинками, схемами.
В обычной жизни человек «живет» чаще всего в мире третьей ступени глубины, но в смысле успешного развития речи наиболее важна первая ступень. В то же время языковое знание и умение обогащают мышление, развивают его.
Существуют ступени речевых действий:
1. Ситуация – это стечение обстоятельств жизни, которые побуждают человека к высказыванию (самостоятельная и законченная единица речи).
2. Ситуация порождает мотивацию: возникает потребность высказывания, смутная потребность постепенно осознается, перерастает в ясную цель.
3. Речевая интенция – ряд подготовительных решений: выбор адресата речи, стилевого ключа, определение громкости, тембра голоса, интонаций.
4. План внутренний: четко определяет содержание предстоящего высказывания, последовательность мыслей.
5. Внутренняя, мысленная подготовка высказывания завершается семантико-грамматическим структурированием. Оно складывается:
а) из выбора слов;
б) порядка слов в высказывании;
в) грамматического маркирования, т.е. установления связей
слов с помощью предлогов, союзов, падежных и личных
окончаний частей речи.
Ознакомление со ступенями речевого действия показывает, как надо готовить школьников к речевым упражнениям: устным рассказам, сочинениям, письмам, к устному общению в школьных или домашних условиях.
1.3 Типы речи
В зависимости от целей высказывания и содержания речи в античной риторике разграничивали речь на виды: описание, повествование и рассуждение.
В описании нет событий, сюжета, изображаются картины природы, ландшафта, отдельные явления, предметы, портреты; представляет интерес также сравнительное описание, описание картины и пр. Описание может быть художественным, образным и строгим, научным, «деловым».
В повествовании излагается последовательность событий, текст имеет сюжет, действующих персонажей. Последовательность событий определяется их естественным ходом. В повествовании имеют место диалоги, описательные вставки, рассуждения.
Рассуждением называется такой тип речи, в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения используются различные доводы, аргументы, примеры; в итоге автор делает вывод.
1.4 Факторы речевого развития
Для понимания процесса речевого развития человека очень много дает исследование речи ребенка в самом начале овладения языком. Психолог Н.И.Жинкин [8] показал, каков механизм усвоения языка ребенка: «При передаче сообщения вводится в мозг человека два вида информации: о предметах и явлениях действительности и о правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь». Слушая речь окружающих, ребенок не только запоминает слова, сочетания слов, предложения, он улавливает аналогии в языке, связывает аналогии значений с аналогиями форм. Так, уже на ранних ступенях развития ребенок не только пользуется уменьшительно-ласкательными формами, но с помощью встречающихся суффиксов оценки сам образует их.
Восприятие чужой речи опережает собственную речь ребенка: он начинает понимать речь взрослых несколько ранее, чем сам делает попытки говорить. Этот разрыв позволяет практически, на уровне «внутренних общений» усвоить простейшие правила языка, хотя ребенок не осознает их и не может сформулировать.
Факторы нормального речевого развития человека:
1) потребность контакта с близким человеком, сначала эмоционального (гуление, лепет), а затем содержательного общения;
2) факторы длительной, многолетней тренировки физиологического механизма: произносительного аппарата, мозговых центров, аппарата аудирования, памяти – долговременной и оперативной, координирующих систем, а при развитии чтения и письма – зрительных и рукодвигательных систем;
3) потребность номинации и общения: такая потребность возникает в познании окружающего мира, служит основой не только овладения речью, но и всей учебно-познавательной деятельностью человека;
4) фактор речевой активности ребенка предполагает общую активность в игре и в социальной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы;
5) фактор осмысления: предполагается изучение грамматики в школе.
Все перечисленные факторы формируют у детей чутье языка или языковую интуицию – автоматизированное неосознаваемое предпочтение в использовании общепринятых, активных, продуктивных моделей языка.
Очень важно, чтобы эти предпочтения действовали в рамках нормативного, литературного языка, а не просторечия.
Важно, чтобы с ранних лет языковое чутье формировалось под влиянием высококультурной речевой среды, чтобы она создавалась на основе интеллигентной речи родителей, чтения художественной литературы разных жанров дома и в школе. Конечно, школа постепенно исправляет даже неверную интуицию, но процесс исправления происходит трудно и долго, поэтому надо с самого раннего возраста учить детей правильно, грамотно и образно выражать свои мысли. А в этом незаменимую помощь оказывают загадки. Этот жанр художественной литературы дети любят. Им нравится разгадывать загадки, придумывать их самим.
Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадки открывают в самых прозаических вещах и предметах высокую поэзию, и ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира, что обогащает его мышление и речь.