бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Загадки на уроках русского языка бесплатно рефераты

Стрелка волчка разыгрывает первую загадку. Команда сообща ищет на нее отгадку. По истечении минуты представитель команды должен называть отгадку. За правильный ответ команде присуждается два очка. В случае неверного ответа два очка назначаются команде «Любознательных». Если правильный ответ был дан командой без минутного обсуждения, ей присуждается дополнительное очко.

Один раз за всю игру команда «Смекалистых» может попросить помощи. За правильный ответ после подсказки команде присуждается одно очко.

В заключение игры подсчитываются очки и подводятся итоги. Команда, набравшая большее количество очков, объявляется победителями игры.

3.     «Поле чудес»

Основное его предназначение – активное и интенсивное припоминание, перевод загадок из долговременной памяти в оперативную, актуализация процессов узнавания и воспроизведения.

Форма проведения практикума похожа на игру «Поле чудес», но, в отличие от условий телевизионной игры, игрокам необходимо отгадать не слово, а загадку. Участникам сообщается, о чем речь в загадке. Каждая команда поочередно отгадывает загадку. Часто учащиеся отгадывают, не открывая ни одного слова. Такой успех оценивается в десять баллов. Если сразу отгадать не удается, то капитан просит открыть одно слово. Если и это не помогает, открывается еще одно слово и т.д. За каждое открытое слово снимается по одному баллу. Игра проходит очень увлекательно.

Игры на развитие эмоциональности речи

В загадке каждое слово важно. Поэтому его нужно произносить четко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы. А для того, чтобы рассказчика было приятно слушать – важно, чтобы речь была живой, эмоциональной и выразительной. К сожалению, нашу устную речь мы передаем скучным, маловыразительным языком. Многим нужно учиться говорить «своими словами». Условия, в которых происходит беседа, содержание разговора обычно подсказывают, какие слова нужно употреблять – тождественные или шутливые, высокие или обычные. Общая культура речи включает в себя звуковую культуру: правильное произношение слов и фраз, нормальное речевое дыхание, а также умение использовать громкость голоса, темп речи, различные интонационные средства выразительности. Богатство интонаций появляется благодаря умению изменить силу, высоту, тембр голоса, пользоваться паузой и логическим ударением, изменять в соответствии с ситуацией темп и ритм речи. Для выработки всех этих качеств учащимся предлагаются следующие игры:

1. «Бабка»

Все становятся в ряд. Первый участник  загадывает загадку, но отвечать должен только второй участник. Затем второй загадывает третьему и т.д. Можно устраивать соревнования из двух команд.

Важно, чтобы все загадки загадывались эмоционально, произносить загадку с целью подзадорить, озадачить кажущейся противоречивостью признаков, названных в загадке, заинтересовать необычностью описываемого предмета и т.д. Загадывать загадку – значит, как бы задавать задачу.

Оценивается не только правильность отгадки, но и прочтение самой загадки.

     2. «Города»

В эту игру дети играют небольшими группами. Каждый играющий группы берет себе несколько городов и записывает, чтобы не забыть на листе бумаги. Названия городов не должны повторяться у играющих, чтобы не возникло путаницы.

Одного из играющих выбирают ведущим. Он должен загадывать загадки. Важно, чтобы загадки загадывались выразительно, с интонацией.

В противном случае ведущего меняют. Играющие по очереди подходят к ведущему и тихо говорят отгадку. Кто не сумеет отгадать или отгадает не верно, отдает загадчику один из своих городов. Когда все участники игры дадут ответ, ведущий загадывает новую загадку и т.д.  После последней загадки ведущий смотрит, сколько у него осталось городов. Игру можно продолжить с другим отгадчиком. Тот, кто отгадает загадку правильно, может получить обратно город, который он сдал. Побеждает тот, у кого осталось больше всего городов. Он получает оригинальный остроумный приз, а проигравшему, предлагается рассказать стихотворение.

3. Стихотворные загадки.                      Ответ девицы-семилетки:

Как по мосту, по мосточку                     Растет камень без кореньев.

Шла девочка-семилетка,                         Цветет сосна без алого цвету.

За девицей – молодец:                             Шумит вода без буйного ветру.

- Стой, девица-семилетка,

Загадаю три загадки,

Ты изволь же отгадать их:

А что растет без кореньев?

А что цветет без алого цвету?

А что шумит без буйного ветру?

Эти загадки можно инсценировать несколькими учащимися, а остальные учащиеся должны разгадать ее. Если же дети не знают ответа, то учащиеся показывают сценку полностью.

4.     Лотерея загадок

Игра заключается в разгадывании или придумывании загадок. Загадка, или предмет, или слово, с которым необходимо ее придумать, выбирается методом лотереи. Для этого загадки и задания пишутся на отдельных листочках, сворачиваются и помещаются в мешочек, откуда и достаются играющими.

Игровая задача состоит в придумывании загадки с выбранным словом. Важно, что учитывается не только насколько интересно составлена загадка, а также качество ее составления и прочтения.

5.     Вертолина загадок

Игровая задача заключается в подборе или придумывании загадки, отгадка, которая начинается с буквы, выпавшей на вертолине.

Устройство игры: на щитке свободно вращается шестигранник с небольшим окошечком. Под ним располагается круг, неподвижно прикрепленный к нему. На нем написаны все буквы алфавита, кроме тех, с которых слова редко начинаются. Играющие раскручивают шестигранник. На букву, оказавшуюся в окошечке, играющие должны придумать слово, которое является отгадкой загадки, которую необходимо вспомнить или придумать свою. Оценивается не только скорость ответа, но и сама загадка.

Например, когда в окошечке показалась буква «И», раздалось слово «игла». В ответ – загадка: «У вострушки хвостик в ушке».  (Приложение №2).

Эти разнообразные игровые формы с загадками способствуют поддержание интереса у детей к урокам русского языка. А есть интерес – будет и результат.


3.5 Отгадка и текст загадки, их использование на уроке русского языка при изучении орфографии и грамматики

 

Для работы на уроке можно использовать как отгадку, так и саму загадку. Они учат учащихся думать, размышлять, восхищаться и наслаждаться точностью и меткостью русского слова, его образностью, выразительностью.

Задания к загадкам помогают раскрыть межпредметные связи, расширяют развивающие и познавательные возможности урока.

Например:

а)                        Громыхнул далекий гром, тучка брызнула дождем.

 И в пол неба вдруг повисло против солнца коромысло. (Радуга)

-        Как вы определили, что это радуга?

-       Сколько цветов у радуги? Назовите их.

-       С чем сравнивается радуга? Почему?

-       Составьте с существительным радуга словосочетания, предложение.

-       К какому склонению относится существительное радуга?

-       Вставьте пропущенные буквы: к..р..мысло.

-        Какое правило вы использовали при написании существительного тучка?

б)

Ножка толстая и шляпка, друг лесов и друг полей.

Убегает без оглядки от корзинок он быстрей. (Гриб)

-         Какие виды грибов вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

-         Почему в загадке гриб называется другом лесов и полей?

-         Какое выражение в загадке вызвало у вас улыбку? Почему?

-          Какое значение имеет ярко-красный цвет гриба?

-         Какой звук мы слышим на конце существительного гриб? А какую букву пишем? Почему?

-         Вставьте пропущенные буквы и объясните правильность написания слов: л..сов, п..лей, уб..гает, к..рзинки.

в)

Серый и голодный он живет в лесу.

                     Разрешите, я вам стадо попасу. (Волк)

-         Какими качествами обладает волк?

-         Как изображается волк в русских народных сказках?

-         Какие качества волка отмечены в этой загадке?

-         Какая строчка звучит иронически? Почему?

-         Составьте словосочетание с существительным волк.

-         Составьте с этим же существительным простое предложение и начертите его схему.

-         Вставьте пропущенные буквы в слова г..лодный, ж..вет, в л..су.

г)

На зеленые луга вышли птицы: Га – га – га!

Серые, и важные, и бойцы отважные!

-Какую русскую народную сказку о гусях вы знаете?

-А хорошо ли летают домашние гуси? Почему?

-Верно ли охарактеризованы гуси в загадке?

- Вставьте пропущенные буквы в слова з..леные, б..йцы.

д)

На высоком косогоре стоит девица в уборе.

Белоствольная краса, зеленеет чуть коса. (Береза)

- С кем сравнивает автор березку?Какие он использует для этого средства выразительности?

- Определите склонение существительного береза.

- Образуйте от существительного береза новые слова с помощью суффиксов       

-к- и - ов-

-         Вставьте пропущенные буквы в слова на высок..м к..с..горе, ст..ит кр..са, к..са.


е)

С неба падал легкий пух, он похож на белых мух.

Запушил леса, поля – стала белой вся земля. (Снег)

- Как вы догадались, что это снег?

- В каком месяце выпадает первый снег?

- Какие зимние праздники вы знаете?

-       Вставьте пропущенные буквы в слова запуш..л, п..ля, б..лый, з..мля.

ж)

На себе ношу свой дом,

Чистота, порядок в нем. (Улитка)

- Почему вы решили, что это улитка? Подтвердите словами загадки.

- Составьте простое предложение со словом улитка.

- Подберите синонимы к слову дом.

- Вставьте пропущенные буквы в слова н..шу, ч..стота.

з)                     В заболоченном краю на одной ноге стою. (Цапля)

- Чем питается цапля?

-       Выполните фонетический разбор слова краю.

и)

Любит мед, в лесу живет.

Бурый цвет ему идет. (Медведь)

- Где водится бурый медведь?

- Какие русские народные сказки о медведе знаете?

- Выполните фонетический разбор слова мед.

- Вставьте пропущенную букву в слово в л..су.

Безударные гласные в корне слова.

 Встретившись с трудностью в написании гласной, дети произносят слова, которые помогают им сосредоточиться:

Если буква гласная вызвала сомнение,

То ее немедленно ставь под ударение.


Меня пьют, меня льют. Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)

Два брата, а друг друга не видят. (Глаза)

Хоть сама и снег и, и лед, а уходит – слезы льет. (Зима)

Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава)

Первоклассники с удовольствием отгадывают загадки, обосновывая выбранный вариант отгадки, ищут их сами, учат наизусть. Безударную гласную находят не только в отгадке, но и самом тексте загадки.

Во втором классе задания усложняются: необходимо списать загадку с доски, вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово, подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную выписать слова с проверяемой безударной гласной, обозначить в них орфограмму, поставить знак ударения, подчеркнуть ударную гласную, выделить корень. Эти задания отрабатывают умения видеть орфограмму, решать орфографическую задачу, используя алгоритм.

- Отгадай загадку, проверь написание (запиши проверочное слово),

запиши отгадку.

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой  спит в избушке снеговой. (Медведь)


На березке теремок, не висит на нем замок,

Дверь открыта для жильца, говорливого скворца. (Скворечник)


Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Лиса)

По земле ползет, а к себе не подпускает. (Змея)

На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)


Летом папа наш привез в белом ящике мороз.

А теперь мороз седой у нас летом и зимой

Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)


Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река)                                      Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку. (Коса)

Телом вертким, как змея, в доску вкручиваюсь я. (Сверло)

«Дополни словечко»

Целый день «уа-уа» вот и все…(слова) Е.Благинина

И сейчас же щетки, щетки затрещали, как…(трещотки) К.Чуковский

Серый волк в густом лесу, встретил рыжую…(лису) С.Маршак

Ходит по лесу хорек, хищный маленький…(зверек) С.Маршак

Где обедал воробей? В зоопарке у …(зверей) С.Маршак

Вон по бульвару гуляет тигрица – Лилля ни капли ее не… (боится)

Безударная гласная «О», проверяемая ударением.

На шесте дворец, во дворе певец, а зовут его… (Скворец)

Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло, спать летит в дупло. (Сова)

Отгадки скворец, сова ученики записывают на доске, ставят в них ударение, подбирают проверочное слова (скворушка, совы) и делают вывод: безударная гласная «о» проверяется ударением.

Безударные гласные, не проверяемые ударением.

За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)


Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы)

Сто орешков, да усы кисточкой. (Горох)

Круглый, как мяч, с виду зеленый, на вкус сладкий. (Арбуз)


Неказиста, мелковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картофель)

Был ребенок – не знал пеленок,

Стал стариком – сто пеленок на нем. (Капуста)

В словах-отгадках дети ставят ударение, пытаются проверить их и приходят к выводу: написание этих слов нужно запомнить (как и написание родственных слов). Запомнить подобные «трудные» слова помогут слова-отгадки с безударной «Е».

Без рук, без ног, а двери отворяет. (Ветер)

Стояли в поле сестрицы, платья белены, шапочки зелены. (Березы)

Не воин, а со шпорами, не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух)

На раскрашенных страницах много праздников хранится. (Календарь)

Чу – щу, ча – ща

Отгадай загадку.

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу –

Когда спать, когда, вставать,

Когда работу начинать. (Часы)


Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)

Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)


Голова огнем пылает, тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу: лампы нет – я посвечу. (Свеча)


Разошлись мальчики в темные чуланчики.

Каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатки)

Жи – ши

Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило)


Странная звездочка с неба упала.

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)


Вот иголки и булавки выползают из-под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик)

Парные звонкие и глухие согласные

Отгадай загадку. Выпиши другие слова на это же правило.

Белая скатерть все поля покрыла. (Снег)

Зимой на земле лежало, весной в реку побежало. (Снег)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)

 

Скачет зверюшка, не рот, а ловушка                                 

Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед)

Толстый тонкого побьет–тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток,гвоздь)

Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)

За тобою он плетется, хоть на месте остается. (След)


На дворе переполох: с неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)


Если хорошо заточен, все легко он режет очень,-

Хлеб, картошку, свеклу, мясо, рыбу, яблоки и мясо. (Нож)


Пройдусь слегка горячим я, и гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки и навести на брюках стрелки. (Утюг)


От врагов его защита на одежде вся пришита.

Как свернется – не возьмешь. Вот какой колючий…(еж)


Вот так чудо! Чудеса! Подо мной два колеса!

Я ногами их верчу и качу, качу, качу. (Велосипед)


Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот – открывай по шире рот! (Ложка)

Непроизносимые согласные

Отгадай загадку, запиши отгадку. Подбери проверочное слово, составь предложение, рассказ.

День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (Сердце)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5