бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Загадки на уроках русского языка бесплатно рефераты

 

         

    2. Речь и место загадки в ее формировании                                  

2.1  Исторические корни загадок

 

          Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год.

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

К.П. Герд [5] так описал вечера загадок в селах: «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».

Исследователь загадок К.П.Герд  [5] пишет, что название загадки на удмуртском языке переводится, как «слово необходимое для разговора».

Такую важную роль отводили загадкам в Древней Руси.


 

2.2  Происхождение и появление в русском языке первых загадок                        

 

 Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» - одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.

Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью. Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Здесь ее необходимость обуславливалась, помимо других причин, многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа может влиять на его судьбу. Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтому тайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкое распространение у человека далекого прошлого. Животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекрасно понимают человеческую речь.

Знаменитый путешественник XVIII в. С.П.Крашенинников [13] отметил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю. Руководитель, избранный артелью, назначал себе помощников и, как пишет С.П.Крашенинников, наказывал им: «смотреть за своей чуницею (группа охотников) накрепко, чтобы промышляли правдою, ничего бы про себя  не таили и тайно бы ничего не ели, чтобы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченною. Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою, корову – рыкушею, овцу – тонконогою. И в русских народных сказках – волк не иначе, как серый, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.

Как свидетельствует С.П.Крашенинников [13], свинью сибирики-охотники назвали низкоглядой, т.е. смотрящей вниз. Подставленное слово точно воспроизведено в загадке про свинью: «По земле ходит, неба не видит». Название коровы на охоте тоже было под запретом. Вместо коровы говорили «рыкуша», т.е. рыкающая, ревущая. В загадке, записанной в Полесье, говорится: «У рыкули четыре кули, а у гнули – дзьве». («У коровы четыре сосца, а у кобылы – два»). В прочих вариантах корова названа так: рога, роговая, рогов, торбан, мыков и т.д. Важно, что эти слова точно совпадают с тем, что находится в загадке.

В Орловском крае крестьянин не говорил: «Иду домой». Это означало бы «на погост, на кладбище». Вместо этого говорили: «Иду по двору». У восточных славян много слов, обозначающих радугу. У белорусов радуга зовется веселухой, поручием и коромыслом. С названием радуги связана загадка: «Крашенное коромысло через реку повисло».

Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим.

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.

Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велики роль загадки в начальной школе и роль учителя, который должен раскрыть богатства этого жанра, научить вдумываться в каждое слово загадки, чтобы целенаправленно подходить к разгадке, к умению самому составлять загадки. Это обогащает словарь учащихся, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает.

Чтобы этому научить, учитель должен показать типы и свойства загадок, их педагогическую ценность, разнообразие средств художественной выразительности в построении загадок. И как итог –     научить составлять свои загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Основные свойства загадок и их роль в формировании правильной, выразительной речи учащихся.

3.1 Типы загадок в зависимости от указанных признаков предмета или явления

 

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления.

1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Горел в траве росистой фонарик золотистый.

Потом померк, потух и превратился в пух.

На нем платок пуховый, всегда слететь готовый.  (Арбуз)


Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.  (Апельсин)


Растет у окошка в глиняной плошке

Зеленый ежик без головы и без ножек. (Кактус)


Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз)

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ)

Например:

Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)

В поле сережки на одной ножке. (Овес)

Один костер весь мир согревает. (Солнце)

          Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко – не пролезет даже кошка. (Скворечник)


Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро будет голый сад. (Листья)

          Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

3. В загадку включено отрицательное сравнение.

Например:

Не зверь, не птица, а нос, как синица.  (Комар)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух)

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

4. Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Рукавом взмахнул – деревья пригнул. (Ветер)

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты)


Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился.  (Рукавица)


На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем как надевать, стали обувь надувать. (Колеса)

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

      а) Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово;

Например:

               Мой первый слог – предлог, и во втором мы проживем все лето,

               А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача)


Первое – нота, второе – игра,

 Целое встретится у столяра. (До-лото)


Корень мой находится в цене;

В очерке найди приставку мне;

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)


В списке вы мой обнаружите корень;

Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете;

В целом – по мне на уроки пойдете. (Рас-пис-ание)


Его корень в слове вязать;

Приставка в слове замолчать;

Суффикс в слове сказка,

Окончание в слове рыба. (За-вяз-к-а)

          б)  Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

Например:

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка)


С буквой «Ф» - сюртук парадный,

Государство с буквой «И»,

С «Б» - товар низкоразрядный

Нормам ГОСТа вопреки. (Фрак-Ирак-Брак)


С «Г» -  он будет частью слова,

С «И» - немного схож с пластом,

С «Н» - не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом. (СлоГ-слоЙ-слоН)


Их, пожалуй, каждый знает:

«Г» - сродни овсу и ржи,

С «Ш» - прислушаться заставит,

С «П» - сухим его держи! (Горох-Шорох-Порох)


Его легко в полях отыщешь,

Он под землею строит «дом».

Но «И» на место «О» напишешь –

И в краску превратится он. (Сурок-сурик)

          в)  Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос);

Например:

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)


Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».

А как прочтешь наоборот –  под парусами он плывет. (краб – барк)


Его любой легко найдет, он – музыкальное творение,

А прочитай наоборот –  он – след на коже от ранения. (Марш – шрам)


Вот вам повозка (не телега), но если в ней, взяв букву слева,

Перенести на правый бок, то будет русских яблок сорт. (Сани – анис)


Мы им всегда обозначаем  товаров качества разряд,

Но если справа прочитаем – то получится – канат. (Сорт – трос)

         г) Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза);

Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха)


Кто части мотоцикла знает, тот слово это разгадает.

А если букву «Д» прибавит,

На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)


Им покрыть бы крышу мог тот, кто дом иль дачу строит,

А впишите в центр предлог –  будет дерево с листвою. (Толь – тополь)

                Название зверя разыщите  и букву «Р» в него впишите,

Вновь образованное слово –

Произведение Рыбакова. (Котик – кортик)

Вы легко ее найдете, есть она в любой столовой,

Букву в центре зачеркнете –

Превратится в корм бобовый. (Вилка – вика)

д) Загадки, в которых при перестановке ударения получается новое слово;

Например:

Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)


Я – сборник карт; от ударения зависят два моих значения.

Захочешь – превращусь в название

Блестящей шелковистой ткани я.  (Атлас – атлас)


Мы – для пильщика подставка, мы – для кучера сиденье.

Но попробуй-ка, поставь-ка нам другое ударение –

Осторожней будешь с нами: забодаем мы рогами. (Козлы – козлы)

6. «Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

Например:

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).


На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…Кто же это?  (Лягушата)

                Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку... Кто это? (Зайчишка)


Она весну встречает – сережки надевает,

А платьице в полоску. Ты узнаешь… (Березку)

7. «Загадки – шутки»

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов?  (Ты-к-вы)

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?  (оно, тот)

Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?  (он – но)

К какому местоимению нужно прибавить шипящую букву, чтобы получилось название ряда помещений, расположенных в доме на одном уровне?  (Эта-ж)

В каком местоимении два звука, но одна буква?  (Я)

8. Фонетические загадки

Мама, папа или бабушка?

Кто из них споткнулся о старика Хоттабыча и шлепнулся на пол?

(В отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки)

Гусли или балалайка?

Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше?

(В отгадке ударный слог третий)

Налим или сом?

У какой рыбы нет чешуи?

(В отгадке все согласные звуки звонкие)

Илья Муромец или Алеша Попович?

Кто из них грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?

(В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных)

Твист или вальс?

Что танцевала Пеппидлинныйчулок с ворами, забравшимися к ней в дом?

(В названии танца есть буква, которая звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость согласного)

Пулька или Пончик?

Это коротышки из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили суп из конфет и кашу из мармелада?

(В имени коротышки звуков меньше, чем букв)

   Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается именно с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен язык даже в таком маленьком жанре, как загадка.

  Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения. Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить ребятам найти отгадку среди расположенных на столе инструментов. (Приложение №1).

 

 

 

 

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5