|
Возможности воспитательной работы со студентами в общежитии
Таким образом,
если правильно и интересно будет организован досуг студента живущего в
общежитии, то такие проявления девиантного поведения как правонарушения,
злоупотребление алкоголем, наркотиками будут выкинуты из жизни студента.
Проведение таких
мероприятий как
n
Праздник
«Новый год» (дискотека, конкурсы).
n
День
Валентина.
n
Поздравление
девушек с 8-м Марта.
n
День
Первокурсника.
n
Спортивные
соревнования между общежитиями по волейболу.
n
Проведение
встреч с ветеранами ВОВ и выпускниками Академии.
n
Проведение
встреч с писателями, интересными людьми нашего города.
n
Работа
библиотеки.
n
Проведение
выставок поделок студентов (выставка кораблей).
n
Показ
видеофильмов.
n
Организовывать
походы студентов в театр, музей.
n
Привлечение
студентов к выпуску стен. Газет, карикатур.
n
Проведение
дней выпуска из общежития.
n
Отделение
искусствоведения совместно с деканатом ФПП организовали в кают-компании «Алые
паруса» цикл лекций «По музеям мира» (с показом цветных слайдов)
способствуют повышению духовного потенциала молодёжи.
Далее
исследование показало, что круг социально-психологических проблем, волнующих
студентов, проживающих в общежитии широк. Социальное самочувствие молодых людей
определяется тем, как решаются те или иные социальные проблемы. В числе
последних: наркомания, алкоголизм, культ насилия в молодёжной среде
(вымогательство, шантаж).
Отношение к
употреблению алкоголя в целом «положительное», 90 % опрошенных употребляют
алкоголь с разной степенью регулярности, причём 47 % юношей и девушек
употребляют спиртные напитки 3-4 раза в месяц. В процессе исследования было
выяснено что у студентов существует определённый интерес к наркотикам. Около 40
% из них 23 % сельских считают, «что в жизни всё надо попробовать» и
намериваются на себе испытать при первой представившейся возможности
воздействие, а 48 % анкетированных даже пробовали их употреблять (такие как
марихуана, гашиш) - это в основном студенты с хорошим материальным положением.
Весьма примечателен тот факт, что жизненное амплуа наркомана уже не является
презираемым и полностью отвергаемым.
На вопрос,
«Какие причины употребления наркотиков и алкоголя у студентов проживающих в
общежитии?» вот характерные ответы: я их поделила на две группы. В первую
вошли причины, носящие чётко выраженный социальный характер: «низкий уровень
досуга», «от нечего делать», «безделие и скука», «стремление выделиться в
окружающей среде», «отсутствие знаний о вреде наркотиков».
Вторая группа носит
социально-психологическую направленность: «угостили друзья», «доступ к
наркотикам», «желание попробовать», «испытать новые ощущения», «любопытство».
Примечателен тот факт, что только 20 % респодентов заявили о своём
отрицательном отношении к наркотикам, алкоголю.
На вопрос «Как Вы
считаете, являются ли нарко-токсикомания распространённым явлением в
общежитии?» - «Да» ответило 261 человек, «не знаю» - 89 человек. 95 %
студентов отметили, что «курение это вред». В своих знаниях о СПИДе молодые
люди уверены: 76 % считают, что знают о нём достаточно. На первое место они ставят,
что «заразиться СПИДом можно, если вести беспорядочную половую жизнь» (80 %); хотя 45 % девушек не осуждает
свободную сексуальную жизнь, юноши (98 %) относятся к ней положительно.
На вопрос «Нужно
ли заниматься разъяснительной работой в данном направлении?» (алкоголь,
наркомания, курение, СПИД) 95 % студентов ответили «ДА», студенты призывают нас
«не закрывать на это глаза».
Таким образом,
можно сделать вывод, что распространённость наиболее опасных негативных явлений
среди студентов общежития достаточно высока, причём следует констатировать и
повышение терпимости к данным негативным явлениям, что обусловлено не только их
распространённостью, но и недостаточно нравственно-правовым сознанием
студентов. Поэтому организация и проведение различных мероприятий по
разъяснению о вреде этих явлений просто необходимы.
n
Проведение
недели «Нет наркотикам в общежитии» (распространение листовок о последствиях
применения наркотических средств).
n
Выпуск
стен. Газеты.
n
Проведение
бесед, диспутов, лекций, проводимые медиками, юристами, психологами, педагогами
с объяснением медицинских, психологических и юридических последствий
злоупотребления наркотиков.
n
Видеоматериалы.
n
Распространение
игры «Три года с наркотиком».
n
Организация
досуга студентов общежития, развития сети факультативов по интересам.
n
Валеологическое
воспитание (пропаганда здорового образа жизни).
n
Правовые
средства борьбы (пропаганда нормативных актов, регламентирующих ответственность
за наркоманию и т. д.)
На вопрос:
«Хотели бы Вы получать знание по вопросам семьи, этики поведения, валеологии?»
98 % студентов ответили «ДА». Сами студенты видят необходимость в создании
социально-психологической службы в общежитии. 85 % опрошенных наиболее
эффективной сферой участия в воспитательной работе студентов общежития считают
планирование и организацию физкультурно-оздоровительной работы (создание
спортивных и тренажерных залов). Представленное исследование позволяет сделать
следующие выводы: необходимости организованной досуговой деятельности с учётом
интересов и потребностей её участников. Перспективы развития системы воспитания
в студенческом общежитии № 1 Новосибирской Государственной Академии Водного
транспорта возможны при условии реализации следующих мер:
n
Ввести
должность воспитателя-методиста, который планирует и осуществляет организацию и
непосредственное руководство воспитательной работой в общежитии.
n
Создать
из числа студентов проживающих в общежитии студенческий совет, который является
общественным органом коллективного самоуправления и создан для широкого
привлечения студентов проживающих в общежитии, к разработке и проведению
мероприятий, направленных на улучшение воспитательной, культурно-массовой,
физкультурно-оздоровительной работы, организации досуга, здорового образа
жизни, оказания помощи руководству академии в улучшении жизненных условий и
бытового обслуживания.
1. Поиск
новых форм досуговой деятельности, адекватных современным ценностным
ориентациям студенческой молодёжи наиболее приемлемыми могут быть:
n
создание
кружков, которые бы давали возможность приобрести навыки, необходимые в быту,
семейной жизни. С учётом этого был организован кружок «Кройки и шитья»;
n
совместными
усилиями студсовета общежития, старост добиться организации тренажёрного зала;
n
оказание
помощи во вторичной занятости студентов посредством организации студенческой
биржи труда;
n
проведение
студентами общежития викторин, дискотек, диспутов (на тему: «О вреде
наркотиков, алкоголя, курения).
2. Создание
службы социально-психологической поддержки студентов.
3. Улучшение
хозяйственно-бытовых условий с помощью студентов (привлечения их к
ответственности за оборудование, проведение дней «Нептуна», уборки территории
общежития.
Таким образом, знание
социально-психологических проблем студентов, проживающих в общежитии даёт
возможность выявлять недостатки воспитательной работы, а также намечать
наиболее эффективные пути её проведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание
студентов, проживающих в общежитиях - сложный и многогранный процесс, требующий
от его организаторов тщательного отбора воспитательных средств, постоянного
взаимодействия с администрацией, студенческим Советом. Их общая задача - искать
и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её
духовно и интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни.
Общежитие -
студенческий дом, и студенты должны быть хозяевами этого дома. Общежитие должно
быть подлинной школой жизни, гражданского воспитания будущего специалиста.
Воспитательную
работу в общежитии следует направить на создание педагогически воспитывающей
среды, включающей наилучшие условия для самостоятельных занятий, пропаганду
опыта лучших студентов, проживающих в общежитии, вовлечение их в
научно-исследовательскую работу (олимпиады, конкурсы, лекции, диспуты,
конференции).
Организация
воспитательной работы в общежитии - прямое дело не только заместителя декана по
воспитательной работе, воспитателя - методиста, студсовета, но и самих
студентов. Воспитательная работа сегодня не удовлетворяет ни администрацию
вузов, ни самих студентов (84 % считают что досуг студентов проживающих в
общежитии организован не на должном уровне).
В результате
исследования выдвинутая гипотеза получила своё подтверждение: Качество
воспитательной работы в студенческом общежитии будет соответствовать
требованиям, если учитывать:
1) потребности
самих студентов, инициативу и самостоятельность.
Иерархия потребностей выглядит следующим образом:
n
улучшение
жилищно-бытовых условий,
n
развитие
клубной и досуговой деятельности,
n
оказание
помощи во вторичной занятости,
n
организация
физкультурно-оздоровительных мероприятий
2) если
существует определённая система в работе со студентами:
|
n духовное и нравственное воспитание;
n воспитание чувства ответственности;
n эстетическое воспитание;
n трудовая деятельность;
n поддерживать и координировать социокультурные
инициативы студентов;
n правовое воспитание (усвоение норм общественного
порядка);
n валеологическое воспитание;
n спортивно-оздоровительная работа.
|
Работа социально-психологической службы; студсовет
|
применение методической литературы
|
3) если студентов
поставить в ответственную позицию за организацию жизни и быта:
n
бытовое
самообслуживание (дежурство на кухне, уборка территории общежития),
n
избрание
органа самоуправления (студенческий совет),
n
юридические
консультации,
n
заключение
договора о взаимной ответственности между вселяемым в общежитие и академией,
n
создание
специальной дежурной службы с целью обеспечения правопорядка и безопасности в
общежитии.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Айзенштейн
В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. - 1998. - № 3. - С. 75-82.
2. Аминова
Г. А., Воинова К. А. Семинар в Яропольце // Культуры педагогического общения: Тезисы выступлений участников
семинара. - М. - 1992. - с. 3-5.
3. Бартоломей
А., Немировский М., Новикова А. Внеучебное время - воспитанию студентов // Высшее образование в России. - 1995.
- № 1. - С. 7-16.
4. Бовкун
В. В. О воспитании чувства ответственности у студентов, проживающих в
общежитии // Воспитательная работа с
учащимися в РУДН в современных условиях: концепция, проблемы, организация: Тез.
докл. науч. - практ. Конф. - М. - 1997. - С. 112-114.
5. Внеучебная
работа в вузе: Тез. докл. XXXVIII
науч.-метод. конф. - Новосибирск. - 1997.
6. Володько
В. Ф. Формирование идейно-нравственной устойчивости учащихся профтехучилищ в
условиях общежития: Автореф. дис... - Минск. - 1986.
7. Вяткин
Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания
молодёжи. Вып. 3 - Саратов. - 1997.
8. Вяткин
Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Основы педагогики высшей школы. Вып. 1.
- Саратов. - 1997.
9. Данюков
В. Н., Оглоблина Н. М., Петрова Н. А. Внеучебная воспитательная работа в вузе:
организация и управление. - Комсомольск-на-Амуре. - 1998.
10. Долженко
О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования// Альма матер. - 1996. - № 1-2.
11. Коноплина
Н. В. Некоторые аспекты воспитательной работы в педагогическом вузе. - Сургут.
- 1999.
12. Коноплина
Н. В. Школа призвана быть воспитывающей. - Сургут.-1999.
13. Коханович
Л. И. и др. Гуманизация образования и создание комфортной среды в вузе. -
М.-1994.
14. Коханович
Л. И., Рябов Л. П. Гуманизм - нравственная основа формирования личности
студента. - М. -1993.
15. Кухтевич
Т. Н. Ценностные установки студенческой молодёжи: социологический аспект // Современное студенчество: актуальные
вопросы образования и воспитания. - М. - 1992.- с. 5-18.
16. Лисовский
В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. - СПб. - 2000.
17. Лутанский
В. Д. Воспитатель в общежитии: педагогические беседы об организации досуга
молодёжи. - М. - 1988.
18. Лутанский
В. Д. Теория и практика повышения воспитательного потенциала досуга молодёжи
рабочих общежитий: Автореф. дис... - Ленинград. -1990.
19. Маслова
Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орёл. -1994.
20. Молодёжные
общежития и проблемы организации досуга студентов и учащихся: Материалы
республиканского семинара-совещания. - Минск. - 1989.
21. Опыт
разработки концепции воспитания / Отвт. Ред. Бондаревская Е. В. - Ростов-на-Дону.- 1993.
22. Основы
концепции и программы воспитания студентов вузов. - СПб. - 1999.
23. Поплавский
М. М. Социально-педагогические основы организации досуга учащейся молодёжи. -
Ленинград. -1990.
24. Рахманин
В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Альма матер. - 1997. -№ 2.- с.
25-29.
25. Рогонов
П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) // Высшее образование в России. -
1998.-№ 3.- С. 38-43.
26. Русанова
Е. И. Семейные студенты: реальность, проблемы, перспективы // Воспитательная работа с учащимися
РУДН в современных условиях: концепции, проблемы, организация. - М.-1997. -с.
116-120.
27. Социальное
воспитание личности: цели и региональное проектирование защиты от дегуманизации
среды. - Орёл.-1994.
28. Царицын
А. Н. Городской общественный совет и некоторые вопросы деятельности вузов в
студенческих общежитиях Ленинграда. - М.-1973.
29. Чернышов
А. Н. Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты. -
Воронеж.-1990.
30. Шулус
А. Воспитание профессионалов // Высшее
образование в России. - 2001.-№ 4.-с.118-121.
Приложение № 1
Примерная форма договора о
взаимной ответственности
(наименование учебного заведения)
именуемое в дальнейшем «учебное заведение», в лице
________________________________,
действующего на основании______________________________________________________,
(Устава,
инструкции, приказа и т. д.)
и______________________________________________________________________________,
(Ф. И. О. проживающего в студенческом общежитии)
именуемый в дальнейшем «проживающий», заключили настоящий Договор о
взаимной ответственности сторон.
1. Обязательства учебного заведения
Учебное заведение предоставляет для проживающего на
весь период обучения с____ по_______ место в комнате №_____ студенческого общежития
по
адресу__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание. В случае возникновения аварийной ситуации
и невозможности проживания в указанной комнате учебное заведение по
согласованию с проживающим может переселить его в другую комнату одинакового
уровня комфортности и компенсировать его затраты на переезд.
I.
Учебное заведение
обязуется:
1.
Предоставить жилое
помещение, соответствующее санитарным требованиям к содержанию студенческих
общежитий, с отоплением и освещением, отвечающим соответствующим нормативам.
2.
Предоставить в личное
пользование проживающему исправную мебель, инвентарь, оборудование и постельные
принадлежности в соответствии с установленными нормами (перечень инвентаря и
оборудования является неотъемлемым приложением к настоящему Договору).
3.
Обеспечить нормальную
эксплуатацию жилого помещения, в период отопительного сезона поддерживать
температуру в жилой комнате не ниже 18 градусов по Цельсию.
4.
Обеспечить возможность
пользования проживающим всеми социально-бытовыми помещениями (комнатами отдыха,
кухнями, постирочными, умывальными комнатами, туалетами и т. д.), а также
санитарными блоками в общежитиях секционного (гостиничного) типа.
5.
Своевременно производить
текущий ремонт и оперативное устранение неисправностей в системах канализации,
электро -, газо - и водоснабжения общежития.
6.
Обеспечить замену
постельного белья раз в 10 дней.
7.
В период массовых заездов
проживающих организовать заселение общежития ежедневно, в т. ч. В выходные дни
с_________ до_________ часов.
8.
Организовать пропускную
систему в общежитии и хранение по желанию проживающего громоздких личных вещей
в камере хранения с взиманием дополнительной платы.
Примечание. За сохранность документов и денег,
проживающих в общежитиях администрация ответственности не несёт.
9.
Предоставить проживающему
за дополнительную плату возможность пользоваться не предусмотренными Положением
об общежитии услугами________________________________________________________________
(перечислить)
10. При вселении информировать проживающего о его правах
и обязанностях, а также о нормативных документах, связанных с организацией
деятельности студенческих общежитий, и вносимых в них изменениях.
11. Предоставлять право проживающему пользоваться личными
электропотребляющими приборами и аппаратурой в соответствии с п. 26 Типового
положения о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и
среднего профессионального образования Российской Федерации.
12. В случае вступления проживающего в брак, если его жена
(муж) является иногородней студенткой (студентом) учебного заведения, по его
просьбе поставить на очередь на получение отдельной комнаты в семейном
общежитии (блоке).
13. Дополнительные обязательства учебного
заведения______________________________________________________________
II. Обязательства проживающего:
1.
Соблюдать правила техники
безопасности, пожарной безопасности и Правила внутреннего распорядка в
общежитии.
2.
Бережно относиться к
оборудованию и инвентарю общежития, нести материальную ответственность за
имущество, переданное ему в личное пользование, в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
3.
Экономно расходовать
электроэнергию, газ и воду.
4.
Своевременно вносить плату
в установленных размерах за проживание, пользование постельными
принадлежностями и за все виды предоставляемых услуг.
5.
Возмещать причинённый по
вине проживающего материальный ущерб помещений, оборудования и инвентаря
общежития.
6.
Производить уборку жилой
комнаты, а также санитарных блоков в общежитиях секционного (гостиничного)
типа, участвовать в работах по самообслуживанию в общежитии.
Примечание. Привлечение проживающих к уборке общественных
санузлов (кроме санузлов жилых блоков), сушилок, душевых и постирочных не
допускается.
7.При отчислении из учебного заведения (в том числе и по
его окончании) освободить общежитие, сдав жилое помещение и весь полученный в
личное пользование инвентарь, в срок____________________________________________________________________________
(устанавливается администрацией учебного заведения)
8.
Дополнительные
обязательства учащегося__________________________________
III. Ответственность сторон
В случае неисполнения взятых на себя обязательств стороны
несут следующую ответственность:
1.
Учебное заведение:
1.1. Обеспечивает переселение проживающего по его
обоснованному требованию в помещение, отвечающее условиям Договора, и
компенсирует ему понесённый ущерб.
1.2. На период проживания в условиях, признанных в
установленном учебным заведением порядке невозможными для проживания, с
проживающего не взимается плата за пользование общежитием, и причинённый ущерб
возмещает учебное заведение.
2.
Проживающий за нарушение
правил внутреннего распорядка общежития и условий настоящего Договора может
быть по представлению администрации общежития подвергнут общественному,
административному воздействию в соответствии с действующим законодательством.
Настоящий Договор составляется в двух
экземплярах, один из которых хранится в учебном заведении, второй - у
проживающего.
В случае возникновения споров по Договору и жалоб
проживающего они рассматриваются первоначально администрацией общежития и
студсоветом, а в случае неудовлетворения претензий - администрацией и профкомом
студентов учебного заведения, в присутствии проживающего.
Подписи сторон:
Учебное заведение Проживающий
___________________
________________________
___________________
________________________
Паспорт_________________
________________________
Прописан________________
__________________
«____»_________199_г.
«____»____________199_ г.
[1]
1
1
1
1
1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|