бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возможности воспитательной работы со студентами в общежитии бесплатно рефераты

Таким образом, если правильно и интересно будет организован досуг студента живущего в общежитии, то такие проявления девиантного поведения как правонарушения, злоупотребление алкоголем, наркотиками будут выкинуты из жизни студента.

Проведение таких мероприятий как

n   Праздник «Новый год» (дискотека, конкурсы).

n   День Валентина.

n   Поздравление девушек с 8-м Марта.

n   День Первокурсника.

n   Спортивные соревнования между общежитиями по волейболу.

n   Проведение встреч с ветеранами ВОВ и выпускниками Академии.

n   Проведение встреч с писателями, интересными людьми нашего города.

n   Работа библиотеки.

n   Проведение выставок поделок студентов (выставка кораблей).

n   Показ видеофильмов.

n    Организовывать походы студентов в театр, музей.

n   Привлечение студентов к выпуску стен. Газет, карикатур.

n   Проведение дней выпуска из общежития.

n   Отделение искусствоведения совместно с деканатом ФПП организовали в кают-компании «Алые паруса» цикл лекций «По музеям мира» (с показом цветных слайдов)     способствуют повышению духовного потенциала молодёжи.

Далее исследование показало, что круг социально-психологических проблем, волнующих студентов, проживающих в общежитии широк. Социальное самочувствие молодых людей определяется тем, как решаются те или иные социальные проблемы. В числе последних: наркомания, алкоголизм, культ насилия в молодёжной среде (вымогательство, шантаж).

Отношение к употреблению алкоголя в целом «положительное», 90 % опрошенных употребляют алкоголь с разной степенью регулярности, причём 47 % юношей и девушек употребляют спиртные напитки 3-4 раза в месяц. В процессе исследования было выяснено что у студентов существует определённый интерес к наркотикам. Около 40 % из них 23 % сельских считают, «что в жизни всё надо попробовать» и намериваются на себе испытать при первой представившейся возможности воздействие, а 48 % анкетированных даже пробовали их употреблять (такие как марихуана, гашиш) - это в основном студенты с хорошим материальным положением. Весьма примечателен тот факт, что жизненное амплуа наркомана уже не является презираемым и полностью отвергаемым.

На  вопрос, «Какие причины употребления наркотиков и алкоголя у студентов проживающих в общежитии?» вот характерные ответы: я  их поделила на две группы. В первую вошли причины, носящие чётко выраженный социальный характер: «низкий уровень досуга», «от нечего делать», «безделие и скука», «стремление выделиться в окружающей среде», «отсутствие знаний о вреде наркотиков».

Вторая группа  носит социально-психологическую направленность: «угостили друзья», «доступ к наркотикам», «желание попробовать», «испытать новые ощущения», «любопытство». Примечателен тот факт, что только 20 % респодентов заявили о своём отрицательном отношении к наркотикам, алкоголю.

На вопрос «Как Вы считаете, являются ли нарко-токсикомания распространённым явлением в общежитии?» -  «Да» ответило 261 человек, «не знаю» - 89 человек. 95 % студентов отметили, что «курение это вред». В своих знаниях о СПИДе молодые люди уверены: 76 % считают, что знают о нём достаточно. На первое место они ставят, что «заразиться СПИДом можно, если вести беспорядочную половую жизнь» (80 %); хотя 45 % девушек не осуждает свободную сексуальную жизнь, юноши (98 %) относятся к ней положительно.

На вопрос «Нужно ли заниматься разъяснительной работой в данном направлении?» (алкоголь, наркомания, курение, СПИД) 95 % студентов ответили «ДА», студенты призывают нас «не закрывать на это глаза».


Таким образом, можно сделать вывод, что распространённость наиболее опасных негативных явлений среди студентов общежития достаточно высока, причём следует констатировать и повышение терпимости к данным негативным явлениям, что обусловлено не только их распространённостью, но и недостаточно нравственно-правовым сознанием студентов. Поэтому организация и проведение различных мероприятий по разъяснению о вреде этих явлений просто необходимы.

n   Проведение недели «Нет наркотикам в общежитии» (распространение листовок о последствиях применения наркотических средств).

n   Выпуск стен. Газеты.

n   Проведение бесед, диспутов, лекций, проводимые медиками, юристами, психологами, педагогами с объяснением медицинских, психологических и юридических последствий злоупотребления наркотиков.

n   Видеоматериалы.

n   Распространение игры «Три года с наркотиком».

n   Организация досуга студентов общежития, развития сети факультативов по интересам.

n   Валеологическое воспитание (пропаганда здорового образа жизни).

n   Правовые средства борьбы (пропаганда нормативных актов, регламентирующих ответственность за наркоманию и т. д.)


На вопрос: «Хотели бы Вы получать знание по вопросам семьи, этики поведения, валеологии?» 98 % студентов ответили «ДА». Сами студенты видят необходимость в создании социально-психологической службы в общежитии. 85 % опрошенных наиболее эффективной сферой участия в воспитательной работе студентов общежития считают планирование и организацию физкультурно-оздоровительной работы (создание спортивных и тренажерных залов). Представленное исследование позволяет сделать следующие выводы: необходимости организованной досуговой деятельности с учётом интересов и потребностей её участников. Перспективы развития системы воспитания в студенческом общежитии № 1 Новосибирской Государственной Академии Водного транспорта возможны при условии реализации следующих мер:

n   Ввести должность воспитателя-методиста, который планирует и осуществляет организацию и непосредственное руководство воспитательной работой в общежитии.

n   Создать из числа студентов проживающих в общежитии студенческий совет, который является общественным органом коллективного самоуправления и создан для широкого привлечения студентов проживающих в общежитии, к разработке и проведению мероприятий, направленных на улучшение воспитательной, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы, организации досуга, здорового образа жизни, оказания помощи руководству академии в улучшении жизненных условий и бытового обслуживания.

1.   Поиск новых форм досуговой деятельности, адекватных современным ценностным ориентациям студенческой молодёжи наиболее приемлемыми могут быть:

n   создание кружков, которые бы давали возможность приобрести навыки, необходимые в быту, семейной жизни. С учётом этого был организован кружок «Кройки и шитья»;

n   совместными усилиями студсовета общежития, старост добиться организации тренажёрного зала;

n   оказание помощи во вторичной занятости студентов посредством организации студенческой биржи труда;

n   проведение студентами общежития викторин, дискотек, диспутов (на тему: «О вреде наркотиков, алкоголя, курения).

2. Создание службы социально-психологической поддержки студентов.

3. Улучшение хозяйственно-бытовых условий с помощью студентов (привлечения их к ответственности за оборудование, проведение дней «Нептуна», уборки территории общежития.


     Таким образом, знание социально-психологических проблем студентов, проживающих в общежитии даёт возможность выявлять недостатки воспитательной работы, а также намечать наиболее эффективные пути её проведения.

  

      









 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Воспитание студентов, проживающих в общежитиях - сложный и многогранный процесс, требующий от его организаторов тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим Советом. Их общая задача - искать и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни.

Общежитие - студенческий дом, и студенты должны быть хозяевами этого дома. Общежитие должно быть подлинной школой жизни, гражданского воспитания будущего специалиста.

Воспитательную работу в общежитии следует направить на создание педагогически воспитывающей среды, включающей наилучшие условия для самостоятельных занятий, пропаганду опыта лучших студентов, проживающих в общежитии, вовлечение их в научно-исследовательскую работу (олимпиады, конкурсы, лекции, диспуты, конференции).

Организация воспитательной работы в общежитии - прямое дело не только заместителя декана по воспитательной работе, воспитателя - методиста, студсовета, но и самих студентов. Воспитательная работа сегодня не удовлетворяет ни администрацию вузов, ни самих студентов (84 % считают что досуг студентов проживающих в общежитии организован не на должном уровне).

В результате исследования выдвинутая гипотеза получила своё подтверждение:    Качество воспитательной работы в студенческом общежитии будет соответствовать требованиям, если учитывать:

1) потребности самих студентов, инициативу и самостоятельность.

Иерархия потребностей выглядит следующим образом:

n   улучшение жилищно-бытовых условий,

n   развитие клубной и досуговой деятельности,

n   оказание помощи во вторичной занятости,

n   организация физкультурно-оздоровительных мероприятий

2) если существует определённая система в работе со студентами:

n  духовное и нравственное воспитание;

n  воспитание чувства ответственности;

n  эстетическое воспитание;

n  трудовая деятельность;

n  поддерживать и координировать социокультурные инициативы студентов;

n  правовое воспитание (усвоение норм общественного порядка);

n  валеологическое воспитание;

n  спортивно-оздоровительная работа.

Работа социально-психологической службы; студсовет

применение методической литературы


3) если студентов поставить в ответственную позицию за организацию жизни и быта:

n   бытовое самообслуживание (дежурство на кухне, уборка территории общежития),

n   избрание органа самоуправления (студенческий совет),

n   юридические консультации,

n   заключение договора о взаимной ответственности между вселяемым в общежитие и академией,

n   создание специальной дежурной службы с целью обеспечения правопорядка и безопасности в общежитии.



БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Айзенштейн В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. - 1998. - № 3. - С. 75-82.

2. Аминова Г. А., Воинова К. А. Семинар в Яропольце // Культуры педагогического общения: Тезисы выступлений участников семинара. - М. - 1992. - с. 3-5.

3. Бартоломей А., Немировский М., Новикова А.  Внеучебное время - воспитанию студентов // Высшее образование в России. - 1995. - № 1. - С. 7-16.

4. Бовкун В. В.  О воспитании чувства ответственности у студентов, проживающих в общежитии // Воспитательная работа с учащимися в РУДН в современных условиях: концепция, проблемы, организация: Тез. докл. науч. - практ. Конф. - М. - 1997. - С. 112-114.

5. Внеучебная работа в вузе: Тез. докл.   XXXVIII науч.-метод. конф. - Новосибирск. - 1997.

6. Володько В. Ф. Формирование идейно-нравственной устойчивости учащихся профтехучилищ в условиях общежития: Автореф. дис... - Минск. - 1986.

7. Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Вып. 3 - Саратов. - 1997.

8. Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Основы педагогики высшей школы. Вып. 1. - Саратов. - 1997.

9. Данюков В. Н., Оглоблина Н. М., Петрова Н. А. Внеучебная воспитательная работа в вузе: организация и управление. - Комсомольск-на-Амуре. - 1998.

10. Долженко О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования// Альма матер. - 1996. - № 1-2.

11. Коноплина Н. В. Некоторые аспекты воспитательной работы в педагогическом вузе. - Сургут. - 1999.

12. Коноплина Н. В.  Школа призвана быть воспитывающей. - Сургут.-1999.

13. Коханович Л. И. и др.  Гуманизация образования и создание комфортной среды в вузе. - М.-1994.

14. Коханович Л. И., Рябов Л. П.  Гуманизм - нравственная основа формирования личности студента. - М. -1993.

15. Кухтевич Т. Н. Ценностные установки студенческой молодёжи: социологический аспект // Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. - М. - 1992.- с. 5-18.

16. Лисовский В. Т.  Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. - СПб. - 2000.

17. Лутанский В. Д. Воспитатель в общежитии: педагогические беседы об организации досуга молодёжи. - М. - 1988.

18. Лутанский В. Д.  Теория и практика повышения воспитательного потенциала досуга молодёжи рабочих общежитий: Автореф. дис... - Ленинград. -1990.

19. Маслова Н. Ф. Рабочая  книга социального педагога. - Орёл. -1994.

20. Молодёжные общежития и проблемы организации досуга студентов и учащихся: Материалы республиканского семинара-совещания. - Минск. - 1989.

21. Опыт разработки концепции воспитания / Отвт. Ред. Бондаревская Е. В. - Ростов-на-Дону.- 1993.

22. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов. - СПб. - 1999.

23. Поплавский М. М.  Социально-педагогические основы организации досуга учащейся молодёжи. - Ленинград. -1990.

24. Рахманин В.  Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Альма матер. - 1997. -№ 2.- с. 25-29.

25. Рогонов П.  Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) // Высшее образование в России. - 1998.-№ 3.- С. 38-43.

26. Русанова Е. И.  Семейные студенты: реальность, проблемы, перспективы // Воспитательная работа с учащимися РУДН в современных условиях: концепции, проблемы, организация. - М.-1997. -с. 116-120.

27. Социальное воспитание личности: цели и региональное проектирование защиты от дегуманизации среды. - Орёл.-1994.

28. Царицын А. Н. Городской общественный совет и некоторые вопросы деятельности вузов в студенческих общежитиях Ленинграда. - М.-1973.

29. Чернышов А. Н. Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты. - Воронеж.-1990.

30. Шулус А.  Воспитание профессионалов // Высшее образование в России. - 2001.-№ 4.-с.118-121.






                                                                                              






  Приложение № 1


Примерная форма договора о взаимной ответственности

 

(наименование учебного заведения)

именуемое в дальнейшем «учебное заведение», в лице ________________________________,

действующего на основании______________________________________________________,

                                         (Устава, инструкции, приказа и т. д.)

и______________________________________________________________________________,

    (Ф. И. О. проживающего в студенческом общежитии)

именуемый в дальнейшем «проживающий», заключили настоящий Договор о взаимной ответственности сторон.


1.   Обязательства учебного заведения

Учебное заведение предоставляет для проживающего на весь период обучения с____ по_______ место в комнате №_____ студенческого общежития по адресу__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание. В случае возникновения аварийной ситуации и невозможности проживания в указанной комнате учебное заведение по согласованию с проживающим может переселить его в другую комнату одинакового уровня комфортности и компенсировать его затраты на переезд.

I.    Учебное заведение обязуется:

1.   Предоставить жилое помещение, соответствующее санитарным требованиям к содержанию студенческих общежитий, с отоплением и освещением, отвечающим соответствующим нормативам.

2.   Предоставить в личное пользование проживающему исправную мебель, инвентарь, оборудование и постельные принадлежности в соответствии с установленными нормами (перечень инвентаря и оборудования является неотъемлемым приложением к настоящему Договору).

3.   Обеспечить нормальную эксплуатацию жилого помещения, в период отопительного сезона поддерживать температуру в жилой комнате не ниже 18 градусов по Цельсию.

4.   Обеспечить возможность пользования проживающим всеми социально-бытовыми помещениями (комнатами отдыха, кухнями, постирочными, умывальными комнатами, туалетами и т. д.), а также санитарными блоками в общежитиях секционного (гостиничного) типа.

5.   Своевременно производить текущий ремонт и оперативное устранение неисправностей в системах канализации, электро -, газо - и водоснабжения общежития.

6.   Обеспечить замену постельного белья раз в 10 дней.

7.   В период массовых заездов проживающих организовать заселение общежития ежедневно, в т. ч. В выходные дни с_________ до_________ часов.

8.   Организовать пропускную систему в общежитии и хранение по желанию проживающего громоздких личных вещей в камере хранения с взиманием дополнительной платы.

               Примечание. За сохранность документов и денег,   проживающих в общежитиях администрация ответственности не несёт.

9.   Предоставить проживающему за дополнительную плату возможность пользоваться не предусмотренными Положением об общежитии услугами________________________________________________________________

                                                           (перечислить)

10.  При вселении информировать проживающего о его правах и обязанностях, а также о нормативных документах, связанных с организацией деятельности студенческих общежитий, и вносимых в них изменениях.

11. Предоставлять право проживающему пользоваться личными электропотребляющими приборами и аппаратурой в соответствии с п. 26 Типового положения о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации.

12. В случае вступления проживающего в брак, если его жена (муж) является иногородней студенткой (студентом) учебного заведения, по его просьбе поставить на очередь на получение отдельной комнаты в семейном общежитии (блоке).

13. Дополнительные обязательства учебного заведения______________________________________________________________

II.  Обязательства проживающего:

1.   Соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности и Правила внутреннего распорядка в общежитии.

2.   Бережно относиться к оборудованию и инвентарю общежития, нести материальную ответственность за имущество, переданное ему в личное пользование, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.   Экономно расходовать электроэнергию, газ и воду.

4.   Своевременно вносить плату в установленных размерах за проживание, пользование постельными принадлежностями и за все виды предоставляемых услуг.

5.   Возмещать причинённый по вине проживающего материальный ущерб помещений, оборудования и инвентаря общежития.

6.   Производить уборку жилой комнаты, а также санитарных блоков в общежитиях секционного (гостиничного) типа, участвовать в работах по самообслуживанию в общежитии.

             Примечание. Привлечение проживающих к уборке общественных санузлов (кроме санузлов жилых блоков), сушилок, душевых и постирочных не допускается.

            7.При отчислении из учебного заведения (в том числе и по его окончании) освободить общежитие, сдав жилое помещение и весь полученный в личное пользование инвентарь, в срок____________________________________________________________________________

           (устанавливается администрацией учебного заведения)

8.   Дополнительные  обязательства учащегося__________________________________

III. Ответственность сторон

           В случае неисполнения взятых на себя обязательств стороны несут следующую ответственность:

1.   Учебное заведение:

1.1. Обеспечивает переселение проживающего по его обоснованному требованию в помещение, отвечающее условиям Договора, и компенсирует ему понесённый ущерб.

1.2. На период проживания в условиях, признанных в установленном учебным заведением порядке невозможными для проживания, с проживающего не взимается плата за пользование общежитием, и причинённый ущерб возмещает учебное заведение.

2.   Проживающий за нарушение правил внутреннего распорядка общежития и условий настоящего Договора может быть по представлению администрации общежития подвергнут общественному, административному воздействию в соответствии с действующим законодательством.


                      Настоящий Договор составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в учебном заведении, второй - у проживающего.

                      В случае возникновения споров по Договору и жалоб проживающего они рассматриваются первоначально администрацией общежития и студсоветом, а в случае неудовлетворения претензий - администрацией и профкомом студентов учебного заведения, в присутствии проживающего.


                                                                 Подписи сторон:

Учебное заведение                                                                                     Проживающий

___________________                                                                          ________________________

___________________                                                                          ________________________   

 

                                                                                                                Паспорт_________________         

                                                                                                       ________________________

                                                                                             Прописан________________

                                                                             __________________

«____»_________199_г.                                                                       «____»____________199_ г.




 

   


[1]

1

1

1

1

1


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5