бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возможности воспитательной работы со студентами в общежитии бесплатно рефераты

Диспут - наиболее активная форма творческого мышления. Человек высказывает своё мнение по конкретному вопросу, подтверждает это мнение аргументами, вырабатывает точность, логику мышления, показывает умение использовать в споре накопленные знания, формирует культуру ведения спора.

В нравственном воспитании студентов, формировании у них этических оценок и эстетических вкусов важное место занимают различные виды искусства.

Наиболее доступный путь - чтение. Читательские конференции   помогают вырабатывать у молодых людей привычку к углублённому чтению, умение оценить книгу, развивают ораторские навыки, логическое мышление. Спор о книге оттачивает мысль, наталкивает на решение собственных проблем.

Не существует готовых рецептов, как выбрать книгу для обсуждения на читательской конференции. Может порекомендовать её сам воспитатель; он может также сначала познакомить молодёжь с отрывком из произведения, если возникнут споры - дать прочитать книгу целиком.

В ходе подготовки к конференции перед студентами можно поставить такие вопросы, как: «Чем вас взволновала эта книга?», «Какие наиболее важные проблемы ставит в ней автор?», «Кто из героев книги вам понравился и почему?», «Что нового помогла вам узнать книга о жизни?», «В чём вам хочется возразить автору или героям произведения и с чем согласиться?».

Готовясь к конференции, необходимо подумать и о броской афише-приглашении. Хорошо, если будет красочно оформлено помещение, где предполагается провести конференцию. Если в библиотеке имеются произведения автора обсуждаемой книги, желательно сделать выставку.

Порядок проведения конференции свободный. Как правило, она открывается рассказом о биографии писателя, о значении обсуждаемого произведения. Затем перед присутствующими ведущий ставит основные вопросы, которые предполагается обсудить на конференции (они перечислены и на плакате, который находится в зале). Слово берут основные докладчики, аргументируют свои мысли примерами из обсуждаемого произведения. На конференции может выступить каждый присутствующий, прочитавший книгу.

В заключительном слове ведущий, открывший конференцию, подводит её итоги, отмечает, насколько полно обсуждено произведение, делает обобщения по выступлениям.

Читательская конференция в общежитии может принести пользу лишь в том случае, если обсуждаемые в ней проблемы связаны с жизнью молодёжи, волнуют её.

Основное условие - правильный выбор литературного произведения. На обсуждение необходимо выносить книги талантливые, художественно значимые, способные воздействовать на мысли и чувства молодых людей.

Во многих общежитиях проводятся и литературные вечера. Литературные вечера обычно приурочивают к юбилею известного писателя или поэта. Большая подготовительная работа коллектива библиотеки вуза, преподавателей культурологии, стусовета и главное - активное и заинтересованное отношение самих участников вечера - студентов - позволяют проводить вечера на высоком художественном и содержательном уровне, оказывать на аудиторию благоприятное воздействие, показывать молодёжи, что такое подлинная духовность и настоящая культура, какие огромные пласты её заложены в нашей истории.

Сложнее подготовить литературно-музыкальный вечер На помощь организаторам этого мероприятия должны прийти сотрудники библиотеки и профессиональные музыканты. Чтобы сделать такие вечера более интересными и разнообразными, в них включают музыкальные викторины. Привлекают молодёжь «часы музыки», музыкальные вечера, посвящённые творчеству композитора или одному  из музыкальных жанров.

Подготовка и проведение лекции. Здесь необходимо думать не только о её содержании, форме подачи, но и о выборе вопросов, которые будут интересны молодёжи, вызовут отклик, принесут пользу. Лекции в общежитии надо проводить с привлечением квалифицированных лекторов, планировать с учётом пожеланий студентов.

Большие возможности для эстетического воспитания молодёжи открывают лекции-концерты, где собственно лекционный материал чередуется с музыкальными и литературными фрагментами. Здесь многое зависит от исполнительской деятельности участников концертных номеров. Однако они не должны приобретать самодовлеющее значение, их роль - расширить образные рамки данного мероприятия.

Устные журналы являются действенной формой воспитания молодёжи. Они позволяют оперативно реагировать на различные события, факты. Устный журнал состоит из страниц-разделов. Каждая страница представляет краткое сообщение, которое в зависимости от содержания может быть проиллюстрировано диапозитивами, диафильмами, фрагментами из кинофильма, выступлениями спортсменов, профессиональных артистов.

Иллюстрации подаются как в процессе устного выступления, так и после него, являясь своеобразным наглядным дополнением, средством его художественного выражения и эмоционального подкрепления. Художественные выступления могут играть и самостоятельную роль. Например, после страницы, посвящённой важному текущему событию, можно дать страницу, знакомящую с новым музыкальным произведением или театральной постановкой.

Чередование страниц при сохранении единства замысла и целостности программы придаёт устному журналу  оригинальный, увлекательный и эмоциональный характер, позволяя знакомить слушателей с самыми различными вопросами, не утомляя их.

Используя эту форму работы в общежитии, важно учесть, что молодёжь сейчас получает огромную информацию из различных источников. Поэтому устный журнал должен предложить те сведения, которые относятся к числу последних, освещая одновременно самые различные стороны жизни. Цель каждого устного журнала - рассказать о важнейших событиях, происходящих в стране и за рубежом, о выдающихся достижениях науки, техники, искусства и литературы.

Чтобы выпустить устный журнал, необходима значительная подготовительная работа: надо изучить запросы и пожелания слушателей, найти интересующие всех темы для журнала в целом и его отдельных страниц; подобрать иллюстративный материал, подготовить исполнителей. Всё это делает группа активистов.

Самой популярной формой досуга являются вечера отдыха, сочетающие танцы и игры, музыку и художественное слово, конкурсы и викторины.

Так, в общежитии может быть с успехом проведён смотр талантов первокурсников. Задачами конкурса являются:  

n   использование внеучебного времени в целях адаптации первокурсников к условиям организации учёбы и досуга в вузе;

n   поиск новых форм в организации досуга студентов;

n   выявление новых талантов и привлечение их к участию в проведении досуговых мероприятий со студентами.

Конкурс проводится в два тура: первый тур - отборочный, второй - финальный. Конкурс проводится по следующим номинациям: эстрадный и классический вокал, эстрадный и бальный танец, разговорный жанр, игра на музыкальных инструментах.

К участию в конкурсе допускаются студенты-первокурсники, а также студенты старших курсов, ранее не принимавшие в нём участие или принимавшие, но по другой номинации.

Общее руководство конкурсом осуществляет оргкомитет, при котором создаётся жюри (с привлечением специалистов по вокалу, танцу). Жюри оценивает каждый конкурс и каждую номинацию по десятибалльной системе.

Прошедший отборочный тур получает право на репетиции с педагогами по вокалу, танцу и т. д. И подготовку фонограммы для концертного номера в заключительном туре. Победители конкурса награждаются Дипломами лауреатов и ценными подарками. Участники - дипломами участников и памятными сувенирами.

Вечер отдыха в общежитии - своеобразный семейный вечер. Он будет тем удачнее, чем больше инициативы, выдумки, фантазии у людей, готовящих его. Вечер отдыха создаёт условия для эмоциональной разрядки человека, для восстановления его физических и интеллектуальных сил. Таким образом, вечер отдыха - комплексное массовое мероприятие, отличается разнообразием форм познавательного и развлекательного характера, широкими возможностями активного участия и проявления способностей его участников при полной непринуждённости в общении.

Основные методические требования к организации и проведению вечера отдыха таковы:

1. Информация о вечере - заблаговременная, яркая. Лучше, если это будет афиша, в которой раскрывается содержание вечера, указан порядок номеров, а также фамилии его участников.

2. Привлечение к подготовке вечера студсовета общежития; и распределение между ними обязанностей; выделение ответственных за игры, викторины, конкурсы; оформление пригласительных билетов.

3. Отбор музыки для танцевальной части вечера.

4. Чередование танцев со зрелищными номерами.

5. Определение ведущего (эту роль лучше предложить эрудированным студентам, проживающим в общежитии, остроумным, весёлым, способным «зажечь» аудиторию).

6. Приобретение сувениров для награждения победителей конкурсов, викторин.

7. Приглашение на вечер интересного человека (писателя, композитора, спортсмена, модельера, кулинара и т. д.).

Целесообразной и педагогически обоснованной формой и средством объединения молодёжи являются клубы по интересам, способствующие самореализации личности в сфере свободного времени. Добровольно объединяясь в группы на основе общности интересов, сравнительно устоявшемся уровне притязаний и стремлений, участники таких любительских клубов получают возможность заниматься определённым видом интересующей их деятельности.

В клубном объединении проводятся показ и обсуждение тематических программ, встречи с профессиональными, любительскими и индивидуальными исполнителями, вечера отдыха.

Интересы молодёжи практически неисчерпаемы, поэтому важным требованием при создании объединения является учёт возрастных и индивидуальных особенностей молодого человека, его эстетических интересов и желаний.

Воспитательные цели клубных объединений реализуются в учебно-познавательной работе, в процессе которой у членов клуба накапливаются знания о различных аспектах социальной жизни.

При использовании форм и средств воспитательной работы в общежитии необходимо следовать таким педагогическим условиям, как учёт возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и запросов, проживающих в целом, а также индивидуальных особенностей юношей и девушек; проведение досуговых мероприятий систематически, по заранее составленному плану; привлечение к подготовке и проведению мероприятий всех проживающих, что способствует воспитанию взаимной ответственности за порученное дело.


Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы - педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.




Глава  III   ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТУДЕНЧЕСКОМ ОБЩЕЖИТИИ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

 

3.1. Диагностика уровня воспитательной работы в общежитии

 

Целью исследования является определение проблем  воспитательной работы проводимой в студенческом общежитии.

Современные проблемы, противоречия, связанные с воспитательной работой в общежитии, отношение к ней студентов были выявлены в ходе социологического исследования. Методом анонимного анкетирования было опрошено 350 студентов I - V  курсов, из них 93 девушки и 257 юношей, сельских жителей 240 человек, городских 150. Студентам предлагалась следующая инструкция.

Дорогой друг! Совет общежития № 1 изучает проблемы и интересы студентов живущих в общежитии. Просим Вас принять участие в этом исследовании. Ваши ответы помогут получить объективную информацию о реальном положении студентов общежития и будут способствовать принятию ряда управленческих решений касающихся путей его улучшения.

Предлагалось внимательно прочитать вопрос и варианты ответов на него. Если ни один из вариантов не устраивал опрашиваемого, то ему нужно было написать свой ответ в специально оставленном месте.

В  анкете были вопросы, касающиеся различных групп проблем: бытовых, психологических, социальных, материальных, педагогических.

Получены следующие результаты:

Впечатление от общежития нередко выражается первокурсником в самых кратких оценках: «Транс», «стресс», «шок». Видимо начинающие студенты не преувеличивают, они лишь констатируют социально-бытовую сторону общежития. По данным ректората за последние пять лет в несколько раз сократились бюджетные ассигнования на ремонт. Остро ощущаемая нехватка средств серьёзно сказывается на материально-бытовых условиях жизни студентов общежития. Отсюда их психологический настрой. 65 % студентов из них 20 % сельских и 45 % городских не устраивает существующая на данный момент в общежитии хозяйственно-бытовая среда, как мы видим сельские студенты более терпеливы к бытовым проблемам. Каждый пятый ощущает тесноту (4-5 человек в комнате); большинство услуг не хватает (таких как парикмахерские, мед. пункт). Параллельно жаловались на «сломанные краны», «мусор студентов», «очень грязно в мойке». А кто виноват? Во многих хозяйственно-бытовых проблемах виноваты сами студенты, поэтому надо вести обязательно воспитательную работу в этом направлении.

n   Вселяемые в общежитие должны изучить правила внутреннего распорядка, права и обязанности, проживающих в студенческих общежитиях.

n   Заключение договора о взаимной ответственности.

n   Отведение мест для курения.

n   Привлекать проживающих в общежитии студентов в свободное время к работам по самообслуживанию общежития, к проведению ремонта жилых комнат, генеральным уборкам помещений общежитий (проведение морских дней) и закреплённой территории. Студенты, проживающие в общежитии, виновные в нарушении правил пользования помещений общежития, территорий (выброс мусора из окон), порча оборудования, привлекаются к ответственности, предусмотренной уставом академии, положением о студенческих общежитиях (направление на хозяйственные работы на две недели).

n   Воспитывать у студентов чувства ответственности за сохранность государственного имущества (проводить смотр на лучшую комнату).

n   Оформлять наглядную агитацию (в туалетах сделать надписи краской «Стой, дёрни за верёвочку», «Выброс отходов от пищи запрещён!». Издать листовку «Правила пользования туалетом, душем». Распространить её среди студентов общежития первых курсов (особенно приехавших из села).

n   Организация рейдов по проверке санитарного состояния комнат и соблюдение правил проживания в общежитии.

n   Ввести систему различных поощрений за образцовый быт.

Таким образом, создание «модели социального поведения» (соблюдение правил проживания в общежитии, культуры взаимоотношений, эстетика быта, ответственность за себя и за тех, кто рядом) способствует формированию у студентов способности к самоопределению активной жизненной позиции. Стоит остановиться на пункте материальной обеспеченности студентов. Вот как они оценивали своё положение. Хорошо - 21 %, удовлетворительно - 59 %, плохо  - 20 %.

Основным источником дохода для большинства студентов по-прежнему помощь  со стороны родителей (93,7 %), такой поддержки не имеют вообще 2, 5 %. Исследование выявило растущую значимость дополнительных заработков, которые практикует каждый третий студент. Сегодня главное для многих студентов иметь возможности для постоянного заработка, с чем связываются перспективы возрождения стройотрядовского движения, рабочих бригад. Можно сказать о том, что нужно создать молодёжную биржу труда или штаб труда в общежитии, т. е. занять свободное время студента с пользой для него.

Что касается интересов и досуга студентов, живущих в общежитии, то они очень разнообразны. На вопрос «Чему Вы отдаёте предпочтение в свободное от учёбы время?»  30 % опрошенных ограничиваются сферой «зарабатывания денег», 44 % спорт, сельские жители отдают предпочтение посещению театров, группы аэробики, занимаются спортом. Всего 21 % студентов в свободное время регулярно читают художественную литературу (1-2 книги в месяц), 30 % вообще не читают (причины: «нет свободного времени», «новые книги дорогие»).

Из всех респодентов 84 % считают что досуг студентов проживающих в общежитии организован не на должном уровне. Главными организаторами внеучебной социокультурной деятельности большинство студентов 63 % считают «самих себя», на втором месте кураторы групп, заведующая общежитием.

Склонность студентов соотносить воспитательную работу в первую очередь с рекреационной деятельностью, с неприемлемыми «назиданиями», «наставлением», а также высокий уровень неудовлетворённости состоянием социокультурной досуговой деятельности в общежитии позволяют интерпретировать выявленное как претензии студентов на самоорганизацию в этой сфере (студсовет.

 В этих настроениях можно усмотреть естественную потребность студентов к самоорганизации, активизации самодеятельного творчества в культурно-массовой сфере. Тем самым результаты исследования подтверждают необходимость создания благоприятной атмосферы для самостоятельной деятельности самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни. Вот почему оптимизм внушает тот факт, что большая часть опрошенных (62 %) готовы принять участие в управлении студенческой жизни в общежитии, не готовы 28 %, затруднились определить свою позицию 11 % респодентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5