бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возможности воспитательной работы со студентами в общежитии бесплатно рефераты

В современных условиях непрерывно возрастает объём духовной культуры, её формы становятся всё более разнообразными. В связи с этим большое значение приобретают духовно-творческие начала, инициатива, самодеятельность, активность личности. А развитие этих её качеств возможно лишь при высокой культуре досуга. Для высокой культуры досуга неприемлемы бездуховность, казённость, отсутствие творчества, бесконечное использование одних и тех же форм работы.

Нельзя не учитывать и возросшие запросы молодых людей, их тягу к творческим видам деятельности. Живущие в общежитии ищут возможности самореализоваться в такой деятельности. Это может быть собирание книг, личных библиотек, составление коллекции музыкальных записей, видеофильмов, съёмка любительских фильмов, организация выставок своих картин, поделок.

Почти в любом общежитии всегда найдутся реальная возможность и реальные условия для того, чтобы молодёжь использовала своё свободное время для роста и совершенствования в избранном деле, для общего всестороннего развития, просто для любимых занятий. Нужно суметь помочь организовать такое дорогое для каждого молодого человека его свободное время. Молодые люди всегда будут благодарны за такое участие в их судьбе, за помощь и подсказку, за добрый совет, за умное, но не назойливое развитие их культурных интересов и духовных потребностей.

Однако надо помнить и о том, что насильно заставить молодёжь заниматься тем или иным делом в свободное время - значит, оттолкнуть её от этого дела. Поэтому так важно уметь находить правильные подходы к каждому человеку, учитывать его потребности и интересы, увидеть за пассивностью некоторой части молодёжи истинные устремления, предложить сферу применения сил, заставить поверить в себя, научить жить более наполненно и интересно.

Если молодёжь, проживающая в общежитии, праздно и без пользы тратит свободное время, воспитательная работа здесь не ведётся, педагогические возможности общежития не используются.

В то же время, правильно используя свои педагогические возможности, современное студенческое общежитие способно влиять на воспитание молодых людей, помочь им хорошо учиться, выполнять общественно полезную работу, культурно отдыхать.

Итак, воспитательная работа в учебных заведениях должна строится на базе фундаментальных духовно-чувственных ценностей, имеющих важнейшее значение в личностном и общественном развитии.

Воспитательная работа в общежитии должна быть направлена на формирование нравственных и социальных качеств личности: гуманности, порядочности, гражданственности, ответственности, профессиональной этики. Эта работа должна проводится с учётом психолого-возрастных особенностей молодых людей и прежде всего с учётом того, что студенты становятся полноправными членами семей, у молодёжи активно формируются гражданские качества, развивается чувство коллективизма.

Педагогические возможности студенческого общежития заключаются в создании хороших материально-бытовых условий для проживающих; в реализации социально-педагогической функции, направленной на реализацию у молодёжи коммуникативных качеств и на развитие общения.


























ГЛАВА II.   ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СТУДЕНЧЕСКОМ ОБЩЕЖИТИИ.

2. 1. Педагогически воспитывающая среда в общежитии.

 

Определяющим воспитательным фактором в общежитии является наличие благотворно влияющей среды, прежде всего, благоприятная психологическая атмосфера, то есть педагогически воспитывающая среда. Примером тому может служить создание студенческих городков в известных вузах США, Англии, Австрии, Германии, Франции, Испании, Дании. Широкая сеть бытовых, досуговых, развлекательно-познавательных учреждений, студенческие кафе, клубы и салоны, спортивные залы и площадки, наличие в государственных и частных высших учебных заведениях штатных сотрудников, занимающихся социальными проблемами студенчества, благоустроенных малоэтажных общежитий, способствуют возникновению атмосферы доброжелательности, духовной близости между людьми, дают возможность самостоятельного выбора формы отдыха, творческого применения собственных сил.

Как отмечают А. Бартоломей, М. Немировский, А. Новикова, студенческие общежития за рубежом давно стали местом, где «самые неожиданные, самые необычные идеи молодых встречают пониманием, обретают жизнь»1. Нередко аспирантам, молодым преподавателям вменяется в обязанность проживание в студенческом общежитии в качестве воспитателя, наставника, что служит определяющим условием в их дальнейшей деятельности.

________________________________________________________________

1 Бартоломей А., Немировский М., Новикова А. Внеучебное время - воспитанию студентов // Высшее образование в России. - 1995. - № 1. - с. 41.





Существуют определённые критерии, исходя из которых можно судить о сформированности педагогически воспитывающей среды:

1. Степень стабильности и чёткости работы всех звеньев системы воспитательной работы в общежитии.

2. Массовость участия студентов в различного рода мероприятиях, проводимых   в общежитии.

3. Качество участия, результативность участников конкурсов, фестивалей, соревнований, конференций.

4. Присутствие постоянной и живой инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм внеучебной работы.

5. Уровень их притязаний к качеству проведения культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятий, конференций.

6. Стремление студентов реализовать себя в дальнейшем именно в профессиональной деятельности по основной или дополнительной специальности.

7. Отсутствие правонарушений среди студентов, проживающих в общежитии.

Одной из важнейших задач педагогически воспитывающей среды общежития является формирование у студентов чувства ответственности. Воспитание данного чувства особенно актуально сегодня, когда имеет место ухудшение экономического положения российской высшей школы, удорожание процесса обучения молодёжи, возрастание стоимости материального оборудования, коммунальных услуг, используемых вузами. Внимание к данному свойству особенно актуально в условиях проживания студента в общежитии, где он ежедневно эксплуатирует вузовское оборудование: сантехническое, кухонное, электрическое, лифтовое, радиотелевизионное, телефонное, мебель и т. д.

В этом отношении показательны результаты исследования, проведённого В. В. Бовкуном, по проблеме использования жилого и вспомогательного фондов студентами в общежитии Российского университета дружбы народов.1

Исследование показало, что в среде студентов, проживающих в общежитии, налицо целый комплекс факторов, свидетельствующих, с одной стороны, о наличии в реальности чувства ответственности у многих молодых людей, с другой стороны, о предрасположенности их к восприятию данного свойства в потенциале.

О наличии в реальности чувства ответственности у многих студентов свидетельствует:

а) стремление и умение объективно оценить своё положение и создавшуюся ситуацию в общежитии;

б) реальное видение тех проблем, которые имеют место в общежитии, и путей решения многих из них. Таким образом, задача преподавателей, воспитателей-методистов, советов общежитий - в реальной деятельности учитывать данную ситуацию, более активно прилагать усилия для улучшения работы по закреплению и воспитанию у студентов чувства ответственности за судьбу своего общежития.

Итак, главной целью воспитательной работы в общежитии является создание педагогически воспитывающей среды, которая способствует формированию активного отношения студента к избранной профессии, включая

______________________________________________________________

1 Бовкун В. В. О воспитании чувства ответственности у студентов, проживающих в общежитии// Воспитательная работа с учащимися в РУДН в современных условиях: концепция, проблемы. Организация. - М. -1997. - с. 112-114.


не только отношение к учебным дисциплинам, учебному времени, но и к свободному от занятий времени как к важному общественно-культурному акту, созидающему личность молодого человека. Вуз только тогда в полном смысле слова станет выполнять своё назначение, когда сможет давать студенту не только специальные, но и социальные знания, когда высокие этические нормы поведения станут определяющими в студенческой и преподавательской среде.




2. 2. Формы и средства организации воспитывающей среды в общежитии

 

Организация воспитывающего познавательного досуга молодёжи в общежитии - досуга, который будет ей интересен, - возможна если воспитатель знает проживающих здесь юношей и девушек, их запросы, знает и то, чего не хватает им. Ведь в своей жизни молодые люди руководствуются определёнными потребностями и интересами. В одних случаях эти потребности и интересы носят общественно осознанный, в других - индивидуально-эгоистический характер.

Потребности молодёжи довольно многообразны. Они зависят от возраста человека, его общего развития. В общежитии проживает молодёжь в возрасте 16-25 лет, и на каждом возрастном этапе у неё проявляются доминирующие потребности.

Так, потребность в глубоких и всесторонних знаниях чаще наблюдается у молодых людей 22-26 лет, отсюда их стремление больше узнать нового, интересного. Этому их стремлению должны соответствовать и формы организации досуга.

У молодёжи 16-18 лет преобладают потребности в активном отдыхе и развлечениях. Отсюда их стремление к таким формам досуга, как дискотеки, развлекательные вечера отдыха. В то же время ориентироваться только на данные потребности нельзя, так как это приведёт к односторонности в развитии той или иной группы молодёжи. Следует организовать досуг в общежитии таким образом, чтобы постепенно расширить сферу доминирующих потребностей проживающих.

Характер потребностей зависит и от психологического склада личности, уровня её воспитанности. У менее воспитанных молодых людей потребности часто проявляются в виде влечений или малоосознанных побуждений. Эти люди чувствуют, что им чего-то недостаёт, не хватает, но не знают, чего именно, не пытаются разобраться в своих желаниях, а разобравшись, мало что делают, чтобы их удовлетворить. К сожалению, таких молодых людей, в общежитии бывает довольно много.

Организаторам воспитательной работы в общежитии всегда необходимо учитывать, что у части молодёжи интерес к определённой форме досуга может проявиться стихийно, неосознанно, вследствие её эмоциональной привлекательности, и уже позже осознаётся его жизненное значение.  Важно не пропустить момент появления «поверхностного» интереса, выяснить мнение проживающих о той или иной форме работы, чтобы закрепить этот интерес.

Особое внимание при изучении и анализе интересов студентов следует обратить на духовные интересы, интересы к общественной и организаторской деятельности, познавательные. Важно различать активные и пассивные интересы молодёжи. Только анализ того, чем конкретно занимается человек в свободное время, помогает раскрыть эффективность процесса воспитания.

Опора на групповые и индивидуальные досуговые запросы молодёжи делает воспитательную работу в общежитии целенаправленной и активизирует участие в ней самих проживающих. С целью их выявления во многих общежитиях используют анкетный опрос, содержащий следующие вопросы:

1. Какие мероприятия вы любите?

2. Как часто вы хотели бы посещать дискотеки в общежитии?

3. С людьми, каких профессий вы хотели бы встретиться в общежитии?

4. Какие виды искусства вы любите?

5. Хотели бы вы получить знания по вопросам семьи, быта, этикета?

6. Как вы любите отдыхать: принимать непосредственное участие в мероприятиях или смотреть со стороны?

7. Напишите ваши предложения по улучшению досуга молодёжи в общежитии.


Используются также личные карточки на проживающих, где, кроме социально-демографических данных, фиксируются ответы на вопросы:

n   что вы умеете делать: петь, танцевать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, мастерить, шить, вязать (другое - подчеркнуть)?;

n   в каких кружках с целью реализации ваших возможностей и способностей вы хотели бы участвовать?;

n   в каких клубных объединениях вы хотели бы участвовать?


Цель такого опроса - учесть запросы студентов, проживающих в общежитии при  планировании воспитательной работы.

Организаторы воспитательного процесса должны учитывать обобщённые главенствующие духовные интересы, вкусы и потребности конкретных групп людей. Тогда станет возможной реализация дифференцированного подхода к удовлетворению духовных и культурных запросов конкретных групп молодёжи. В общежитии это особенно важно, иначе получается, что организуемые мероприятия как будто бы рассчитаны на всех, а на самом деле ни на кого. Они проводятся потому, что надо что-то проводить.

Может возникнуть вопрос: нет ли опасности в том, что, выявляя запросы, потребности молодых людей и соответственно удовлетворяя их, организаторы досуга идут как бы на поводу у отдельных групп молодёжи с ещё не вполне сформировавшимися вкусами? Сигнал о неудовлетворённых культурных запросах, полученный от самих молодых людей, как и равнодушие последних, должны служить организаторам воспитательной работы своеобразным ориентиром в выборе форм внеучебной работы.

Приобщение человека к культурным ценностям по принципу от простого к сложному - главный путь развития личности.

Методика подготовки и проведения каждого мероприятия имеет свою специфику, обусловленную конкретной целью, содержанием и методами данной работы. Однако существуют и общие закономерности, учёт которых способствует успешной реализации поставленной задачи.

Неизменное твёрдое требование к любому воспитательному мероприятию - его высокий познавательный уровень, глубокий нравственный смысл, красочное, эмоциональное художественное исполнение.

Создание перед проведением мероприятия соответствующей психолого-педагогической атмосферы - предметной среды, - помогает его активному восприятию. А заранее сделанное, построенное в неожиданном ключе объявление привлечёт внимание большинства приживающих. Подготовка к мероприятию предполагает красочное оформление помещения, где оно будет проходить. Изобразительно-выразительные средства способствуют углубленному восприятию темы. Здесь можно использовать плакат, графику, живописные  работы, цветные и световые эффекты, музыкальный фон, художественное чтение, выставки и т. д.

Основными формами досуга в студенческих общежитиях стали индивидуальное или коллективное прослушивание музыкальных записей, радиопрограмм, просмотр видеокассет и телевизионных передач.

Часть свободного времени студенты расходуют на общение в «узком кругу» с товарищами. Многие участвуют в праздновании красных дат календаря и религиозных праздников, встрече Нового года, дней рождений, некоторые организуют в жилых комнатах танцевальные вечера, играют в азартные игры.

Менее популярными в последние годы стали диспуты, тематические вечера, беседы и встречи с администрацией, деятелями культуры и науки, чтение художественной литературы, прослушивание классической и народной музыки. П. Рогонов отмечает: «В целом заметна ориентация большинства на «усреднённую молодёжную культуру», бездумную развлекательность, пассивные формы отдыха»1.

Ценность мероприятий, проводимых в общежитии, состоит в том, что они, как правило, носят неформальный характер, отвечают различным интересам студентов. Вместе с тем они проходят преимущественно на низком качественном уровне, односторонне, стихийно, нередко сопровождаются грубыми нарушениями устава вуза, распорядка дня и правил проживания в общежитии.

Чёткой ориентации культурного отдыха и досуга студенческой молодёжи в общежитиях можно достигнуть лишь при целенаправленной работе деканатов, студенческих советов, кафедр гуманитарных наук и специальных кафедр на основе развития студенческого самоуправления и творческой активности молодёжи.

________________________________________________________________

1 Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов)// Высшее образование в России. - 1998. - № 3. - с. 39.



Рассмотрим методику подготовки воспитательных мероприятий, проводимых в студенческих общежитиях.

К наиболее сложным формам воспитательной работы в общежитии относятся диспуты. Они требуют тщательной подготовки, живой манеры проведения. Диспут - это спор между лицами, имеющими разные взгляды на определённую проблему. Он вырабатывает у молодёжи умение логично мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать позицию.

Участниками диспута становятся молодые люди, которых объединяет общее стремление разобраться в моральных ценностях, жизненных идеалах. Ряд проблем, поднимающихся на диспутах, они уже многократно обсуждали в своём кругу (в комнатах, на этажах) и подготовлены к тому, чтобы откровенно высказать свою точку зрения. Воспитательная цель диспута - помочь молодёжи выработать социально  и лично значимые ценностные ориентации.

При подготовке диспута важно создать в общежитии соответствующую психологическую атмосферу для доброжелательного и активного обмена взглядами и мнениями, для максимального привлечения молодёжи к обсуждению поставленных вопросов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5