бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возможности воспитательной работы со студентами в общежитии бесплатно рефераты

Третьим важным звеном в вузовской системе воспитательной работы должна стать работа спортклуба по формированию у студентов потребности в занятиях физической культурой и спортом, разработка системы физкультурно-оздоровительных мероприятий, организация и проведение спортивных соревнований, пропаганда здорового образа жизни.

Четвёртое звено - организация студенческого быта и досуга в общежитиях вуза, организация работы студсоветов общежитий, их взаимодействие. Цель этой работы - формирование понятий культуры быта. Руководство этим видом внеучебной деятельности возлагается на воспитателей-методистов общежитий, введение должностей которых обусловлено объективной необходимостью в оказании помощи студентам в организации досуга и быта в специфических условиях и формах, которым присущ «домашний» характер, а также необходимость разрешения психологических, межличностных конфликтов.

Работу по решению проблем студенческих общежитий необходимо начинать с выявления лидеров среди студентов, проживающих в общежитиях и создания из их числа студенческих советов. Отдел внеучебной работы должен организовать деятельность административных советов общежитий, групп охраны порядка, наладить работу с воспитателями-методистами. Лишь после этого можно приступать к организации досуга студентов в общежитиях. Сотрудниками отдела, студенческого клуба и активом общежития могут быть организованы интересные праздники: День общежития, конкурсы студенческих семейных пар, шоу-программы, праздники, посвящённые первокурсникам и выпускникам факультетов, Дни специальностей, новогодние балы.

Пятым звеном в создании педагогически воспитывающей среды является широкое использование возможностей вневузовской культурной среды. Использование культурного потенциала города - привлечение на сцены, в аудитории, спортивные залы лучших творческих коллективов, исполнителей, спортсменов, тренеров, организация художественных выставок в вузе с целью расширения культурного кругозора студентов.

Интегрирующее построение всех звеньев системы способствует формированию креативной активности у студентов и выпускников вуза.

Воспитание студентов в вузе традиционно строится на основе органического единства учебного и воспитательного процесса. Вместе с тем необходимым и правомерным является и разделение его на разные формы - воспитание в процессе обучения и воспитание во внеучебное время - в связи с существованием двух форм вузовской деятельности: собственно образовательной и социальной. Для каждой из этих форм свойственны специфические задачи, средства, функции и содержание.

Наиболее распространённые и эффективные современные модели воспитания выделяют три группы условий формирования качества личности - общечеловеческий, гражданский и профессиональный. На закрепление этих качеств, развитие представлений студентов о подлинных культурных ценностях должен быть направлен весь процесс внеучебной воспитательной работы.

Целью внеучебного воспитательного процесса в вузе определяются его конкретные задачи, решение которых необходимо для достижения этой цели.

Первой задачей внеучебной воспитательной работы является укрепление и сохранение лучших традиций, существующих в коллективе вуза, российского студенчества в целом, направленных на воспитание у студентов представлений о престижности вуза и выбранной профессии, престижности высшего образования, развития творческих начал личности. Однако вместе с укреплением традиций для достижения эффекта в процессе воспитания студентов в вузе необходима и творческая разработка новых форм и приёмов внеучебной воспитательной работы, соответствующих времени и новым потребностям студентов.

Поиск новых форм и приёмов ведения воспитательной работы в вузе становится второй задачей внеучебного воспитательного процесса.

Однако поиск новых форм, как и отбор и укрепление традиционных, могут быть успешными лишь при решении третьей задачи,  которой с одной стороны является непрерывное изучение интересов, творческих склонностей студентов. С другой стороны заявленное выше отношение к внеучебной досуговой деятельности студента как к фактору, обладающему большими воспитательными возможностями, не праздному времяпрепровождению, а значимому общественному процессу развития, реализации личностного потенциала студента неизбежно требует изучения наличия свободного времени студента, изучения структуры учебного процесса для выявления причины и характера перегрузки студентов собственно учебной работой, оптимального соотношения учебного и внеучебного времени студента.

Целенаправленная работа вуза по адаптации студентов первого курса к новым условиям их жизнедеятельности с привлечением своеобразных форм деятельности внеучебной сферы является четвёртой основной задачей при реализации целей внеучебной воспитательной работы в вузе.

Пятая задача непосредственно вытекает из поставленных выше задач - всемерное развитие студенческого самоуправления воспитательной работой в молодёжной среде. Решение этойх задачи связано с воссозданием на новой основе хорошо зарекомендовавших себя ранее студсоветов общежитий, спортклубов, студенческих отрядов и созданием новых неформальных объединений актива неформальных лидеров в вузе, на факультетах.

Шестая задача, в определённой мере являющаяся условием разрешения всех предыдущих, - подбор и подготовка кадров для ведения внеучебной воспитательной работы в вузе, создание профессиональных структур и органов для организации и управления этой деятельностью в вузе.

Решение этих задач связано с созданием в вузе особой атмосферы духовности, созданием  воспитывающей среды, развитием профессиональных навыков будущего специалиста, его увлечённости профессией, стремления к саморазвитию и самоопределению.

Таким образом, внеучебная воспитательная работа в вузе является эффективной в том случае, когда она выстроена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей студентов, их познавательной активности, ценностных ориентаций молодых людей.




1. 3. Психологическая характеристика студенческого возраста.

 

Воспитательная работа должна строится на требованиях общества, а также учитывать психологические и возрастные особенности студентов. Особенности физического развития молодых людей должны учитываться при организации внеучебного воспитательного процесса в вузе. В юношеском возрасте завершается формирование организма в целом, но он ещё не окреп. Молодой человек ещё недостаточно вынослив, довольно быстро утомляется. В то же время восстановление физических сил у него происходит быстро.

В психологическом облике человека обнаруживаются и неповторимые черты, сформировавшиеся в процессе индивидуального развития, поэтому во внеучебной работе со студентами важно учитывать их темперамент, уравновешенность нервной системы.

Юноша и девушка становятся уже полноправными членами семей - вносят свою лепту в её бюджет, опекают младших братьев, сестёр. В тех случаях, где не учитывают качественных изменений в семейном положении, где к ним продолжают, относится как к подросткам, нередко возникают конфликты.

В вузах в процессе самообразования молодые люди знакомятся с основными закономерностями развития природы и общества, с достижениями науки и техники; ими приобретаются общетрудовые и профессиональные умения, и навыки. Практическое использование изучаемого материала повышает в сознании молодёжи его жизненное значение. Это активизирует учебную деятельность и приводит к глубоким преобразованиям познавательных процессов.

Так, восприятие настолько совершенствуется, что молодой человек часами может сосредоточиваться на изучаемом материале или объекте. В результате устанавливается оптимальное соотношение анализа и синтеза.

Качественные сдвиги происходят во внимании. Устойчивое произвольное внимание становится избирательным. Воспринимая  изучаемое, молодой человек стремится оценить его значение. Выяснив, что тот или иной раздел важен, он с большей активностью изучает его.

Преобразовываются такие свойства внимания, как переключаемость и распределение. Юноша или девушка уже успешно справляются с деятельностью, где необходимо слушать объяснения и вести записи.

Совершенствуется память. У молодых людей преобладает смысловое запоминание, и они по собственной инициативе используют многие его приёмы: устанавливают смысловые связи, которые помогают раскрыть содержание понятий, намечают опорные пункты запоминания.

Совершенствуется мышление. Значительно возрастает роль абстрактной мыслительной деятельности. Мышление становится более самостоятельным, глубоким и содержательным. Возникает потребность в творчестве - художественном, научном, техническом.

Вместе с тем в юношеском возрасте наблюдаются слабые стороны интеллектуальной деятельности: молодые люди не любят проверять себя; переоценивают свои познавательные возможности;  увлекаются внешней красивостью речи, а иногда и поспешными обобщениями, излишним максимализмом в оценке людей и явлений общественной жизни.

В последнее время многие авторы с тревогой отмечают, что в студенческой среде утрачивается культ знаний. Так, по данным, приведённым Л. Г. Вяткиным, О. Б. Капичниковой и А. В. Дружкиным, только 44 % студентов считает, что избранная профессия отвечает их склонностям и особенностям характера. Основная масса студентов (83,4 %) руководствуется в своей учебной деятельности обобщёнными социальными мотивами - стремлением стать высококвалифицированным специалистом, приносить пользу обществу и извлекать из этого материальную выгоду. Только 58 % студентов старших классов считают получение знаний по избранной специальности необходимым условием жизненного становления.1

В юношеском возрасте активно формируются гражданские качества. Особенно успешно развивается чувство коллективизма. Юноши и девушки влияют на коллектив благодаря своим индивидуальным качествам. Каждый привносит что-то своё, особенное, и поэтому коллектив становится человеку более дорог. Там, где это не учитывается, молодые люди склонны утверждать себя различного рода оригинальничанием (изощряются в одежде, причёсках, вступают в неформальные объединения, становятся завсегдатаями «тусовок», начинают употреблять наркотики и т. д.).

В сознании некоторой части студенчества произошло смещение понятий,

________________________________________________________________

1 Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания молодёжи.  Вып. 3. - Саратов. - 1997. - с. 32.


ценностей, жизненных установок. Стремление выделиться, во что бы то ни  стало доказать окружающим и себе свою человеческую ценность, единственность, неповторимость оборачивается действием другого рода - стать «как все». Слиться с общей массой. Сама индивидуальность уже воспринимается, как умение быть похожим на других. В результате вместо индивидуальности - полная безликость.

Коллектив способствует развитию общественной активности молодых людей. Надо помочь каждому расстаться с представлением о себе как о человеке, за которого несут ответственность другие. Сохранение этого представления отрицательно сказывается на формирование ценностных качеств личности - инициативности, активности, принципиальности, ответственности за порученное дело. Вовлечение молодёжи в общественную жизнь, предоставление её максимальных возможностей при организации общественных дел развивает общественную активность.

В период юности, как и в подростковом возрасте, велика потребность в дружеском общении. Дружеские отношения становятся многоплановыми - углубляется их содержание, расширяются эмоциональные и интеллектуальные контакты друзей.

Сфера чувств молодого человека обогащается новыми переживаниями. Появляется чувство любви. Раскованность в половых взаимоотношениях между молодыми людьми вызывает тревогу в обществе и потребность в совершенствовании полового воспитания в семье и вузе. До юношеской поры человека считали существом бесполым, у взрослых же сексуальная жизнь играет важную роль. Эта контрастность детства и зрелости затрудняет процесс взросления молодого человека, вызывает у него целый ряд внешних и внутренних конфликтов.

Интересы молодых людей становятся более глубокими и осознанными. Познавательные интересы перерастают в интерес к науке. Молодых людей привлекают не только факты, но и развитие природы, и общества, закономерности этого развития, вопросы теории. Широк круг читательских интересов.

Характерным для юношеского возраста является формирование системы нравственных понятий и убеждений. Молодые люди уже осознают такие сложные понятия, как «долг», «честь», «совесть». У них появляется потребность в выработке идеалов.

В формировании самостоятельной, ответственной и инициативной личности делового человека большую роль играет участие студентов в принятии и реализации решений, касающихся важнейших сторон их жизни: организации учебного процесса, работы студенческих научных объединений, распределения стипендий и социальных пособий, налаживания нормальных бытовых условий в общежитиях, в полной мере используя при этом педагогические возможности студенческого общежития.




1. 4. Педагогические возможности общежития

 

Общежитие, по справедливому замечанию В. Д. Лутанского1, должно рассматриваться как педагогическая структура, поскольку в нём живут молодые люди, характер, привычки, жизненные установки, стиль поведения которых ещё

________________________________________________________________

1 Лутанский В. Д. Воспитатель в общежитии: Педагогические беседы об организации досуга молодёжи. - М. - 1988. - с. 11.


окончательно не сложились. Процесс формирования личности продолжается под  воздействием общения молодёжи, взаимовлияния, самой среды общежития. Если здесь царит атмосфера доброжелательности, внимания к каждому проживающему, если существует забота о повышении образовательного уровня молодёжи, удовлетворении её культурных запросов и интересов, духовном росте, то такое воздействие является педагогическим.

Создание в общежитии даже самых минимальных условий для воспитывающего досуга, развитие в молодёжной среде общественных начал, связанных с той или иной творческой деятельностью в свободное время, - конкретный путь эффективного влияния на духовный рост молодого человека, на повышение его гражданской зрелости и самосознания. Поэтому воспитателю общежития необходимо чётко представлять педагогические возможности общежития, его социально-педагогические функции, вытекающие из самой сути общественного дома.

Важнейшей является функция создания хороших материально-бытовых условий для проживающих при активном участии самих студентов. Подобное участие способствует формированию у юношей и девушек потребности проявить свои ценностные установки и ориентации в сфере хозяйственно-бытового труда, повышении его культуры как в настоящее время, так и в будущей семейной жизни.

На втором месте находится социально-педагогическая функция, направленная на выработку у молодёжи коммуникативных качеств, умения жить в коллективе сверстников, где неизмеримо, по сравнению с домашними условиями, возрастают такие требования к каждому человеку, как умение и желание проявлять внимание и доброжелательность к живущим рядом, способность вовремя прийти на помощь, высказать сочувствие.

С этой функцией тесно связана функция, способствующая развитию общения молодёжи, воспитанию его культуры, созданию доверительных отношений между жильцами.

Характер и инициативность общения в общежитии зависят от социально-культурной среды. Если интенсивность общения невысока, развивается на основе потребительских интересов, нужно будить в молодёжи творческие возможности, создавать условия, чтобы юноши и девушки могли реализовать себя в каком-нибудь деле. Сделать это можно с помощью лидеров. Среди проживающих в общежитии их можно найти немало. Это люди, обладающие теми или иными умениями или талантами.

Новые отношения в общежитии формируют самосознание молодого человека, побуждают осмыслить опыт окружающих людей применительно к себе. Поэтому так велика роль общения в становлении нравственных установок личности.

Не менее важна функция, способствующая повышению образовательного и культурного уровня молодёжи. Имеющееся образование обычно не удовлетворяет современных молодых людей. В общежитии всегда можно создать необходимые условия для поддержания образовательных устремлений, для успешного выполнения домашних заданий, организовать помощь и взаимопомощь в учёбе.

Высокий образовательный уровень молодёжи, широта кругозора, способность к творческому участию в общественной жизни, внимательная заинтересованная аудитория - всё это позволяет вести воспитательную работу в общежитии более широко и углублённо, использовать самые разнообразные и перспективные её формы и методы, сделать общение молодёжи более интересным и доверительным.

Общение реализуется в сфере свободного времени. Сегодня повышение уровня социальной, гражданской зрелости молодёжи непосредственно связано с разумной его организацией, наполненностью интересными делами. Это одна из самых главных социально-педагогических функций общежития. Она направлена на нравственное, эстетическое и физическое развитие молодого человека и предполагает целенаправленное формирование  его личности с учётом реализации духовных и культурных запросов.

Повышение уровня общения молодёжи и культуры её досуга - это две стороны единого педагогического процесса в студенческом общежитии. Культура досуга характеризуется отношением личности к использованию своего свободного времени. Поэтому очень важно направить желание и усилия молодёжи на формирование активного стремления к «встрече» с культурой, к постоянному духовному росту.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5