Возможности воспитательной работы со студентами в общежитии
Третьим важным
звеном в вузовской системе воспитательной работы должна стать работа спортклуба
по формированию у студентов потребности в занятиях физической культурой и
спортом, разработка системы физкультурно-оздоровительных мероприятий,
организация и проведение спортивных соревнований, пропаганда здорового образа
жизни.
Четвёртое звено -
организация студенческого быта и досуга в общежитиях вуза, организация работы
студсоветов общежитий, их взаимодействие. Цель этой работы - формирование
понятий культуры быта. Руководство этим видом внеучебной деятельности
возлагается на воспитателей-методистов общежитий, введение должностей которых
обусловлено объективной необходимостью в оказании помощи студентам в
организации досуга и быта в специфических условиях и формах, которым присущ
«домашний» характер, а также необходимость разрешения психологических,
межличностных конфликтов.
Работу по решению
проблем студенческих общежитий необходимо начинать с выявления лидеров среди
студентов, проживающих в общежитиях и создания из их числа студенческих
советов. Отдел внеучебной работы должен организовать деятельность
административных советов общежитий, групп охраны порядка, наладить работу с
воспитателями-методистами. Лишь после этого можно приступать к организации
досуга студентов в общежитиях. Сотрудниками отдела, студенческого клуба и
активом общежития могут быть организованы интересные праздники: День общежития,
конкурсы студенческих семейных пар, шоу-программы, праздники, посвящённые
первокурсникам и выпускникам факультетов, Дни специальностей, новогодние балы.
Пятым звеном в
создании педагогически воспитывающей среды является широкое использование
возможностей вневузовской культурной среды. Использование культурного
потенциала города - привлечение на сцены, в аудитории, спортивные залы лучших
творческих коллективов, исполнителей, спортсменов, тренеров, организация
художественных выставок в вузе с целью расширения культурного кругозора
студентов.
Интегрирующее
построение всех звеньев системы способствует формированию креативной активности
у студентов и выпускников вуза.
Воспитание
студентов в вузе традиционно строится на основе органического единства учебного
и воспитательного процесса. Вместе с тем необходимым и правомерным является и
разделение его на разные формы - воспитание в процессе обучения и воспитание во
внеучебное время - в связи с существованием двух форм вузовской деятельности:
собственно образовательной и социальной. Для каждой из этих форм свойственны
специфические задачи, средства, функции и содержание.
Наиболее
распространённые и эффективные современные модели воспитания выделяют три
группы условий формирования качества личности - общечеловеческий, гражданский и
профессиональный. На закрепление этих качеств, развитие представлений студентов
о подлинных культурных ценностях должен быть направлен весь процесс внеучебной
воспитательной работы.
Целью внеучебного
воспитательного процесса в вузе определяются его конкретные задачи, решение
которых необходимо для достижения этой цели.
Первой задачей внеучебной воспитательной
работы является укрепление и сохранение лучших традиций, существующих в
коллективе вуза, российского студенчества в целом, направленных на воспитание у
студентов представлений о престижности вуза и выбранной профессии, престижности
высшего образования, развития творческих начал личности. Однако вместе с
укреплением традиций для достижения эффекта в процессе воспитания студентов в
вузе необходима и творческая разработка новых форм и приёмов внеучебной
воспитательной работы, соответствующих времени и новым потребностям студентов.
Поиск новых форм
и приёмов ведения воспитательной работы в вузе становится второй задачей
внеучебного воспитательного процесса.
Однако поиск
новых форм, как и отбор и укрепление традиционных, могут быть успешными лишь
при решении третьей задачи, которой с одной стороны является
непрерывное изучение интересов, творческих склонностей студентов. С другой
стороны заявленное выше отношение к внеучебной досуговой деятельности студента
как к фактору, обладающему большими воспитательными возможностями, не праздному
времяпрепровождению, а значимому общественному процессу развития, реализации
личностного потенциала студента неизбежно требует изучения наличия свободного
времени студента, изучения структуры учебного процесса для выявления причины и
характера перегрузки студентов собственно учебной работой, оптимального
соотношения учебного и внеучебного времени студента.
Целенаправленная
работа вуза по адаптации студентов первого курса к новым условиям их
жизнедеятельности с привлечением своеобразных форм деятельности внеучебной
сферы является четвёртой основной задачей при реализации целей
внеучебной воспитательной работы в вузе.
Пятая задача непосредственно
вытекает из поставленных выше задач - всемерное развитие студенческого
самоуправления воспитательной работой в молодёжной среде. Решение этойх задачи
связано с воссозданием на новой основе хорошо зарекомендовавших себя ранее
студсоветов общежитий, спортклубов, студенческих отрядов и созданием новых
неформальных объединений актива неформальных лидеров в вузе, на факультетах.
Шестая задача, в определённой мере
являющаяся условием разрешения всех предыдущих, - подбор и подготовка кадров
для ведения внеучебной воспитательной работы в вузе, создание профессиональных
структур и органов для организации и управления этой деятельностью в вузе.
Решение этих
задач связано с созданием в вузе особой атмосферы духовности, созданием
воспитывающей среды, развитием профессиональных навыков будущего специалиста,
его увлечённости профессией, стремления к саморазвитию и самоопределению.
Таким образом,
внеучебная воспитательная работа в вузе является эффективной в том случае,
когда она выстроена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей студентов,
их познавательной активности, ценностных ориентаций молодых людей.
1. 3. Психологическая характеристика студенческого возраста.
Воспитательная
работа должна строится на требованиях общества, а также учитывать
психологические и возрастные особенности студентов. Особенности физического
развития молодых людей должны учитываться при организации внеучебного
воспитательного процесса в вузе. В юношеском возрасте завершается формирование
организма в целом, но он ещё не окреп. Молодой человек ещё недостаточно вынослив,
довольно быстро утомляется. В то же время восстановление физических сил у него
происходит быстро.
В психологическом
облике человека обнаруживаются и неповторимые черты, сформировавшиеся в
процессе индивидуального развития, поэтому во внеучебной работе со студентами
важно учитывать их темперамент, уравновешенность нервной системы.
Юноша и девушка
становятся уже полноправными членами семей - вносят свою лепту в её бюджет,
опекают младших братьев, сестёр. В тех случаях, где не учитывают качественных изменений
в семейном положении, где к ним продолжают, относится как к подросткам, нередко
возникают конфликты.
В вузах в
процессе самообразования молодые люди знакомятся с основными закономерностями
развития природы и общества, с достижениями науки и техники; ими приобретаются общетрудовые и
профессиональные умения, и навыки. Практическое использование изучаемого
материала повышает в сознании молодёжи его жизненное значение. Это активизирует
учебную деятельность и приводит к глубоким преобразованиям познавательных
процессов.
Так, восприятие
настолько совершенствуется, что молодой человек часами может сосредоточиваться
на изучаемом материале или объекте. В результате устанавливается оптимальное
соотношение анализа и синтеза.
Качественные
сдвиги происходят во внимании. Устойчивое произвольное внимание становится
избирательным. Воспринимая изучаемое, молодой человек стремится оценить его
значение. Выяснив, что тот или иной раздел важен, он с большей активностью
изучает его.
Преобразовываются
такие свойства внимания, как переключаемость и распределение. Юноша или девушка
уже успешно справляются с деятельностью, где необходимо слушать объяснения и
вести записи.
Совершенствуется
память. У молодых людей преобладает смысловое запоминание, и они по собственной
инициативе используют многие его приёмы: устанавливают смысловые связи, которые
помогают раскрыть содержание понятий, намечают опорные пункты запоминания.
Совершенствуется
мышление. Значительно возрастает роль абстрактной мыслительной деятельности.
Мышление становится более самостоятельным, глубоким и содержательным. Возникает
потребность в творчестве - художественном, научном, техническом.
Вместе с тем в
юношеском возрасте наблюдаются слабые стороны интеллектуальной деятельности:
молодые люди не любят проверять себя; переоценивают свои познавательные возможности; увлекаются внешней красивостью речи,
а иногда и поспешными обобщениями, излишним максимализмом в оценке людей и
явлений общественной жизни.
В последнее время
многие авторы с тревогой отмечают, что в студенческой среде утрачивается культ
знаний. Так, по данным, приведённым Л. Г. Вяткиным, О. Б. Капичниковой и А. В.
Дружкиным, только 44 % студентов считает, что избранная профессия отвечает их
склонностям и особенностям характера. Основная масса студентов (83,4 %)
руководствуется в своей учебной деятельности обобщёнными социальными мотивами -
стремлением стать высококвалифицированным специалистом, приносить пользу
обществу и извлекать из этого материальную выгоду. Только 58 % студентов
старших классов считают получение знаний по избранной специальности необходимым
условием жизненного становления.1
В юношеском
возрасте активно формируются гражданские качества. Особенно успешно развивается
чувство коллективизма. Юноши и девушки влияют на коллектив благодаря своим
индивидуальным качествам. Каждый привносит что-то своё, особенное, и поэтому
коллектив становится человеку более дорог. Там, где это не учитывается, молодые
люди склонны утверждать себя различного рода оригинальничанием (изощряются в
одежде, причёсках, вступают в неформальные объединения, становятся
завсегдатаями «тусовок», начинают употреблять наркотики и т. д.).
В сознании
некоторой части студенчества произошло смещение понятий,
________________________________________________________________
1 Вяткин Л.
Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания молодёжи.
Вып. 3. - Саратов. - 1997. - с. 32.
ценностей, жизненных установок.
Стремление выделиться, во что бы то ни стало доказать окружающим и себе свою
человеческую ценность, единственность, неповторимость оборачивается действием
другого рода - стать «как все». Слиться с общей массой. Сама индивидуальность
уже воспринимается, как умение быть похожим на других. В результате вместо
индивидуальности - полная безликость.
Коллектив
способствует развитию общественной активности молодых людей. Надо помочь
каждому расстаться с представлением о себе как о человеке, за которого несут
ответственность другие. Сохранение этого представления отрицательно сказывается
на формирование ценностных качеств личности - инициативности, активности,
принципиальности, ответственности за порученное дело. Вовлечение молодёжи в
общественную жизнь, предоставление её максимальных возможностей при организации
общественных дел развивает общественную активность.
В период юности,
как и в подростковом возрасте, велика потребность в дружеском общении.
Дружеские отношения становятся многоплановыми - углубляется их содержание,
расширяются эмоциональные и интеллектуальные контакты друзей.
Сфера чувств
молодого человека обогащается новыми переживаниями. Появляется чувство любви.
Раскованность в половых взаимоотношениях между молодыми людьми вызывает тревогу
в обществе и потребность в совершенствовании полового воспитания в семье и
вузе. До юношеской поры человека считали существом бесполым, у взрослых же
сексуальная жизнь играет важную роль. Эта контрастность детства и зрелости
затрудняет процесс взросления молодого человека, вызывает у него целый ряд
внешних и внутренних конфликтов.
Интересы молодых
людей становятся более глубокими и осознанными. Познавательные интересы
перерастают в интерес к науке. Молодых людей привлекают не только факты, но и
развитие природы, и общества, закономерности этого развития, вопросы теории.
Широк круг читательских интересов.
Характерным для
юношеского возраста является формирование системы нравственных понятий и
убеждений. Молодые люди уже осознают такие сложные понятия, как «долг»,
«честь», «совесть». У них появляется потребность в выработке идеалов.
В формировании
самостоятельной, ответственной и инициативной личности делового человека
большую роль играет участие студентов в принятии и реализации решений,
касающихся важнейших сторон их жизни: организации учебного процесса, работы
студенческих научных объединений, распределения стипендий и социальных пособий,
налаживания нормальных бытовых условий в общежитиях, в полной мере используя
при этом педагогические возможности студенческого общежития.
1. 4. Педагогические возможности общежития
Общежитие, по
справедливому замечанию В. Д. Лутанского1, должно рассматриваться
как педагогическая структура, поскольку в нём живут молодые люди, характер,
привычки, жизненные установки, стиль поведения которых ещё
________________________________________________________________
1 Лутанский В. Д. Воспитатель в общежитии: Педагогические беседы об
организации досуга молодёжи. - М. - 1988. - с. 11.
окончательно не сложились. Процесс
формирования личности продолжается под воздействием общения молодёжи,
взаимовлияния, самой среды общежития. Если здесь царит атмосфера
доброжелательности, внимания к каждому проживающему, если существует забота о
повышении образовательного уровня молодёжи, удовлетворении её культурных
запросов и интересов, духовном росте, то такое воздействие является
педагогическим.
Создание в
общежитии даже самых минимальных условий для воспитывающего досуга, развитие в
молодёжной среде общественных начал, связанных с той или иной творческой
деятельностью в свободное время, - конкретный путь эффективного влияния на
духовный рост молодого человека, на повышение его гражданской зрелости и
самосознания. Поэтому воспитателю общежития необходимо чётко представлять
педагогические возможности общежития, его социально-педагогические функции,
вытекающие из самой сути общественного дома.
Важнейшей
является функция создания хороших материально-бытовых условий для проживающих
при активном участии самих студентов. Подобное участие способствует
формированию у юношей и девушек потребности проявить свои ценностные установки
и ориентации в сфере хозяйственно-бытового труда, повышении его культуры как в
настоящее время, так и в будущей семейной жизни.
На втором месте
находится социально-педагогическая функция, направленная на выработку у
молодёжи коммуникативных качеств, умения жить в коллективе сверстников, где
неизмеримо, по сравнению с домашними условиями, возрастают такие требования к
каждому человеку, как умение и желание проявлять внимание и доброжелательность
к живущим рядом, способность вовремя прийти на помощь, высказать сочувствие.
С этой функцией
тесно связана функция, способствующая развитию общения молодёжи, воспитанию его
культуры, созданию доверительных отношений между жильцами.
Характер и
инициативность общения в общежитии зависят от социально-культурной среды. Если
интенсивность общения невысока, развивается на основе потребительских
интересов, нужно будить в молодёжи творческие возможности, создавать условия,
чтобы юноши и девушки могли реализовать себя в каком-нибудь деле. Сделать это
можно с помощью лидеров. Среди проживающих в общежитии их можно найти немало.
Это люди, обладающие теми или иными умениями или талантами.
Новые отношения в
общежитии формируют самосознание молодого человека, побуждают осмыслить опыт
окружающих людей применительно к себе. Поэтому так велика роль общения в
становлении нравственных установок личности.
Не менее важна
функция, способствующая повышению образовательного и культурного уровня
молодёжи. Имеющееся образование обычно не удовлетворяет современных молодых
людей. В общежитии всегда можно создать необходимые условия для поддержания
образовательных устремлений, для успешного выполнения домашних заданий,
организовать помощь и взаимопомощь в учёбе.
Высокий
образовательный уровень молодёжи, широта кругозора, способность к творческому
участию в общественной жизни, внимательная заинтересованная аудитория - всё это
позволяет вести воспитательную работу в общежитии более широко и углублённо,
использовать самые разнообразные и перспективные её формы и методы, сделать
общение молодёжи более интересным и доверительным.
Общение
реализуется в сфере свободного времени. Сегодня повышение уровня социальной,
гражданской зрелости молодёжи непосредственно связано с разумной его
организацией, наполненностью интересными делами. Это одна из самых главных
социально-педагогических функций общежития. Она направлена на нравственное,
эстетическое и физическое развитие молодого человека и предполагает
целенаправленное формирование его личности с учётом реализации духовных и
культурных запросов.
Повышение уровня
общения молодёжи и культуры её досуга - это две стороны единого педагогического
процесса в студенческом общежитии. Культура досуга характеризуется отношением
личности к использованию своего свободного времени. Поэтому очень важно
направить желание и усилия молодёжи на формирование активного стремления к
«встрече» с культурой, к постоянному духовному росту.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|