Возможности воспитательной работы со студентами в общежитии
Возможности воспитательной работы со студентами в общежитии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
« Возможности воспитательной работы со студентами в
общежитии»
Выполнила:
Кобаль Анжелика Михайловна
студентка 5 курса исторического
факультета, специальности:
«Социальный педагог» ОЗО
Научный руководитель:
Лаврентьева Зоя Ивановна кандидат педагогических наук,
доцент
Новосибирск, 2002
Содержание
Введение...................................................................................................................
Глава I.
Концептуальные основы внеучебной
воспитательной работы в вузе.....................
1. 1
Концепция воспитательной работы в высших учебных
заведениях..............................................................................................................
1.2 Содержание
и задачи воспитательной работы в вузе.........................................
1.3 Психологическая
характеристика студенческого возраста................................
1.4 Педагогические
возможности общежития..........................................................
Глава II.
Воспитательный процесс в студенческом
общежитии............................................
2.1 Педагогически
воспитывающая среда в общежитии.........................................
2.2 Формы
и средства организации воспитывающей среды в
общежитии.............................................................................................................
Глава III.
Проблемы воспитательной работы в
студенческом общежитии на примере Новосибирской Государственной Академии
Водного транспорта.
3.1 Диагностика
уровня воспитательной работы в общежитии..............................
Заключение................................................................................................................
Литература.................................................................................................................
Приложение...............................................................................................................
Введение
Среди требований,
предъявляемых к современному специалисту, важнейшими являются активная
жизненная позиция, твёрдость нравственных убеждений, способность отстаивать
свои принципы. В этой связи одной из первостепенных задач высшего образования
является формирование духовности будущих специалистов. Важную роль в решении
данной задачи играет правильное использование всего комплекса воспитательных
воздействий на студентов в учебном процессе и внеучебной работе. Особое
значение в обеспечении комплексности и неразрывности учебно-воспитательной
работы имеют общежития.
Разносторонняя
деятельность коллектива общежития призвана активно содействовать формированию
нравственных качеств, их устойчивости. Это особенно важно, т. к. процесс
формирования личности студентов в этом возрасте не завершён. Кроме того,
поступление в вуз и переход из семьи в общежитие, из одной среды проживания в
другую, связан с рядом изменений в жизни юношей и девушек. В условиях столь
значительных жизненных перемен у молодых людей важно не только продолжить
проводившуюся с ними ранее школой работу по нравственному воспитанию, но и
обеспечить дальнейшее развитие моральных качеств.
Актуальность
темы. В
последние годы студенческое общежитие в силу развивающихся в нём негативных
явлений - пьянство, наркомания, проституция, различного рода правонарушения -
отнесено к криминальной среде. Объясняются эти процессы тем, что взгляд на
общежитие только как на жилище - ограничен и ошибочен. Общежитие - не только
место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные
направления профессионального и духовного развития личности, преодоления
трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым
условиям. Одной из существенных причин этих негативных явлений в молодёжной
среде является плохая организация досуга как важнейшей сферы жизнедеятельности
и всестороннего развития личности.
В этой сфере
молодёжь продолжает оставаться объектом воспитательных воздействий, в
значительной степени лишена возможности удовлетворить свои духовные,
познавательные и иные социальные интересы, творческие способности. Культурное
развитие человека в сфере свободного времени, как одна из острых
социально-педагогических проблем, не имеет ещё надёжного научного обеспечения,
которое находится на стыке педагогики и психологии, теории культуры, теории и
методики организации досуга.
Степень
разработанности проблемы. Анализ философских, психологических, педагогических работ,
результатов исследований в области методики организации досуга показал, что для
решения поставленной проблемы имеются определённые научные предпосылки,
сформулирован круг социальных и общепедагогических идей, необходимых подходов
для теоретического и опытно-экспериментального исследования путей повышения
качества воспитательной работы в студенческих общежитиях.
В процессе
разработки исходных позиций данной работы нами использовались методологические
и теоретические положения: о влиянии системы общественных отношений на развитие
культуры личности (О. Долженко [10], Л. И. Коханович и Л. П. Рябов [13], [14], В. Т. Лисовский [16]); о психологических особенностях,
содержании, формах, методах и средствах воспитания молодёжи (В. Д. Лутанский [17], [18], В. Н. Данюков, Н. М.
Оглоблина, Н. А. Петрова [9]); об
общежитии как социальной среде развития личности (В. В. Бовкун [4], М. М. Поплавский [23], П. Рогонов [25]); о гуманизации условий развития
личности, психологии общения и совместной деятельности (В. Айнштейн [1], Л. Г. Вяткин [7], В. Рахманин [24], А. Шулус [30]).
Однако проблема
студенческого общежития как воспитательного института специально и в системе не
исследовалась. Необходимо научно обосновать реально существующий факт, что
студенческое общежитие выступает в структуре общества как специфичный
социально-воспитательный институт, призванный сыграть существенную роль в
развитии личности.
Теоретическая
значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы
дипломной работы: «Возможности воспитательной работы со студентами в
общежитии».
Объект
исследования -
воспитательная работа со студентами, проживающими в общежитии № 1 Новосибирской
Государственной Академии Водного транспорта.
Предмет
исследования -
организационные возможности повышения качества воспитательной работы со
студентами общежития.
Целью работы является выявление
условий реализации воспитательного потенциала студенческого общежития.
Гипотеза: Предполагаем что качество
воспитательной работы в студенческом общежитии может соответствовать
современным требованиям если:
n
учитываются
потребности самих студентов, их инициатива и самостоятельность,
n
если
существует определённая система в работе со студентами,
n
если
студентов поставить в ответственную позицию за организацию жизни и быта.
Для реализации
цели ставились и решались следующие задачи:
1) раскрыть содержание и задачи
внеучебной воспитательной работы в вузе;
2) охарактеризовать
психологические особенности студенческого возраста;
3) выявить
педагогические возможности общежития;
4) выявить
наиболее эффективные формы и средства организации воспитательной работы в
общежитии;
5) исследование
проблем воспитательной работы, проводимой в студенческом общежитии.
Методы
исследования:
1. Аналитический
(анализ педагогической литературы).
2. Диагностический
(наблюдение, беседы, анкетирование).
Информационную
базу составили данные Новосибирской Государственной Академии Водного Транспорта
общежития № 1.
Глава
1
Концептуальные
основы воспитательной работы в вузе.
1. 1. Концепция воспитательной работы в высших учебных
заведениях.
В настоящее
время, очевидно, что рассмотрение воспитания с точки зрения его функций
неизбежно затрагивает и его содержание. Воспитание - неотъемлемая часть
образовательного процесса, имеющая существенную специфику. Оно должно быть,
направлено на реализацию двух взаимосвязанных целей - обеспечение социализации
человека и поддержку процесса индивидуализации личности.
Возрождение и
развитие воспитательной системы вузов с акцентом на конкретную личность
будущего специалиста и на воспитательный потенциал внешней среды является
важнейшим способом выживания вуза в современных условиях. Это свидетельствует о
том, что воспитание - важнейшая функция системы высшего образования.
Необходимо не
просто поднимать и решать вопрос о постановке или возрождении воспитательной
системы в вузе, но именно о высокой культуре постановки воспитания студентов в
вузе.
Важнейшей задачей
в новых условиях является создание системы студенческого самоуправления в
вузах. Это система должна в полной мере отвечать демократическим традициям
российской высшей школы и распространяться на все виды студенческой жизни - от
интеллектуальной, творческой до бытовой.
В 1997 году была
разработана концепция воспитательной работы со студентами вузов России. 6
февраля 1997 года Российский союз ректоров принял по докладу ректора
Санкт-Петербургского государственного университета Л. А. Вербицкой «Высшее
образование и воспитание молодёжи» постановление, в котором записано:
«Основополагающие принципы проводимой реформы высшей школы, достигнутые в ходе
её осуществления результаты, а также опыт, накопленный непосредственно в
учебных заведениях и субъектах Федерации, показывают, что в современных
условиях воспитание молодёжи должно строиться на базе фундаментальных
духовно-нравственных ценностей, играющих непреходящую роль в развитии личности
и общества. Это может и должно позволить системе высшего образования и её
воспитанникам- специалистам... внести свой самобытный вклад в преодоление
духовного кризиса в обществе, достижение гражданского согласия и создания
предпосылок для процветания сильной демократической России». 1
Концепция
воспитательной работы со студентами вузов России предполагает:
1. Важнейшими
задачами высшей школы на современном этапе считать улучшение воспитательной
работы среди студентов, увеличение вклада высшей школы в воспитание других
категорий молодёжи и повышение воспитательного потенциала системы образования в
целом.
2. Рекомендовать
ректорам высших учебных заведений организовать разъяснение новых задач
воспитания среди профессорско-преподавательского состава, акцентируя внимание
на следующих основных направлениях воспитания:
____________________________________________________________________
[1] Лисовский В. Т. Духовный мир и
ценностные ориентации молодёжи России. - СП б. - 2000. - с. 488.
·
отношение
к обществу: гражданское воспитание в собственном смысле слова, ориентированное
на формирование социальных качеств личности - гражданственности, уважения к
закону, социальной активности, ответственности, профессиональной этике;
·
публичные
человеческие отношения: воспитание человечности как гражданско-правовой и
нравственной позиции - уважение прав и свобод личности, гуманности и
порядочности;
·
отношение
к культуре: приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание
духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии;
·
отношение
к профессии: освоение профессиональной этики, понимание общественной миссии
своей профессии, формирование ответственности за уровень своих профессиональных
знаний и качество труда, выработка сознательного отношения к последствиям своей
профессиональной деятельности и принципиальных решений в ходе её осуществления
- социальных, экономических и нравственных;
·
личные
отношения (семья, дети, друзья): нравственное семейное воспитание -
формирование совести, чести, добродетелей.
3. Предусмотреть
обобщение и распространение лучшего опыта воспитательной работы вузов,
проведение конкурсов, конференций и семинаров, выполнение исследовательских
проектов и содействие социально-педагогическим экспериментам.
4. Осознавать
особую ответственность высшей школы за интеллектуальную и нравственную
атмосферу в обществе.
Высшие учебные
заведения как центры образования, науки и культуры призваны содействовать
критическому осмыслению происходящего и давать конструктивные ответы на вызовы
времени. Необходимо поддерживать исследовательскую и гражданскую активность,
направленную на решение этих задач, поощрять социально-ответственные действия.
1.2. Содержание и задачи внеучебной воспитательной работы в вузе
Реформа
российской высшей школы выдвинула решение прежде всего глобальных проблем,
таких, как изменения организации и содержания образования, создание необходимой
базы для развития фундаментальных наук и глубокого овладения студентами
специальными знаниями. Главное место в реформаторской деятельности учреждений
высшего образования, профессорско-преподавательских коллективов вузов занимает
учебный процесс, его научная, методическая и материальная основа. И это
оправдано.
Неразрывность
учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях в большей степени
стала пониматься, как умение преподавателя оказывать воспитательное воздействие
на студентов во время занятий. Воспитание личности студента сузилось и стало
определяться количеством лекционных и лабораторных часов в учебном расписании.
Участие же молодых людей в научной, исследовательской, общественной и других
видах творческой деятельности как бы перестало быть общественно необходимым.
Психолого-педагогические
аспекты формирования личности студента сегодня редко фигурируют в вузовских
программных документах. Нередко высказывается совершенно необоснованное мнение
о том, что вуз не должен заниматься воспитанием студентов, что единственная
задача преподавателя - обучать.
Ошибочность этого
положения многократно опровергает история высшей школы не только нашего
государства, но и зарубежных стран. Существует достаточно убедительных
примеров, подтверждающих, что именно в вузе формируется научный и
общественно-политический потенциал. В этом смысле высшие учебные заведения
выполняют своеобразный государственный заказ, восполняют потребности общества в
подготовке общественных и политических деятелей.
Именно в вузе,
пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов
студент приобретает твёрдые жизненные ориентиры, организаторские навыки,
личностные качества, необходимые специалисту, руководителю, общественному
деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса вуз
обязан создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности,
совершенствования способностей студента, становления его гражданского
самосознания. Для этого вуз должен выстроить систему внеучебной воспитательной работы.
Главной целью воспитательной работы в вузе должно стать создание педагогически
воспитывающей среды, способствующей формированию активного отношения личности к
избранной профессии.
Важнейшим звеном
в системе внеучебной воспитательной работы является деятельность деканатов по
формированию органов студенческого самоуправления, проведению факультетских
мероприятий, праздников, конкурсов и координация работы кафедр по адаптации
первоклассников, проведению «Недели первокурсника» на факультетах, ознакомление
их с историей факультета, вуза, правовым и социальным статусом студента,
элементарными сведениями об организации учебной деятельности, культуре
умственного труда, изучению бюджета времени студентов.
Руководство всей
этой работой на факультетах осуществляет заместитель декана по воспитательной
работе в соответствии с Положением о его должностных обязанностях.
Второе звено
системы - работа Совета по внеучебной работе и отдела по внеучебной работе со
студентами по реализации системы общевузовских мероприятий, формирующих у
студентов представление о престижности, выбранной ими профессии, престиже вуза,
развитию корпоративного чувства. К числу этих мероприятий относится проведение
торжественных ритуалов - Посвящение в студенты, Дня Знаний, Дня рождения вуза,
Татьянина дня, конкурсов, праздников прощания с выпускниками.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|