бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возможности воспитательной работы со студентами в общежитии бесплатно рефераты

Возможности воспитательной работы со студентами в общежитии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 


 

 

ДИПЛОМНАЯ     РАБОТА

 

« Возможности воспитательной работы со студентами в общежитии»

 

 

 

Выполнила:

Кобаль Анжелика Михайловна

студентка 5 курса исторического

факультета, специальности:

«Социальный педагог» ОЗО



Научный руководитель:

Лаврентьева Зоя Ивановна кандидат педагогических наук,

доцент



                                                  

                                                                                                 

               

 

Новосибирск, 2002

 

 

Содержание

Введение...................................................................................................................

Глава I.

Концептуальные основы внеучебной воспитательной работы в вузе.....................

1. 1 Концепция воспитательной работы в высших учебных заведениях..............................................................................................................

1.2 Содержание и задачи воспитательной работы в вузе.........................................

1.3 Психологическая характеристика студенческого возраста................................

1.4 Педагогические возможности общежития..........................................................

Глава II.

Воспитательный процесс в студенческом общежитии............................................

2.1 Педагогически воспитывающая среда в общежитии.........................................

2.2 Формы и средства организации воспитывающей среды в общежитии.............................................................................................................

Глава III.

Проблемы воспитательной работы в студенческом общежитии на примере Новосибирской Государственной Академии Водного транспорта.

3.1 Диагностика уровня воспитательной работы в общежитии..............................

Заключение................................................................................................................

Литература.................................................................................................................

Приложение...............................................................................................................





 

 

 

Введение

 

Среди требований, предъявляемых к современному специалисту, важнейшими являются активная жизненная позиция, твёрдость нравственных убеждений, способность отстаивать свои принципы. В этой связи одной из первостепенных задач высшего образования является формирование духовности будущих специалистов. Важную роль в решении данной задачи играет правильное использование всего комплекса воспитательных воздействий на студентов в учебном процессе и внеучебной работе. Особое значение в обеспечении комплексности и неразрывности учебно-воспитательной работы имеют общежития.

Разносторонняя деятельность коллектива общежития призвана активно содействовать формированию нравственных качеств, их устойчивости. Это особенно важно, т. к. процесс формирования личности студентов в этом возрасте не завершён. Кроме того, поступление в вуз и переход из семьи в общежитие, из одной среды проживания в другую, связан с рядом изменений в жизни юношей и девушек. В условиях столь значительных жизненных перемен у молодых людей важно не только продолжить проводившуюся с ними ранее школой работу по нравственному воспитанию, но и обеспечить дальнейшее развитие моральных качеств.

Актуальность темы.  В последние годы студенческое общежитие в силу развивающихся в нём негативных явлений - пьянство, наркомания, проституция, различного рода правонарушения - отнесено к криминальной среде. Объясняются эти процессы тем, что взгляд на общежитие только как на жилище - ограничен и ошибочен. Общежитие - не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Одной из существенных причин этих негативных явлений в молодёжной среде является плохая организация досуга как важнейшей сферы жизнедеятельности и всестороннего развития личности.

В этой сфере молодёжь продолжает оставаться объектом воспитательных воздействий, в значительной степени лишена возможности удовлетворить свои духовные, познавательные и иные социальные интересы, творческие способности. Культурное развитие человека в сфере свободного времени, как одна из острых социально-педагогических проблем, не имеет ещё надёжного научного обеспечения, которое находится на стыке педагогики и психологии, теории культуры, теории и методики организации досуга.

Степень разработанности проблемы. Анализ философских, психологических, педагогических работ, результатов исследований в области методики организации досуга показал, что для решения поставленной проблемы имеются определённые научные предпосылки, сформулирован круг социальных и общепедагогических идей, необходимых подходов для теоретического и опытно-экспериментального исследования путей повышения качества воспитательной работы в студенческих общежитиях.

В процессе разработки исходных позиций данной работы нами использовались методологические и теоретические положения: о влиянии системы общественных отношений на развитие культуры личности (О. Долженко [10], Л. И. Коханович и Л. П. Рябов [13], [14], В. Т. Лисовский [16]); о психологических особенностях, содержании, формах, методах и средствах воспитания молодёжи (В. Д. Лутанский [17], [18], В. Н. Данюков, Н. М. Оглоблина, Н. А. Петрова [9]); об общежитии как социальной среде развития личности (В. В. Бовкун [4], М. М. Поплавский [23], П. Рогонов [25]); о гуманизации условий развития личности, психологии общения и совместной деятельности (В. Айнштейн [1], Л. Г. Вяткин [7], В. Рахманин [24], А. Шулус [30]).

Однако проблема студенческого общежития как воспитательного института специально и в системе не исследовалась. Необходимо научно обосновать реально существующий факт, что студенческое общежитие выступает в структуре общества как специфичный социально-воспитательный институт, призванный сыграть существенную роль в развитии личности.

Теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы дипломной работы: «Возможности воспитательной работы со студентами в общежитии».

Объект исследования - воспитательная работа со студентами, проживающими в общежитии № 1 Новосибирской Государственной Академии Водного транспорта.

Предмет исследования - организационные возможности повышения качества воспитательной работы со студентами общежития.

Целью работы является выявление условий реализации воспитательного потенциала студенческого общежития.

Гипотеза: Предполагаем что качество воспитательной работы в студенческом общежитии может соответствовать современным требованиям если:

n   учитываются потребности самих студентов, их инициатива и самостоятельность,

n   если существует определённая система в работе со студентами,

n    если студентов поставить в ответственную позицию за организацию жизни и быта.

Для реализации цели ставились и решались следующие задачи:

1) раскрыть содержание и задачи внеучебной воспитательной работы в вузе;

2) охарактеризовать психологические особенности студенческого возраста;

3) выявить педагогические возможности общежития;

4) выявить наиболее эффективные формы и средства организации воспитательной работы в общежитии;

5) исследование проблем воспитательной работы, проводимой в студенческом общежитии.

Методы исследования:

1. Аналитический (анализ педагогической литературы).

2. Диагностический (наблюдение, беседы, анкетирование).

Информационную базу составили данные Новосибирской Государственной Академии Водного Транспорта общежития № 1.



















Глава 1

Концептуальные основы воспитательной работы в вузе.

1. 1. Концепция воспитательной работы в высших учебных заведениях.

 

В настоящее время, очевидно, что рассмотрение воспитания с точки зрения его функций неизбежно затрагивает и его содержание. Воспитание - неотъемлемая часть образовательного процесса, имеющая существенную специфику. Оно должно быть, направлено на реализацию двух взаимосвязанных целей - обеспечение социализации человека и поддержку процесса индивидуализации личности.

Возрождение и развитие воспитательной системы вузов с акцентом на конкретную личность будущего специалиста и на воспитательный потенциал внешней среды является важнейшим способом выживания вуза в современных условиях. Это свидетельствует о том, что воспитание - важнейшая функция системы высшего образования.

Необходимо не просто поднимать и решать вопрос о постановке или возрождении воспитательной системы в вузе, но именно о высокой культуре постановки воспитания студентов в вузе.

Важнейшей задачей в новых условиях является создание системы студенческого самоуправления в вузах. Это система должна в полной мере отвечать демократическим традициям российской высшей школы и распространяться на все виды студенческой жизни - от интеллектуальной, творческой до бытовой.

В 1997 году была разработана концепция воспитательной работы со студентами вузов России. 6 февраля 1997 года Российский союз ректоров принял по докладу ректора Санкт-Петербургского государственного университета Л. А. Вербицкой «Высшее образование и воспитание молодёжи» постановление, в котором записано: «Основополагающие принципы проводимой реформы высшей школы, достигнутые в ходе её осуществления результаты, а также опыт, накопленный непосредственно в учебных заведениях и субъектах Федерации, показывают, что в современных условиях воспитание молодёжи должно строиться на базе фундаментальных духовно-нравственных ценностей, играющих непреходящую роль в развитии личности и общества. Это может и должно позволить системе высшего образования и её воспитанникам- специалистам... внести свой самобытный вклад в преодоление духовного кризиса в обществе, достижение гражданского согласия и создания предпосылок для процветания сильной демократической России». 1

Концепция воспитательной работы со студентами вузов России предполагает:

1. Важнейшими задачами высшей школы на современном этапе считать улучшение воспитательной работы среди студентов, увеличение вклада высшей школы в воспитание других категорий молодёжи и повышение воспитательного потенциала системы образования в целом.

2. Рекомендовать ректорам высших учебных заведений организовать разъяснение новых задач воспитания среди профессорско-преподавательского состава, акцентируя внимание на следующих основных направлениях воспитания:



____________________________________________________________________

[1]  Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. - СП б. - 2000. - с. 488.



·     отношение к обществу: гражданское воспитание в собственном смысле слова, ориентированное на формирование социальных качеств личности - гражданственности, уважения к закону, социальной активности, ответственности, профессиональной этике;

·     публичные человеческие отношения: воспитание человечности как гражданско-правовой и нравственной позиции - уважение прав и свобод личности, гуманности и порядочности;

·     отношение к культуре: приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии;

·     отношение к профессии: освоение профессиональной этики, понимание общественной миссии своей профессии, формирование ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда, выработка сознательного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности и принципиальных решений в ходе её осуществления - социальных, экономических и нравственных;

·     личные отношения (семья, дети, друзья): нравственное семейное воспитание - формирование совести, чести, добродетелей.

3. Предусмотреть обобщение и распространение лучшего опыта воспитательной работы вузов, проведение конкурсов, конференций и семинаров, выполнение исследовательских проектов и содействие социально-педагогическим экспериментам.

4.  Осознавать особую ответственность высшей школы за интеллектуальную и нравственную атмосферу в обществе.

Высшие учебные заведения как центры образования, науки и культуры призваны содействовать критическому осмыслению происходящего и давать конструктивные ответы на вызовы времени. Необходимо поддерживать исследовательскую и гражданскую активность, направленную на решение этих задач, поощрять социально-ответственные действия.



1.2. Содержание и задачи внеучебной воспитательной работы в вузе

 

Реформа российской высшей школы выдвинула решение прежде всего глобальных проблем, таких, как изменения организации и содержания образования, создание необходимой базы для развития фундаментальных наук и глубокого овладения студентами специальными знаниями. Главное место в реформаторской деятельности учреждений высшего образования, профессорско-преподавательских коллективов вузов занимает учебный процесс, его научная, методическая и материальная основа. И это оправдано.

Неразрывность учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях в большей степени стала пониматься, как умение преподавателя оказывать воспитательное воздействие на студентов во время занятий. Воспитание личности студента сузилось и стало определяться количеством лекционных и лабораторных часов в учебном расписании. Участие же молодых людей в научной, исследовательской, общественной и других видах творческой деятельности как бы перестало быть общественно необходимым.

Психолого-педагогические аспекты формирования личности студента сегодня редко фигурируют в вузовских программных документах. Нередко высказывается совершенно необоснованное мнение о том, что вуз не должен заниматься воспитанием студентов, что единственная задача преподавателя - обучать.

Ошибочность этого положения многократно опровергает история высшей школы не только нашего государства, но и зарубежных стран. Существует достаточно убедительных примеров, подтверждающих, что именно в вузе формируется научный и общественно-политический потенциал. В этом смысле высшие учебные заведения выполняют своеобразный государственный заказ, восполняют потребности общества в подготовке общественных и политических деятелей.

Именно в вузе, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов студент приобретает твёрдые жизненные ориентиры, организаторские навыки, личностные качества, необходимые специалисту, руководителю, общественному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса вуз обязан создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей студента, становления его гражданского самосознания. Для этого вуз должен выстроить систему внеучебной воспитательной работы. Главной целью воспитательной работы в вузе должно стать создание педагогически воспитывающей среды, способствующей формированию активного отношения личности к избранной профессии.

Важнейшим звеном в системе внеучебной воспитательной работы является деятельность деканатов по формированию органов студенческого самоуправления, проведению факультетских мероприятий, праздников, конкурсов и координация работы кафедр по адаптации первоклассников, проведению «Недели первокурсника» на факультетах, ознакомление их с историей факультета, вуза, правовым и социальным статусом студента, элементарными сведениями об организации учебной деятельности, культуре умственного труда, изучению бюджета времени студентов.

Руководство всей этой работой на факультетах осуществляет заместитель декана по воспитательной работе в соответствии с Положением о его должностных обязанностях.

Второе звено системы - работа Совета по внеучебной работе и отдела по внеучебной работе со студентами по реализации системы общевузовских мероприятий, формирующих у студентов представление о престижности, выбранной ими профессии, престиже вуза, развитию корпоративного чувства. К числу этих мероприятий относится проведение торжественных ритуалов - Посвящение в студенты, Дня Знаний, Дня рождения вуза, Татьянина дня, конкурсов, праздников прощания с выпускниками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5