бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Воспитание в детских дошкольных учреждениях бесплатно рефераты

ü                наличие пособий для активизации трудовой дея­тельности;

ü                показ, пояснение и упражнение в действиях;

ü                спокойная деловая обстановка, учитывающая воз­можности ребенка;

ü                развитие самостоятельности у детей;

ü                поощрение желания помогать старшим и своим товарищам;

ü                постоянство требований к последовательности вы­полнения, к качеству трудовых действий и резуль­тату;

ü                развитие творчества в формировании трудовых навыков.

Систематическое участие в трудовой деятельности повышает общее развитие детей, придает им уверен­ность в своих силах, формирует стремление преодо­левать посильные трудности и получать удовлетво­рение от проделанной работы.

Эстетическое воспитание — это развитие художественного вкуса, привитие любви к прекрасно­му, к искусству, формирование творческой активности личности. Оно обеспечивает всестороннее развитие гармонической личности, являясь частью гуманисти­ческого воспитания. Ранний возраст является подготовительным этапом к эстетическому освоению окру­жающего мира. Ребенок радостно реагирует пока только на отдельные наиболее яркие игрушки, пред­меты, на ритмические движения, музыкальные звуки. Позже восприятие красивого, приятного, произведе­ний искусства совершенствуется. Используя разные виды искусства, воспитатель формирует у ребенка восприимчивость ко всему доброму и красивому, обо­гащает его духовный мир. Осуществляется это бла­годаря следующим условиям:

ü                эстетика окружающей среды (здание детского учреждения, групповая комната, игрушки, одежда ребенка и окружающих его людей, домашняя обста­новка и др.);

ü                оснащение педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей пособиями, матери­алами, музыкальными инструментами;

ü                приобщение ребенка к истинной красоте природы, живописи, музыке, что ляжет в основу формирования эстетического вкуса и эстетических чувств, восприя­тий, суждений;

ü                создать условия для активной деятельности детей;

ü                учет индивидуальных способностей детей к твор­честву;

Эстетическое воспитание должно осуществляться всеми имеющимися воспитательными средствами изо­бразительного, музыкального искусства, через литера­туру и народное творчество и т. д.

Физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется в соответствии с определенными принципами дошкольной педагоги­ки: активностью и интересом, сознательностью, нагляд­ностью, последовательностью и систематичностью, индивидуальным подходом к детям.

Активность является естественной потребностью ребенка, но ее надо умело направлять, поощрять к самостоятельной деятельности, развивая интерес к тому, что он делает, не подавляя инициативы.

Весьма внимательного и осторожного подхода тре­бует воспитание сознательности. Следует считаться с возможностями ребенка, так как многое он восприни­мает на веру, полагается на авторитет взрослых, обла­дает большой внушаемостью и стремлением подра­жать.  Поэтому нельзя подменять сознание ребенка слепым подчинением авторитету взрослого или выра­боткой автоматической привычки. Действия должны быть осознанными и разумными.

Важное значение в работе с детьми имеет прин­цип наглядности, вытекающий из особенностей дет­ского восприятия и мышления. Великий русский педа­гог К. Д. Ушинский отмечал, что если ребенка учить запоминать неизвестные ему слова, не показывая предметы или картинки, то он долго и напрасно будет мучиться над ними, но, связав с картинками даже 20 таких слов, ребенок усваивает их на лету.

Принцип систематичности и последовательности получил свое отражение во всей работе детских учреж­дений: в организации режима, проведении специаль­ных занятий и т. д.

Неповторимость каждой человеческой личности обязывает воспитателей учитывать индивидуальные особенности детей. Воспитывая коллектив, надо рас­сматривать детей не как сумму однородных единиц, а как совокупность индивидуальностей, взаимно дополняющих друг друга.

 

3.2 Воспитание у дошкольников чувства коллективизма.


Коллектив — это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.

Коллективизм — Нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества,, принадлежности к коллективу, долга пе­ред ним, умении при необходимости подчинять личные интере­сы общественным. Быть коллективистом значит осознавать себя частью коллектива, жить его интересами, вносить свой вклад в его успехи и достижения, радуясь им. Социалистический коллек­тивизм носит высокоидейный и гуманистический характер, пред­полагает всестороннее развитие личности каждого члена кол­лектива.

Современная педагогика рассматривает коллектив как условие всестороннего развития личности. В коллективе человек вступает в общение с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания, совместных усилий, направленных на достиже­ние общих целей. Здесь ярче раскрываются и успешнее разви­ваются индивидуальные способности, интересы; взаимное влия­ние разных индивидуальностей обогащает всех членов коллекти­ва. Только в коллективе человек чувствует себя по-настоящему свободным и нужным, окруженным заботой, вниманием; это ук­репляет в нем веру в свои силы, способствует росту самосознания, чувства собственного достоинства. Коллектив — условие формирования общественной направленности личности.

«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, сле­довательно, только в коллективе возможна личная свобода»',— так оценивали К. Маркс и Ф. Энгельс роль коллектива.

Н. К. Крупская рассматривала коллектив как важное условие становления личности. Коллектив не поглощает личность, «...лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться»2. Одной из важнейших задач ком­мунистического воспитания она считала задачу научить детей работать и жить коллективно. «Чем раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вы­растет настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему делу»3. Основным средством воспитания коллективизма Н. К. Крупская считала совместную деятельность, общие пере­живания детей.

A.      С. Макаренко также придавал большое значение коллек­тиву как условию всестороннего развития личности. Он выдвинул и обосновал один из принципов советской педагогики: «воспи­тание в коллективе, для коллектива, через коллектив». Созда­ние коллектива А. С. Макаренко считал целью и средством вос­питания, так как ребенок проходит в нем школу подготовки к общественной "жизни. Коллектив он рассматривал как средство воздействия на воспитанника. «Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качест­вами эта личность ни обладала»4,—писал А. С. Макаренко. На этом основании он сделал вывод о влиянии на формирующуюся личность педагога и коллектива. Отсюда вытекала его теория параллельного педагогического действия. А. С. Макаренко при­надлежит идея перспективных линий в формировании коллек­тива. «Всякая, даже небольшая радость, стоящая перед коллек­тивом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым»,—писал он. Высоко ценил он традиции и совместные яркие пере­живания, которые скрепляют детский коллектив. B.  А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив — это слож­ное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уро­вень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллек­тив в целом. «Воспитывающая сила коллектива начинается с то­го, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные бо­гатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, дает другим, что от него берут люди»

Взгляды выдающихся советских педагогов о коллективе и коллективизме служат теоретической основой практической дея­тельности учителей и воспитателей.

Понятие «коллектив» применительно к детям дошкольного возраста имеет свои особенности. Им всегда руководит взрослый, который на­правляет и координирует действия детей, фор­мирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, в достижении об­щего результата деятельности, постепенно пре­одолевая неустойчивость связей, слабость ор­ганизационных основ. Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей.

Сложное нравственное качество — коллективизм зарождается у дошкольников из отдельных проявлений" социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: сим­патии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-ли­бо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.

В процессе совместной деятельности появляется умение дого­вориться, согласовать свои действия, справедливо разрешить спор. Так, постепенно, по мере накопления опыта, в результате целенаправленных воздействий воспитателя социальные прояв­ления у детей развиваются, усложняются, перерастают в кол­лективизм.

Формирование детского коллектива—длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3—6 человек), возникающие в связи с общей деятельно­стью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организа­тором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель; например, по его предложению неболь­шая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомо­биль, другой возит его, а третий разгружает; 4—5 девочек вместе играют с куклами в «семью», а педагог помогает им распределить роли и т. д.). На первых шагах создания детских объединений воспитатель часто- становится их центром: читает небольшой группе детей сказки, поет песенку, показывает забавную игруш­ку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятель­ность, направленная на ее осуществление, необходимость дого­вориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. «Как инте­ресно и весело играть вместе»,— говорит он детям. Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объ­единения детей, учитывая их индивидуальные особенности, доби­ваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отра­жалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пас­сивных.

Следующий этап формирования детского коллектива заклю­чается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устой­чивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе де­ти проявляют больше самостоятельности и организаторских уме­ний, растет число участников объединения. Их может быть уже 8—10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности — игровой, трудовой. Состав объединений становит­ся более устойчивым, так как детей привлекает совместная дея­тельность именно в такой группе сверстников. Важная задача воспитателя— формировать организаторские умения у всех детей.

Более высокий этап формирования детского коллектива, ха­рактеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотре­нию могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом эта­пе появляется осознание себя как части общего, как члена кол­лектива.

Теперь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Это­му способствует выполнение общего задания с общественно зна­чимым мотивом: сделать для малышей игрушки, вскопать грядки на участке детского сада и т. д. Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет по­ручения и обязанности, имеющие значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение групповой комнаты к празднику и др.). На этом этапе позиция воспитателя изменя­ется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, выступает в качестве советчика, старшего товарища, всячески поддерживает хороших организаторов коллективных дел и за­тей, добивается, чтобы в этой роли побывало возможно больше детей, ведет разъяснительную работу с теми, кто постоянно пре­тендует на ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.

Формирование детского коллектива связано с задачей воспи­тания у детей чувства коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивированную интересами всего коллек­тива. Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задержи­ваешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д. Определенным показа­телем сформированное коллектива являются и совместные пе­реживания детей за одного из 'своих товарищей. . Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной — значит кол­лектив в достаточной степени сформирован.

С поступлением в дошкольное учреждение ребенок становит­ся членом детского общества, товарищем своих сверстников; он овладевает нормами поведения, выраженными в правилах; живи дружно, умей вместе с другими детьми играть, трудиться; умей договориться, если надо — уступить; будь готов помочь товарищу, позаботиться о нем; береги труд других, умей справедливо оценить результаты труда, поступки свои и товарища. Товари­щеские отношения формируются прежде всего в процессе сов­местной деятельности, в общих переживаниях. Воспитатель вы­зывает у детей чувство радости от общения со сверстниками. Для этого важно, чтобы основой общения детей были доброже­лательность и чувство симпатии друг к другу, тогда общение приобретает положительную эмоциональную, окраску. Педагог помогает детям быстрее познакомиться, лучше узнать и оценить в каждом то, что ярче проявляется: один — хорошо рисует, дру­гой — строит, третий — дежурит. 

Со временем, в процессе накопления опыта жизни в коллек­тиве (группе) сверстников, рядом с понятиями «я», «мне», «мое» появляются понятия «мы», «нам», «наши», причем иногда они отодвигают личное начало на задний план, хотя первый ряд по­нятий был господствующим в жизни ребенка до его поступления в детский сад. Это значит, что дети начинают осознавать себя как часть коллектива и готовы иногда подчинить свои личные ин­тересы общим. Это отнюдь не означает стирания индивидуально­сти или игнорирования, подавления личных интересов и потреб­ностей каждого ребенка. Быть хорошим товарищем — значит чув­ствовать себя равным среди равных, замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что и о тебе думают, проявляют внимание твои товарищи.

Изо дня в день учит воспитатель детей совместной деятельно­сти, вызывая у них радость от самого ее процесса, удовлетворе­ние от полученных результатов: «Вот как красиво и чисто стало в нашей групповой комнате! Это потому, что все дружно рабо­тали!»

В воспитании у детей товарищеских отношений помогут такие литературные произведения, как басня «Лебедь, рак да щука» И. Крылова, «Два товарища» Л. Толстого, «Когда в опасности жизнь» из книги «Самый лучший пароход» С. Сахарнова, «На льдине» Б. Житкова, «Песенка друзей» С. Михалкова и др.

Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия: коллективная деятельность детей; совместные переживания; сплоченность коллектива работников детского сада.

Совместная деятельность является ведущим условием и сред­ством формирования детского коллектива. Когда детей объединяет общая цель, на достижение которой они направляют свои усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а ре­зультаты их труда оцениваются как общая работа, для- них ста­новится осознаваемой принадлежность к коллективу. Сближают детей и сплачивают их в коллектив совместные переживания, вы­зывающие положительные эмоции. Яркие впечатления, получен­ные во время спектакля кукольного театра, праздничные утрен­ники в детском саду, слушание интересной сказки, музыки, сов­местное исполнение песен — все это вызывает глубокий эмоцио­нальный отклик, усиливающийся тем, что одновременно проявля­ется у группы детей.

Формирование детского коллектива и коллективистического поведения детей успешнее осуществляется в тех детских садах, где есть дружный коллектив взрослых. Дети изо дня в день полу­чают впечатления об укладе жизни дошкольного учреждения, о взаимоотношениях его сотрудников. Если они видят, что взрос­лые относятся друг к другу с уважением и. вниманием, искренне радуются успехам товарища, всегда готовы помочь ему, дружно работают, "ответственно выполняют свое дело, то переносят эти нормы в жизнь детского коллектива, «в свои взаимоотношения. Воспитание кол- Потребность в общении со сверстниками про­является у детей очень рано, в конце первого года жизни. Воспитатель организует их обще­ние, налаживает взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряет и под­держивает проявления доброжелательности по отношению к сверстникам. Он организует, поддерживает и поощряет первич­ные объединения детей в игре: «Как хорошо, дружно играют Ка­тя с Юлей!» В процессе совместной деятельности педагог учит детей помогать друг другу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6