Воспитание в детских дошкольных учреждениях
ü
наличие
пособий для активизации трудовой деятельности;
ü
показ,
пояснение и упражнение в действиях;
ü
спокойная
деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка;
ü
развитие
самостоятельности у детей;
ü
поощрение
желания помогать старшим и своим товарищам;
ü
постоянство
требований к последовательности выполнения, к качеству трудовых действий и
результату;
ü
развитие
творчества в формировании трудовых навыков.
Систематическое
участие в трудовой деятельности повышает общее развитие детей, придает им
уверенность в своих силах, формирует стремление преодолевать посильные
трудности и получать удовлетворение от проделанной работы.
Эстетическое
воспитание — это развитие художественного вкуса, привитие любви к прекрасному,
к искусству, формирование творческой активности личности. Оно обеспечивает
всестороннее развитие гармонической личности, являясь частью гуманистического
воспитания. Ранний возраст является подготовительным этапом к эстетическому
освоению окружающего мира. Ребенок радостно реагирует пока только на отдельные
наиболее яркие игрушки, предметы, на ритмические движения, музыкальные звуки.
Позже восприятие красивого, приятного, произведений искусства
совершенствуется. Используя разные виды искусства, воспитатель формирует у
ребенка восприимчивость ко всему доброму и красивому, обогащает его духовный
мир. Осуществляется это благодаря следующим условиям:
ü
эстетика
окружающей среды (здание детского учреждения, групповая комната, игрушки,
одежда ребенка и окружающих его людей, домашняя обстановка и др.);
ü
оснащение
педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей
пособиями, материалами, музыкальными инструментами;
ü
приобщение
ребенка к истинной красоте природы, живописи, музыке, что ляжет в основу
формирования эстетического вкуса и эстетических чувств, восприятий, суждений;
ü
создать
условия для активной деятельности детей;
ü
учет
индивидуальных способностей детей к творчеству;
Эстетическое
воспитание должно осуществляться всеми имеющимися воспитательными средствами
изобразительного, музыкального искусства, через литературу и народное
творчество и т. д.
Физическое,
умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется в
соответствии с определенными принципами дошкольной педагогики: активностью и
интересом, сознательностью, наглядностью, последовательностью и
систематичностью, индивидуальным подходом к детям.
Активность
является естественной потребностью ребенка, но ее надо умело направлять,
поощрять к самостоятельной деятельности, развивая интерес к тому, что он
делает, не подавляя инициативы.
Весьма
внимательного и осторожного подхода требует воспитание сознательности. Следует
считаться с возможностями ребенка, так как многое он воспринимает на веру,
полагается на авторитет взрослых, обладает большой внушаемостью и стремлением
подражать. Поэтому нельзя подменять сознание ребенка слепым подчинением
авторитету взрослого или выработкой автоматической привычки. Действия должны
быть осознанными и разумными.
Важное значение в
работе с детьми имеет принцип наглядности, вытекающий из особенностей детского
восприятия и мышления. Великий русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что
если ребенка учить запоминать неизвестные ему слова, не показывая предметы или
картинки, то он долго и напрасно будет мучиться над ними, но, связав с
картинками даже 20 таких слов, ребенок усваивает их на лету.
Принцип
систематичности и последовательности получил свое отражение во всей работе
детских учреждений: в организации режима, проведении специальных занятий и т.
д.
Неповторимость
каждой человеческой личности обязывает воспитателей учитывать индивидуальные
особенности детей. Воспитывая коллектив, надо рассматривать детей не как сумму
однородных единиц, а как совокупность индивидуальностей, взаимно дополняющих
друг друга.
3.2
Воспитание у дошкольников чувства коллективизма.
Коллектив — это
группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью,
направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями,
организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.
Коллективизм —
Нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества,, принадлежности к
коллективу, долга перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы
общественным. Быть коллективистом значит осознавать себя частью коллектива,
жить его интересами, вносить свой вклад в его успехи и достижения, радуясь им.
Социалистический коллективизм носит высокоидейный и гуманистический характер,
предполагает всестороннее развитие личности каждого члена коллектива.
Современная
педагогика рассматривает коллектив как условие всестороннего развития личности.
В коллективе человек вступает в общение с другими людьми, накапливает опыт
сотрудничества, сопереживания, совместных усилий, направленных на достижение
общих целей. Здесь ярче раскрываются и успешнее развиваются индивидуальные
способности, интересы; взаимное влияние разных индивидуальностей обогащает
всех членов коллектива. Только в коллективе человек чувствует себя
по-настоящему свободным и нужным, окруженным заботой, вниманием; это укрепляет
в нем веру в свои силы, способствует росту самосознания, чувства собственного
достоинства. Коллектив — условие формирования общественной направленности
личности.
«Только в
коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего
развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная
свобода»',— так оценивали К. Маркс и Ф. Энгельс роль коллектива.
Н. К. Крупская
рассматривала коллектив как важное условие становления личности. Коллектив не
поглощает личность, «...лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно
и всесторонне развиваться»2. Одной из важнейших задач коммунистического
воспитания она считала задачу научить детей работать и жить коллективно. «Чем
раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из
него вырастет настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему
делу»3. Основным средством воспитания коллективизма Н. К. Крупская считала
совместную деятельность, общие переживания детей.
A. С.
Макаренко также придавал большое значение коллективу как условию всестороннего
развития личности. Он выдвинул и обосновал один из принципов советской педагогики:
«воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив». Создание
коллектива А. С. Макаренко считал целью и средством воспитания, так как
ребенок проходит в нем школу подготовки к общественной "жизни. Коллектив
он рассматривал как средство воздействия на воспитанника. «Человек не может
быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами
эта личность ни обладала»4,—писал А. С. Макаренко. На этом основании он сделал
вывод о влиянии на формирующуюся личность педагога и коллектива. Отсюда
вытекала его теория параллельного педагогического действия. А. С. Макаренко принадлежит
идея перспективных линий в формировании коллектива. «Всякая, даже небольшая
радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным,
бодрым»,—писал он. Высоко ценил он традиции и совместные яркие переживания,
которые скрепляют детский коллектив. B. А. Сухомлинский подчеркивал, что
коллектив — это сложное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уровень
развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллектив в целом.
«Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном
человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в
коллектив, дает другим, что от него берут люди»
Взгляды
выдающихся советских педагогов о коллективе и коллективизме служат
теоретической основой практической деятельности учителей и воспитателей.
Понятие
«коллектив» применительно к детям дошкольного возраста имеет свои особенности.
Им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия
детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива,
в достижении общего результата деятельности, постепенно преодолевая
неустойчивость связей, слабость организационных основ. Условиями возникновения
и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие
переживания детей.
Сложное
нравственное качество — коллективизм зарождается у дошкольников из отдельных
проявлений" социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности
общения с ними: симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-либо,
желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.
В процессе
совместной деятельности появляется умение договориться, согласовать свои
действия, справедливо разрешить спор. Так, постепенно, по мере накопления
опыта, в результате целенаправленных воздействий воспитателя социальные проявления
у детей развиваются, усложняются, перерастают в коллективизм.
Формирование
детского коллектива—длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по
численности объединения детей (по 3—6 человек), возникающие в связи с общей
деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу,
недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений
детей младшего дошкольного возраста является воспитатель; например, по его
предложению небольшая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомобиль,
другой возит его, а третий разгружает; 4—5 девочек вместе играют с куклами в
«семью», а педагог помогает им распределить роли и т. д.). На первых шагах
создания детских объединений воспитатель часто- становится их центром: читает
небольшой группе детей сказки, поет песенку, показывает забавную игрушку. Так
у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на ее
осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами.
Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. «Как интересно и
весело играть вместе»,— говорит он детям. Активная позиция его проявляется и в
том, что он создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные
особенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось
на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и
менее подвижных, активных и пассивных.
Следующий этап
формирования детского коллектива заключается в том, чтобы сделать эти первые
объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом
этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений,
растет число участников объединения. Их может быть уже 8—10 человек.
Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности — игровой, трудовой.
Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает
совместная деятельность именно в такой группе сверстников. Важная задача
воспитателя— формировать организаторские умения у всех детей.
Более высокий
этап формирования детского коллектива, характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности
детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают
поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру
и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя как части общего,
как члена коллектива.
Теперь
открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей
данной возрастной группы. Этому способствует выполнение общего задания с
общественно значимым мотивом: сделать для малышей игрушки, вскопать грядки на
участке детского сада и т. д. Каждый ребенок чувствует себя участником жизни
всей группы; периодически он выполняет поручения и обязанности, имеющие
значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение
групповой комнаты к празднику и др.). На этом этапе позиция воспитателя изменяется:
вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, выступает в качестве
советчика, старшего товарища, всячески поддерживает хороших организаторов
коллективных дел и затей, добивается, чтобы в этой роли побывало возможно
больше детей, ведет разъяснительную работу с теми, кто постоянно претендует на
ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.
Формирование
детского коллектива связано с задачей воспитания у детей чувства
коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивированную
интересами всего коллектива. Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они
обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и
замечания от лица группы: «Ты нас всех задерживаешь, из-за тебя мы опаздываем»
и т. д. Определенным показателем сформированное коллектива являются и
совместные переживания детей за одного из 'своих товарищей. . Если воспитатель
видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство
гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной — значит
коллектив в достаточной степени сформирован.
С поступлением в
дошкольное учреждение ребенок становится членом детского общества, товарищем
своих сверстников; он овладевает нормами поведения, выраженными в правилах;
живи дружно, умей вместе с другими детьми играть, трудиться; умей договориться,
если надо — уступить; будь готов помочь товарищу, позаботиться о нем; береги
труд других, умей справедливо оценить результаты труда, поступки свои и
товарища. Товарищеские отношения формируются прежде всего в процессе совместной
деятельности, в общих переживаниях. Воспитатель вызывает у детей чувство
радости от общения со сверстниками. Для этого важно, чтобы основой общения
детей были доброжелательность и чувство симпатии друг к другу, тогда общение
приобретает положительную эмоциональную, окраску. Педагог помогает детям
быстрее познакомиться, лучше узнать и оценить в каждом то, что ярче
проявляется: один — хорошо рисует, другой — строит, третий — дежурит.
Со временем, в
процессе накопления опыта жизни в коллективе (группе) сверстников, рядом с
понятиями «я», «мне», «мое» появляются понятия «мы», «нам», «наши», причем
иногда они отодвигают личное начало на задний план, хотя первый ряд понятий
был господствующим в жизни ребенка до его поступления в детский сад. Это
значит, что дети начинают осознавать себя как часть коллектива и готовы иногда
подчинить свои личные интересы общим. Это отнюдь не означает стирания
индивидуальности или игнорирования, подавления личных интересов и потребностей
каждого ребенка. Быть хорошим товарищем — значит чувствовать себя равным среди
равных, замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не
одинок, что и о тебе думают, проявляют внимание твои товарищи.
Изо дня в день
учит воспитатель детей совместной деятельности, вызывая у них радость от
самого ее процесса, удовлетворение от полученных результатов: «Вот как красиво
и чисто стало в нашей групповой комнате! Это потому, что все дружно работали!»
В воспитании у
детей товарищеских отношений помогут такие литературные произведения, как басня
«Лебедь, рак да щука» И. Крылова, «Два товарища» Л. Толстого, «Когда в
опасности жизнь» из книги «Самый лучший пароход» С. Сахарнова, «На льдине» Б.
Житкова, «Песенка друзей» С. Михалкова и др.
Успешному
формированию детского коллектива способствуют следующие условия: коллективная
деятельность детей; совместные переживания; сплоченность коллектива работников
детского сада.
Совместная
деятельность является ведущим условием и средством формирования детского
коллектива. Когда детей объединяет общая цель, на достижение которой они
направляют свои усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а результаты
их труда оцениваются как общая работа, для- них становится осознаваемой
принадлежность к коллективу. Сближают детей и сплачивают их в коллектив
совместные переживания, вызывающие положительные эмоции. Яркие впечатления,
полученные во время спектакля кукольного театра, праздничные утренники в
детском саду, слушание интересной сказки, музыки, совместное исполнение песен
— все это вызывает глубокий эмоциональный отклик, усиливающийся тем, что
одновременно проявляется у группы детей.
Формирование
детского коллектива и коллективистического поведения детей успешнее
осуществляется в тех детских садах, где есть дружный коллектив взрослых. Дети
изо дня в день получают впечатления об укладе жизни дошкольного учреждения, о
взаимоотношениях его сотрудников. Если они видят, что взрослые относятся друг
к другу с уважением и. вниманием, искренне радуются успехам товарища, всегда
готовы помочь ему, дружно работают, "ответственно выполняют свое дело, то
переносят эти нормы в жизнь детского коллектива, «в свои взаимоотношения. Воспитание
кол- Потребность в общении со сверстниками проявляется у детей очень рано, в
конце первого года жизни. Воспитатель организует их общение, налаживает
взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряет и поддерживает
проявления доброжелательности по отношению к сверстникам. Он организует,
поддерживает и поощряет первичные объединения детей в игре: «Как хорошо,
дружно играют Катя с Юлей!» В процессе совместной деятельности педагог учит
детей помогать друг другу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|