Воспитание в детских дошкольных учреждениях
Различные факторы
могут привести к половому возбуждению: поглаживание и похлопывание ребенка по
ягодицам, нечистоплотность, неопрятность тела ребенка, вызывающие зуд в
области промежности и половых органов. Это же состояние вызывается тесной
одеждой, что может способствовать возникновению онанизма у детей. Такое же
состояние часто возникает при поносах, запорах, переполнении мочевого пузыря,
заражении острицами, при скоплении выделений под узкой крайней плотью полового
члена ребенка и т. д. Родителям следует разъяснять, что при ребенке не следует
раздеваться или переодеваться, нельзя разрешать ему спать в одной постели со
взрослыми. Нужно так организовать укладывание детей спать, чтобы у них не
развилась заинтересованность половыми органами противоположного или того же
пола. Примерно на третьем году жизни у детей формируется сознание
принадлежности к определенному полу, затем дети начинают понимать различия в
строении мальчика и девочки, а в 5—7 лет у них возникает вопрос, откуда берутся
дети.
С дошкольного
возраста надо формировать правильные взаимоотношения между мальчиком и
девочкой. Нельзя говорить плачущему мальчику, что он «плакса, как девчонка», а
озорной девочке, что она «мальчишка-разбойник»,— это воспитывает привычку
видеть у детей противоположного пола в первую очередь недостатки, а не
достоинства, что ложится в основу неправильных взаимоотношений между мальчиком и
девочкой, а в дальнейшем между юношей и девушкой. Если девочку часто обвинять в
трусливости, говоря, что мальчики смелые, сильные и никогда не плачут, то у
девочки воспитывается отрицательное отношение к своему полу, она пытается
походить на мальчика, просит, чтобы ее одевали, как мальчика.
2.3
Организация питания детей в детских дошкольных
учреждениях.
Для нормального
роста и развития ребенка необходимо правильно организованное питание. Растущий
и быстро развивающийся организм требует достаточной по количеству и
полноценной по качеству пищи. Как недостаточное, так и избыточное питание
одинаково вредно для здоровья ребенка и может привести к расстройству
пищеварения, нарушению обмена веществ, снижению сопротивляемости организма, к
замедлению не только физического, но и психического развития.
В зависимости от
длительности пребывания ребенка в детском саду установлено трех-четырехразовое
питание с промежутками между приемами пищи в 3—4 часа 1.
Правильно
организованный процесс питания к приему пищи способствует хорошему усвоению
пищи и имеет большое воспитательное значение. Предварительно дети убирают
игрушки на свои места, моют руки. Прием пищи должен проходить только в чистой,
хорошо проветренной комнате. Столы расставляются таким образом, чтобы детям
было удобно садиться и вставать.
Хорошее усвоение
пищи зависит не только от ее вкусовых качеств и аппетита ребенка, но и от его
общего состояния, настроения, от организации всей жизни детей в детском саду.
Перед приемом пищи в группе должна быть создана спокойная обстановка, чтобы
малыши не были утомлены или возбуждены, чтобы у них было хорошее настроение.
Режим в детском
саду строится с таким расчетом, чтобы длительные прогулки, шумные игры
заканчивались примерно за полчаса до еды. Это время используется для спокойных
игр и занятий. Особенно осторожным нужно быть по отношению к легко возбудимым,
нервным детям, не перегружать их впечатлениями.
Воспитатель
приучает детей садиться за стол спокойно, необходимые замечания во время еды
делает тихо, в доброжелательной форме.
Важным моментом в
правильной организации питания является хорошая сервировка стола. Опыт
показывает, что детям нравится, когда стол накрыт белой чистой скатертью;
поэтому целесообразно уже в младших группах с первых же дней пребывания ребят
в детском саду приучать их есть на белой скатерти, что будет способствовать
воспитанию аккуратности. Детям старших групп лучше есть на индивидуальных
хлопчатобумажных салфетках. Посуда должна соответствовать возрастным
возможностям, быть удобной, приятной по виду, одинаковой по форме и рисунку.
Вилки нужны широкие, плоские, легкие, с четырьмя зубцами. Малышам удобно
пользоваться десертными тарелками и ложками. Если на третье дается компот,
кисель, то их следует подавать в чашках с блюдцами и ложечками. Кофе, чай,
молоко подаются не горячими и без ложек, фрукты — на блюдцах. В группу пищу
лучше приносить в фаянсовой посуде с крышками.
Не следует
усложнять сервировку стола, используя мелкие тарелки как подставки под
глубокие. На столах не должно быть ничего лишнего, что мешало бы брать хлеб,
салфетки, ставить тарелки. К приему пищи столы накрываются заранее, и в подготовке
их принимают участие дежурные дети. Обязанности дежурных зависят от их
возраста.
Накануне няня
узнает меню, готовит соответствующую посуду и ставит ее на подсобный стол.
Перед приемом
пищи дети тщательно моют руки, а если нужно, и лицо. Первыми умываются те, кто
ест медленнее; они садятся за стол и приступают к еде, не ожидая остальных.
Не должно быть
длинных интервалов в подаче блюд, но короткие промежутки неизбежны. Детям,
сидящим за одним столом, разрешается в это время негромко поговорить,
обменяться впечатлениями. Во время еды на столах должен поддерживаться порядок.
Если кто-либо из детей нечаянно прольет еду на пол, надо тут же вытереть.
Следует приучать малышей к чистоте. После еды дети ставят свою посуду на
середину. стола, а дежурные убирают ее. Поблагодарив взрослых, малыши, по мере
того как заканчивают еду, идут играть; дети старших групп дожидаются товарищей
по столу. Во время приема пищи воспитатель следит за тем, что бы дети
съедали положенную им порцию приучает, есть культурно.
Детей младших
групп нужно приучать брать понемногу, есть не торопясь, пережевывая пищу. В
первые дни можно позволить детям держать ложку и вилку, как им удобно.
Необходимо помогать детям доедать порцию, так как у маленьких детей быстро
устает рука. В этом воспитателю помогает няня. Когда дети научатся есть без
помощи взрослых, педагог показывает, как нужно правильно держать ложку и вилку:
ложку держат между тремя пальцами, едят с боковой ее части; вилку удобнее
держать между средним и большим пальцами, придерживая сверху указательным,
тогда она сохраняет наклонное, более устойчивое положение; если вилкой берут
гарнир, она повернута вогнутой частью вверх и ею действуют как ложкой.
Хлеб подается
нарезанным тонкими кусочками (20—25 г). Детей приучают брать его из хлебницы,
дотрагиваясь только до одного куска. Следует приучать малышей
съедать гущу первого блюда вместе с жидкостью; котлеты, рыбу, отварные овощи,
а также макароны или вермишель рекомендуется разделить на небольшие части.
Огурцы, помидоры подаются нарезанными, фрукты (апельсины, мандарины) —
очищенными. Крутые яйца желательно заранее разрезать и подавать на хлебе в
виде бутербродов, а яйца всмятку давать в чашечке.
В средней и
старшей группах навыки культурной еды совершенствуются. Дети должны уметь
правильно пользоваться столовыми приборами, есть самостоятельно, аккуратно. Во
время еды они должны слегка наклоняться над тарелкой, жевать бесшумно с
закрытым ртом. Пользоваться носовым платком следует по возможности перед едой.
Дети постарше
едят котлеты, рыбу, отварные овощи, отделяя ребром вилки небольшие кусочки;
сами нарезают помидоры, огурцы, самостоятельно очищают крутые яйца и фрукты.
Яйца всмятку им лучше подавать в специальных подставках.
При правильно
организованном питании дети едят охотно, с удовольствием, не теряют аппетита.
Если же еда связана с неприятными переживаниями (например, при принудительном
кормлении), то у ребенка может возникнуть отвращение к пище, и вместо
радостного ожидания завтрака или обеда нередко образуется оборонительная
реакция: малыш отворачивается от еды, отталкивает ее руками, плачет. Иногда у
детей можно найти за щекой сухой комок пищи через много часов после еды и даже
на следующий день. Раз возникшее отрицательное чувство к пище может
закрепиться.
Во время еды дети
иногда просят воды, чтобы запить пищу. Эту просьбу нужно удовлетворять, так как
разжижение облегчает проглатывание пищи.
Встречаются дети
с плохим аппетитом. Прежде всего нужно установить причину этого, чтобы найти
соответствующий подход к ребенку. Ухудшение аппетита может быть связано с
состоянием здоровья. Такие дети требуют особого внимания со стороны взрослых.
Нужно посоветоваться и с врачом, который в случае необходимости назначит
лечение. Есть дети, которые не едят какой-либо пищи из-за невосприимчивости к
ней организма." В этом случае надо, в порядке исключения, подобрать для
них подходящее меню. Иногда малыши отказываются от незнакомых кушаний, так
как не приучены к ним в семье. Следует постепенно приучать ребенка к новым
блюдам. Дети, перенесшие какие-либо заболевания, физически ослабленные, могут
есть медленно. К ним нужно относиться внимательно, не торопить. Нормальный темп
еды восстанавливается по мере укрепления здоровья.
С детьми
избалованными, которых дома уговаривают есть, прибегая к разным способам
поощрения, следует быть неукоснительно требовательным. Их поведение во время
еды сравнительно быстро исправляется.
Ни в коем случае
нельзя фиксировать внимание малышей на недостаточности их аппетита, говорить
о.б этом в их присутствии, Не следует упрашивать, задабривать.и уговаривать
есть. Надо воздействовать на эмоции детей, пользуясь поощрением, внушением,
примером сверстников. Хорошо зная характер и склонности детей, педагог может
найти соответствующий подход к каждому ребенку: одного посадит между
ребятишками, обладающими хорошим аппетитом, другому предложит попробовать
салат или лук, выращенный в детском саду.
Большую роль в
формировании положительного отношения к еде играет правильно построенный режим
дня. Достаточное пребывание на воздухе, подвижные игры, процедуры по закаливанию,
нормальный сон способствуют повышению аппетита. Имеет значение и красивое
оформление пищи, особенно зеленью, которую можно выращивать и зимой.
Воспитатель
проводит систематическую работу с родителями по вопросам детского питания. На
собраниях .им рассказывают о значении правильного питания для здоровья и
физического развития детей. В родительских уголках организуются выставки,
освещающие вопросы питания, правильность составления меню, приготовления пищи.
Нужно ежедневно
знакомить родителей с меню детского сада и вывешивать рекомендуемый выбор блюд
для ужина. Важно убедить родителей в том, что завтрак, который они дают детям
дома, нарушает режим питания на целый день, а сладости, съеденные перед едой,
снижают аппетит.
2.4
Организация и методика проведения прогулки в детском саду.
Пребывание детей
на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского
организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к
неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети
играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение,
газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия,
становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них
вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система,
повышается жизненный тонус.
Прогулка
способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на
улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде
взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они
узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между
различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают
у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это
развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль
и воображение детей.
Прогулки дают
возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей
с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые
озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом
подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для
того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с
окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.
Малыши трудятся в
цветнике — сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается
трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее
красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и
изменчивость, ритм и динамика —все это вызывает даже у самых маленьких
радостные переживания.
Таким образом,
правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи
всестороннего развития детей Для пребывания. детей на свежем воздухе отводится
примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается.
Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после
занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно
строго соблюдаться.
Для осуществления
задач всестороннего развития создаётся участок на территории детского сада
для организации разнообразной деятельности детей. Большое значение имеет
озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями
спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная
группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником.
На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития
движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным
материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.
На участке должно
быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные,
четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка,
инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь
привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и
соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на
площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы.
Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на
велосипедах, автомобилях.
Помимо игровых
площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и
солнца.
В зимнее время на
участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток
(если позволяют условия).
Подготовка Чтобы
дети охотно собирались на прогулку, детей к прогулке воспитатель заранее
продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек
или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и
интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Одевание детей
нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не
приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать
соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная
комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и
стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, одеть рейтузы или обувь и не
мешать при этом другим детям.
Воспитатель
должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной
последовательности. Сначала все они одевают рейтузы, обувь, затем платок,
пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в
обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность
самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и.
раздевания и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только
помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.).
Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не
забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания
формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше
самостоятельности.
Когда большинство
детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми
следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами
выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Содержание детей
на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов
и возраста.
Ведущее место на
прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются
основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются
моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки,
если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять
после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в
середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры
зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни
целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом,
метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить
холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует
организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками,
бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые
весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок
могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие,
как бабки, ,кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр:
волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В
жаркую погоду проводятся игры с водой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|