бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Воспитание в детских дошкольных учреждениях бесплатно рефераты

Воспитание в детских дошкольных учреждениях

 

 

 

 

 

 

Д.К. Хухлин

 

 

 

 

 

 

Воспитание в детских дошкольных учреждениях

 

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2007

Содержание


Введение

Глава I

Психологическая сущность дошкольного возраста

1.1 Психическое развитие в дошкольном возрасте

1.2 Характеристика развития ребёнка в дошкольном возрасте

Глава II

Распределение времени дошкольников в детских дошкольных учреждениях

2.1 Организация режима дня (суточный режим)

2.2 Организация сна детей в детских дошкольных учреждениях

2.3 Организация питания детей в детских дошкольных учреждениях

2.4 Организация и методика проведения прогулки в детском саду

Глава III

Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях, а также воспитание у них нравственных чувств

3.1 Основные задачи воспитания

3.2 Воспитание у дошкольников чувства коллективизма

3.3 Игра как средство воспитания дошкольников

Заключение

Список литературы

Введение


Большую часть населения нашей планеты состав­ляют дети. Великий педагог нашего столетия А. С. Ма­каренко писал: «Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети — это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными граждана­ми, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети — это наша старость. Правильное воспита­ние — это наша счастливая старость, плохое воспи­тание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей стра­ной»

Воспитание в нашей стране предусматривает формирование нового человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Всестороннее воспитание должно начинаться с "самых ран­них лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям — первому звену в системе народного образования.

Первые семь лет жизни ребенка — очень важный период, ко­гда закладываются основы здоровья, умственного, нравственно­го, трудового и эстетического развития.

Дошкольный возраст — время активного познания окружа­ющего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предмета­ми, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется на­глядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Внимание малышей привлекает все яркое, необычное, поэто­му в процессе воспитания широко используются игрушки и игро­вые приемы, пробуждающие активность детского мышления.

Эмоциональное восприятие окружающего мира маленькими детьми обязывает педагога быть чутким и внимательным, опи­раться в воспитании на чувства детей, создавать в детском саду такую обстановку, чтобы каждому ребенку было уютно и ра­достно.

Детям дошкольного возраста свойственна подражательность. Используя эту особенность, взрослые учат малышей личным примером, а также привлекая художественные образы, дружить между собой, уважать старших, бережно относиться к растениям и животным, к результатам человеческого труда.

Дошкольный возраст охватывает существенно отличные друг от друга периоды развития: физические и психические особен­ности детей первого года жизни отличаются от особенностей детей седьмого года жизни значительно большей степени, чем аналогичные данные школьников-первоклассников и выпускни­ков средней школы. Каждый период дошкольного детства харак­теризуется свойственными ему особенностями психофизиологиче­ского развития, а каждый ребенок — индивидуальными особен­ностями. Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю ус­пешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.

Воспитатель руководит неповторимым, ни с чем не сравни­мым по своей сложности и красоте процессом становления чело­веческой личности. Работа воспитателя в детском саду — воспи­тательно-образовательная, так как решение главной задачи — воспитание всесторонне развитой личности включает обучение на занятиях — формирование у ребенка разнообразных, доступ­ных ему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения родного языка, элементарных основ математики, раз­вития изобразительной деятельности и т. д.

Каким же должен быть воспитатель детского сада, чтобы удовлетворять высоким требованиям творца человеческой лич­ности?

Прежде всего он должен любить детей, ибо воспитание — длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости.

Воспитатель постоянно совершенствует свое мастерство, ис­пользуя достижения российской педагогической науки и передовой практики. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удов­летворять любознательность современного ребенка, помогать ему познавать окружающий мир.


Глава I

 

Психологическая сущность дошкольного возраста.


1.1           Психическое развитие в дошкольном возрасте.


Все родители на вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего ребенка, обычно отвечают: «Честным», «До­брым», «Умным», «Хорошим человеком» и т. д. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок вырос таким?

Прежде всего — нужно его любить. На первый взгляд подобное утверждение может показаться банальностью. Все родители любят своих детей. Но так ли это? Когда де­ти нас радуют, мы, конечно, не скупимся на выражение своей любви. Но бывает и так, что они нас огорчают или просто мешают нашим взрослым делам. «Как он (а) мне надоел (а): орет и орет», — в раздражительности заявля­ет невыспавшаяся мама трехмесячного младенца. «Выйди из комнаты, когда взрослые разговаривают», — с созна­нием собственной правоты произносит отец, обращаясь к трехлетнему карапузу. А как эти слова могут быть вос­приняты малышом? «Если меня прогоняют, значит, не лю­бят!», — может сделать вывод ребенок. А ведь он должен чувствовать родительскую любовь и в тех случаях, когда взрослые бывают недовольны его поведением. В данной ситуации отец, разговаривающий с другом, должен был уделить ребенку несколько минут на выяснение того, за­чем мальчик пришел, и потом сказать: «Саша (Петя), пойди, пожалуйста, к маме (пойди поиграй), а мы пока поговорим, а потом мы с тобой пойдем гулять (читать) и т. д.». Для того чтобы добиться соблюдения правил пове­дения (в данном случае — не мешать взрослым), нужно терпение и время, а не категорические заявления, которые чаще всего вызывают нежелательные последствия: упрям­ство, замкнутость, отчужденность.

Педагоги и психологи утверждают, что дети, вырос­шие в обстановке постоянной и ощутимой любви близких, в сознании своей защищенности, раскрываются лучшими своими качествами. Те же, кто лишен живой родительской любви или недополучил ее, склонны вести себя иначе: они замкнуты, угрюмы, порой даже озлоблены.

Родители должны создавать чувство уверенности в том, что малыш защищен, что о нем заботятся, его любят. Это важно буквально в первые же месяцы жизни. Физи­ческий уход (перепеленать, накормить, помыть, сделать зарядку) — только половина дела, которое по-своему вы­полняют и животные по отношению к детенышам. Но если родители хотят вырастить человеческую личность, они должны максимально использовать возможности обще­ния: сделать эти минуты радостными для обеих сторон. У взрослых много забот, помимо ребенка, но заботы важ­нее, чем «сотворение» человека, у них нет. Мы не всегда можем контролировать свое настроение, но с точки зрения малышей недовольство взрослых вызвано ими. Очень ра­но дети начинают чувствовать это и, не понимая, чем они заслужили «немилость», либо капризничают, либо, в худ­шем случае, начинают считать себя ненужными, нелюби­мыми.

У многих молодых родителей сложилось убеждение от­носительно того, как нужно реагировать на крик ново­рожденного, затем — на капризы малыша. «Покричит, покричит и перестанет», — говорят родители, ссылаясь на «авторитеты».

Конечно, трудно давать общие советы. Однако можно с уверенностью утверждать, что неуклонное следование предписаниям типа: не брать ребенка на руки, если он кричит, не потакать ему, не уступать — может привести к нежелательным последствиям, даже в том случае, когда предписание кажется на первый взгляд верным. Покри­чал, выкричался — стал тихим; капризничала, ничего не добилась — перестала. (Почему кричал? Капризничала или действительно в чем-нибудь нуждалась?) Не уди­вляйтесь тому, какими становятся дети. Вы ждете от них сочувствия и не получаете, хотите узнать, что с ними про­исходит, а дети молчат.

Об этом следует помнить, не забывая, однако, правила «золотой середины»; не нужно потакать ребенку, но нель­зя и проявлять по отношению к нему чрезмерной требова­тельности.

Крайности в воспитании губительны для формирова­ния черт личности. Те родители, которые заласкивают, из­неживают своего ребенка, не давая ему проявить минимальное усилие, должны ясно представлять себе, к чему это приводит: к эгоизму, самонадеянности, самолюбова­нию, инфантилизму и т. д. Ребенок, выросший в обстанов­ке предписаний, повышенной требовательности, тоже по­лучит свою -долю «искривлений» характера. Суровость приводит к ожесточению. Первоначальный механизм оже­сточения прост и ясен: от ребенка требуют то, чего он вы­полнить просто не может. «Стой, не крутись», — объ­являет двухлетнему карапузу мама, увлеченная разгово­ром с приятельницей. Постоит он три-пять минут, а мама продолжает беседу, не понимая, что такая кроха не может дольше выдержать бездействия. Поливая цветы, девочка залила подоконник. «Лучше бы вообще не поливала, уби­рай теперь за тобой!» «Проверю, как ты умеешь чи­тать», — говорит папа пятилетнему сыну и предлагает прочесть газету, оказавшуюся у него под рукой. Сын чи­тает с запинками, смущается. Ему труден и текст, и шрифт, а папа в праведном негодовании заявляет: «Зря я тебя учил!» Результат — у детей возникает подавлен­ность, сознание своего бессилия, ожесточенность по отно­шению к родителям. Но даже если ожесточенность к близ­ким не возникает, то те унижения и оскорбления, которые приходится выносить дома, станут поводом для дурного поведения в другом месте: детском саду, в коллективе сверстников, затем в школе. Там ребенок начинает дока­зывать свое право никому не подчиняться, более то­го — свое право самому чинить суд и расправу.

Но так бывает значительно позже... А пока ваш ребе­нок маленький, он доставляет вам много радостных ми­нут. Уже в младенчестве он выделяет вас, своих близких, радуется вам по-особенному, протягивает навстречу вам ручки, выражая свою искреннюю расположенность, сим­патию, любовь. Идет время, и чувства эти становятся бо­лее человеческими — глубокими и сложными. С близкими людьми связано чувство защищенности, основанное на разнообразных жизненных ситуациях. Малыш ушиб­ся — вы его утешили, потянулся за игрушкой — помогли ему, поиграли, поговорили, покормили, помыли, погуляли, приласкали и т. д. Вы, как говорится, оправдали его дове­рие. Поэтому именно ваша оценка поведения малыша ста­новится для него столь важной.

От ребенка первых трех лет жизни нельзя ждать пра­вильного (с нашей, взрослой точки зрения) выбора мотивов поведения. Известно, что детям раннего возраста свойственны непосредственность, импульсивность, они на­ходятся «в плену» своих желаний и чувств. Поэтому роди­телям нужно стараться пробудить и разбудить в детях та­кие чувства, которые помогут им учитывать интересы дру­гих людей, сверстников, выполнять требования взрослых: сочувствие, доброту, взаимную симпатию.

В раннем возрасте дети легко «заражаются» чувства­ми других, особенно близких. Мама раздражена — ма­лыш капризничает; родители поссорились — ребенок ни­как не может угомониться; старший брат слишком долго и шумно играл с ним или у взрослых было много го­стей — опять слезы и капризы малыша. Конечно, трудно всю свою жизнь подчинить интересам ребенка, но всегда следует помнить, что его эмоциональный настрой зависит от того, какие чувства вызывают в нем старшие. Каждой семье присущи «свой дух», «своя атмосфера», которые де­ти улавливают, «впитывают», а затем и выражают осо­бенностями своего поведения, переходящими в устойчи­вые черты личности. Если ваш ребенок растет в обстанов­ке любви, сочувствия, сострадания, взаимного уважения, то вы сможете убедиться, как рано способен он проявлять эти качества, невольно вызывая удивления домашних. У мамы день рождения, она готовила, накрывала на стол, оделась в красивое платье, а гости опоздали. Увидев ма­мино расстроенное лицо, дочка двух с половиной лет по­бежала в свою комнату, принесла оттуда своих игрушеч­ных зверей (мишку, собаку, зайца), рассадила их вокруг стола, побежала на кухню, взяла маму за руку, привела в комнату, где был накрыт стол, за которым собрались «го­сти» (звери), и сказала: «Мама, смотли, гости плишли».

Разумеется, вызвать сочувствие и сострадание одними словами нельзя, если ребенок не видит реального про­явления этих чувств по отношению к нему или не наблю­дает их в семье. Особенности вашего поведения, а не ва­ши слова формируют личность маленького человека.

 

1.2. Характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте.


В дошкольном возрасте деятельность ребенка ста­новится более сложной и разнообразной. Постепенно совершенствуется способность играть и рисовать, ле-, пить, строить по собственному замыслу. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения, повышается работоспособность нервной системы. Слож­нее и многообразнее становятся взаимоотношения со взрослыми и детьми. В дошкольный период у детей происходят изменения в пропорциях тела, увеличива­ются соответственно возрасту длина и масса тела: если к 4 годам масса тела составляет 15,5—16 кг, а длина — 100 см, то к 7 годам средняя масса тела — 22,5—23 кг, а длина — 119 см.

Физическое развитие. В дошкольном возрасте про­должают совершенствоваться движения, развивается естественная двигательная активность детей. Так, в работах Д. М. Шептицкого определены суточные объе­мы ходьбы и бега у детей 5—7 лет, Для мальчиков они к 5 годам оказались равными 7,1 км, а в воз­расте 6—7 лет — 9 км. У девочек выявлены более низ­кие показатели — соответственно 6,4 и 7,7 км. Обнару­жены и сезонные различия: весной и летом дети дви­гаются больше, чем зимой и осенью. Замечено, что двигательная активность детей в семье и детском уч­реждении почти одинакова, но качество движений в семье по достижении 3-летнего возраста несколько снижается. За период от 3 до 7 лет развивается и ук­репляется весь организм ребенка.

К 4 годам дети хорошо ходят и бегают, движения рук свободные, они умеют координировать работу рук и ног, при ходьбе не шаркают ногами. Они могут энер­гично отталкивать мяч при катании или ловить, не прижимая его к груди, а также бросать мяч двумя руками. У детей достаточно хорошо развито чувство равновесия, они прыгают, мягко опускаясь на полу­согнутые ноги, а при подскоках на месте отрывают обе ноги от пола. Многие движения дети выполняют совместно в общем для всех темпе или сдерживают движение по сигналу. Четырехлетние дети очень любят лазание, прыжки, с удовольствием пролезают в обруч, влезают на заборчик, гимнастическую стенку высотой до 1,5 м и спускаются с них, прыгают в длину с места на расстояние 10—15 см.

К 5 годам у детей продолжает вырабатываться правильная осанка: во время ходьбы и бега они не опускают голову, спину держат прямо, движения ног и рук достаточно хорошо координированы. Дети уже могут не только ходить, но и бегать по кругу, взявшись за руки, двигаются на носках или, подпрыгивая на двух ногах, двигаются вперед на 1,5—2 м. Они без­боязненно спрыгивают с высоты 15—20 см. К 6 годам движения детей становятся все более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину, при метании энергично замахиваются и бросают предметы. Они умеют уже ловить мяч одной рукой, ходить боком по скамейке, подпрыгивать на месте, чередуя ноги.

К 7 годам основные движения у детей настолько совершенствуются, что они могут быстро перестраи­ваться во время движения и на месте, равняться в ко­лонне, шеренге, круге, а также выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе. В этом возрасте дети любят кататься на санках, самостоятельно скользят на ногах по ледяным дорожкам, достаточно быстро ходят на лыжах, поднимаясь и опускаясь с невысокой горки. Многие Из детей не только скользят на коньках, но и занимаются фигурным катанием. Летом 6—7-лет­ние дети без помощи взрослого катаются на педальных автомобилях, самокатах и даже на двухколесных вело­сипедах. Большая радость для дошкольников — по­играть и поплескаться в мелком ручейке, реке или бассейне. Многие дети пытаются плавать без поддер­жки. В этом возрасте дошкольники играют в городки, бадминтон, настольный теннис.

В дошкольные годы интенсивно развиваются и тон­кие движения пальцев рук. В 3—4-летнем возрасте дети любят заниматься строительным материалом, играть песком, снегом, водой, самостоятельно приводят в движение забавные игрушки (хфдячий ослик, клюю­щие куры, «Дюймовочка» и др.), овладевают элемен­тарными способами рисования, лепки, наклеивания аппликаций. К 5 годам постройки детей отличаются более тщательным выполнением и интересным замыс­лом. Дети любят заниматься с природным материалом (береста, желуди, шишки и др.), соединяя их затем в оригинальные поделки. К 6 годам движения пальцев уже настолько развиты, что ребенок может самостоя­тельно ножницами вырезать из бумаги различные формы — прямоугольные, овальные, круглые; лепить из глины посуду, фигуры человека и животных, сво­бодно рисовать карандашами и красками. К 7 годам дети достаточно хорошо овладевают умениями рабо­тать с бумагой, картоном, тканью, деревом: умеют склеивать, делать игрушки, пособия, вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицу, пользоваться молотком и пилой. В дошкольном возрасте многие дети начинают обучаться игре на музыкальных инструментах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6