бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Воспитание в детских дошкольных учреждениях бесплатно рефераты

Дети любят подвижные игры и различные физиче­ские упражнения, стараются подражать взрослым и старшим детям. Дошкольники знают многие виды спорта, фамилии знаменитых спортсменов. Однако, увлекаясь подражанием, они еще не умеют правильно дозировать свои силы, нервная система их достаточно возбудима, а желания не всегда соответствуют воз­можностям.

Умственное развитие. В дошкольном возрасте фор­мируются правильные представления о простейших явлениях природы и общественной жизни, расширяет­ся кругозор, повышается культура восприятия, раз­вивается любознательность. К 4 годам дети овладе­вают умением сопоставлять предметы по длине, высоте и ширине. У них развиваются элементарные матема­тические представления: они называют предметы, ко­торых в комнате много или, наоборот, мало, учатся считать до 5; различают величину — выше, ниже, толще, тоньше; отличают круг от квадрата или тре­угольника; ориентируются в пространстве, пользуются понятием о времени (утро, вечер, день и ночь), раз­личают времена года. Наблюдая природу, дети задают вопросы. Осенью в период листопада их волнует, боль­но ли листикам, когда их сжигают. Видя цветы на залитой солнцем клумбе, интересуются: «А почему но готки (цветы) желтенькие, они загорали, да?» Рас­сматривая что-то в траве, малыш выясняет: «А где у кузнечика стрекоталочка?» Происходит дальнейшее развитие речи, ребенок постепенно переходит от отры­вочных высказываний к более полным пересказам и рассказам, часто задает вопросы: почему? отчего? зачем?, улучшается произношение. Интересный пример приводит А. А. Люблинская — перечень вопросов, ко­торые задал один четырехлетний мальчик за 3—4 ч в течение одного дня:

·                   Почему деревья шумят?

·                   Почему здесь грязь?

·                   Почему здесь тепленько?

·                   Куда упал камень? Почему?

·                   Почему раковина потонула?

·                   Почему капли на стекле высохли? Куда они делись?

·                   Почему ветер дует? Откуда он дует?

·                   Куда течет вода в реке? Почему она не стоит на месте?

·                   Почему бабочки летают? Почему у них такие крылышки?
Где их сделали?

·                   Откуда идет дождь? Как он залез в тучи? Почему он там
живет?

·                   Зачем доктор выстукивает больного?

·                   Откуда взялись звезды?

·                   Что такое солнце? Отчего оно светит? Почему оно загоре­лось и когда потухнет? Что тогда?

·                   Откуда я родился? А ты, мама, откуда? А откуда взялась
самая первая мама?

·                   Почему птицы летают? Кто их научил летать?

·                   Почему летом идет дождь? А где сейчас снег прячется?

·                   Кто сильнее — слон или лев?

·                   Может ли миллион миллионов ласточек поднять слона?

·                   Зачем рыбка так рот открывает?

·                   Зачем у тети Лизы трое детей, а у нас только один? Как
она их сделала, всех сразу?

Отличительными особенностями подобных вопросов являются их крайняя разбросанность, беспорядочность и разнообразие.

К 5 годам дети не только считают до 5, но и умеют сравнивать («три конфетки — это больше, чем две») и складывать. Определяя размер путем сравнения, ребенок говорит: «Рыба в аквариуме вон какая боль­шущая, а эта — поменьше, а малек-то совсем малю-пусенький». Несмотря на то что дети в этом возрасте любят фантазировать, все же часто они понимают взрослого буквально, не улавливая в словах его об­разное выражение. Вот такие примеры приводит пси­холог М. М. Кольцова.

«Сережа гоняет на даче по двору кур. Мама вышла из дома и сделала ему замечание: «Чтобы я больше не видела этого! Не огорчай меня!» Мальчик обещал, и мама ушла в дом, но через несколько минут раздалось отчаянное кудахтанье кур и веселые крики Сережи. Когда рассерженная мама вновь остановила Се­режу, сын с недоумением спросил: «А разве тебе было видно?» Он понял слова матери буквально, а не как запрещение. Порой дети вкладывают в свое слово совершенно неожиданное содержа­ние. Игорек 4 '/г лет ел кашу и закашлялся, рисинки разлетелись по столу. Показывая на них, мальчик закричал: «Смотри, мама, я весь стол осыпал насмешками!» Недавно Игорю прочитали сказ­ку «Гадкий утенок», где говорится, что все птицы осыпали утенка насмешками, и он представил себе насмешки как что-то мелкое, твердое, чем можно осыпать»      

Питерские психологи А. А. Люблинская и Ф. С. Розенфельд отмечают, что 5-летние дети ус­пешно составляют из картинок группы предметов — фрукты, мебель, одежду. Иногда они при этом делают ошибки, объединяя, например, в одну группу рыбу, лейку, лодку, объясняя при этом: «Им всем нужна вода». Или складывают вместе картинки, где нарисо­ваны грабли, карандаш, линейка, так как «они длин­ные». Но как только дети узнают обобщающие слова «транспорт», «садовые» или «канцелярские» принад­лежности и т. д., эти ошибки сразу устраняются. Еще трудны для детей понятия абстрактного характера, и они конкретизируют их иногда очень забавно: «Нуж­но руки мыть мылом — оно щиплет глаза микробам и они убегают».

В возрасте от 3 до 5—6 лет дети очень любят рас­сказывать сказки собственного сочинения, в которых используют речевые стереотипы. Сказки часто носят поучительный характер: «Жила-была девочка,— рас­сказывает Лера своей бабушке,— вообще очень хоро­шая девочка: мыла руки, хорошо ела, песенки петь умела. И была у девочки бабушка. Вот пошла раз бабушка в магазин, вдруг навстречу ей волк. Во-от с такущими зубами! И как зарычит: «Я тебя съем!» Бабушка бегом домой побежала и уже никогда боль­ше девочку свою не шлепала и в угол ее не ставила.» В сказках детей этого возраста часто сочетаются ска­зочные и современные элементы. У 5-летнего Игорька поп — толоконный лоб вместе с работником Балдой стали электропроводку в доме делать, а у 5-летнего Сережи «баба-яга стала летать в ступе — это вроде вертолета, мотор    в ней заводится от аккумулятора, ну как в «Москвиче», а баба-яга только рулем рулит». К 6 годам ребенок приобретает способность пони­мать задачу, поставленную воспитателем, самостоя­тельно выполняет указания, договаривается с ребя­тами о последовательности действий в игре и на заня­тиях в отношении распределения обязанностей между собой.

Дети учатся считать в пределах 10, отсчитывая по 2, по 3 предмета, овладевают элементарным сложе­нием и вычитанием: «вот 8 и 7 яблок, если к 7 доба­вить одно, то будет поровну, по 8 каждому». Форми­руется понятие о делении на равные части: «яблоко можно разделить пополам или на 4 части». Дети запо­минают и последовательно называют дни недели. Они рассуждают по поводу наблюдаемых фактов, делают простейшие умозаключения: «Я часто вижу бабушку во сне; то вижу, то не вижу — как диатез» (т. е. не­ожиданно — как вспышка диатеза).

К 6—7 годам ребенок осознает себя на пороге новой школьной жизни, он понимает различие между игрой и специальным занятием (обучением), знает их время и место. Познавательная деятельность приобре­тает более сложные формы, восприятие становится целенаправленным. Дети с удовольствием знакомятся с рассказами о школе, об октябрятах и пионерах. Как известно, в нашей стране положительно решен вопрос об обучении детей в школе с 6 лет. Переход к обуче­нию с этого возраста осуществляется постепенно и полностью будет завершен к 1990 г. Однако нельзя механически переносить формы, содержание и методы обучения детей семилетнего возраста на подготови­тельные классы для шестилетних, поскольку развитие детей 6 лет качественно отличается от нервно-психи­ческого развития более старших детей. Даже возраст­ной диапазон шестилетних имеет значение для учета их интеллектуальных возможностей: в подготовитель­ный класс могут поступить дети, которым только что исполнилось 6 лет, и дети, которым уже совсем скоро будет 7 лет.

К 7 годам расширяется и обогащается словарь детей — до 4000 слов. Формируется грамматически правильная речь, ребенок может говорить без про­пусков и повторений, выразительно в лицах читать стихи, самостоятельно придумывать загадки и задачи. Дети знают, как пишутся буквы (печатный шрифт) и цифры, многие из них уже самостоятельно читают и даже пишут.

В дошкольном возрасте особенно ярко развивается игра, которая служит подготовкой к трудовым заня­тиям, помогает воспитанию воли и характера, разви­вает ребенка физически и т. д. Среди игр ведущее место уже в раннем возрасте начинает занимать сю-жетно-ролевая игра с несложным сюжетом и неболь­шим числом участников. В играх отражаются детские впечатления об окружающей жизни, взаимоотношения между членами семьи, труд взрослых, сюжеты сказок, рассказов.  Далее в  игре формируются  дружеские взаимоотношения между детьми, у них появляется все большая потребность и привычка играть вместе, уста­навливаются нормы поведения, жизненные обстоя­тельства подчиняются замыслу игры. Вместо личных побуждений у детей теперь выступают общественные: если машина не остановилась, то нельзя выходить, нельзя ехать без билета. Дети 4—5-летнего возраста любят играть группками по 4—5 человек, и продолжи­тельность таких игр от 10 до 40 мин, но часто эти группки по инициативе самих детей сливаются в одну большую группу для общей игры. «Пускай ваши кук­лы поедут на дачу в нашем автомобиле»,— предлагает одна группа играющих другой. Дети в игре не пассив­но созерцают, а выбирают себе роль: один хочет быть космонавтом, другой — поваром. Появляются устой­чивые интересы, любимые игры, любимые роли.

К 6—7 годам сюжеты игр приобретают наиболь­шую полноту, яркость, выразительность. Дети играют по нескольку дней, совершенствуя замысел, создают планы, обобщают и анализируют свою деятельность в игре. Некоторые игрушки теперь используются в разных целях. Например, строительный материал дети меняют не только на целевые постройки дома, паро­хода, но имеет и вспомогательное значение в качестве груза, игрушек, телефона. Дидактические игрушки — деревянные пирамидки, чашки, яйца — имеют бытовое назначение: «телефон» из двух половинок раскрываю­щегося яйца, а «тарелки и чашки» — из колесиков пирамидки. Мягкие игрушки — мишка, заяц — исполь­зуются широко и многообразно: мишка — «сыночек», участник поездок, а зайка — «спит, болен». Детские стулья превращаются в мост, паровоз, автомобиль.


Глава II

Распределения времени дошкольников в детских дошкольных учреждениях.


2. 1 Организация режима дня (суточный режим)


По своей структуре суточный режим для дошкольников имеет много общего с режи­мом для детей третьего года жизни: единые принципы построения режима, учет возрастных особенностей детей, ритмичность проведения режимных моментов, одноразовый дневной сон, 4-разовое кормление, игры, занятия, прогулка. В режим детского сада входят различные виды деятельности детей: бытовая, игровая, учебная и трудовая. В младших группах больше времени отводится на выполнение процессов кормле­ния, сна, гигиенического ухода, а в группах старшего возраста увеличивается время на другие виды деятель­ности — игру, труд, занятия. Много времени отводится игре — до и после завтрака, в перерывах между занятиями, после дневного сна, во время дневной и вечерней прогулки. Длительность времени специаль­ных занятий изменяется в соответствии с возрастом. Трудовая деятельность детей занимает в режиме дня значительно меньше места, чем игра и обучение. В круглосуточных группах режим имеет свои особен­ности: занятия могут начинаться на 20—30 мин раньше, так как дети не тратят времени на дорогу от дома до детского сада, удлиняется утренняя про­гулка. Каждая возрастная группа живет по соответ­ствующему режиму. Продолжительность сна детей с 3 до 5 лет—12—13 ч (из них 1 '/г — 2 ч днем), с 5 до 7 лет—11 —12 ч (дневной сон — 1J/г ч). Для игр отводится около 3 ч, на двигательную дея­тельность (в различных формах) — около 5 ч, на занятия — 40 мин—1 ч 5 мин.

Кормление. В процессе кормления у детей про­должают воспитываться культурно-гигиенические на­выки, самостоятельность, трудолюбие. Ребенок до­школьного возраста питается не только в детском саду или дома, но и в гостях, в учреждениях общест­венного питания. Поэтому детей необходимо обучать элементам этикета: умению правильно вести себя за столом не только среди детей, но и в обществе взрослых.

Мебель и посуда подбираются с учетом возраста. Стол следует накрывать скатертью и правильно серви­ровать. Посуда в группе должна быть одинаковой формы, с красивым рисунком. Малыши едят еще де­сертными ложками, а старших учат пользоваться и вилками (широкие, плоские, легкие, с четырьмя зубца­ми). Компот и кисель дают в чашках с блюдцами и ложечками, чай, кофе, молоко — негорячими и без чайных ложечек, фрукты — на блюдцах. Во время кормления воспитательница наблюдает за правильной посадкой и поведением детей и, если нужно, в добро­желательной форме делает необходимые замечания. Вводятся дежурства по столовой, и, начиная с 4 лет, дети уже помогают няне раскладывать ложки, салфет­ки, ставят на столы хлебницы, убирают после еды чайную посуду на хозяйственный стол.

К 4 годам дети могут научиться самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не крошить хлеб, вытирать губы и пальцы салфеткой, благодарить без напоминания и, выходя из-за стола, тихо задвигать стул. Необходимо приучать детей тща­тельно, не торопясь, пережевывать пищу. Очень важно выработать положительное отношение к пище, красиво оформляя ее, добавляя зелень, которую дети вырастили сами, но нельзя фиксировать внимание детей на пло­хом аппетите, упрашивать, заставлять их есть или делать резкие замечания. Лучше поощрять ребенка, обратив его внимание на положительный пример сверстников. Если во время еды ребенок просит воды, чтобы запить пищу, следует дать ее, так как это облег­чает проглатывание более густой пищи.

К 5—6 годам культурные навыки детей совершен­ствуются. Они правильно пользуются ложкой, вилкой, ножом, умеют бесшумно есть. Сами нарезают поми­доры, огурцы, очищают фрукты и отварные крутые яйца. После еды дети отставляют свою посуду, подви­нув ее на середину стола, а дежурные убирают ее. Затем дети более младшего возраста идут играть, а старшие дожидаются окончания еды товарищей по столу. Дети уже знают названия многих продуктов, из которых готовят пищу, могут оказать посильную помощь в приготовлении ее: подготовить овощи для салата, очистить фрукты для компота и т. д. С детьми проводят беседы о том, как вести себя за столом дома или в гостях; родителям рекомендуют давать детям возможность дома принимать участие в серви­ровке праздничного стола, в приготовлении празднич­ного обеда, развивая этим у детей чувство гостепри­имства. Во многих детских учреждениях отмечают дни рождения детей возрастной группы с приглашением родителей.

 

2. 2 Организация сна детей в детских дошкольных учреждениях.


В дошкольном возрасте дети спят днем один раз. Ребенку необходимо создать спокойную обста­новку уже в конце прогулки и во время обеда. Воспитательница наблюдает, как раздеваются дети перед сном, некоторым из них помогает или активизи­рует взаимопомощь между детьми. Ребенку не следует разрешать ложиться в кровати на живот, съежи­ваться, подбирая колени, так как это может способ­ствовать выработке неправильной осанки, затрудняет кровообращение и дыхание. Нужно следить, чтобы руки детей находились поверх одеяла. Во время сна детей воспитательница должна находиться в спальне. После сна детей поднимают постепенно и наблюдают за тем, чтобы они одевались в определенном порядке. Одевание должно занимать не более 20—25 мин у малышей и не более 15 мин у старших. При укладыва­нии спать или одевании следует заботиться о воспита­нии у детей культуры взаимоотношений и чувства стыдливости. Половое воспитание — это составная часть нравственного воспитания (девичья честь, стыд­ливость, целомудрие, юношеское достоинство, дружба, любовь, уважение к женщине) и социально-гигиени­ческая проблема (здоровье, самочувствие, настроение людей, их семейное положение, взаимоотношения в семье и т. д.). Воспитанием ребенка следует занимать­ся с первых дней жизни, следовательно, и вопросам полового воспитания, правильного полового развития надо уделять внимание с раннего возраста. Наблюдая за развитием детей, психолог Дж. Бауэр пришел к выводу, что дети в возрасте 13 мес по движениям легко отличают мальчика от девочки и предпочитают смотреть на представителей своего собственного пола.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6