Воспитание в детских дошкольных учреждениях
Полезны игры, при
помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем.
Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов,
пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать
необходимый для нее материал.
Помимо подвижных
игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и
спортивные развлечения -(упражнения). Летом — это езда на велосипеде, плавание
(при наличии бассейна или водоема), зимой — катание на санках, коньках,
скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Во время прогулки
необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее
организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена
цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные
сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим
малышам овладеть полезными навыками и умениями.
Трудовые задания
должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий.
Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое
дело до конца.
Большое место на
прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями
и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с
подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к
наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или
общественным явлениям и т. д.
Окружающая жизнь
и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных
наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет,
сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за
трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за
строителями.
Во время прогулки
воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто
не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к
участию в более спокойных играх.
Примерно за
полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем
дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают
ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в
шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в
группу.
Целевые
прогулки Воспитатель организует наблюдения детей за и их значение
общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью
организуются целевые прогулки.
В младшей группе
целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где
находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е
неделю и на более далекие расстояния.
Детям младшей
группы воспитатель показывает дома, транспорт,, пешеходов, средней — здания
общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими
детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес.
Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами
уличного движения.
На целевых
прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем,
расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается
наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное
влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от
детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Во время прогулок
воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру
с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих —
спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках
осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или
небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п.
Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали
на музыкальном занятии.
В круглосуточных
дошкольных учреждениях с детьми проводится и вечерняя прогулка. Участок при этом
должен быть хорошо освещен. Основное место во время прогулки отводится самостоятельным
играм детей.
Глава III
Основные задачи воспитания
детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях, а так же
воспитание у них нравственных чувств.
3.1
Основные задачи воспитания.
Педагогика — это
наука о воспитании, обучении и образовании человека. Воспитание является
основным педагогическим понятием. В процессе воспитания происходит
преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению.
Воспитание — это
целенаправленное руководство духовным развитием человека, подготовкой его к
жизни и труду в обществе. Воспитание в широком смысле слова включает в себя
весь процесс формирования личности и влияние на человека всего уклада жизни, а
также обучения и образования.
Обучение —это
такая познавательная деятельность, в которой человек овладевает знаниями, умениями,
навыками, развивает свои умственные и творческие способности, формирует
мировоззрение. В процессе обучения в человеке воспитывается ряд качеств
личности: моральный облик, эстетические вкусы и взгляды, формируются
профессиональные интересы и стремление овладеть избранной профессией.
Образование — это
совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, приобщение человека
к культуре.
Воспитание,
обучение, образование взаимозависимы, так как подчинены единой цели —
формированию личности человека.
Педагогика
дошкольного возраста является составной частью общей педагогики. Она включает
в себя ранний возраст.
Воспитание — это
выработка определенного мировоззрения и поведения, гармоническое развитие человеческой
личности. Воспитание предусматривает комплекс физического, умственного,
нравственного, трудового, эстетического развития ребенка. Однако соотношения
между этими сторонами развития в дошкольной педагогике несколько иные, чем в
педагогике школьного возраста: физическое воспитание детей до 7 лет выступает
на первый план, а умственное воспитание, хотя и играет важную роль, не может
занимать такое место, как в школе. В дошкольном возрасте закладываются основы
характера человека, но детям еще недоступна система понятий, идей, лежащих в
основе нравственного воспитания. Привитие трудолюбия рассматривается как метод
воспитательного воздействия: развитие самостоятельности, радостный труд по
уходу за растениями, животными, помощь старшим, самообслуживание. Важное
значение в этом возрасте придается эстетическому воспитанию, формированию
художественного вкуса. Все 5 видов воспитания проводятся в основном в форме
игры, интересных специальных занятий с детьми в соответствии с возрастными
особенностями.
Физическое,
умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание осуществляются
параллельно. Все эти линии развития настолько связаны между собой, что
проводимое специальное занятие не может отвечать задачам только, например,
умственного или нравственного воспитания. Проводя с дошкольниками праздник 1
Мая, мы говорим им о дружбе народов — нравственное воспитание, о весне и
цветах — эстетическое воспитание, дети читают стихи — умственное воспитание, с
ними проводится подвижная игра — физическое воспитание.
Воспитание детей
ведется на основе научных методов и принципов: последовательно — от
легкого к трудному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от
конкретного к абстрактному. В дошкольной педагогике используют определенные
методы: наблюдение, естественный педагогический эксперимент, изучение
дневников родителей и воспитателей по наблюдению за детьми, беседы с детьми и
их родителями, изучение произведений детского творчества, а также различные
виды контроля за физическим и нервно-психическим развитием ребенка.
Физическое
воспитание — это целостная система, в которой сочетаются охрана и укрепление
здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное
физическое развитие. Физическое воспитание направлено на своевременное формирование
у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса к
различным доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных
нравственно-волевых черт личности.
Как известно,
недостаточная двигательная активность (гиподинамия) очень распространена среди
взрослого населения развитых стран. При этой болезни века возникает нарушение
деятельности всех систем организма. К сожалению, такое состояние все чаще
встречается и у детей дошкольного возраста, которые в первые годы жизни мало
ходят, так как родители вместо прогулки возят их в прогулочных колясках, более
старшие длительное время проводят у телевизора. В результате нарушается
процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ,
среди которых самая частая патология — это нарушение жирового обмена.
Большую роль в
борьбе с гиподинамией и в общем развитии ребенка играют занятия физкультурой,
подвижные игры, особенно если они проводятся во время прогулок на свежем
воздухе. Такие прогулки с физиологической точки зрения можно рассматривать как
сложный комплексный раздражитель, благотворно действующий на все анализаторы,
способствующий развитию и совершенствованию функций организма.
Двигательная
активность тонизирующее действует на центральную нервную систему ребенка. При
движениях импульсы от работающих мышц по нервным волокнам достигают
подкорковых центров, а оттуда происходит активизирующее воздействие на клетки
всех областей коры головного мозга. При снижении двигательной активности
воздействие импульсов от работающих мышц на кору происходит недостаточно. Это в
свою очередь приводит к изменениям регулирующей функции мозга, в частности
нарушается регуляция деятельности сердечно-сосудистой и других систем
организма.
Усиленная работа
мышц обеспечивает также условия для повышения обмена веществ, что способствует
росту организма (усиливается выделение гормона роста гипофизом). Физические
упражнения влияют и на эмоциональное возбуждение. Мышечная работа снижает
нервное напряжение и возникшие при этом отрицательные эмоции. При двигательной
активности повышается частота дыхания, что улучшает степень насыщения крови
кислородом.
Наблюдения,
проводимые учеными, показали, что дети, раньше начавшие самостоятельно ходить,
отличаются более быстрым совершенствованием речи. Дальнейшие длительные
наблюдения за этими детьми выявили более высокие показатели учебной деятельности
их в школе.
Мощным средством
укрепления здоровья и правильного физического развития является закаливание.
Выдающиеся отечественные врачи, общественные деятели и педагоги подчеркивали
важную роль закаливающих процедур в профилактике заболеваний. Первая книга в
России о закаливании детского организма Г. Н. Сперанского была опубликована в
1910 г. В дальнейшем были разработаны физиологические основы метода и правила
закаливания ребенка с раннего возраста.
Основными
условиями проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий являются
постепенность, систематичность, последовательность, индивидуальный подход и
учет эмоционального состояния ребенка. Важное значение имеет учет местных
климатогеографических условий, т. е. правильное использование природных
закаливающих факторов: воздуха, солнца и воды. Оздоровительно-закаливающий
комплекс включает такие факторы, как воздушные и температурные условия детских
учреждений, соответствующая одежда детей в помещении и на прогулке, на
занятиях физкультурой и пр.
Для осуществления
задач физического воспитания детей необходимы следующие условия: соответствующая культурная
обстановка (условия жизни ребенка);
ü
соблюдение
гигиенических правил;
ü
регулярное,
достаточное и полноценное питание;
ü
устойчивый
правильный режим, создающий возможности для нормальной жизни ребенка, его
активной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.
При выполнении
этих условий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной и
воспитательной работы в семье и в детских учреждениях.
Умственное
воспитание — это формирование у детей представлений о простейших явлениях
природы и общественной жизни, совершенствование ощущений и восприятий, развитие
внимания, воображения, мышления, речи, игры. Умственное воспитание не
сводится только к расширению объема приобретаемых детьми знаний, но также
развивает любознательность и умственные способности, формирует простейшие
способы умственной деятельности и вырабатывает волевые реакции и поведение
ребенка.
Умственное
развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в
мыслительной деятельности ребенка. Развитие это протекает на основе опыта,
приобретаемого ребенком, и под влиянием воспитательных воздействий.
Ежедневная
умственная нагрузка необходима для развития и укрепления здоровья ребенка, так
как она способствует стремлению детей к творческой деятельности. Стремление к
поиску целенаправленной деятельности, как известно, проявляется в самом раннем
детстве.
Дети дошкольного
возраста при неправильном воспитании иногда праздно проводят время, что является
весьма опасным. Еще в XVIII в. выдающийся медик К. В. Гуфеланд отметил, что
бездельники и лентяи старятся и дряхлеют значительно раньше времени.
Современная наука еще не может полностью объяснить, почему это так происходит.
Для правильного умственного развития детей необходимо:
наличие
соответствующих игрушек и пособий для проведения специальных занятий и
самостоятельной игры;
ü
положительное
общение детей со взрослыми и между собой;
ü
своевременное
развитие у детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений, т. е.
формирование сенсорной культуры;
ü
развитие
речи, умение слушать и пересказывать;
ü
развитие
игры и других видов деятельности детей.
Умственное
воспитание осуществляется путем обучения детей на занятиях и в жизни (в играх,
труде и т. д.). Важное значение имеет своевременное развитие устной речи:
пополнение запаса слов, обучение правильному произношению, грамматическому
строю и т. д. Для развития внимания, памяти и других познавательных процессов
личности необходимо разнообразить жизнь ребенка ежедневно и особенно в праздничные
дни, проводя с ними занятия и игры. А. М. Горький говорил, что игра является
путем к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить. То же
можно сказать и о других видах деятельности, в процессе которых происходит
развитие детей.
Нравственное
воспитание — это формирование положительных черт характера человеческой
личности, которые, определяют моральный облик советского человека.
Ребенок с первых
дней жизни связан с окружающими его людьми и общается с ними, в результате чего
и возникают первые симпатии к людям. Позже его интересует вопрос, что хорошо и
что плохо. Дети присматриваются к поступкам своих товарищей и взрослых. Таким
образом, постепенно в представлении детей создаются моральные мотивы поведения,
которые нередко имеют еще весьма наивный характер. Для правильного
нравственного воспитания необходимо:
ü
установление
правильных взаимоотношений между детьми, а также между детьми и взрослыми;
ü
четкое
выполнение режима и сохранение положительного эмоционального состояния
ребенка;
ü
привитие
любви к родной природе (это является основой воспитания патриотизма), к
окружающим людям, к городу или селу, где ребенок находится, к дому, где он
живет, и т. д.;
ü
воспитание
организованности и культуры поведения ребенка.
С самого раннего
детства следует развивать у детей умение доводить начатое дело до конца (например,
все кольца надеть на стержень пирамидки),
преодолевать
встречающиеся затруднения (например, сделать некоторое усилие, чтобы
перешагнуть канавку; немного подождать, когда дадут желаемую игрушку),
спокойно относиться к неудачам и небольшим неприятностям (например, разлил суп
или слегка ушибся). Необходимо воспитывать любознательность, сосредоточенность
и многое другое, что лежит в основе характера человека.
Трудовое
воспитание является частью нравственного воспитания. В связи с тем что труд
взрослого человека является его основной деятельностью, этот вид развития
личности следует рассматривать как составную часть воспитания подрастающего
поколения. Уже в дошкольном возрасте формируются такие качества ребенка, как
трудолюбие, целенаправленность, организованность, умение преодолевать
трудности, а также воспитываются аккуратность и вкус к хорошо выполненной
работе.
Основная задача —
это воспитать активного полезного человека для нашего общества. Для этого
необходимо:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|