Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников
Стремление
педагогов увлечь школьников техникой (инструментарием СМИ) диктуется прежде
всего желанием предоставить детям разнообразные средства самовыражения.
С
позиций наших подходов к медиаобразованию, именно это может помочь школьнику
постичь «механизм» возникновения информации в той или иной форме, ее
целенаправленность, контекст и другие параметры.
В
90-е годы Британский институт кино выделил шесть ключевых аспектов
социокультурного образования в области аудио- и видеопродукции. Первый аспект
под условным названием «категория» предусматривает обучение умениям определять
виды продукции (документальный фильм, «мыльная опера» и т.п.) и виды средств
информации (кино, печать и т.п.), специфику их воздействия на аудиторию; второй
аспект — «язык» (визуальный и звуковой ряд); третий — «агент» (кто производит,
стадии производства, сроки, стоимость); четвёртый — «технологии»; пятый —
«аудитория»; шестой — «восприятие изображения» (составление впечатления и
сравнение продукции).
По
сути, социокультурное образование, цель которого — приобщение человека к
мировой культуре, в том числе к таким ее компонентам, как телевидение и радио,
печать и кино, можно считать сложившимся. Однако сегодня во многом изменились и
сами средства массовой информации, и их роль в обществе. Изменилось и само
содержание понятия «медиаобразование». Эти изменения частично отразились в
соответствующей статье в Российской педагогической энциклопедии:
«Медиаобразование (англ. media education от лат. media — средства) — направление
в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой
коммуникации (прессы, ТВ, радио, кино, видео и др. ). Основные задачи медиаобразования:
подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к
восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать
последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе
невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» (Российская
педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1. С. 555).
Правда,
на наш взгляд, такой подход к целям медиаобразования носит слишком уж
расширительный характер. Можно предположить, что цели медиаобразования легче
достигать не в виде самостоятельного курса, а при изучении тех или иных учебных
дисциплин, то есть, интегрируя медиаобразование с базовым.
Проблемы
взаимодействия СМИ и школы особенно актуальны для России в переходный период,
период становления демократического общества. К числу самых серьезных из таких
проблем можно отнести практически полное игнорирование в любом школьном курсе
всего того, что связано со СМИ. Игнорируется тот очевидный факт, что наиболее
значительные изменения сегодня происходят именно в информационной области и
что, благодаря широкому распространению средств массовой информации, ребенок
постоянно оказывается под «ударом» множества информационных потоков. И
воздействие этих потоков ни родителями, ни учителями, как правило, не
контролируется, практически не прогнозируется и не учитывается. Например,
многочисленные экологические кампании в большей мере вызывают у подростков
чувства страха и неуверенности в будущем, чем потребность искать и находить
конструктивные решения. («Оставшиеся леса или вырубают или загрязняют, и они
умирают», «на планете вымирают животные», «все на грани уничтожения», «наука
установила, что через 45 лет жизнь на Земле прекратится».)
В
отечественных традициях образования и, шире, трансляции культуры от поколения к
поколению, есть один важный элемент, из-за которого именно для нашей страны и
именно в наше время основные задачи медиаобразования оказываются особенно
актуальными. Но и особенно труднодостижимыми. Этот элемент — традиционная
авторитарность в передаче культуры, невольно предполагающая некритическое
отношение к любым «формально» поданным сообщениям, в том числе и к сообщениям
СМИ: слишком недавно все они были официозом, голосом чуть ли не Абсолютной
Истины. И традиции почтительного отношения к печатному слову или телевизионному
кадру сами по себе не выветриваются: они могут лишь видоизмениться,
«переключив» некритичность восприятия со СМИ вообще на «свою» программу,
газету, журнал... Сегодня эта традиция накладывается к тому же на почти полную
социальную инфантильность школьника.
Вот
несколько ответов московских школьников на вопросы:
«Можно ли изменить смысл информации? Для чего это делают?»
«Нет, потому что он читает», «нет, нельзя врать» (2 класс);
«не может изменить, потому что потом это узнают», «да, может, потому что по
радио говорят одно, а по телевизору — другое» (3 класс);
«Мне кажется, нет. Да и как это можно сделать?», «Конечно, автор
телепередачи или статьи может уйти от темы, и если это делается, то без умысла,
ненароком», «Наверное, может... Я не понимаю, правда, зачем это делать.
Информации так мало, зачем же ее еще и искажать?» (11 класс).
Можно,
конечно, жаловаться на инфантильность ответов, особенно старшеклассников. Но
часто ли советскому или «постсоветскому» российскому школьнику предлагалось
критически отнестись к словам учителя, к учебнику, или хотя бы к газетному
тексту, телепередаче или другому сообщению СМИ? А часто ли в школе ребенку
предлагают попытаться уловить и «вскрыть» смысл того и иного информационного
сообщения, понять «кому это выгодно»? А тем временем восприятие СМИ становится
все важнее даже для собственно учебного процесса: при всех особенностях и
ограничениях на потребление «интеллектуальной составляющей» СМИ, о чем мы еще
будем говорить, учебная информация, которая передается ребенку в школе,
занимает в общем информационном потоке все менее значительное место, а
информация, получаемая из СМИ, — все большее.
Во-первых,
многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Школьники —
постоянные зрители таких программ TV как «Подводная одиссея команды Кусто»,
«Очевидное — невероятное», «От винта», «Клуб путешественников», «Великие тайны
и мифы XX века» и др. Значительная часть информации в этих передачах в большей
или меньшей мере связана с основами тех наук, которые изучаются в школе. Однако
образовательные учреждения мало реагируют на дидактический потенциал СМИ.
Во-вторых,
время, проводимое ребенком перед TV или видео, по продолжительности уже
приближается или превосходит время пребывания в школе. Но при этом школьник
простым нажатием кнопки может выбирать тот или иной информационный поток.
Например, только спорт, детективы, развлекательные шоу и др. Школьники могут
сознательно избегать серьезных образовательных передач, никогда не смотреть
передач, связанных с социальными проблемами, политическими движениями,
событиями, происходящими в мире. По бытующему сейчас образному выражению,
человек может «свить себе информационный кокон», отгородиться от реального
мира, жить в иллюзорном информационном пространстве.
Информация,
передаваемая по каналам масс медиа — продукт так называемой индустрии сознания
— достаточно мощной отрасли, направленной на манипулирование сознанием
потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями.
Индустрия эта принимает все более профессиональный характер: разрабатываются
методы и приемы привлечения и удержания аудитории, изучаются объекты и цели
воздействия. Например, осуществляются благотворительные, спортивные и
общественно-культурные акции, к собственно передаваемой информации отношения не
имеющие, но формирующие доверительное отношение к данному СМИ, которое
неосознанно переносится и на сообщаемую информацию. Отечественная школа
практически игнорирует и эти процессы.
Очевидно, в этих условиях
учить школьника критическому отношению к получаемой информации эффективнее
всего «в комплексе», на материале и учебной информации, и материалов СМИ, если
те посвящены одной и той же проблеме...
Необходимость
для современного человека навыков восприятия информации, умения конструировать
вербальные копии визуальных образов, понимать семантические особенности и, как
следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками —
все это усиливает объективную связь между конечным результатом обучения и уровнем
медиаобразования обучаемых.
Пока
же пропасть между СМИ и школой увеличивается, поскольку потребление информации
учителем и школьниками зависит в основном от индивидуальных вкусов каждого и
редко совпадает. Это необычайно серьезная проблема, обусловленная не только
возрастными отличиями, но и, по сути, принадлежностью к разным пластам
цивилизации. Можно каждодневно фиксировать изменения в мироощущении и речи
детей под влиянием СМИ. Но в школе мало кто обращает внимание на возникающие у
детей коммуникативные трудности, связанные как с изменением окружающего их
предметного мира, так и с насыщением русского языка англицизмами, специфической
лексикой бизнеса и политики.
Младшим
школьникам — детям 8 —10 лет —было предложено выполнить несколько заданий и
ответить на вопросы: «Все ли слова понятны тебе на уроке? Приведи примеры
непонятных слов. «Вот эти непонятные слова: «мгла», «в злате-серебре»,
«живало-бывало», «кровля», «ветхая», «лачужка», «обветшалая», «падчерица»,
«веретено», «полынья», «сравни», «поле». Сказки, литература для внеклассного
чтения, лексика учителя — все это из другого, из «нашего», а не из «их» мира.
Зато они знают и активно используют такие слова, как «фирма», «шестисотый
мерседес», «рейтинг», «визажист» и др.
А
вот старшие школьники не понимают, например, такие слова и выражения, как
«номенклатура», «глобальный», «кредитная карта», «эстет», «бартер», «легальный
рынок«, «мониторинг», «льготное налогообложение», «тенденция» «стратегия» и др.
Небезынтересно,
что и учителя, и родители высоко оценивают как источник информации книгу. А у
детей пик интереса к книге приходится на 3 класс, когда навык чтения только что
приобретен и еще не утрачен. В 11 классе многим подросткам читать попросту
некогда.
У
старшего поколения сложилось убеждение, что дети огромное количество времени
проводят перед телевизором или видео. Судя по многочисленным беседам со
школьниками, и это не совсем верно. Действительно, есть среди них и полностью
захваченные телевидением: социологи фиксируют и «телевсеядность» школьников
среднего звена (5 — 7 классы ), но многие подростки в последнее время вновь
стали предпочитать телевидению живое общение со сверстниками — но отнюдь не
чтение. Да и в случаях «телемании» подростки — да и значительная часть взрослой
аудитории — обычно рассматривают через призму телевидения и других СМИ не «мир
в целом», а какие-то отдельные его фрагменты, аспекты, на которые он настроен.
Как только на экране начинают показывать что-то другое, — рука тянется к
переключателю каналов. Еще больше —возможность сузить поле зрения» при
пользовании видеокассетами.
В
условиях, когда подросток вообще не интересуется большей частью сообщений масс
медиа, приучать его критически относиться к этим сообщениям — занятие довольно
бессмысленное. Его нужно скорее приучать расширять диапазон информационных
интересов, и уж потом — критически относиться к получаемой информации.
Такое
изменение «дидактического ландшафта», возрастание хотя бы
потенциальной роли средств массовой информации в образовательных процессах и
сложность реального использования этих средств — все это требует интегрировать
дальние (общие) цели каждого учебного курса с целями медиаобразования. Какие из
этих целей считать более приоритетными, какие — менее, в данном случае —
псевдовопрос. Ведь учебный материал и средства обучения по своей природе
полифункциональны и могут служить основой для достижения как дальних и ближних
целей той или иной учебной дисциплины, так и целей медиаобразования. А
интегрировать решение задач медиаобразования с задачами базового образования
можно на фактическом материале практически любого предметного курса.
Иными
словами, следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного
предмета и «внешних» информационных потоков, обеспечивать их пересечение, а
затем ставить и решать те медиаобразовательные задачи, которые соответствуют
именно этому учебному материалу. Это может быть и критика увиденного или
услышанного, и попытка «вскрыть» смысл, сформировать и обосновать
альтернативные взгляды, аргументы «за» и «против», и попытка понять, кому и
зачем нужно подать информацию именно под этим углом зрения и, наконец,
собственно механика интерпретации информации.
В
процессе школьного медиаобразования следует показать обучаемому, как, с помощью
каких инструментальных средств и возможностей отображения возникает
передаваемый по коммуникативным каналам фрагмент картины мира. Обучаемый должен
всякий раз уяснить, какие именно ограничения в познании мира обусловлены использованием
данного инструментария.
Выводы по второй главе.
Важные
для медиаобразовательных целей результаты: включение внешкольной информации в
систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и
критическом осмыслении информации СМИ, умение интерпретировать информацию,
понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования, принимать
личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую
информацию в различных источниках; систематизировать ее по заданным признакам;
переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему,
носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей
аудитории, для которой она предназначена и др.; аргументировать собственные
высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по
их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать
обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них; устанавливать
ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными
сообщениями; вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от
«шума» и др.
Не
менее важны и другие цели медиаобразования, связанные с развитием коммуникативных
умений школьников, их общекультурного уровня.
Проблема
защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ постоянно обостряется.
Медиаобразование, интегрированное с гуманитарными и естественнонаучными
школьными дисциплинами, призвано выполнять уникальную функцию подготовки
школьников к жизни в информационном пространстве. В этих условиях сам факт
игнорирования медиаобразовательной подготовки детей в стенах школы можно
рассматривать и как антигуманный.
Глава 3. Содержание опытно-педагогической работы
экспериментального характера по выявлению воздействия телевидения на
духовно-нравственное развитие учеников младшей школы.
3.1. Результаты констатирующего
эксперимента по итогам анкетирования младших школьников.
Подготовка к
эксперименту.
Для диагностики и
выявления предпочтения в телесмотрении методом исследования было выбрано
анкетирование, которое проводилось в двух средних общеобразовательных школах
города Уфы - № 119 и № 31. для проведения исследования была заключена
договоренность с учителями этих классов и распечатаны бланки для вписывания
ответов. Бланк (см. приложение) лист формата А4, сложенный виде книжечки,
вопросы отпечатаны на принтере, для ответов оставлены пустые строчки. Вопросы и
указания напечатаны в самом вопроснике, на все вопросы учеников по заполнению
давался один ответ: «Пиши, что хочешь и как хочешь»
Вопросы
Что ты любишь смотреть по телевизору?
Про что тебе смотреть не нравится?
Сколько часов в день ты смотришь
телевизор?
Зачем вообще люди изобрели
телевидение?
С кем из телевизионных героев ты бы
хотел
подружиться?
Почему?
Какая польза от телевизора в твоем
доме?
Какие программы тебе надоели, лучше
бы их совсем не
было?
Про что делается слишком мало программ, о чем бы ты хотел смотреть по
телевизору?
О чем бы ты попросил всех
телевизионщиков России?
На последней странице был дан вариант
психологического теста «Несуществующее животное» с таким указанием:
А здесь я предлагаю придумать и
нарисовать существующего или не существующего героя, про которого еще не
делали мультфильм. Это может быть любое существо, только поясни
Как его зовут
Чем оно питается
Какой у него характер
Проведение анкетирования.
В 32 школе
анкетирование проводилось в группе продленного дня, в 119 школе во время
занятий. Исследование проводилось во вторых и третьих классах обычных классов
(негимназических и не ЗПР). В анкетировании приняло участие 132 ребенка. Анкета
(см. приложение) носила открытый характер – дети сами вписывали ответы исходя
из личных эмоций и предпочтений.
Анализ и обобщение
результатов.
Обработка
проводилась по классам, причем существенной разницы в ответах учеников разных
классов не было, из чего можно предположить, что предпочтения всех младших
школьников данного возраста примерно одинаковы, по крайней мере, в этих школах.
Среднестатистичные ответы указаны в таблицах по каждому вопросу. Под таблицей –
комментарии и интересные ответы респондентов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|