бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников бесплатно рефераты

Телевидение как мезофактор социализации.

Социализация - это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Приведем понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой: "социализация" - это "очеловечивание" под влиянием воспитания, это "воздействие поколения взрослых на поколение молодых" (Э. Дюргейм). При этом для индивида воспитание выступает как давление, принуждение, навязывание чужих идей.

По Ж. Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду .

Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.

Основные факторы социализации объединяются в три группы:

1       Макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

2       Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, город, село, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, ТВ, кино и др.);

3       Микрофакторы - социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - профессиональные, общественные и др.).

 Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является   не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читатели одной га­зеты, слушатели определенной радиостанции, зрители тех или иных телеканалов. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК не имеет однозначного ответа.

Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. «Останкино», Радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудиторией в той или иной мере является вся страна, можно отнести к макрофакторам. Стремительно «раз­множающиеся» местные студии кабельного телевидения, многочисленные сельские и районные радиостудии и га­зеты, «приход» видео в семью и т. п. позволяет рассмат­ривать СМК как микрофактор социализации.

 Но два обстоятельства позволяют считать, что, по крайней мере, сегодня и в ближайшем будущем, СМК являются, главным образом, мезофактором социализа­ции. Первое то, что общероссийские СМК имеют специ­фические аудитории, ибо те или иные из них предпочи­тают читать, слушать, смотреть определенные половоз­растные и социально-культурные группы населения. Второе то, что, во всяком случае, в настоящее время в каждых области, крае, республике действуют радио и телестанции, аудитории которых так или иначе вклю­чают в себя большую часть населения, а местные газе­ты обогнали по числу подписчиков центральные. О том же косвенно свидетельствуют и материалы мас­сового опроса, показывающие снижение общего уровня неизбирательного потребления информации. Телесмотре­ние, чтение газет и радиослушание становятся сферами все более тщательного выбора. А поскольку основную массу населения интересуют, в первую очередь, обстоя­тельства ее повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных СМК, по ко­торым идет соответствующая информация.

 СМК играют большую роль в жизни человека любого возраста. Так, телепередачи смотрят каждый день 87% семей, а более 30% семей хотят иметь два телевизора из-за различий в предпочитаемых членами семьи пере­дачах. Причем, видны явные половозрастные разли­чия в жанрово-тематических предпочтениях. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщи­ны —   телесериалы, литературно-драматические и музыкальные программы. Начиная с 12—13 лет подростки и молодежь предпочитают     рок-музыку,     спортивные     и развлекательные   программы.     В   целом  среди передач телевидения 72%   аудитории проявляет интерес к новостям,    63% — сериалам,    39% —к   эстраде,   33% —лоте­реям  и  викторинам,     29%—к   криминальной    хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы (чаще других читают — 36%), историческая литература (24 %),    приключенческая      (20%),     любовные истории (19%).

         Говоря о влиянии на человека средств массовой ком­муникации, надо в  первую очередь отметить их  информационную  и     просветительскую     роли, благодаря которым не только «раздвигаются стены квартир до  границ планеты», но приобретаются весьма разно­ образные, противоречивые, несистематизированные све­дения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.

         Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что  средства массовой коммуникации фактически представляют  собой   систему   неформального образования,   просвещения различных слоев населения. Как источник ин­ формации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов.

          Большую роль играют СМК в развитии чело­века. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуника­ции вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оску­дение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посто­ронним знакам», в результате чего люди будут «казать­ся многознающими, оставаясь в большинстве невеж­дами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых». С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению.

 Это действительно имело и имеет место у многих людей, но при этом полезно иметь в виду, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем необязательно стали бы читателями.

Некоторые исследования показывают, что влияние СМК на раз­витие человека, хотя и не однозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследо­вания, проводимые во Франции, показали, что телесмот­рение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.

 Средства трансляции информации создают условия для развития человека, в частности обогащения словар­ного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушате­ля, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя). Станет ли он активным субъ­ектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности человека к взаимодействию с СМК (пока в наших школах его пытаются готовить лишь как читателя); включенности СМК в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи. Так, телевизор смотрят все дети, т. е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако - это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального разви­тия. Получаемая по телевизионным  и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не «присваивается», ибо  не   пропущена    через фильтр    интеллекта  взрослых членов семьи или групповое общение со сверстниками.

         В принципе влияние СМК на развитие конкретного человека имеет опосредствованный характер. Во-первых, оно опосредствовано феноменом «двуступепчатого по­тока информации»: идеи распространяются от СМК к «лидерам мнений», в большинстве своем неформальным, а от них — к их менее активным последователям. Во-вторых, оно опосредствовано тем, что, как отмечает аме­риканский ученый И. Клеппер, в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями мас­совых коммуникаций, которые согласуются с уже имею­щимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают противоположного на­строя. Если же они и входят в соприкосновение с чуж­дыми этому настрою материалами, то часто их не воспринимают совсем, переделывают или истолковывают так, что они совпадают с их взглядами, или забывают с большей легкостью, чем то, что их интересует.

 СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценност­ных ориентации личности.

 Это любопытным образом проявляется, например, в формировании материальных и социальных потребностей у больших групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, услови­ями жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации или ненамного их превышали. Теперь кино, видео, теле­ видение показывают самые различные нормы и стандар­ты жизни. И большие группы, и конкретные люди дале­ко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активно­сти), так и к негативным (активность может, приобре­тать антисоциальный характер).

         СМК выполняют и рекреативную роль, по­скольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК.   Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах их жизни (что приводит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и диском­форту). Эти ребята могут, увеличив потребление про­дукции кино, радио, телевидения, печати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от непри­ятностей, заглушить или рассеять эмоциональную не­удовлетворенность.

         И здесь надо особо сказать о видео. В России быстро растет число домашних кинотеатров в семьях. Основные зрители — подростки и юноши, а репертуар - фильмы ужасов, боевики, порнофильмы. Влияние подобной про­дукции на юных зрителей в наших условиях довольно эффективно, ибо у него практически нет конкуренции со стороны воспитательных структур.

 В последнее время набирает силу тенденция превра­щения СМК в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с пря­мым участием слушателей и зрителей. Развитие элек­тронных систем породило совершенно новый вид комму­никации и самореализации — участие человека во взаи­модействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Интернет под­ключено много миллионов абонентов — от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фашистов и прочие электронные кланы, возникающие в новой элек­тронной среде.

         Космическое телевидение, видео, компьютеры стано­вятся все более массовыми, практически не контроли­руемыми источниками влияния на человека. Мало того, долгое время они будут доступны воспитателям в значи­тельно меньшей мере, чем воспитуемым. Результатом будет нарастающее расхождение между картинами мира, существующими у старших и у младших — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 Новая картина мира, складывающаяся у подрастаю­щих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня вошел в оборот термин «компьютерная психология». А можно добавить еще и видео, и космическую связь и употребить какой-то более обобщающий термин — например, технопсихология (далеко не самый удачный). Для этой новой психологии, очевидно, будут характерны иные, по сравнению с нынешними, механизмы восприятия мира, специфические ценностные ориентации, неожиданные способы самореализации личности.

Сегодня, как говорилось, зависимость людей от телевидения стала всеобщей. У некоторых категорий (особенно у детей и подростков) эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью. Сначала врачи и педагоги, а теперь уже и политики рекомендуют родителям за дверями своих домов забывать о демократии и действовать авторитарно, заботясь прежде всего о благе детей. Можем считать, что наличие создаваемых ТВ цепей, пусть невидимых, является установленным фактом, и тезис о свободе ТВ от общественного контроля вытекает не из требований демократии, а из интереса некоторых социальных групп и является сугубо антидемократическим. Тем более, что этот интерес тщательно скрывается, следовательно, он противоречит интересам большинства. Мы пока не говорим о том, какое содержание вкладывает в свой театр теней контролирующая ТВ группа, какие доктрины вбивает она в головы прикованных цепями пленников. Проблема как раз в том, что вредоносны эти цепи сами по себе. Возникает заколдованный круг: наркотизирует, приковывает человека как раз то ТВ, которое хочется смотреть и смотреть - ТВ "высокого класса". Это как иностранная пища, насыщенная вкусовыми добавками: ее хочется жевать, но ты всем нутром чувствуешь, что это ядовитая дрянь. "Скучное" ТВ (каким и было оно в советское время) тем и хорошо, что человек потребляет его не больше, чем ему действительно надо для получения информации, знаний или развлечения.

Президент Американского общества газетных редакторов Лорен Гилионе, выступая в 1993 г., сказал: "Репортажи новостей по телевидению всегда порождали сомнение, реально ли то, что в них представлено. Природа визуальных средств информации - развлекать, драматизировать, создавать сны наяву для массового зрителя - влияет на содержание информации. Мир фантазии смешивается с миром факта. Для многих людей то, что появляется на экране телевизора, становится реальностью".

Почему Гилионе заговорил об этом в своей речи "Журналист завтрашнего дня"? Потому, что создание фиктивной реальности прямо связано с манипуляцией сознанием. Вот его гуманистический вывод: "Настоящие журналисты должны будут противиться давлению манипуляторов, диктаторов, "изобретателей", стремящихся размыть границу между действительностью и фантазией".



2.2. Роль телевидения как средства формирования духовно-  нравственных ценностей младших школьников.


Человек 21 века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом.

Информационный бум, ставший реальностью жизни Российского общества в последние 10 лет, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой — стал одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик школьника, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.

С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации, функционирующие в глобализированном культурном пространстве, в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов. В связи с этим возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности телевидения как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций детей как социального агента. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12