бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников бесплатно рефераты

Психологической  основой  примера  служит  подражательность.  Благодаря  ей  люди  овладевают  социальным  и  нравственным  опытом.  Не  всегда  подражательность  имеет  непосредственный  характер,  часто  мы  ее  наблюдаем  в  опосредованной  форме  –  это  не  механический  процесс,  не  автоматическое  перенесение  черт,  качеств,  опыта  определенной  личности,  не  простое  повторение  и  отражение.  Подражательность  –  деятельность  индивида.  Иногда  очень  трудно  определить  черту,  где  заканчивается  подражание  и  где  начинается  творчество.  Часто творчество  и  проявляется  в  особенном,  своеобразном  подражании.

Младшие  школьники  подражают  тем,  кто  оказывает  на  них  наиболее сильное  впечатление.  Согласно  данным  психологов,  неизменную  симпатию  младших  школьников  вызывают  люди  смелые,  волевые,  находчивые,  обладающие  большой  физической  силой,  стройной  фигурой,  приятной  манерой  общаться,  правильными  чертами  лица.  При  выборе  моральных  примеров,  учитывая  эти  закономерности  восприятия  личности,  следует  добиваться  того,  чтобы  носители  добрых  начал  были  приятны  и  симпатичны,  а  носители  пороков  вызывали  неприязнь.  При  отсутствии  такого  соответствия  нужны  специальные  меры  по  их  обеспечению.  Высоконравственный,  но  малосимпатичный  персонаж  уместно  при  случае  наделить  характеристиками  и  оценками,  ослабляющими  вызываемое  им  чувство  неприязни,  а  порочного,  но  полюбившегося  детям  «героя»  суметь  доходчиво  и  доказательно  развенчать.  Столь  же  важно  предупреждать  возможные  случаи  появления  пассивно-созерцательных  идеалов.  Они  служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной  мечтательности.

Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Обращать  внимание  школьников  на  негативное  в  жизни  и  поведении  людей, анализировать  последствия  неправильных  поступков,  извлекать  правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и  необходимо.  Вовремя  к  месту  приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника  от  неправильного  поступка,  формирует  понятие  о  безнравственном.

Естественно,  что  воспитание  зависит  и  от  личного  примера  воспитателя,  его  поведения,  отношения  к  воспитанникам,  мировоззрения,  деловых  качеств,  авторитета.  Известно,  что  для  большинства  младших  школьников  авторитет  учителя  абсолютен,  они  готовы  подражать  ему  во  всем.  Но  сила  положительного  примера  наставника  увеличивается,  когда  он  своей  личностью,  своим  авторитетом  действует  систематически  и  последовательно.  Кроме  того,  сила  положительного  воздействия  педагога  будет  возрастать  и  тогда,  когда  воспитанники  убедятся,  что  между  его  словом  и  делом  нет  расхождений,  ко  всем  он  относится  ровно  и  доброжелательно.

В  педагогической  литературе  описывается  и  такой  метод  формирования  сознания  личности,  как  диспут.  Он  представляет  собой  живой  горячий  спор  на  какую-то  тему,  волнующую  воспитанников.  Диспуты  ценны  тем,  что  убеждения,  мотивы  вырабатываются  при  столкновении  и  сопоставлении  различных  точек  зрения.  Этот  метод  сложный,  используется  в  основном  в  средних  и  старших  классах.  В  начальной  школе  его  можно  использовать  как  прием,  например,  в  этической  беседе.

Нужно  отметить,  что  в  реальных  условиях  педагогического  процесса  методы  воспитания  выступают  в  сложном  и  противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных»  средств,  а  гармонично  организованная  их  система. Разумеется,  на  каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может  применяться  в  более  или  менее  изолированном  виде.  Но  без  соответственного  подкрепления  другими  методами,  без  взаимодействия  с  ними  он  утрачивает  свое  назначение,  замедляет  движение  воспитательного  процесса  к  намеченной  цели.



Выводы по первой главе.



Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств  - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.

Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.















































Глава 2. Роль телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей.

 

2.1.         СМК на современном этапе развития общества. Понятие, функции.

Средства массовой коммуникации (СМК) -  техниче­ские средства (печать, радио, кинематограф, телевиде­ние), c   помощью которых осуществляется распростра­нение информации (знаний, духовных ценностей, мо­ральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

         Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации — устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходят процесс «размножения» средств коммуникации. В XV ве­ке появляется печатная книга, в XVII — газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап — изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке темпы «размножения» нарастают лавинообразно — широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютер­ные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая    связь.   Причем,   к концу   нашего   века  на первое  место    вышли    электронные средства  массовой коммуникации, значительно потеснив письменные.

         Дальнейшие тенденции развития СМК можно проследить в постиндустриальных обществах, где формируется совершенно новая структура СМК. Так, в США создается телевидение, которое предлагает каждой семье по 500 каналов и создает возможности взаимодействия зрителей с телестанциями и между собой. Это телевидение, получившее название интерактивного (т. е. телевидение взаимодействия) дает телезрителям, в первую очередь, обратную связь с передающей станцией.

Можно, нажав кнопку сидя перед телевизором, заказать товар, высказать мнение (да, нет, не знаю), получить на экране информацию о ценах товаров, расписаниях транспорта, бронировать места в театрах или  гостиницах и т. д.

Настоящая революция в СМК произошла с появле­нием технологии комбинированных съемок, основанной на цифровом коде. (Наши зрители впервые познакомились с ее возможностями благодаря фильмам «Терминатор-2» и «Парк юрского периода»). Эта технология поз­воляет соединить в одном изображении несколько взятых поодиночке объектов, подогнать их по размеру, цветовой гамме, яркости, отретушировать, убрать любой «желательный элемент с неразличимой для глаз точностью. Можно восстановить даже очень сильно испорченные, поврежденные негативы. Можно из ничего создать декорации, синтезировать воображаемых актеров. Или можно «клонировать» актеров вполне реальных (т. е. создавать их двойников), чтобы те по заказу появлялись в сценах, в которых истинные актеры никогда не участвовали. А это значит, что можно «корректировать» архивные видеодокументы.

Рассмотрим функции, которые выполняют средства массовой коммуникации в обществе, какие его потребности и потребности личности они удовлетворяют и каким образом. Рассмотрение этих функций и сравнение их провозглашаемой направленности и целей с теми, которые реализуются в повседневной жизни, поможет в понимании возможностей их негативного воздействия на психику человека.

Функции СМК можно разделить на три основные группы:

1        - удовлетворяющие потребности человека как индивида, как личности;

2        - удовлетворяющие потребности определенных социальных групп и человека как члена группы;

3        - удовлетворяющие потребности общества в целом как целостной социальной системы и соответственно человека как члена общества.

В связи с тем, что средства массовой коммуникации имеют публичный и массовый характер, они должны, удовлетворяя потребности общества в целом и различных социальных групп, вызывать интерес и у значительных массовых аудиторий, состоящих из вполне конкретных людей, которые обладают собственными желаниями, потребностями, интересами. Иными словами для того, чтобы реализовать свои социальные функции по обслуживанию интересов общества в целом и различных социальных групп, массовая коммуникация должна учитывать потребности и психологические особенности людей. В противном случае сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, будут не поняты или не приняты аудиторией.

 В настоящее время нет общепринятой классификации функций СМК как социальных, так и психологических и социально-психологических. В то же время, рассматривая подходы разных авторов, можно сделать вывод, что в основном по своему содержанию они совпадают, хотя имеются различия по количеству, названиям, основаниям и критериям их выделения. То же самое можно сказать и в отношении потребностей и целей обращения людей к средствам массовой коммуникации.

 На основе имеющихся в настоящее время данных и их обобщения, возможно выделить три основные потребности человека, заставляющие его обращаться к СМК. Это

 потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации,

потребность в развлечениях и, в некоторой мере похожая на не, но не совпадающая полностью с ней,

потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).

При реализации потребности в отвлечении человек может смотреть телепрограммы, слушать радиопередачи или читать газеты, которые не вызывают у него интереса, а помогают уйти, психологически изолироваться от окружающей обстановки (например, в очереди, в длительных поездках, в ситуациях психоэмоциональной напряженности и т.д.).

Удовлетворение потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, преодолеть психоэмоциональную напряженность (психические состояния негативного характера), получить определенную психоэмоциональную "стимуляцию" для последующей активной повседневной деятельности при условии, что удовлетворение данной потребности не становится доминирующей целью и смыслом деятельности человека и, соответственно, основной и подавляющей функцией времяпровождения.

Потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных средств массовой коммуникации необходима человеку для реализации следующих целей:

- ориентировки в современной ситуации и социальной среде, а в более широком плане - социализации в обществе (усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу);

- развития общего кругозора, по сути, заменяющего процесс систематического обучения и получения общего образования, повышающего интеллектуальный уровень личности в целом;

- решения повседневных практических проблем (где купить необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль, как ухаживать за садовыми растениями и т.п.).

- повышения профессионального уровня (за счет специализированных периодических изданий и других средств массовой коммуникации).

Рассмотрим, какие потребности социальных групп должны удовлетворяться средствами массовой коммуникации в цивилизованном демократическом обществе.


Формирование гражданского общества и демократических начал в функционировании государства предполагает объединение граждан на основе осознания и защиты своих интересов в различные социальные субъекты общественно-политической и социально-экономической деятельности - профессиональные союзы, социально-демографические и национально-этнические группы населения, партии, движения, ассоциации, землячества, объединения по интересам и т.п. В комплексе они представляют основной спектр разнообразных интересов различных слоев населения, с учетом которых осуществляется их взаимодействие друг с другом, с различными социальными институтами, обществом и государством в целом.

Формирование и нормальное функционирование в соответствие с целевым предназначением этих социальных субъектов практически невозможно или очень затруднено при отсутствии доступа к средствам массовой коммуникации. Таким образом, удовлетворяя потребности различных социальных групп, масс медиа в случае действительного выполнения ими той декларируемой роли демократического института, на которую они претендуют в обществе в качестве четвертой власти, должны реализовывать по крайней мере две основные социальные функции.

 Во-первых, доведение до широких слоев населения и общества в целом интересов и позиций по различным вопросам разнообразных социальных субъектов. Т.е. презентация, публичное представление и публичное оглашение интересов, актуальных проблем, тем, вопросов и соответственно отношений к ним и занимаемым по их решению позициям различных социальных групп и слоев населения, профессиональных союзов, партий, общественно-политических движений, экономических структур, ассоциаций, землячеств, объединений граждан по интересам и т.п. Данную функцию можно условно обозначить как публично-представительскую или презентационную.

Во-вторых, для привлечения и объединения на основе общих интересов единомышленников представители различных общественных групп должны иметь возможность доступа к средствам массовой коммуникации. Таким образом, масс-медиа должны осуществлять функцию формирования, конституирования различных социальных субъектов в обществе и способствовать нормальному их взаимодействию. Данную функцию условно можно обозначить как организационную или объединительно-конституирующую.

Рассмотрим, какие основные функции должны реализовываться средствами массовой коммуникации в обществе для обеспечения его нормального функционирования и развития в целом.

Одной из важнейших таких функции является обеспечение социального контроля в обществе. Осуществляется это посредством публичного информирования о деятельности различных социальных субъектов, органов власти и управления, экономических структур, происходящих важнейших событиях в общественно-политической, социально-экономической и в других сферах жизни общества. СМИ проводят собственные расследования, публично информируя об их результатах. Несмотря на отсутствие возможностей административных и экономических мер воздействия, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, контроль средств массовой коммуникации бывает не менее эффективен, так как он содержит моральную оценку и опирается на общественное мнение, роль которого в демократическом государстве достаточно высока, особенно в преддверии выборных кампаний. Средства массовой коммуникации, предоставляя доступ к использованию своих возможностей для различных социальных субъектов, в том числе оппозиции, осуществляют критику социально значимых действий различных государственных и общественных структур, формируют общественное мнение и тем самым реализуют функцию социального контроля в обществе. На основании сведений в средствах массовой коммуникации могут создаваться парламентские и общественные комиссии, даваться государственными инстанциями поручения различным государственным органам, по опубликованным фактам заводятся уголовные дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12