Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье
Для достижения целей и задач нашей работы мы исследовали супружеские
взаимоотношения и их влияние на семейное воспитание с помощью следующих методов
исследования: анализ теоретических подходов проблемы супружеских
взаимоотношений, тестирование, наблюдение, беседа, методы количественной и
качественной обработки интерпретации полученных данных.
Определили семьи с неблагоприятными
семейными взаимоотношениями и организовали для них социально-педагогическую
помощь формирования и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на
семейное воспитание. Социально-педагогическая помощь состоит из специальных
проблемных заданий, тренингов, упражнений, бесед.
Реализовали эту
социально-педагогическую помощь в условиях общеобразовательной школы.
Социально-педагогическая помощь проводилась 2 раза в неделю с семьями.
Провели оценку эффективности
социально-педагогической помощи с позиции реализации целей и задач
коррекционной программы; изменений полученных результатов диагностических
методик до проведения и после проведения коррекционной программы.
Таким образом, мы определили роль
супружеских взаимоотношений в семейном воспитании; исследовали научные и
практические подходы к изучению проблемы влияния супружеских взаимоотношений на
семейное воспитание; эмпирическим путем выявили влияние супружеских
взаимоотношений на семейное воспитание, разработали и реализовали программу
социально-педагогической помощи по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений
в семье.
В настоящее время необходимо уделять
особое внимание супружеским взаимоотношениям Родители в первую очередь должны
внимательно относиться к подростку, проявлять интерес к внутреннему миру
ребёнка, помнить о том, что супружеские взаимоотношения оказывают влияние на
семейное воспитание.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. Супружеские взаимоотношения оказывают
непосредственное влияние на семейное воспитание.
2.
Неадекватные взаимоотношения супругов обуславливают у ребенка тревожное
состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.
3.
Позитивные взаимоотношения между взрослыми формируются при благоприятном
климате в семье и воздействуют на ребенка положительно.
4.
Социально-педагогическая помощь в формировании и коррекции супружеских
взаимоотношений оказывает благоприятное воздействие на супружеские
взаимоотношения и на семейное воспитание.
На основе этих выводов можно сделать заключение о том,
что наша гипотеза подтвердилась. Следовательно, если оказывать
социально-педагогическую
помощь в формировании и коррекции неблагополучных
супружеских взаимоотношений, то это окажет положительное влияние на семейное
воспитание, а именно изменится отношение к воспитанию ребенка в семье,
улучшиться семейная атмосфера, снизится уровень тревожности, ребенок будет чувствовать
себя комфортно.
В процессе проведения социально-педагогической помощи
формирования и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное
воспитание основное внимание уделяется взаимоотношениям супругов через
проявление их активности в обучении, обобщении, усвоении полученного материала,
что привело к благоприятным изменениям супружеских взаимоотношений, а также к
более глубокому осмыслению того, что ребенок учится уже с первых дней жизни
быть нежным, ласковым, участливым и заботливым. Именно в семье дети приобретают
опыт, на основании которого будут затем строить свои семейные взаимоотношения.
Чем искреннее и доверительнее отношения в семье, тем полнее и глубже ребенок
постигнет науку общения, тем легче ему будет ладить со сверстниками и взрослыми
людьми. Именно в семье создается самоуважение и формируется самооценка ребенка
как личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика/ Ю.С. Азаров - М., 1989., - 315с.
2.
Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение
младшего школьника // Вопросы психологии, научный журнал.- 2006.- № 3.- С.65-69.
3.
Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. - пед. очерки. / А.Н.
Бардиан - М., 1972. - 236с.
4.
Беглор Татьяна. В интересах ребёнка. // Школьный психолог 2003.-№40.- С.18-20.
5.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович.
- М., 1968. - 296 с.
6.
Василькова Ю.В. Социальная педагогика./ Ю.В. Василькова Ю.В., Т.А. Василькова.
- М.-1999. - 246 с.
7.
Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями./ Д.В. Виннескотт - М., 1995. -
186 с.
8.
Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч.
завед / под ред. Дубровиной, И. В., Прихожан А. М.: Изд-во Академия, 2001.- 365
с.
9.
Волков Б.С. Психология подростка.- 3-е изд., исправл. и доп./ Б.С.
Волков - М.: Педагогическое общество России, 2002.- 160 с.
10.
Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дед. сада /Л.В.
Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф.Виноградовой. -М.:
Просвещение, 1989. - 192 с.
11.
Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. / Л.А. Головей, Е.Ф.
Рыбалко – СПб.: Речь, 2001
12.
Голод С.И. "Будущая семья: какова она?"/ С.И. Голод.- М.:
Знание,1990.-64с.
13.
Голод С.И. "Семья и брак"/ С.И. Голод.- С. Петербург, ТОО ТК "Петрополис",
1998.-272с.
14.
Дружинин В.Н. "Психология семьи"/ В.Н. Дружинин: 3-е изд. –
СПб.: Питер, 2006.- 176 с.: ил.
15.
Дрейкурс Р. Счастье вашего ребенка / Р. Дрейкурс, В. Золц, под ред. В.
А. Толстых – М., 1986.- 375с.
16.
Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни/ Н.В. Жутикова –
М., 1991.- 128с.
17.
Захаров А.И. "Детские неврозы" (психологическая помощь
родителей детям)./А.И. Захаров - "Респекс", СПб: 1995. – 192с.
18.
Игровая семейная психотерапия./ Под ред. Шеффера Ч.- СПб.,2001.- 106 с.
19.
Игры, обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. Кн.1-4; М.:
"Новая школа", 1994. – 458с.
20.
Игры, обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры. Под ред. В.В.
Петрусинского. Кн.5; М.: ГЦ "Энроф" М.- 1994. – 218 с.
21.
Истратова О.Н. Справочник психолога средней школы /Серия "Справочники"./
О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто – Ростов н/Д: "Феникс", 2003.- 512с.
22.
Капрони В. Сам себе взрослый, ребёнок и родитель/ В. Капрони, Т. Навак –
СПб, 2000г.- 95с.
23.
Книга молодой семьи: Сборник / Сост. В.В. Александрова. – Л.: Лениздат,
1989.- 254с.
24.
Ковалев С. В. Психология современной семьи./ С.В. Ковалев – М., 1988.-
193с.
25.
Ковалев С.В. "Психология семейных отношений"./ С.В. Ковалев -
М.: Педагогика, 1987.- 160с.
26.
Королев Ю.А. "Супруги, родители, дети"./ Ю.А. Королев – М.:
Юрид. лит., 1985.- 176с.
27.
Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного
возраста./ Г. Я. Кудрина - Иркутск, 1993. - 108 с.
28.
Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. Пособие для студ. сред.
спец. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд.- 2003.-352с.
29.
Лойшен Ш. Психологический тренинг умений школы Вирджинии Сатир./ Ш.
Лойшен – СПб., 2001.- 310с.
30.
Лидерс А.Г. Тренинг личностного роста с подростками // Журнал
практического психолога. 1998.- №1 – с. 49 - 52.
31.
Максимов В.Г. "Педагогическая диагностика в школе": Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ В.Г. Максимов - М.: Издательский
центр "Академия", 2002.- 272 с.
32.
Матейчек З. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чешского./ З. Матейчик
- М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
33.
Мухина В.С. Возрастная психология./В.С. Мухина– М., 1997. – 246с.
34.
Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании./ Г. Навайтис. -
Калининград, 1999.- 136 с.
35.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе./ Р.В. Овчарова.–
М.: ТЦ "Сфера", 1999. – 240 с.
36.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное
пособие для студентов вузов и практических работников./ Р.В. Овчарова – М.: ТЦ "Сфера",
2000 – 448с.
37.
Осипова А.А. "Общая психокоррекция": Учебное пособие для
студентов вузов./ А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.
38.
Основы психологии семьи и семейного консультирования / под. Общ. Ред.
Н.Н. Посысоева – М., 2004. – 196с.
39.
Островская Л.Ф. Педагогические знания родителя: (Материалы семинаров для
родителей). Пособия для воспитателя д/у./ Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение,
1983.- 76с.
40.
Педагогика под ред. Пидкасистого П.И.- М. Педагогическое общество России,
2000.- 640с.
41.
Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания./ А.В. Петровский. –
М., 1981.- 214с.
42.
Подласый И.П. Подросток. Проблемы воспитания детей в семье./ И.П.
Подласый – М., 1997 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для
студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-
352с.
43.
Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика,
1989.-256с.
44.
Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для
студ. сред. спец. учеб. заведений./ И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003.- 352с.
45.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под ред. М.Р.
Битяновой - Питер, 2002.- 404с.
46.
Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной: Учебник
для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ "Сфера",
2000. – 528с.
47.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. Ред. Е.Г. Силяевой – М.,
2002. – 192с.
48.
Райнпрехт Х. Воспитание без ограничений./ Х. Райнпрехт – М., 2000.-159с.
49.
Рабочая книга школьного психолога. / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.
Борисова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.– 303 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|