Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье
Далее
нами изучались особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в
быту.
Данное направление проводилось с помощью анкеты, для
семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие
факторы:
1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность
прийти на помощь, 5 – сотрудничество.
Для выявления негативного отношения в качестве критериев
определили следующие признаки:1 – несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые
конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность.
По наличию данных факторов мы определили характер
взаимоотношений между детьми и родителями.
После подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый показатель –
сумма – может колебаться от 0 (самая неблагополучная) до 10 (наиболее
положительная оценка). Подробное описание по каждой семье представлено в
приложении К.
Таким образом, у 53 % (01, 02, 05, 06, 08, 11, 12, 14)
семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и
негативными и позитивными в зависимости от ситуации. У 40 % (03, 04, 07, 09,
13, 15) семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные. У 7 %
(10) семей взаимоотношения негативные.
Полученные данные наглядно изображены в виде диаграммы:
Рисунок 7 - Семейные взаимоотношения детей и взрослых в
быту.
Сравнив результаты тестов, мы наглядно представили
данные в виде сводной таблицы, в которую ввели данные проведенных тестов:
Код семьи
|
01
|
02
|
03
|
04
|
05
|
06
|
07
|
08
|
09
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
Тр.
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
Но.
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
где:
Тр. – это тревожность, проявляемая ребенком в семье;
Но. – это неадекватное отношение родителей к ребенку;
1 - наличие признака;
0 – отсутствие признака.
По данной таблице видно, что 80 % показатели совпадают.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что взаимоотношения родителей играют
немаловажную роль в воспитании ребенка.
На
основании проведенного теста – опросника удовлетворенности браком (В.В. Столин,
Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) мы определили у супругов уровни удовлетворенности
браком.
Следовательно, на
основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
7 % семей (06) –
абсолютно неблагополучные,
13 % семей (02, 08) –
неблагополучные,
27 % семей (05,
07,14,11) – скорее неблагополучные,
27 % семей (01, 04,
10, 12) – переходные,
13 % семей (13, 09)–
скорее благополучные,
13 % семей (15, 03) –
благополучные,
0 % семей – абсолютно благополучные.
Наглядно результаты тестирования представлены
в виде диаграммы:
Рисунок 5 – удовлетворённость браком
Полученные данные при
проведении диалогического опросника межличностных отношений супругов (ДОМОС)
были использованы при разработке социально-педагогической помощи.
На основании
проведенного опросника АСВ (Анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера нами
были выявлены следующие нарушения семейного воспитания:
1. Уровень протекции –
сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка: 1) гиперпротекция
(чрезмерная) – шкала Г+; 47 % семей (02, 06, 08, 10, 11, 13, 15): 2)
гипопротекция (недостаточная) – шкала Г-; 53 % семей (01, 03, 04, 05, 07, 09,
12, 14)
2. Степень
удовлетворения потребностей – в какой мере деятельность родителей нацелена на
удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных:
1) потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому
удовлетворению любых потребностей ребенка) – шкала У+; 60% семей (03, 05, 07,
09,11, 12, 13, 15); 2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное
стремление родителей к удовлетворению "потребностей" ребенка) – шкала
У- 40 % семей (01, 02, 04, 06, 08, 10, 14).
3. Уровень
требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей,
запретов, наказаний:1) чрезмерность требований-обязанностей шкала Т+ составляет
33 % семей (03, 07,09, 13, 15); 2) недостаточность требований-обязанностей
шкала Т- составляет 67% семей (01, 02, 04, 05, 06, 08, 10,11,12,14); 3)
чрезмерность требований-запретов З+ составляет 47 % семей (01, 03, 07, 09,
11,13, 15); 4) недостаточность требований-запретов шкала З- составляет 53 %
семей (02, 04, 05, 06, 08, 10 ,12,14); 5) чрезмерность санкций – чрезмерное
реагирование даже на незначительные нарушения поведения – шкала С+ составляет
60 % семей (01,02, 03, 05, 07, 09, 12, 13, 15); 6) минимальность санкций –
упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний – шкала С-
составляет 40 % семей (04, 06, 08, 10, 11, 14).
4. Неустойчивость
стиля воспитания – резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая
упрямство, - шкала Н составляет 60 % семей (02, 05, 06, 08, 10, 11,12, 13, 15)
На основании
полученных данных можно выделить основные способы разрешения личностных проблем
супругов за счет ребенка.
- расширение сферы
родительских чувств (шкала РРЧ) - 20 % семей (3, 7, 15).
- предпочтение в
подростке детских качеств (шкала ПДК) - 20 % семей (01, 05, 10).
- проекция на
подростка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК) – 13% семей (09, 12)
- вынесение конфликта
между супругами в сферу воспитания (шкала ВК) - 47 % семей (02, 04, 06, 08, 11,
13, 14)
Полученные данные
наглядно можно представить в виде диаграммы:
Рисунок 6 - способы разрешения
личностных проблем супругов за счет ребенка
Таким образом, на основании проведенных нами
исследований можно сделать следующие выводы: у 53 % семей взаимоотношения
супругов носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и
позитивными в зависимости от ситуации, 13% семей не удовлетворены своим браком,
47% семей выносят супружеские конфликты в сферу воспитания, следовательно,
взаимоотношения родителей играют немаловажную роль в воспитании ребенка. В
таких семьях дети проявляют выраженную тревожность, связанную с семейным
микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.
Помочь семьям с трудностями в супружеских
взаимоотношениях можно с помощью проведения социально-педагогической помощи
формирования и коррекции супружеских взаимоотношений.
2.2 Программа социально-педагогической помощи в формировании и
коррекции супружеских взаимоотношений в семье.
Учитывая полученные данные на основании проведенных методик с детьми и
родителями, нами были разработаны формы и методы социально педагогической
помощи в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений в семейном
воспитании. Социально-педагогическая помощь представляет собой коррекционную
программу, целью которой является: формирование и коррекция супружеских
взаимоотношений и их влияние на семейное воспитание.
Основные задачи социально-педагогической помощи по отношению к детям:
Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных
противоречий; увеличение уверенности в себе и поднятие самооценки; увеличение
доверия детей к родителям и уверенность в них.
Основные задачи социально-педагогической помощи по отношению к родителям:
Оказание помощи в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений;
улучшение понимания закономерностей развития детей; углубление понимания
собственного ребенка, увеличение уверенности родителей в собственных
возможностях; усиление чувства тепла и доверия к детям.
Предметом коррекционной программы является влияние супружеских
взаимоотношений в семье на семейное воспитание.
Объектом являются полные семьи учащихся 7-х и 8-х классов МОУ "Новогеоргиевской
СОШ" Шимановского р-на.
Основные направления социально-педагогической помощи формирования
взаимоотношений супругов и их влияния на воспитание ребенка в семье:
1) Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростков и
супругов.
2) Снижение внутриличностных противоречий.
3) Обучение эффективному взаимоотношению супругов и детей.
4) Формирование и коррекция проблем супружеских взаимоотношений.
В коррекционных программах использованы следующие методы коррекции:
элементы групповых тренингов, дискуссии, беседы, игровые упражнения, проблемно
– познавательные задания, проведение классных часов, родительских собраний.
В состав группы во время занятий должны входить не менее десяти человек.
Длительность занятия – 50 минут. Частота игровых занятий – 2 раза в неделю.
Полный курс коррекционной программы представлен в приложении Л.
В соответствии с теоретической
классификацией супружеских взаимоотношений и их влияния на воспитание ребенка,
а также выявленных проблем каждой семьи была разработана социально-педагогическая
помощь.
Социально-педагогическая помощь
включает в себя четыре основных блока: диагностический, установочный,
коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий /37, с. 256/
Первый блок социально-педагогической помощи – диагностический. Цель:
подтверждение влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка с
помощью диагностических методик. Основными методами данного блока является
тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение.
Второй блок – установочный. Цель: снижение эмоциональной нестабильности у
подростков, повышение эмоционального фона; а также побуждение желания
взаимодействовать с родителями, снятие тревожности.
Третий блок – коррекционный. Цель: Коррекция проблем взаимоотношений и их
влияние на воспитание ребенка. Данный блок коррекционной программы направлен на
формирование и коррекцию супружеских отношений. Коррекционный блок является
основным, он состоит из специальных заданий, тренингов, упражнений. Главным в
коррекционном блоке является обучение благоприятным супружеским
взаимоотношениям.
Четвёртый блок – оценка эффективности. На данном этапе проводится анализ
полученных результатов после проведения социально-педагогической помощи.
Независимо от того, каковы особенности основного
нарушения во взаимоотношениях супругов, все это влечет за собой неверную
родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми чаще всего неэффективны.
Основными причинами неэффективного родительского
отношения являются: педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
ригидные (однажды принятые способы мышления и действий от которых трудно
отказаться) стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителя,
вносимые в общение с ребенком; влияние особенностей общения в семье на отношения
родителя с ребенком.
Все эти причины искажения родительского отношения могут
быть исправлены с помощью социально-педагогической помощи формирования и
коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание.
Эффективными методами социально-педагогической помощи
супружеских взаимоотношений являются: изучение семьи, указания,воздействие
примером, семейная дискуссия, обусловленное общение, формирование умения и
навыков, проигрывание семейных ролей.
В программу социально-педагогической помощи включены
индивидуальные консультации, проведение совместно с учителями родительских
собраний, а также проведение групповой работы с родителями.
Особое место отводится синхронному взаимодействию
социального педагога, психолога и учителя. Наряду с этим были выделены (или
построены) такие формы взаимоотношений между участниками взаимодействия,
которые с самого начала ориентированы на создание благоприятных условий для
развития личности как родителя, так и ребенка.
Алгоритм взаимодействия социального педагога, психолога и учителя:
1 . Наблюдение учителя за семейным воспитанием.
2. Изучение личностных особенностей родителей
3. Обращение учителя и родителя к психологу.
4. Собеседование с родителями и получение согласия на
участие в родительской группе.
5 . Создание родительской группы.
6. Проведение семинара - тренинга.
7. Отслеживание социальным педагогом продвижений
родителей.
8. Индивидуальные консультации.
Супружеские отношения - это ось, вокруг которой строятся
все остальные семейные отношения. Супруги являются "архитекторами"
семьи, поэтому затруднительные супружеские отношения оказывают влияние на
воспитание детей. И именно поэтому проблемы диады "родитель - ребенок"
не могут быть решены только благодаря социально-педагогической помощи ребенка
или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий
родительской группы.
Так, например, тренинг, направленный на изменение супружеских
взаимоотношений и овладение родителями адекватной моделью общения с ребенком,
повышения сензитивности к ребенку, выработки более адекватного представления о
детских возможностях и потребностях оказывает положительное влияние на
супругов, а именно: супруги проявляют гибкость, менее жестко реагируют на
окружающую действительность; учатся ставить перед собой более реальные цели; стараются
изменить свое поведение; учатся принимать других людей; проявляют открытость к
происходящему вокруг них, и внутри; изменяются в конструктивном направлении.
Таким образом, работа с родителями в группах является
значимым ученьем. Проигрывая различные ситуации в группе, супруги сами
изменяются, становятся все более конгруэнтным, эмпатичными, принимающими и
понимающими, одновременно способствуя тем самым развитию ребенка и семьи в целом.
Тренинги проводились с родителями учащихся подросткового
школьного возраста. Были выявлены основные трудности родителей в воспитании
детей наряду с супружескими проблемами в отношениях: напряженные отношения с
детьми, трудности в установлении контакта, несогласованность воспитательных
позиций супругов. Основная цель тренинга - улучшение супружеских
взаимоотношений отношений, повышение сензитивности родителей к чувствам и
переживаниям детей на основе скрытого значения их поведения. Как показал опыт,
временные рамки могут быть изменены в зависимости от контингента родителей, а
тематика циклов определяться исходя из насущных проблем того или иного
родительского коллектива Основные темы циклов таковы: 1.Изменение, родительских
установок в восприятии своего ребенка; 2.Понимание и принятие родителями
индивидуальности своего ребенка; 3.Формирование согласованности воспитательных
позиций супругов;. 4.Овладение навыками бесконфликтного взаимодействия, в семье.
Каждый цикл включает в себя несколько занятий. Занятие
делится на четыре части и имеет свою определенную тему, что придает ему форму
законченного события. Задания подобраны и расположены таким образом, что в
родительской группе нарастает доверительность и эффективность общения. Проводится
тренинг в форме групповых консультаций.
Оговариваются правила работы в родительской группе:
1.Предмет дискуссии - супружеские взаимоотношения и их влияние на семейное
воспитание; 2. Все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии;
3.Социальный педагог не является абсолютным авторитетом, единственным
источником информации и суждений, которые должны обязательно быть приняты всеми
членами группы; 4.Активность участников; 5.Тактичность высказываний; 6.Искренность
в общении, конгруэнтность; 7. Доверительный стиль общения; 8.Общение по
принципу "здесь и теперь"; 9."Не навреди ребенку"; 10.Право
сказать стоп.
Фокус социально-педагогической помощи не фиксируется
жестко на ребенке, а свободно перемещается с проблем ребенка и
детско-родительских отношений на проблемы родителей. Главная роль социального
педагога состоит в организации адекватной ориентировки родителей в ходе решения
поставленных проблемных ситуаций, которая находит выражение в росте
родительской компетентности.
В социально-педагогической помощи приоритет отдается
таким методам как: групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях
и сочетаниях. Таким образом, в групповой дискуссии родители имеют возможность
высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Здесь они формулируют свои
мысли, аргументируют свою позицию, спорят и критикуют точку зрения другого, не
переходя на "личности" и не оскорбляя своих партнеров по общению в
группе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|