бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье бесплатно рефераты

1. Конфликты, возникающие на базе несогласованного и несправедливого разделения труда в семье, различного понимания прав и обязанностей супругов, недостаточного вклада одного из брачных партнеров в домашний труд и самообслуживание.

2. Разногласия, возникающие на основе хронического неудовлетворения каких-либо потребностей одного или даже обоих супругов, в том числе их сексуальные влечения. В психологическом плане подобные конфликты далеко не "поверхностны", не всегда четко осознаются, но достаточно явно проявляют себя в переживаниях эмоциональной неудовлетворенности браком или какими-то его сторонами.

3. Конфликты, имеющие своим источником недостатки и дефекты воспитания, характера и прочих относящихся к психологическому складу вещей, значение которых сильно преувеличивается /63, с.27/.

Неодинаково относятся ко многим вопросам и проблемам; плохо понимают чувства другого; говорят слова, которые раздражают другого; часто чувствуют себя нелюбимыми; не обращают внимание на другого; чувствуют неудовлетворённую потребность в доверии; ощущают потребность в человеке, которому можно довериться; редко делают комплименты друг другу.

Социально-педагогические исследования, показали, что представление о семейных ролях часто ограничиваются какой-либо одной стороной семейной жизни – преимущественно хозяйственно-бытовой или сексуальной.

Конфликт может возникнуть из-за расхождения мотивации брака у супругов, их представлений о целях супружеского союза. Так как вступают в брак, в основном ориентируясь на него как на преимущественно хозяйственно-бытовой союз, то есть искренне считая, что главное в семье – это хорошо налаженный быт и домоводство. Или на союз нравственно-психологический, желая найти верного друга и спутника жизни. Или на союз семейно-родительский, педагогический, исходя из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей. Или на союз интимно-личный, стремясь найти желанного и любимого партнёра для интимных отношений /71, с.49/.

Конфликт может возникнуть и в связи с несогласованностью представлений супругов о семейном укладе (семейных функциях) и представлений о характере и распределении семейных обязанностей в связи с ними. Здесь уже диапазон ролевых разногласий становится весьма широким. Дело в том, что таких ролей может быть довольно много. Исследователи предлагают различные классификации. Так, советский психолог Т.С. Яценко по результатам своих исследований выделила четыре основные супружеские роли: сексуальный партнёр, друг, опекун, покровитель. При их выполнении реализуются соответствующие потребности – сексуальная, эмоциональной связи и теплоты в отношениях, опеки, бытовые. Ну а характер супружеских отношений определяется компоновкой этих ролей. Например, если у жены очень сильна потребность в эмоциональной связи и теплоте в отношениях, то муж должен выступать для неё в роли друга, дабы потребность эта удовлетворялась. У мужа же, по молодости и горячности, может превалировать сексуальная потребность. Значит, жене следует почаще выступать в роли интимного партнёра. Но это ещё не всё. В принципе, для нормальной супружеской жизни необходимо, во-первых, присутствие всех этих ролей (хотя какая-то из них и может главенствовать), иначе супружество становится ущербным. Во-вторых, исключение дополнительных ролей (если только их наличие не согласовано между супругами и не вызывает у них протеста). Например, супруг, вместо того чтобы в сложной ситуации выполнять роль друга или опекуна, начинает играть роль ребёнка ("Оставь меня в покое! Не знаю я, что теперь делать!") или родителя ("Я же предупреждал, что, если ты и дальше будешь вести себя так глупо, ничего хорошего из тебя не выйдет!").

То, что предложила Т.С. Яценко, не единственное видение супружеских ролей учёными. Американский социолог К. Киркпатрик считает, что возможны три основных вида ролей – традиционные, товарищеские и партнёров. Первый момент совместимости супружества заключается в том, чтобы супруги выбрали (или в конце концов договорились о таком выборе) один и тот же тип роли, пусть даже смешанный (то есть чтобы не было пересечений и рассогласований: она – за традиционный брак, а он – за товарищеский). Второй – чтобы каждый из компонентов необходимого для этой роли внутри- и внесемейного поведения взаимосоответствовал у мужа и жены. Например, традиционные роли предполагают со стороны жены рождение и воспитание детей, создание и поддержание дома, обслуживание семьи, преданное подчинение собственных интересов мужу, приспособляемость к зависимости и терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужа для сохранения гармонии семейных отношений в этом случае необходимы (строго последовательно) преданность матери своих детей, экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений, эмоциональная благодарность жене за принятие подчинённости и зависимости, обеспечение алиментов при разводе /48, с.120/.

Товарищеские роли требуют от жены сохранения внешней привлекательности, обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, поддержания полезных для мужа социальных контактов, живого и интересного духовного общения с мужем и гостями. От мужа – восхищения женой и рыцарского отношения к ней, ответной романтической любви и нежности, обеспечения средств для нарядов и развлечений, для социальных контактов и образования в сфере досуга и, конечно же, проведения досуга с женой.

Роли партнёров и от жены, и от мужа требуют экономического вклада в семью в соответствии с заработком, общей ответственности за детей, участия в домашней работе и разделения правовой ответственности. Но помимо этого мужу необходимо признать равный статус (положение) жены и согласиться с её равным участием в принятии любых решений, а от жены – готовность к отказу от рыцарства со стороны мужа, равной ответственности за поддержание статуса семьи, а в случае развода и отсутствия детей – отказ от материальной помощи /55, с.217/.

Степень совпадения (несовпадения) многочисленных, реализуемых в ролях представлений супругов весьма существенный момент, определяющий характер семейных отношений.

Таким образом, атмосфера любви крайне нужна для жизни человека и его формирования как личности. Она зачастую является необходимым и достаточным условием эффективного воспитания. По мнению А.И. Кочетова, любовь родителей друг к другу может стать главным фактором, воздействующим на ребенка. Именно любовь родителей друг к другу, а не только любовь к детям. Множество ошибок совершается молодыми людьми в начале семейной жизни, но ни одна из них так не вредна ребенку, как невнимание к собственному чувству взаимной любви. Когда отец и мать любят друг друга, то больше всего от их любви получает ребенок. И никакие педагогические меры не могут восполнить влияние любви супругов на ребенка.

В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности социального педагога с семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений /23, с.114/.

Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений /61, с.107/.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечении больного и адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного).

Как правило, школьный социальный педагог использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:

- Психолого-педагогические консультации на темы: "Роль семьи в развитии ребенка", "Семейная атмосфера", "Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка", "Супружеские конфликт и способы его преодоления", "Благоприятные семейные взаимоотношения", "Влияние семейных отношений на воспитание ребенка в семье" и т.д.

- Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т.д.

- Педагогические практикумы на следующие темы: "Какой вы родитель", "Супружеские взаимоотношения", "Какой у вас ребенок", "Претензии к моему ребенку", "Влияние супружеских отношений на воспитательный процесс" и т.д.

Объектом воздействия социального педагога могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья, в целом, как коллектив. Действуя в интересах семьи и ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит:

- установление контактов с семьей,

- выявление проблем и трудностей семьи,

- стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности,

- оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами: психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства.

Специалисты в области социальной педагогики М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузов, Е.Я. Тищенко, В.П. Дьяконов считают, что деятельность социального педагога с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое. Рассмотрим названные направления работы /44, с. 96/.

1) Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи /31, с. 55/

2) Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции социального педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

3) Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели /26, с.81/.

Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник.

Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.

Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений /19, с. 48/.

В работе социального педагога важнейшим звеном социально-педагогической помощи является работа с родителями. Цель такой работы состоит в повышении уровня родительской компетентности и тем самым в активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

Работа с родителями предполагает освещение таких проблем, как закономерности психического развития, роль наследственности и среды в формировании личности ребенка, значение активной деятельности ребенка, опосредованной общением со взрослыми. Особенно важной представляется работа социального педагога с родителями подростков и старшеклассников. Это связано, прежде всего, с тем, что зачастую родителей пугают изменения, происходящие с ребенком в подростком возрасте, они не всегда адекватно справляются с трудностями, сопровождающими подростковый период. Что касается юношеского возраста, то основная проблема, с которой сталкиваются родители, это затруднения ребенка в связи с профессиональным самоопределением. В связи с этим работа социального педагога должна быть направлена на осмысление родителями позитивного содержания возрастных кризисов и их значения, путей и способов перестройки системы отношений с ребенком как средства преодоления негативных проявлений в кризисах. При этом педагог должен стремиться раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть "сильные" стороны его личности, обратить внимание на "слабые" стороны и наметить пути их компенсации /18, с. 95/.

Эта работа, как и любая коррекция, может производиться в двух формах: индивидуальной и групповой. Эти формы работы могут быть представлены соответственно: 1)консультативной или психотерапевтической беседой; 2)родительскими группами; 3)коррекцией детско-родительских и семейных отношений, когда в процессе коррекции принимает участие вся семья. Индивидуальная работа может строится в виде консультационной или психотерапевтической беседы, в соответствии с правилами ведения беседы /6, с. 128/.

Социальные педагоги предлагают краткое описание правил ведения конструктивного диалога, что значительно уменьшает степень расхождения мнений и предупреждает возникновение конфликтов:

Правило 1. Выслушивать собеседника до конца, не перебивая и не критикуя его.

Правило 2. Излагая свою точку зрения, не противопоставлять ее точке зрения супруга. Признавать его право иметь свою собственную позицию по любому вопросу внутрисемейной жизни, не обязательно полностью совпадающую с позицией другого супруга.

Правило 3. Настраиваться на поиск компромисса в любом вопросе, и в первую очередь искать то общее, что есть в позициях обоих супругов. Пытаться сблизить их точки зрения по разным вопросам, а если это не удастся сделать, то отложить разговор по спорным вопросам на будущее.

Правило 4. Самостоятельно не предпринимать никаких действий, предварительно не согласовав их с другим супругом, не поставив его об этом в известность.

Правило 5. Исключить из своих высказываний и действий все, что вызывает раздражение у собеседника, может быть им воспринято и истолковано не так, как надо /39, с.42/

Таким образом, работая над проблемой супружеских взаимоотношений, социальный педагог и семья должны работать вместе против проблемы, а не друг против друга. Во-первых, беседа с родителями пройдет успешно, если удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если социальный педагог и родители воздержались от упреков и обвинений. В-третьих, если удачно сформулирована проблема воспитания и родители поняли и приняли эту формулировку. И, в-четвертых, если педагог и родители обсудили совместные действия.


2 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ФОРМИРОВАНИИИ И КОРРЕКЦИЯ СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

 

2.1 Социально-педагогическая диагностика супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание


Цель эмпирического исследования – изучить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений, выявить влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, разработать и провести социально – педагогическую помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13