бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье бесплатно рефераты


ПРИЛОЖЕНИЕ Е


Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)

Симптомокоплекс

Симптом

Балл

 

1

3

4

 

III.   Благоприятная семейная ситуация








II. Тревожность










III. Конфликтность в семье




IV. Чувство неполноценности в семейной ситуации











V. Враждебность в семейной ситуации

Общая деятельность всех членов семьи Преобладание людей на рисунке

Изображение всех членов семьи

Отсутствие изолированных членов семьи

Отсутствие штриховки

Хорошее качество линии

Отсутствие показателей враждебности

Адекватное распределение людей на листе

Другие возможные признаки

Штриховка

Линия основания – пол

Линия над рисунком

Линия с сильным нажимом

Стирание

Преувеличенное внимание к деталям

Преобладание вещей

Двойное или прерывистые линии

Подчеркивание отдельных деталей

Другие возможные признаки

Барьеры между фигурами

Стирание отдельных фигурами

Отсутствие основных частей тела у

некоторых фигур

Выделение отдельных фигур

Изоляция отдельных фигур

Неадекватная величина отдельных фигур

Несоответствие вербального описания

рисунка

Преобладание вещей

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1


0,1; 2,3

0,1

0,1

0,1

0,1; 2

0,1

0,1

0,1

0,1


0,2

0,1; 2

02

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1


0,2

 

Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи

Член семьи, стоящий спиной

Другие возможные признаки

Автор рисунка непропорционально маленький

Расположение фигур на нижней части листа

Линия слабая, прерывистая

Изоляция авторов от других

Маленькие фигуры

Неподвижная по сравнению с другими фигурами автора

Отсутствие автора

Автор стоит спиной

Другие возможные признаки

Одна фигурка на другом листе или на другой стороне листа

Агрессивная позиция фигуры

Зачеркнутая фигура

Деформированная фигура

Обратный профиль

Руки раскинуты в стороны

Пальцы длинные, подчеркнутые

Другие возможные признаки

0,1


0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

0,1


0,2


0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж


Результаты КРС

Условные обозначения:

благоприятная семейная ситуация (I)

тревожность (II)

конфликтность (III)

чувство неполноценности (IV)

враждебность (V)


Таблица Ж.3 – Результаты КРС

Код семьи

симптомокомплексы

баллы

примечание

 Семья 01

I

II

III

IV

V

0,5

0,4

0,2

0,1

0,1

В семье 01 симптомокомплексы по I – 0,5 балла, II- 0,4 балла, III – 0,2 балла, IV – 0,1 балла, V – 0,1 балла. Из этого видно, что в семье ребенок чувствует небольшую тревожность 0,4 (II), что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией 0,5 (I).

 Семья 02

I

II

III

IV

V

0,4

0,5

0,5

0,1

0,3

В семье 02 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,4 балла, II- 0,5 балла, III – 0,5 балла, IV – 0,1 балла, V – 0,3 балла. В этой семье самое большое количество баллов по параметру тревожность и конфликтность в семейной ситуации – 0,5 баллов (II, III).

 Семья 03

I

II

III

IV

V

0,7

0,2

01

0

0,1

В семье 03 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,7 балла, II- 0,2 балла, III – 0,1 балл, IV – 0 баллов, V – 0,1 балла. Семейная ситуация благоприятная – 0,7 баллов.

Семья 04

I

II

III

IV

V

0,5

0,5

0,2

0,1

0,1

В семье 04 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,5балла, II- 0,5 балла, III – 0,2 балла, IV – 0,1 балла, V – 0,1 балла. Ребенок чувствует тревожность 0,5 (II), что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией 0,5 (I).

 Семья 05

I

II

III

IV

V

0,6

0,4

0,3

0,1

0,1

В семье 05 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,6 балла, II- 0,4 балла, III – 0,3 балла, IV – 0,1 балла, V – 0,1 балла. Несмотря на общую благоприятную ситуацию, ребенок ощущает тревожность.

 Семья 06

I

II

III

IV

V

0,3

0,5

0,1

0

0,1

В семье 06 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,3 балла, II- 0,5 балла, III – 0,1 балла, IV – 0 баллов, V – 0,1 балла. Ребенок ощущает тревожность в семье – 0,5 балла.


 Семья 07

I

II

III

IV

V

0,9

0,1

0,1

0,1

0,1

В семье 07 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,9 балла, II- 0,1 балла, III – 0,1балла, IV – 0,1 балла, V – 0,1 балла. Благоприятная семейная ситуация.


 Семья 08

I

II

III

IV

V


0,2

0,6

0,4

0,2

0,1


В семье 08 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,2 балла, II- 0,6 балла, III – 0,4 балла, IV – 0,2 балла, V – 0,1 балла. Ребенок ощущает резко выраженную тревожность в семье – 0,6 балла. В этой семье высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность.

 Семья 09

I

II

III

IV

V

0,4

0,2

0,1

0,1

0

В семье 09 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,4 балла, II- 0,2 балла, III – 0,1 балла, IV – 0,1 балла, V – 0 баллов. Благоприятная семейная ситуация.

 Семья 10

I

II

III

IV

V

0,3

0,6

0,4

0,2

0,2

В семье 10 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,3 балла, II- 0,6 балла, III – 0,4 балла, IV – 0,2 балла, V – 0,2 балла. В этой семье высокий уровень тревожности, а также проявляется конфликтность.

 Семья 11

I

II

III

IV

V

0,4

0,4

0,3

0

0

В семье 11 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,4 балла, II- 0,4 балла, III – 0,3 балла, IV – 0 балла, V – 0 баллов. В этой семье ребенок чувствует тревожность 0,4 (II), что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией 0,4 (I), также присутствует конфликтность.

 Семья 12

I

II

III

IV

V

0,4

0,3

0,1

0,2

0,1

В семье 12 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,4 балла, II- 0,3балла, III – 0,1 балла, IV – 0,2 балла, V – 0,1 балла. В этой семье ребенок чувствует небольшую тревожность 0,3 (II). В целом присутствует благоприятная семейная ситуация.

 Семья 13

I

II

III

IV

V

0,7

0,2

0,1

0

0,1

В семье 13 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,7 балла, II- 0,2 балла, III – 0,1 балла, IV – 0 баллов, V – 0,1 балла. Благоприятная семейная ситуация.


 Семья 14

I

II

III

IV

V

0,4

0,4

0,3

0,2

0

В семье 14 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,4 балла, II- 0,4 балла, III – 0,3 балла, IV – 0,2 балла, V – 0 баллов. В этой семье ребенок чувствует тревожность 0,4 (II), хотя и присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией 0,4 (I).

 Семья 15

I

II

III

IV

V

0,7

0,3

0,1

0

0

В семье 15 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,7 балла, II- 0,3 балла, III – 0,1 балла, IV – 0 баллов, V – 0 баллов. Благоприятная семейная ситуация.



ПРИЛОЖЕНИЕ К


Результаты методики семейного взаимоотношения детей и взрослых в быту.


В семье 01 взаимоотношения неустойчивые (5 б).

В семье 02 взаимоотношения неустойчивые (5 б).

В семье 03 взаимоотношения адекватные, позитивные (8 б).

В семье 04 взаимоотношений позитивные (7 б).

В семье 05 взаимоотношения неустойчивые (5 б).

В семье 06 взаимоотношения носят неустойчивый характер (4 б).

В семье 07 взаимоотношений позитивные (7 б).

В семье 08 взаимоотношения неустойчивые (5 б).

В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные (9).

В семье 10 взаимоотношения носят негативный характер (1 б).

В семье 11 взаимоотношения неустойчивые (5 б).

В семье 12 взаимоотношения неустойчивые (5 б).

В семье 13 взаимоотношения стабильные, позитивные (9 б).

В семье 14 взаимоотношения неустойчивые (5 б).

В семье 15 взаимоотношений позитивные (общая сумма 7 б).


ПРИЛОЖЕНИЕ Л


Социально-педагогическая помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияние на семейное воспитание.

Цель социально-педагогической помощи: формирование и коррекция супружеских взаимоотношений и их влияние на семейное воспитание, снятие эмоционального дискомфорта.

Задачи:

По отношению к детям:

1.     Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.

2.     Увеличить уверенность в себе и поднять самооценку, предоставить подросткам возможность быть услышанным

3.     Увеличить доверие детей к родителям и уверенность в них.

4.     Обеспечить существование атмосферы открытости и близости в семейных отношениях

По отношению к родителям:

1.                 Оказать помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений.

2.                 Улучшить понимание закономерностей развития детей.

3.                 Углубить понимание собственного ребенка

4.                 Помочь развить разнообразные умения, важные в работе с детьми

5.                 Увеличить уверенность родителей в их собственных возможностях.

6.                 Усилить чувство тепла и доверия к детям

Форма коррекции: групповая.

Предмет коррекционной программы: влияние супружеских взаимоотношений в семье на семейное воспитание.

Объект коррекционной программы: полные семьи МОУ "Новогеоргиевской СОШ", Шимановского района.

Коррекционная программа проводится как игровое занятие для учеников и их родителей, состав группы 15 семей учащихся 7-го и 8-го классов. Длительность занятия 50 минут; на таком "игровом уроке" могут использоваться 4– 5 игр. Частота игровых занятий – 2 раза в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 блок: Диагностический.

Цель: Изучение с помощью социально-педагогической диагностики супружеских взаимоотношений и их влияние на семейное воспитание.

Первая группа методов направлена на изучение супружеских взаимоотношений со стороны ребёнка в семье. Для определения влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, нами были использованы следующие методы исследования для подростков:

- тестирование: 1. Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС), который предоставляет информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка /15, с.333/. 2.Анкета на изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту.

Вторая группа методов направлена на выявление супружеских отношений со стороны супругов. В ходе исследования супругов нами были использованы следующие методы:

- беседа;

-анкетирование;

-тестирование: 1. Тест супружеских отношений; Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко); Диалогический опросник межличностных отношений супругов (ДОМОС).

Данные методики просты в применении, а также позволяют выявить влияние супружеских взаимоотношений на семейное воспитание.

2 блок: Установочный.

Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сферы супругов и их детей.

Задачи:

Пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств.

Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.

Снижение эмоциональной нестабильности, повышение эмоционального фона.

1 ЗАНЯТИЕ

(проводится с супругами и детьми)

Упражнение "Какой я?"

Участники должны назвать свои положительные и отрицательные качества. Все качества обсуждаются отдельно с каждым учеником. Задача педагога – выделять хорошие качества, а плохие качества преобразовывать в хорошие. Можно провести беседу как положительные качества влияют на учебный процесс.

Упражнение "Я горжусь"

Игроки закрывают глаза, а ведущий просит их представить лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написано: "Я горжусь, что я …". После того как дети внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно "дописать" это предложение, а затем рассказать группе, что удалось дописать.

Упражнение "Пиктограмма".

Цель: научить участников обозначать предметы символами и значками, снять эмоциональное напряжение.

Участники зашифровывают (зарисовывают) в символах, значках любую сказку, а затем рассказывает её по своим записям.

Упражнение "Закорючка".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13