Влияние пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей на его социально-педагогическую адаптированность
·
ведомость.
Дети,
у которых высокий уровень адаптированности, всегда принимают себя, но нередко
не могут принять других. Они, так же, как дети со средним уровнем
адаптированности, «уходят» от проблем и чаще ведомы. Эти данные говорят о
«тонкой грани» перехода от среднего звена в высшее, либо из высшего в среднее.
В большей степени этот переход зависит от родителей. Социальному педагогу, в
данном случае, необходимо не упустить момент и помочь ребенку более успешно
адаптироваться, а не перейти в ряды детей, со средней адаптированностью.
Личностные
качества детей с высокой степенью адаптированности:
·
приятие
себя;
·
приятие
других;
·
ожидание
внутреннего контроля;
·
эмоциональный
комфорт (смотреть Приложение 9).
Сравнивая
результаты отношения детей к насилию, можно отметить, что большая часть из них
воспринимают наказание, как неизбежную и вполне нормальную часть своей жизни.
Для одних детей приемлемым наказанием является применение физической силы –
ремень, для других – ограничение прав. И всего лишь 20,5% считают, что детей
наказывать нельзя. Велика вероятность того, что дети, считающие наказание
нормой, во взрослой жизни будут применять насилие к своим детям.
Подводя
итог, можно сделать вывод о том, что существует тесная связь между наказаниями
и учебой. Для большинства родителей школьная успеваемость является оценкой
«хорошести» ребенка и успешности самих родителей в воспитании. Сочетание
наказаний и неудовлетворительной успеваемости – самый распространенный вариант
в практике и один из наиболее трудно поддающихся изменению. Ребенок, который
плохо учится, часто формирует защиту по типу «мне не нравится учиться», а
родители все общение с ним склонны формировать вокруг этой проблемы (смотреть Приложение
9).
В ходе исследования,
гипотеза, которая была выдвинута изначально, частично подтвердилась. Это
выражается в том, что не все дети, нужды которых пренебрегаются родителями, не
принимают себя и «уходят» от проблем. В некоторых случаях такие дети вполне
успешно адаптируются в обществе, но все же большинство из них испытывают
проблемы и затруднения во взаимоотношениях с другими людьми.
Исходя
из результатов изучения данной проблемы, составлены следующие рекомендации
социальному педагогу общеобразовательной школы по работе с детьми, нужды
которых пренебрегаются со стороны родителей:
1.
Вести
профилактическую работу с семьями «группы риска» по предотвращению насилия в
семье;
2.
Соблюдать
в работе с семьями «группы риска» и неблагополучными семьями принцип адресности
и конфиденциальности, осуществлять индивидуальный подход к каждой конкретной
семье;
3.
Совместно
с психологом оказать дезадаптированным детям, нужды которых пренебрегались родителями,
помощь в реадаптации;
4.
Помогать
детям, нужды которых пренебрегались родителями, в формировании
социально-положительных установок;
5.
Учитывать
ресурсы каждого ребенка; направлять их на изменение внутреннего негативного
отношения к себе и окружающим.
В
своей работе социальный педагог, занимающийся проблемой в данной области, может
пользоваться диагностическим инструментарием, который представлен в приложениях
(смотреть Приложение 1, 2, 3, 4, 5, 10,11).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа
предполагает ответы на следующие вопросы:
Какие существуют
категории жестокого обращения с детьми? В чем социальные причины возникающего в
семье напряжения, агрессии и пренебрежения нуждами ребенка? Какие последствия
проявляются у детей, подвергшихся насилию? Почему пренебрежение нуждами ребенка
со стороны родителей влияет на их социально-психологическую адаптацию? Сегодня
мы все чаще сталкиваемся с такими кризисными ситуациями, выход из которых
требует помощи компетентных специалистов – социальных работников, психологов,
педагогов, способных не только разобраться в этих ситуациях, выявить причины их
возникновения и возможные последствия, но и подобрать наиболее рациональный
путь выхода из кризиса.
Можно сделать вывод о
том, что отличительной особенностью российского менталитета является терпимое
отношение к насилию и жестокому обращению. Именно поэтому в нашей стране так
часто фиксируются факты жестокого обращения с детьми. Ребенок, явившийся
жертвой насилия, не усваивает социально-положительных отношений в общении с
людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни. Из
четырех видов жестокого обращения с детьми невозможно выделить те, которые не
оказывают влияния на будущую адаптацию ребенка. Дети,
пострадавшие от физического или сексуального насилия, вызывают сочувствие
окружающих, а дети с социально-педагогической запущенностью, как правило во
взрослой жизни не могут самостоятельно решать свои материальные проблемы и
ориентируются на помощь со стороны государства.
Пострадавшие
от насилия дети проявляют асоциальное и антисоциальное поведение: рано
приобщаются к употреблению алкоголя и наркотиков, получают различные физические
и психологические травмы, легко становятся участниками криминальных акций.
Бывшие жертвы превращаются в насильников, и происходит процесс воспроизводства
жестокости.
Таким
образом, дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы
форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации и
лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности,
безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей. Именно поэтому
адаптация таких детей, происходит гораздо сложнее, чем у детей, которые
воспитываются в благополучной семье и не обделены родительской заботой и
лаской.
Анализ литературных
источников показал, что данная тема является в настоящий момент очень актуальной
и злободневной. Решение таким явлениям может найти не каждый и, поэтому,
первоочередную помощь должны оказывать специалисты, имеющие достаточный уровень
знаний и опыта по данной проблеме.
Все обследуемые
воспитываются в малообеспеченных семьях – 100%. Это говорит о том, что недостаточность
заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными
материальными проблемами.
У детей с высоким и
средним уровнями адаптированности более ярко выражено такое личностное
качество, как приятие себя, а у детей с низким уровнем адаптированности - ведомость.
Сравнивая общие показатели, можно сделать вывод о том, что 50% обследуемых
ведомы. Также наблюдается большой процент детей, испытывающих эмоциональный
дискомфорт – 40,4%.
Количество полных семей
составляет 64%, неполных – 36%. Статистика свидетельствует о том, что данный
фактор не является превалирующим в отношении жестокого обращения с детьми.
Сравнивая
результаты отношения детей к насилию, можно отметить, что большая часть из них
воспринимают наказание, как неизбежную и вполне нормальную часть своей жизни.
Для одних детей приемлемым наказанием является применение физической силы –
ремень, для других – ограничение прав. И всего лишь 20,5% считают, что детей
наказывать нельзя. Велика вероятность того, что дети, считающие наказание
нормой, во взрослой жизни будут применять насилие к своим детям.
Большая
часть обследуемых имеют низкий уровень адаптированности. Это свидетельствует о
том, что дети, нужды которых пренебрегаются родителями, не способны налаживать
контакт с другими людьми, принимать их нормы и правила.
Все
эти качества мешают адаптироваться ребенку в обществе.
Дети
со средним уровнем адаптированности чаще всего испытывают эмоциональный
дискомфорт, как в семье, так и в окружении других людей. Они не способны брать
на себя руководящую деятельность, и почти всегда ведомы, что может отрицательно
повлиять на их дальнейшую трудовую деятельность. Также, одной из основных
показателей дезадаптированности является «уход» от проблем.
Дети,
у которых высокий уровень адаптированности, всегда принимают себя, но нередко
не могут принять других. Они, так же, как дети со средним уровнем
адаптированности, «уходят» от проблем и чаще ведомы. Эти данные говорят о
«тонкой грани» перехода от среднего звена в высшее, либо из высшего в среднее.
В большей степени этот переход зависит от родителей. Социальному педагогу, в
данном случае, необходимо не упустить момент и помочь ребенку более успешно
адаптироваться, а не перейти в ряды детей, со средней адаптированностью.
Подводя
итог, можно сделать вывод о том, что существует тесная связь между наказаниями
и учебой. Для большинства родителей школьная успеваемость является оценкой
«хорошести» ребенка и успешности самих родителей в воспитании. Сочетание
наказаний и неудовлетворительной успеваемости – самый распространенный вариант
в практике и один из наиболее трудно поддающихся изменению. Ребенок, который
плохо учится, часто формирует защиту по типу «мне не нравится учиться», а
родители все общение с ним склонны формировать вокруг этой проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алексеева
И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия,
помощь. – Москва, 2005.
2.
Быкова
Е.В. Профилактика насилия в семье. // Социальное обслуживание. – 2006. №4.
3.
Василькова
Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика, Москва/Издательский центр
«Академия», 2007.
4.
Григович
И.Н. Синдром жестокого обращения с ребёнком: Общие вопросы и физическое
насилие. – Петрозаводск, 2000.
5.
Защита
детей от жестокого обращения. / Под редакцией Волковой Е.Н. – Санкт- Петербург,
2007.
6.
Защита
детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга. / Под редакцией Е.Н.
Волковой. – Нижний Новгород, 2004.
7.
Зеленова
Т. Жестокое обращение с детьми как фактор социального сиротства. – 2006. №3.
8.
Зиновьева
Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной
ситуации. – Санкт – Петербург, 2003.
9.
Конвенция
о правах ребенка, конвенция ООН, Москва, 2006.
10.
Корчак
Я. Ребёнок в семье. // Социальная педагогика. – 2004. №4.
11.
Куликова
А.А., Защита прав ребенка. – Москва, Издательство Эксмо, 2005.
12.
Мардахаев
Л.В., Словарь по социальной педагогике, Москва, 2002.
13. Миллер
Э. Политические последствия дурного обращения с детьми. // Социальная
педагогика. – 2004. №4.
14. Насилие
и социальные изменения / Под ред. Пиксаковой М.М., Синельникова А.М.: Литограф,
2000.
15. Ожегов
С.И. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт
русского языка им. В. В. Виноградова – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.
16.
Педагогика:
научно-теоритический жур./ учредитель Трудовой коллектив редакции «Российская
Академия образования». – Волгоград, 2006, №5.
17.
Проблемы
насилия над детьми и пути их преодоления. / Под редакцией Волковой Е.Н. –
Санкт-Петербург, 2008.
18. Реан
А.А. Психология человека. От рождения до смерти. – Москва, 2002.
19.
Рыбинский
Е.М., Управление системой социальной защиты детства, Москва/Издательский центр
«Академия», 2004.
20.
Система
работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт.-сост. Н.А.
Маньшина. – Волгоград, 2007.
21.
Сьюзен
Линн. Проданное детство. / Издательство «Добрая книга», Москва, 2006.
22.
Холостова
Е.И., Социальная работа с семьей, Москва, 2007.
23. Целуйко
В.М. Психология неблагополучной семьи. – Москва, 2006.
24. Черепанова
Е.М. Психологический стресс. – Москва, 1996.
25. Шведова
Н.О. О насилии в отношении женщин // Насилие и социальные изменения. - 2000 -
№2-3.
26. Шнейдер
Л.Б. Психология семейных отношений. – Санкт-Петербург, 2001.
Приложение
1
Анкета-опросник
«Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для
учеников
Уважаемый
старшеклассник!
Просим
вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование
проводится с целью совершенствования психологической поддержки учебно-воспитательного
процесса.
Возможные
варианты ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте
тот из них, который соответствует вашему мнению. Данные будут представляться
только в обобщенном виде.
1.
Как вы думаете, требует ли обучение в вашей школе постоянного совершенствования
ваших возможностей?
Да
|
Пожалуй,
да
|
Не
могу сказать
|
Пожалуй,
нет
|
Нет
|
2.
Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «О» характеризует пребывание
в школе, которое очень не нравится: «9» - которое очень нравится. В какую бы из
клеток вы поместили бы свое мнение:
3.
Если бы переехали в другой район города, стали бы ездить на учебу в свою школу?
Да.
Не могу сказать. Нет
4.
Считаете ли вы, что обучение в школе помогает развитию:
а)
интеллектуальных способностей
Да
|
Пожалуй,
да
|
Не
могу сказать
|
Пожалуй,
нет
|
Нет
|
б)
жизненных умений
Да
|
Пожалуй,
да
|
Не
могу сказать
|
Пожалуй,
нет
|
Нет
|
5.
Если бы пришлось выбирать из всех школ района, выбрали бы вы свою?
Да.
Не могу сказать. Нет
6.
Какое настроение чаще всего бывает у вас в школе?
Обычно
плохое
|
Чаще
плохое
|
Не
влияет
|
Чаще
хорошее
|
Обычно
хорошее
|
7.
Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее
важных, с вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе.
Характеристики
школьной среды
|
В
какой степени вы удовлетворены каждой из выбранных вами характеристик?
|
|
В
очень большой степени
|
В
большой степени
|
Средне
|
В
небольшой степени
|
Совсем
нет
|
1.
Взаимоотношения с учителями
|
|
|
|
|
|
2.
Взаимоотношения с учениками
|
|
|
|
|
|
3.
Эмоциональный комфорт
|
|
|
|
|
|
4.
Возможность высказать свою точку зрения
|
|
|
|
|
|
5.
Уважительное отношение к себе
|
|
|
|
|
|
6.
Сохранение личного достоинства
|
|
|
|
|
|
7.
Возможность обратиться за помощью
|
|
|
|
|
|
8.
Возможность проявлять инициативу, активность
|
|
|
|
|
|
9.
Учет личных проблем и затруднений
|
|
|
|
|
|
10.
Внимание к просьбам и предложениям
|
|
|
|
|
|
1
1 . Помощь в выборе собственного решения
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|