Влияние пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей на его социально-педагогическую адаптированность
3 тип. Отказ от сопротивления
Этот
тип совладания детей и подростков с насилием оказался неоднородным. В нем
представляется возможным выделить два относительно самостоятельных подтипа [23,
c.57].
1.
Преимущественно фиксированный на проблеме тип реагирования.
Отказ
от сопротивления у этих пострадавших связан, в первую очередь, с их фиксацией
на «потенциальной неразрешенности» самой травматической ситуации. Отказ от
борьбы у таких несовершеннолетних, как правило, наступает на ранних этапах насилия.
Реже отказ является результатом длительного и неуспешного сопротивления. Таким
пострадавшим обычно свойственны: низкая самооценка, несовершенная
«Я-концепция», склонность к пессимистическому восприятию действительности,
личностная тревожность, сочетающаяся с переживанием беспомощности.
Парадоксальным образом самые близкие люди этих детей сами пассивно сопереживают
происходящее с ними. Они свою несостоятельность мотивируют опасениями ухудшить
ситуацию буллинга и тем самым фактически отказываются от защиты своих детей.
Аналогичная ситуация складывается и в учебных коллективах: дети и подростки
считают, что педагоги их не выслушают и не помогут, одноклассники же еще и
создадут новые проблемы. Переживание одиночества, которое часто реально
существует для этих детей, в сочетании с их постоянными страхами и сомнениями в
отношении целесообразности сопротивления, достаточно рано приводит пострадавших
к сознанию безнадежности защиты себя от насилия. Переживания депрессивного
спектра окончательно оформляют палитру чувств, присущую таким детям. По мере
продолжения насильственных эксцессов в их адрес, эти депрессивные проявления
становятся все более глубокими. Наконец, наступает такой момент, когда
визуально эта категория переживающих травлю детей начинает выглядеть, как рано
состарившиеся, пережившие горе взрослые люди. Именно в этот период они
становятся особенно суицидоопасными, начиная в жестоком обращении винить только
себя [19, c.83].
2.
Отрицание жестокого обращения.
Здесь
речь идет о детях и подростках, которые фактически отрицают творимое в их адрес
насилие. Причем достигают они это путем классических механизмов психологической
защиты: отрицания, вытеснения и рационализации. В первом случае дети отрицают –
не воспринимают очевидное. Во втором случае пытаются быстро «забывать»
очередной эпизод издевательства над ними. Наконец, в третьем случае они
пытаются оправдать «необычное» отношение в свой адрес какими-то собственными
«поводами» для ответной агрессии или вообще интерпретировать жестокое обращение
как нормативное поведение. Внешне эти дети выглядят как благодушные,
«весельчаки», ведут себя так, как будто бы ничего с ними не происходит. Насилие
в свой адрес они пытаются для окружающих перевести в шутку, в «обычную школьную
возню», в крайнем случае, в недоразумение. Они категорически отрицают свою
проблему как перед детьми, так и перед взрослыми – родителями и учителями.
Однако более глубокое и доверительное обсуждение их ситуации снимает их
личностную защиту. После чего за фасадом очевидной и неадекватной бравады
обнажается глубокое страдание этих детей. «Я-концепция» еще более незрелая.
Реальная возможность опереться на поддержку семьи и одноклассников еще более
проблематичная. Поэтому пристальное наблюдение за поведением таких детей
позволяет рано или поздно оценить его как неискреннее, игровое, связанное с
постоянным напряжением, при котором «игрок» (ребенок, подросток) находится на
грани срыва [19, c.85].
4 тип. Бегство от жестокого обращения.
Данная
категория подвергшихся насилию детей и подростков непосредственно избегает
любых контактов с агрессорами, вплоть до полного отказа от посещения мест,
связанных с жестоким обращением или с ним ассоциированных. В одних случаях речь
идет о соответствующей доминирующей поведенческой стратегии, в других – о
провоцирующих, запускающих механизмах бегства несовершеннолетних от уже
существующих социальных проблем.Эти дети отличаются особенно незрелой
«Я-концепцией», крайне низкой самооценкой, высоким уровнем тревожности, низким
или отрицательным статусом в сообществе учеников. Соответственно этому они
категорически отрицают саму возможность любой поддержки,от кого бы она ни
исходила. Именно они представляют высокий риск трансформации избегающего
поведения в аддиктивное, то есть ситуации, когда объяснимое и понятное на
первых этапах совладания с проблемой поведение перерастает в саму потребность в
бегстве как единственный фактор эмоционального комфорта личности. При этом
диапазон бегства может быть разнообразным: от ухода и бродяжничества до
развития других нехимических (игровая зависимость, интернет-зависимость) и
химических зависимостей [19, c.88].
5 тип. Проблемно-усугубляющее поведение
Последний
тип совладающего поведения можно было бы еще назвать псевдоактивным
сопротивлением. Причина выбора именно такого названия заключается
в том что, в отличие от первого типа подвергающихся агрессии, дети пятого типа
своим активным сопротивлением усугубляют виктимную ситуацию. Личностно им
присуща своеобразная дисгармония и противоречивость, тревожность и склонность к
бурному, аффективному реагированию на ситуацию фрустрации (препятствия).
Во
взаимоотношениях с ровесниками они конфликтны, отношения с родителями также во
многих случаях крайне напряженные. Восприятие учителей отличается
избирательностью или полным негативизмом. Ведущим психогенным механизмом
совладания с жестоким обращением выступает проекция, проявляющаяся зачастую в
сверхценном отношении к широкому кругу лиц, «причастных к насилию». В этом
плане у них есть некоторое совпадение с группой пассивно сопротивляющихся детей
и подростков. Однако если у последних агрессивное восприятие нейтральных и
дружественных одноклассников скорее является проявлением беспомощности и
отчаяния, то у псевдозащитников «образ врага» аффективно заряжен и является
источником зачастую брутальной ответной агрессии [6, с.49].
Вообще,
складывается впечатление, что насилие в адрес этих детей является для них
мощным поводом для объявления «непрерывной войны» против «своих врагов».
Конкретные действия, предпринимаемые в ответ третируемыми детьми против своих
обидчиков, носят несоразмерно жестокий характер. В результате даже там, где
можно было бы предотвратить очередной агрессивный эксцесс, они только очередной
раз усугубляют ситуацию. Полностью отрицая помощь со стороны окружающих, они,
тем не менее, обвиняют их в равнодушии и подстрекающем отношении к своей
ситуации. Итогом такого типа совладающего поведения у детей является не только
их неспособность самостоятельно справиться с проблемой насилия, но и дальнейшее
ее усугубление [19, c.94].
Следует
отметить, что вышеперечисленные типы совладающего поведения детей и подростков,
перенесших насилие, не являются абсолютно изолированными друг от друга. Ряд
детей и подростков в результате продолжающегося насилия и одновременного
ухудшения их семейной ситуации и взаимоотношений в среде ровесников, равно как
и с другими значимыми для них лицами, обнаруживают смену одних, более зрелых и
продуктивных типов другими, менее зрелыми и менее продуктивными. Аналогично
возможно и обратное развитие – от менее зрелых и менее продуктивных к более
зрелым и более продуктивным типам совладания с травлей, естественно, при
интенсивном и продолжительном изменении микросоциального фона и психокоррекции
пострадавших. Например, родители резко взялись за пресечение творимых актов
агрессии в отношении своих детей, администрация и учителя образовательного заведения
быстро организовали эффективную защиту жертв насилия, целый коллектив
одноклассников мужественно объявил бой агрессорам и взял под опеку унижаемых
одноклассников.
Обеспечение
мощной поддержки и реальная защита со стороны микросоциума может оказать в
определенных случаях сильнейшее, побуждающее к эффективной перестройке
защитного потенциала личности, воздействие. Реже такая позитивная трансформация
наблюдается у тех, подвергающихся жестокому обращению несовершеннолетних,
которые стали получать косвенную помощь взрослых: советы родителей, беседы с
учителями, работа с психологами и с психотерапевтами [22, c.45].
Таким
образом, дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы
форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации и
лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности,
безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей. Именно поэтому
адаптация таких детей, происходит гораздо сложнее, чем у детей, которые
воспитываются в благополучной семье и не обделены родительской заботой и
лаской.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ
ВЛИЯНИЯ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ НУЖДАМИ ребенка СО
СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ НА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТИРОВАННОСТЬ
2.1
Организация исследования
Цель практической части
заключается в выявлении личностных особенностей у детей с различным уровнем
адаптированности, нужды которых пренебрегались родителями.
Для проверки гипотезы
были выдвинуты следующие задачи:
1.
Выявить
особенности адаптации детей, нужды которых пренебрегались со стороны родителей;
2.
Разработать
рекомендации социальному педагогу для работы с детьми, нужды которых
пренебрегаются со стороны родителей.
Этапы практического
исследования:
1.
Подбор
диагностического инструментария;
2.
Формирование
выборки;
3.
Проведение
обследования детей, нужды которых пренебрегались родителями;
4.
Написание
выводов и разработка рекомендаций для социальных педагогов.
Выборка: в
обследовании приняли участие 44 подростка, в возрасте от 11 до 14 лет. Все
семьи, в которых воспитываются дети, с низким материальным положением. В состав
обследуемых входит девочка, мама и папа которой лишены родительских прав. В
данное время, находящаяся под опекой бабушки.
·
Дети
из благополучных семей – 2,3%;
·
Дети
из неблагополучных семей – 88,5%;
·
Дети
из семей «группы риска» - 9,1%;
База исследования: МОУ
«Тотемская СОШ №3»; МОУ «Тотемская СОШ №1» (смотреть Приложение 8).
Диагностический
инструментарий:
1.
Для
изучения степени адаптации подростков, нужды которых пренебрегаются родителями,
использовался опросник СПА К. Роджерса и Р. Даймонда (смотреть Приложение 10).
2.
Для
выявленияя когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений
ребенка о насилии применялась методика «Незаконченные предложения» (смотреть
Приложение 2).
3.
Для
исследования условий проживания ребенка заполнялся «Акт обследования
материально-бытовых условий семьи» (смотреть Приложение 11).
2.2
Анализ результатов и выводы
Данные,
полученные в ходе диагностического обследования можно представить в таблицах:
Таблица
2.1 - Дети, с высоким уровнем адаптации
Показатель
СПА
|
1.Приятие себя
|
2.Неприятие себя.
|
3.Приятие других
|
4.Неприятие других
|
5.Эмоциональный комфорт
|
6.Эмоциональный дискомфорт
|
7.Ожидание внутреннего контроля
|
8.Ожидание внешнего контроля
|
9.Доминирование
|
10.Ведомость
|
11. «Уход» от проблем
|
Ф.И.
|
А. К.
|
+
|
|
+
|
|
=
|
=
|
=
|
+
|
К. Ю.
|
+
|
|
=
|
=
|
=
|
=
|
|
К. В.
|
+
|
|
|
+
|
=
|
+
|
|
|
+
|
|
Т. Н.
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
|
Н. М.
|
=
|
=
|
=
|
=
|
=
|
|
Итог(%)
|
9,1
|
-
|
4,5
|
2,3
|
2,3
|
-
|
4,5
|
-
|
2,3
|
2,3
|
2,3
|
Таблица
2.2 - Дети, со средним уровнем адаптации
Показатель СПА
|
1.Приятие себя
|
2.Неприятие себя.
|
3.Приятие других
|
4.Неприятие других
|
5.Эмоциональный комфорт
|
6.Эмоциональный дискомфорт
|
7.Ожидание внутреннего контроля
|
8.Ожидание внешнего контроля
|
9.Доминирование
|
10.Ведомость
|
11. «Уход» от проблем
|
Ф.И.
|
А. К.
|
+
|
|
=
|
|
+
|
+
|
|
=
|
|
П. Е.
|
=
|
=
|
=
|
=
|
|
+
|
|
К. А.
|
+
|
|
=
|
|
+
|
=
|
=
|
|
М. С.
|
+
|
|
=
|
=
|
=
|
|
+
|
|
Д. И.
|
=
|
=
|
=
|
=
|
=
|
|
О. Д.
|
+
|
|
=
|
|
+
|
+
|
|
=
|
|
В. Е.
|
+
|
|
=
|
=
|
+
|
|
+
|
|
+
|
А. И.
|
=
|
+
|
|
+
|
|
=
|
=
|
|
К. К.
|
=
|
+
|
|
=
|
=
|
|
+
|
|
П. И.
|
=
|
=
|
+
|
|
=
|
=
|
|
Д. С.
|
=
|
=
|
|
+
|
=
|
|
+
|
|
М. С.
|
=
|
=
|
=
|
=
|
=
|
|
Ч. Ю.
|
+
|
|
+
|
|
=
|
+
|
|
=
|
|
С. Н.
|
+
|
|
=
|
=
|
+
|
|
+
|
|
|
К. С.
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
=
|
|
Р. К.
|
=
|
=
|
=
|
=
|
=
|
|
Итог(%)
|
18,2
|
-
|
9,1
|
-
|
4,5
|
11,4
|
11,4
|
2,3
|
4,5
|
9,1
|
2,3
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|