Влияние пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей на его социально-педагогическую адаптированность
·
родители
избегают контакта с учителями, отказываются от сотрудничества с ними;
·
родители
вместо занятий оставляют ребенка дома для присмотра за младшими детьми или
выполнения какой-либо работы;
·
родители
не заботятся о возможностях развития способностей ребенка;
·
родители
не интересуются школьными проблемами и успеваемостью ребенка [18, c.45].
Частые отсутствия в
школе становятся причиной трудностей в учебе и недоразумений с учителями. Это,
в свою очередь, нарастает как снежный ком и формирует страх перед школой и
всем, что с ней связано.
Исходя из этого, можно
сказать, что все компоненты жестокого обращения с ребенком взаимосвязаны.
Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального; сексуальное
насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается
ребенком как унижение [1, c.21].
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что отличительной особенностью российского менталитета
является терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. Именно поэтому в
нашей стране так часто фиксируются факты жестокого обращения с детьми. Ребенок,
явившийся жертвой насилия, не усваивает социально-положительных отношений в
общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни.
Из четырех видов жестокого обращения с детьми невозможно выделить те, которые
не оказывают влияния на будущую адаптацию ребенка.
Дети, пострадавшие от физического или сексуального насилия, вызывают сочувствие
окружающих, а дети с социально-педагогической запущенностью, как правило во
взрослой жизни не могут самостоятельно решать свои материальные проблемы и
ориентируются на помощь со стороны государства.
1.2
Социально-психологические особенности подростков, переживших жестокое обращение
в семье
Степень
тяжести последствий перенесенного насилия зависит от тяжести самого насилия.
Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и
невнимательного отношения к детям.
К
ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота,
головные боли, потеря сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, характерные для
синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут. К
ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на
любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии,
возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой
заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен
острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста
возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности,
неполноценности [21, c.91].
Среди
отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения
физического и психического развития ребенка, различные соматические
заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.
Нарушения
физического и психического развития. У
большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические
наказания, эмоциональное и другие виды насилия, имеются признаки задержки
физического и нервно-психического развития. Дети, подвергшиеся жестокому
обращению, часто отстают в росте, массе или в том и в другом от своих
сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно
хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются
«дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. Да и внешне
дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и
эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных
условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные
волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности
-педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела [16, c.59].
Различные
заболевания как следствие жестокого обращения.
Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер.
Например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних
органов различной степени тяжести, переломы костей и др. При сексуальном
насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем:
инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД,
острые и хронические инфекции мочеполовых путей и т.д.
Независимо
от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания,
которые относятся к психосоматическим: ожирение или , наоборот, резкая потеря
веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом)
насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при
сексуальном насилии – необъяснимые боли внизу живота. Часто у детей развиваются
такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез, энкопрез,
некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу
случайных травм, отравлений [18, c.74].
Психические
особенности детей, пострадавших от насилия. Практически все
дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения,
пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с
определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями,
отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Дети,
подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего
изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных.
Некоторые
из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в
другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками [10, c.38].
Дети,
пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о
сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими
детьми или с игрушками.
Наиболее
универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное, насилие
является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению
психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой
переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность в
собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого
ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение со сверстниками
затруднено. Среди этих детей, даже когда они становятся взрослыми, отмечается
высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства,
безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у
подростков, могут наблюдаться попытки суицида [20, c.55].
Социальные
последствия жестокого обращения с детьми. Можно
выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для
жертвы и для общества.
Дети,
пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены
связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не
обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в
школе, и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия зачастую находят в
криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них
пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие
уголовно наказуемые действия [16, c.61].
Любой
вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие
особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для
общества.
Девочки
нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушиться половая
ориентация. И те, и другие впоследствии испытывают трудности при создании
собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не
решены их собственные эмоциональные проблемы [3, c.16].
Каковы
же общественные потери от происходящего насилия над детьми? Это, прежде всего,
потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их
самоубийств. И наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку
бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.
Правонарушения
и преступления подростков как последствия насилия.
Дети,
живущие в семьях группы риска, вынуждены сами заботиться об удовлетворении
своих потребностей, порой избирая для этого противоправные действия. Испытав на
себе жестокое обращение и насилие, дети и подростки сами совершают насилие, им
свойственна агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение, и как
результат – они оказываются на скамье подсудимых.
Социологические
исследования свидетельствуют о том, что несовершеннолетние преступники, как
правило, вырастают в семьях, которые отличает низкий уровень материальной
обеспеченности, частые конфликты, родительский алкоголизм, напряженные
отношения между членами семьи, что создает хроническую психотравматическую
индивидуальность ребенка, которая придает личности антиобщественную
направленность.
Задача
социального педагога – создать такую педагогическую ситуацию, чтобы помочь
ребенку выйти из кризиса, учитывая, что такие дети очень привязываются к
воспитателю [2, c.302].
Можно
сказать, что пострадавшие от насилия дети проявляют асоциальное и
антисоциальное поведение: рано приобщаются к употреблению алкоголя и
наркотиков, получают различные физические и психологические травмы, легко
становятся участниками криминальных акций. Бывшие жертвы превращаются в
насильников, и происходит процесс воспроизводства жестокости.
1.3
Социально-психологическая адаптация и адаптированность детей, пострадавших от
жестокого обращения
Адаптация
– это приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям
среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем,
органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [12,
c.11].
Социальная
адаптированность человека – приспособленность человека к условиям конкретной
социальной среды. [12, c.14].
Типологизировать
детей и подростков, пострадавших от жестокого обращения, с практической точки
зрения целесообразно по критерию активного сопротивления своим агрессорам.
Именно активное сопротивление, активное разрешение тяжелой виктимной ситуации в
итоге определяют как продолжительность, так и массивность данного вида
психотравматического воздействия на несовершеннолетних. В конечном счете, речь
идет об эффективности совладающего поведения. Напомним, что в концепции
совладающего поведения, разработанной в конце прошлого века Р.Лазарусом,
основной упор делается на взаимосвязь личностных ресурсов, ориентации на помощь
окружающих и некоторых других факторов адаптации человека, с одной стороны, с
последующими успехом или неудачей в преодолении им тяжелой жизненной ситуации,
с другой стороны. Предполагается, что гармоничные личности с хорошей зрелой,
развитой «Я-концепцией» (адекватная самооценка, адекватная самодостаточность,
адекватная самоуверенность), низким уровнем тревожности, умеющие брать
ответственность за происходящее и умеющие доверять другим людям, более
эффективно справляются с возникающими на их пути проблемами. В детском и
подростковом возрасте в силу незавершенности формирования личности на
положительное совладающее поведение требуется значительно больше энергетических
затрат, усилий и самоконтроля, чем у взрослых. Параллельно идет процесс
эмоционального и интеллектуального совладания с трудной жизненной ситуацией [24,
c.84].
Когда
речь идет о поведенческих стратегиях, то имеется в виду смена самой
деятельности или ее формы: активное сотрудничество, поиск поддержки
(переключение), отвлекающая деятельность, уход от проблемы.
Стратегии
эмоционального совладания проявляются в разнообразных по
силе и качеству переживаниях, причем в младшем школьном возрасте это
преимущественно отрицательные эмоции: раздражение, обида, страдание или
эмоциональное самоустранение [25, c.56].
Стратегии
интеллектуального совладания предполагают
конкретную работу детей и подростков с информацией: отключение или переключение
мыслей на другие, игнорирование неприятной ситуации, поиск дополнительной
информации, анализ последствий ситуации, относительность в оценках и придание
нового значения и смысла неприятной ситуации [25, c.57].
Таким
образом, в рамках концепции совладания по критерию активного сопротивления выделяются
следующие типы адаптации детей и подростков к этому виду
переживаемой или затяжной психотравмы:
1
тип. Активное сопротивление;
2
тип. Пассивное сопротивление;
3
тип. Отказ от сопротивления;
4
тип. Бегство от травли;
5
тип. Проблемно-усугубляющее поведение.
1 тип. Активное сопротивление
Для
этого типа характерны, в первую очередь, ориентация детей и подростков на
поддержку и постоянные попытки самостоятельно договориться с агрессорами. Такие
дети адекватно используют помощь всех значимых людей, на которых они в этой
ситуации могут положиться. Эта помощь честная, объективно своевременная и
необходимая. Причем помощи предшествует их активная деятельность по налаживанию
мира с обидчиками. Они реально оценивают свои возможности, в первую очередь,
физические [23, с.39].
На
первых этапах они мужественно могут вступать в силовое противоборство, при этом
реально оценивают свои шансы на очередную победу. Иногда несколько успешных
эпизодов самозащиты бывает достаточно, чтобы насилие прекратилось. Друзей,
педагогов и родителей они привлекают, в первую очередь, как мудрых советчиков и
лишь затем как реальных защитников. Их не удручает то обстоятельство, что
некоторые из их «доверенных лиц» по разным причинам отказываются им помогать.
Они верят в оставшихся членов «группы поддержки» и ищут новых [1, с.28].
Одновременно осуществляют поиск новых путей налаживания мира. Они хотят
навсегда устранить эту проблему. Они честно соглашаются и пытаются исправить,
устранить те свои личностные «минусы», если таковые имеются, которые, по мнению
поддерживающих, способствуют продолжению травли. Они не падают духом, способны
максимально эмоционально не вовлекаться в ситуацию. Все отрицательные эмоции,
переживаемые ими в связи с ситуацией, преходящие и носят преимущественно
инструментальный характер, например, как страх. Для них страх конкретизирован в
возможность тяжелого физического насилия. Страх потери авторитета, имиджа и
т.д. им абсолютно не свойственен. Также иногда возникает гнев, который никогда
не перерастает в ненависть. Они происходящее не воспринимают фатально,
переживания страдания и отчаяния им не свойственны. Их оптимизм реальный,
основанный, в первую очередь, на вере в себя и своих защитников. Они «не
сдаются без боя», отстаивая свое право продолжать учебу там, где они ее
продолжают, или отдых в том оздоровительном лагере, где они отдыхают, и где, за
исключением ситуации насилия, им интересно и здорово [23, c.41].
2 тип. Пассивное сопротивление
По
сравнению с первым типом совладания с ситуацией жестокого обращения,
пострадавшие от него не могут и не умеют активно сопротивляться. Зато у них
проявляется весь спектр пассивного сопротивления, пассивного протеста: от плача
и истерики с попытками самозащиты в случае физического насилия до уже выше
названных психосоматических реакций: усиление заикания, невротические тики,
энурез, энкопрез и т.д. [23, с.44].
Им
же свойственны реакции по типу смещения своих отрицательных переживаний в связи
с жестоким обращением на младших, слабых и близких людей. При очередных случаях
насилия они быстро теряются, вплоть до потери полного самообладания,
импульсивно ищут поддержку. В такие моменты они напоминают детей значительно
более младшего возраста, переживающих беспомощность. Если они ее сразу же не
находят, теряются еще больше и перестают доверять своей прежней «команде
поддержки». Причем делают они это в отношении тех лиц, которые искренне хотят
им помочь. В результате этим часто отталкивают этих людей от себя. Если же
поддержка есть, то они пытаются манипулировать ими, что в итоге также
отталкивает последних от них [5, с.57].
Опасность
такого незрелого сопротивления состоит еще и в том, что эти пострадавшие
переносят свои тревожные ожидания очередной агрессивной атаки не только на
обидчиков, которые в определенное время не имеют против них каких-либо дурных
намерений, но и на нейтральных и даже на дружественных им людей. Этим детям
очень тяжело не вовлекаться эмоционально в очередную агрессивную ситуацию.
Порой это вовлечение «выбивает» их на несколько часов (уроков) или даже дней. В
такие периоды они практически не работоспособны и не контактны. Чрезвычайная
обидчивость, плаксивость, истеричность и, наконец, озлобленность – вот те
преобладающие эмоции, которые переживаются этими детьми, делают их несчастными
и раздражают окружающих. Гипертрофированная жалость к себе в такие периоды
может блокировать другие эмоции, в том числе и положительные. Искренние попытки
взрослых и товарищей как-то их подбодрить, развеселить натыкаются на новые
волны обиженного брюзжания. Анализ ситуации, связанной с насилием в свой адрес,
проводимый такими детьми и подростками, часто приводит к двум серьезным
негативным выводам:
1.
«Все происходящее со мной полностью связано только с обидчиками. У меня
каких-либо изъянов нет».
2.
«Все чрезвычайно плохо, а будет еще хуже». То есть здесь речь идет о
формировании так называемого катастрофического мышления, которое в дальнейшем
может привести к переживанию безнадежности [23, c.56].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|