бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей на его социально-педагогическую адаптированность бесплатно рефераты

Причинами безразличного отношения к нуждам своих детей могут быть личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью и связанные с финансовыми проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями в семье и т.д. Во многом взаимоотношения детей и родителей зависят и от социального статуса семьи [5, c.84].

Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Пренебрежение нуждами ребенка имеет место не только в случае, когда в семье отсутствуют материальные средства, иногда родители или лица, их заменяющие, ведут себя так, злоупотребляя своими правами и пользуясь беззащитностью и зависимым положением ребенка [4, c.13].

Формы пренебрежения нуждами ребенка:

·                   оставление ребенка без присмотра;

·                   непредоставление ребенку питания, одежды, жилья;

·                   непредоставление медицинской помощи ребенку;

·                   отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);

·                   отсутствие возможности получения адекватного образования и др.

Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными проблемами. Однако, несмотря на то, что многие дети из таких семей страдают от нехватки одежды, еды, сладкого и т.п., во многих малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой, участием [19, с.92].

В противном случае дефицит внимания со стороны родителей приводит к тому, что ребенок развивается в эмоционально и информационно бедной среде, им никто специально не занимается, а сам ребенок не способен обеспечить себе необходимые условия для нормального развития.

Дети из таких семей часто либо с очень раннего возраста помещаются в круглосуточные ясли, детские сады, санатории и т.п., либо вовсе не посещают дошкольные учреждения, так как родители не способны регулярно отводить и забирать их, следить за внешним видом, удовлетворять требованиям детского учреждения, оплачивать пребывание в нем. Нехватка внимания и заботы зачастую приводит к задержкам физического и психического развития, которые, как правило, обнаруживаются в момент поступления ребенка в школу [19, c.93].

В этих случаях обычно оказывается, что ребенок не готов начать обучение в школе. Кроме того, многие дети из неблагополучных семей, в силу разных причин, не начинают обучение в школе вовремя. Иногда это связано с отсутствием необходимых документов (прописки, документов на ребенка и др.), иногда - с нежеланием ребенка посещать школу (родители не настаивают), иногда родителям просто «не до ребенка». Часто при начале обучения впервые определяются задержки в интеллектуальном развитии, преимущественно вызванные социально-педагогической запущенностью [4, с 30].

Если ребенок поступает в школу позже обычного возраста, он подвергается насмешкам детей, в кругу сверстников начинает остро чувствовать материальное неблагополучие своей семьи, что не способствует его адаптации к школьной жизни. При более благоприятных обстоятельствах ребенок начинает учиться вовремя, но зачастую его все равно ожидают трудности:

·                     ему трудно усваивать учебный материал, в связи с невысоким уровнем общего развития или неврологическими проблемами;

·                     он физически ослаблен и часто пропускает занятия по болезни;

·                     его дразнят за внешний вид (плохая одежда, неприятный запах и т.п.);

·                     его ругают за плохое поведение (трудности самоконтроля, двигательная расторможенность, повышенная утомляемость от занятий и др.);

·                     он не пользуется поддержкой учителя;

·                     его наказывают дома за плохие отметки и за вызовы родителей в школу;

·                     он начинает прогуливать уроки;

·                     в связи с неуспеваемостью его могут оставить на второй год, либо перевести в коррекционный класс.

Все перечисленные трудности способствуют тому, что он будет чувствовать себя в школе несостоятельным и частично или полностью «выпадет» из процесса обучения. У ребенка формируется стойкий негативизм к школе и любому обучению вообще. Как правило, снова возникает вопрос об интеллектуальной полноценности ребенка, о возможности его обучения. Хроническое чувство неуспешности и отвращение к школе приводит к тому, что в качестве альтернативных вариантов, у ребенка остается пребывание дома или в уличной компании [4, c.39].

При психологическом обследовании в этих случаях выявляется определенная структура интеллекта. Общий показатель интеллекта соответствует либо низкой норме, либо пограничной умственной отсталости. Невербальный интеллект при этом может быть хорошо развитым, а в структуре вербального интеллекта выявляется недостаточность общих знаний, словарного запаса и плохая ориентированность в социальных вопросах.

Социально-педагогическая запущенность является одним из видов неправильного обращения с ребенком, в частности, многими авторами она квалифицируется как neglect - пренебрежение нуждами ребенка, не предоставление ему возможностей развиваться, получать образование [4, c.26].

При этом, если дети, пострадавшие от других видов насилия (физического, сексуального), вызывают сочувствие окружающих, то дети с социально-педагогической запущенностью, как правило, отвергаются, их часто ругают, над ними смеются и т.п., что способствует снижению и без того невысокой самооценки и еще больше обостряет школьные проблемы.

Помощь таким детям оказывать очень трудно в силу переплетенности разных проблем: сформированного у ребенка недоверия к окружающим, нарушенной мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей несостоятельности [5, с.45].

Статистика пренебрежения нуждами ребенка показывает, что пренебрежение нуждами ребенка наиболее распространено в младшей возрастной группе – 23% случаев касались детей в возрасте от рождения до двух лет. Плохой уход, пренебрежения нуждами ребенка чаще исходит от женщин (61%), чем от мужчин (39%).

Безразличное отношение к своим детям может быть вызвано не только уже приводящимися причинами (личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью), но его причиной также может являться специфическое отношение к ребенку: он нелюбимый, нежеланный и т.д. Во многом взаимоотношения родителей и детей зависят от социального статуса семьи [7, c.37].

В большинстве случаев уже по внешним признакам можно судить, что ребенок воспитывается в атмосфере безразличия и пренебрежения. Он плохо растет, не набирает веса, так как постоянно голодает, попрошайничает или даже крадет пищу; находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, не опрятен; не получает должной медицинской помощи (нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи и т.д.); не ходит в школу или прогуливает ее [20, c.46]. Педагоги и психологи, работая с этой категорией детей, отмечают у них повышенную утомляемость, апатичность, различного рода отклонения в поведении.

Основные виды пренебрежения нуждами ребенка:

1)                отказ от ребенка: дети, от которых отказались совсем или на продолжительное время;

2)                недостаток заботы:

·                   очень маленькие дети, оставленные без присмотра;

·                   дети оставлены под присмотром других детей, которые слишком малы, чтобы заботиться о младших;

·                   дети, о которых мало заботятся в течение длительного времени, не обращают внимания на то, что они занимаются опасной деятельностью;

3)                отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены:

·                   дети одеты не по погоде, постоянно болеют простудными заболеваниями;

·                   дети с обморожениями или с солнечными ожогами, что связано с отсутствием подходящей одежды, ухода и внимания;

·                   сыпь и другие кожные заболевания, появившиеся в результате плохой гигиены;

·                   дети постоянно грязные, гигиенически запущенные;

4)                нехватка медицинской помощи: дети, чьи потребности в медицинской помощи не удовлетворены;

5)                недостаток соответствующего образования: дети, которые постоянно пропускают занятия в школе или вообще не посещают школу;

6)                недостаток необходимого питания:

·                   дети, которых мало кормят или кормят некачественной пищей;

·                   дети, которые постоянно жалуются на голод, ищут еду в мусорных баках, выпрашивают и т.д.;

·                   дети с сильным отставанием в физическом развитии;

7)                нехватка необходимого крова:

·                   структурно небезопасное жилье, открытая электрическая проводка и т.д.;

·                   слишком сильное или плохое отопление;

·                   антисанитарные жилищные условия.

Не все эти показатели в отдельности указывают на пренебрежение нуждами ребенка. Необходимо рассматривать ситуацию в целом, оценивая разные данные о ребенке и его семье [5, c.84].

Эмоциональная заброшенность - это неудовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

Действия родителя, оставляющего ребенка без эмоционального общения и заботы:

·                   равнодушное отношение к нуждам ребенка и отказ в их удовлетворении;

·                   отсутствие одобрения ребенка;

·                   игнорирование ребенка, т.е. невнимание к нему, неуважение его как личности;

·                   отсутствие и нежелание эмоциональной близости с ребенком (родитель не гладит ребенка по голове и не берет его на руки). Обычно родители утешают и поддерживают ребенка, когда он несчастен или испытывает боль, и позднее ребенок сам учится регулировать свою эмоциональную жизнь. Родители, которые пренебрегают ребенком, отвергают его, прежде всего в эмоциональном плане, оставляя наедине с непосильными для него отрицательными чувствами. Не обеспечивая ребенка положительными эмоциями, они лишают его эмоциональной защиты и чувства безопасности.

Поэтому он не приобретает и подходящих навыков для регулирования своей эмоциональной жизни, что существенно затрудняет его развитие. Нарушения эмоциональной жизни заброшенного или подвергшегося насилию ребенка, проявляются, прежде всего, в виде эмоциональной нестабильности, эмоционального равнодушия, перевеса отрицательных чувств над положительными [8, c.79].

Эмоциональная неустойчивость - большие колебания между отрицательными и положительными эмоциями характерны для детей, забота о которых была очень непоследовательной. Равнодушие и депрессивность чаще свойственны заброшенным детям. Они в одинаковой степени мало испытывают и проявляют как положительные, так и отрицательные чувства. Для детей, с которыми грубо обращались или в отношении которых были допущены злоупотребления, в основном характерно преобладание отрицательных чувств над положительными. Они очень редко выражают положительные эмоции. Их основные чувства - гнев, ярость, страх, волнение. Всем детям, испытавшим плохое обращение, трудно говорить о своих чувствах без тяжелых переживаний [14, c.61].

Поскольку их словарный запас для выражения чувств очень ограничен, они часто не могут найти подходящих слов для выражения своего настроения, проявляя его невербально: в игре, рисовании, психосоматических жалобах. Подвергшимся насилию детям особенно трудно понять такие чувства, как страх, тревога, смятение.

Эмоциональный мир этих детей характеризуется не только преобладанием отрицательных чувств, но и отсутствием умения справляться с ними, контролировать их. Поэтому для развития способности регулировать свои эмоции совершенно необходимо, чтобы взрослый устанавливал границы, утешал и руководил ребенком [24, c.46].

Резюмируя, можно сказать, что в случае эмоционального пренебрежения не удовлетворяются базовые потребности ребенка во внимании, любви, общении и защищенности.

Заброшенность здоровья ребенка - это бездействие со стороны родителя по поддержанию или восстановлению здоровья ребенка, которое выражается в следующих формах:

·                   отсутствует систематическая диспансеризация ребенка (проверки здоровья), необходимая в его возрасте;

·                   родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур (очередная вакцинация, лабораторное и диагностическое обследование и пр.) или избегают их;

·                   ребенку не покупают необходимые лекарства;

·                   ребенку дают заведомо неправильные либо некачественные лекарства или в неправильной дозировке;

·                   в случае серьезной травмы не обращаются к врачу;

·                   не обращают внимания на соматические жалобы ребенка и вовремя не обращаются к врачу [18, с.44].

Пренебрежение образованием ребенка - это бездействие и отсутствие поддержки, оказываемой ребенку, в получении образования, что приводит к недостаточному развитию и применению способностей ребенка и выражается в следующих ситуациях:

·                   ребенок часто опаздывает в школу;

·                   ребенок часто пропускает занятия;

·                   родители утром не будят ребенка в нужное время, чтобы он успевал к началу занятий;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8