Влияние пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей на его социально-педагогическую адаптированность
Причинами безразличного
отношения к нуждам своих детей могут быть личностные особенности родителей,
наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью и
связанные с финансовыми проблемами, потерей работы, состоянием здоровья,
взаимоотношениями в семье и т.д. Во многом взаимоотношения детей и родителей
зависят и от социального статуса семьи [5, c.84].
Типичным примером
пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что
приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и
здоровья ребенка последствиям.
Пренебрежение нуждами
ребенка имеет место не только в случае, когда в семье отсутствуют материальные
средства, иногда родители или лица, их заменяющие, ведут себя так,
злоупотребляя своими правами и пользуясь беззащитностью и зависимым положением
ребенка [4, c.13].
Формы пренебрежения
нуждами ребенка:
·
оставление
ребенка без присмотра;
·
непредоставление
ребенку питания, одежды, жилья;
·
непредоставление
медицинской помощи ребенку;
·
отсутствие
должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
·
отсутствие
возможности получения адекватного образования и др.
Недостаточность заботы
о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными
материальными проблемами. Однако, несмотря на то, что многие дети из таких
семей страдают от нехватки одежды, еды, сладкого и т.п., во многих
малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой,
участием [19, с.92].
В противном случае
дефицит внимания со стороны родителей приводит к тому, что ребенок развивается
в эмоционально и информационно бедной среде, им никто специально не занимается,
а сам ребенок не способен обеспечить себе необходимые условия для нормального
развития.
Дети из таких семей
часто либо с очень раннего возраста помещаются в круглосуточные ясли, детские
сады, санатории и т.п., либо вовсе не посещают дошкольные учреждения, так как
родители не способны регулярно отводить и забирать их, следить за внешним
видом, удовлетворять требованиям детского учреждения, оплачивать пребывание в
нем. Нехватка внимания и заботы зачастую приводит к задержкам физического и
психического развития, которые, как правило, обнаруживаются в момент
поступления ребенка в школу [19, c.93].
В этих случаях обычно
оказывается, что ребенок не готов начать обучение в школе. Кроме того, многие
дети из неблагополучных семей, в силу разных причин, не начинают обучение в
школе вовремя. Иногда это связано с отсутствием необходимых документов
(прописки, документов на ребенка и др.), иногда - с нежеланием ребенка посещать
школу (родители не настаивают), иногда родителям просто «не до ребенка». Часто
при начале обучения впервые определяются задержки в интеллектуальном развитии,
преимущественно вызванные социально-педагогической запущенностью [4, с 30].
Если ребенок поступает
в школу позже обычного возраста, он подвергается насмешкам детей, в кругу
сверстников начинает остро чувствовать материальное неблагополучие своей семьи,
что не способствует его адаптации к школьной жизни. При более благоприятных
обстоятельствах ребенок начинает учиться вовремя, но зачастую его все равно
ожидают трудности:
·
ему
трудно усваивать учебный материал, в связи с невысоким уровнем общего
развития или неврологическими проблемами;
·
он
физически ослаблен и часто пропускает занятия по болезни;
·
его
дразнят за внешний вид (плохая одежда, неприятный запах и т.п.);
·
его
ругают за плохое поведение (трудности самоконтроля, двигательная
расторможенность, повышенная утомляемость от занятий и др.);
·
он
не пользуется поддержкой учителя;
·
его
наказывают дома за плохие отметки и за вызовы родителей в школу;
·
он
начинает прогуливать уроки;
·
в
связи с неуспеваемостью его могут оставить на второй год, либо перевести в
коррекционный класс.
Все перечисленные
трудности способствуют тому, что он будет чувствовать себя в школе
несостоятельным и частично или полностью «выпадет» из процесса обучения. У
ребенка формируется стойкий негативизм к школе и любому обучению вообще. Как
правило, снова возникает вопрос об интеллектуальной полноценности ребенка, о
возможности его обучения. Хроническое чувство неуспешности и отвращение к школе
приводит к тому, что в качестве альтернативных вариантов, у ребенка
остается пребывание дома или в уличной компании [4, c.39].
При психологическом
обследовании в этих случаях выявляется определенная структура интеллекта. Общий
показатель интеллекта соответствует либо низкой норме, либо пограничной
умственной отсталости. Невербальный интеллект при этом может быть хорошо
развитым, а в структуре вербального интеллекта выявляется недостаточность общих
знаний, словарного запаса и плохая ориентированность в социальных вопросах.
Социально-педагогическая
запущенность является одним из видов неправильного обращения с ребенком, в
частности, многими авторами она квалифицируется как neglect - пренебрежение
нуждами ребенка, не предоставление ему возможностей развиваться, получать
образование [4, c.26].
При этом, если дети,
пострадавшие от других видов насилия (физического, сексуального), вызывают
сочувствие окружающих, то дети с социально-педагогической запущенностью, как
правило, отвергаются, их часто ругают, над ними смеются и т.п., что
способствует снижению и без того невысокой самооценки и еще больше обостряет
школьные проблемы.
Помощь таким детям
оказывать очень трудно в силу переплетенности разных проблем: сформированного у
ребенка недоверия к окружающим, нарушенной мотивации к продуктивной
деятельности и привычного чувства своей несостоятельности [5, с.45].
Статистика пренебрежения
нуждами ребенка показывает, что пренебрежение нуждами ребенка наиболее
распространено в младшей возрастной группе – 23% случаев касались детей в
возрасте от рождения до двух лет. Плохой уход, пренебрежения нуждами ребенка
чаще исходит от женщин (61%), чем от мужчин (39%).
Безразличное отношение
к своим детям может быть вызвано не только уже приводящимися причинами
(личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в
прошлом, стрессы, испытываемые личностью), но его причиной также может являться
специфическое отношение к ребенку: он нелюбимый, нежеланный и т.д. Во многом
взаимоотношения родителей и детей зависят от социального статуса семьи [7, c.37].
В большинстве случаев
уже по внешним признакам можно судить, что ребенок воспитывается в атмосфере
безразличия и пренебрежения. Он плохо растет, не набирает веса, так как
постоянно голодает, попрошайничает или даже крадет пищу; находится без
присмотра, не имеет подходящей одежды, не опрятен; не получает должной
медицинской помощи (нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая
гигиена кожи и т.д.); не ходит в школу или прогуливает ее [20, c.46].
Педагоги и психологи, работая с этой категорией детей, отмечают у них
повышенную утомляемость, апатичность, различного рода отклонения в поведении.
Основные виды
пренебрежения нуждами ребенка:
1)
отказ
от ребенка: дети, от которых отказались совсем или на продолжительное время;
2)
недостаток
заботы:
·
очень
маленькие дети, оставленные без присмотра;
·
дети
оставлены под присмотром других детей, которые слишком малы, чтобы заботиться о
младших;
·
дети,
о которых мало заботятся в течение длительного времени, не обращают внимания на
то, что они занимаются опасной деятельностью;
3)
отсутствие
подходящей одежды и хорошей гигиены:
·
дети
одеты не по погоде, постоянно болеют простудными заболеваниями;
·
дети
с обморожениями или с солнечными ожогами, что связано с отсутствием подходящей
одежды, ухода и внимания;
·
сыпь
и другие кожные заболевания, появившиеся в результате плохой гигиены;
·
дети
постоянно грязные, гигиенически запущенные;
4)
нехватка
медицинской помощи: дети, чьи потребности в медицинской помощи не
удовлетворены;
5)
недостаток
соответствующего образования: дети, которые постоянно пропускают занятия в
школе или вообще не посещают школу;
6)
недостаток
необходимого питания:
·
дети,
которых мало кормят или кормят некачественной пищей;
·
дети,
которые постоянно жалуются на голод, ищут еду в мусорных баках, выпрашивают и т.д.;
·
дети
с сильным отставанием в физическом развитии;
7)
нехватка
необходимого крова:
·
структурно
небезопасное жилье, открытая электрическая проводка и т.д.;
·
слишком
сильное или плохое отопление;
·
антисанитарные
жилищные условия.
Не все эти показатели в
отдельности указывают на пренебрежение нуждами ребенка. Необходимо
рассматривать ситуацию в целом, оценивая разные данные о ребенке и его семье
[5, c.84].
Эмоциональная
заброшенность - это неудовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
Действия родителя,
оставляющего ребенка без эмоционального общения и заботы:
·
равнодушное
отношение к нуждам ребенка и отказ в их удовлетворении;
·
отсутствие
одобрения ребенка;
·
игнорирование
ребенка, т.е. невнимание к нему, неуважение его как личности;
·
отсутствие
и нежелание эмоциональной близости с ребенком (родитель не гладит ребенка по
голове и не берет его на руки). Обычно родители утешают и поддерживают ребенка,
когда он несчастен или испытывает боль, и позднее ребенок сам учится
регулировать свою эмоциональную жизнь. Родители, которые пренебрегают ребенком,
отвергают его, прежде всего в эмоциональном плане, оставляя наедине с
непосильными для него отрицательными чувствами. Не обеспечивая ребенка
положительными эмоциями, они лишают его эмоциональной защиты и чувства
безопасности.
Поэтому он не
приобретает и подходящих навыков для регулирования своей эмоциональной жизни,
что существенно затрудняет его развитие. Нарушения эмоциональной жизни
заброшенного или подвергшегося насилию ребенка, проявляются, прежде всего, в
виде эмоциональной нестабильности, эмоционального равнодушия, перевеса
отрицательных чувств над положительными [8, c.79].
Эмоциональная
неустойчивость - большие колебания между отрицательными и положительными
эмоциями характерны для детей, забота о которых была очень непоследовательной.
Равнодушие и депрессивность чаще свойственны заброшенным детям. Они в
одинаковой степени мало испытывают и проявляют как положительные, так и
отрицательные чувства. Для детей, с которыми грубо обращались или в отношении
которых были допущены злоупотребления, в основном характерно преобладание
отрицательных чувств над положительными. Они очень редко выражают положительные
эмоции. Их основные чувства - гнев, ярость, страх, волнение. Всем детям,
испытавшим плохое обращение, трудно говорить о своих чувствах без тяжелых
переживаний [14, c.61].
Поскольку их словарный
запас для выражения чувств очень ограничен, они часто не могут найти подходящих
слов для выражения своего настроения, проявляя его невербально: в игре,
рисовании, психосоматических жалобах. Подвергшимся насилию детям особенно
трудно понять такие чувства, как страх, тревога, смятение.
Эмоциональный мир этих
детей характеризуется не только преобладанием отрицательных чувств, но и
отсутствием умения справляться с ними, контролировать их. Поэтому для развития
способности регулировать свои эмоции совершенно необходимо, чтобы взрослый
устанавливал границы, утешал и руководил ребенком [24, c.46].
Резюмируя, можно
сказать, что в случае эмоционального пренебрежения не удовлетворяются базовые
потребности ребенка во внимании, любви, общении и защищенности.
Заброшенность здоровья
ребенка - это бездействие со стороны родителя по поддержанию или восстановлению
здоровья ребенка, которое выражается в следующих формах:
·
отсутствует
систематическая диспансеризация ребенка (проверки здоровья), необходимая в его
возрасте;
·
родители
отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур (очередная
вакцинация, лабораторное и диагностическое обследование и пр.) или избегают их;
·
ребенку
не покупают необходимые лекарства;
·
ребенку
дают заведомо неправильные либо некачественные лекарства или в неправильной
дозировке;
·
в
случае серьезной травмы не обращаются к врачу;
·
не
обращают внимания на соматические жалобы ребенка и вовремя не обращаются к
врачу [18, с.44].
Пренебрежение
образованием ребенка - это бездействие и отсутствие поддержки, оказываемой
ребенку, в получении образования, что приводит к недостаточному развитию и
применению способностей ребенка и выражается в следующих ситуациях:
·
ребенок
часто опаздывает в школу;
·
ребенок
часто пропускает занятия;
·
родители
утром не будят ребенка в нужное время, чтобы он успевал к началу занятий;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|