бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние IT технологий на совершенствование восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству бесплатно рефераты

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Фрагменты занятия: Рисование на воздушных шариках

«Какого цвета осень?».

Цель: Научить детей расписывать воздушные шары/декорации для праздника осени/. Формировать умение создавать выразительное изображение в контрастной цветовой гамме. Закреплять представление о теплой и холодной цветовой гамме. Закреплять навыки изображения осенних листьев гуашью. Воспитывать любовь к русской природе, искусству.

Материал к занятию: Д/игра «Солнечное настроение». Карточки – задания. Игра «Подбери похожий цвет». Воздушные шары /холодных оттенков на каждого ребенка/. Звукозапись П.И. Чайковского «Осень», из альбома «Времена года».

Фрагменты: В гости к детям приходит художник Хитрюшкин. Он приносит чудесную коробочку, в которой много интересных вещей.

«Ребята! Я хочу с вами поиграть. В нашей стране художников светит солнышко, но оно не такое, как у вас, оно особенное. Оно состоит из нескольких цветов, причем каждый цвет стоит строго на своем месте, точно так же, как и в радуге…»


Дидактическая игра «Солнечное настроение». Олег, Вова, Миша, Таня – показали портрет весёлого солнышка. Женя, Алина, Надя, Сережа, Марина – портрет грустного, печального солнышка. Алла, Наташа, Вера – портрет сердитого солнышка. Разница портретов в цвете лучиков и их насыщенности. Дидактические игры помогают почувствовать выразительные возможности цвета, особенности его восприятия. Они активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом.


Дети читают стихотворение:

Знаменосец – красный цвет

 Лучше цвета в мире нет!..

 …Фиолетового цвета

 Гребни гор в часы рассвета…


Выучив эти двустишья обо всех цветах спектра, Олег Г., Марина К., Таня К. запомнили название оранжевого и синего цвета, Света Д., Алина Ч., Надя Н. – фиолетового и красного, Наташа И., Вова Б., Сережа П. – оранжевого. Дети закрепили не только названия цветов, но и последовательность цветового спектра.

Основные и составные цвета: Дети получаю « карточки – задания», составляют разные цвета.

Дети вспоминают пословицы, поговорки, загадки, в которых упоминается цвет.

Света Д. - Березоньки, как девоньки в сарафанчиках беленьких.

Надя Н. - На рябине, словно красны солнышки висят.

Таня Х. - Эй, звоночек, синий цвет, с язычком, а звону нет.

Наташа И. - Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

Вова Б. - Стоят в лучах сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Алина Ч. - Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

Марина - Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

Рассматривание картины «Осень». Вопросы: Какие цвета использовал художник для изображения картины? Боря, Миша, Таня ответили, что художник использовал Желтый, оранжевый, красный цвет. Как назвать их одним словом? (теплые) Назовите оттенки красного цвета. Бордовый, кирпичный, розовый – ответили Оля и Ирина. Алый – добавил Егор.

Кто больше назовет оттенков желтого цвета? Лимонный – сказала Таня. Золотисто – желтый, пшеничный – ответили Вера Д., Ирина С.

Каждый цвет имеет свое настроение.

 Игра «Подбери похожий цвет». Воспитатель читает стихотворение, дети поднимают карточку подходящего цвета.

В.Коркин.


За окном туман и слякоть,

Звезды прячутся во тьму,

Очень хочется заплакать,

Сам не знаю, почему.

Утром ветки золотятся

В голубом, как сон дыму

Очень хочется смеяться,

Сам не знаю, почему.


Хитрюшкин приносит в группу воздушные шары – синие, фиолетовые, голубые (на каждого ребенка). Предлагает на них нарисовать красивые осенние листья и ими украсить к празднику музыкальный зал.

Работа детей. Звучит музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года», «Осень».

Заключительная часть: Дети любуются своими работами, собирают из них гирлянду, оформляют зал.

 Цветовое богатство детских рисунков поражает. Наши шестилетние малыши научились решительно соединять на своем рисунке множество необычайно ярких, открытых оттенков цвета. Цвет вызывает у них радость. Это им приятно, они это ценят.

 Мы развивали восприятие цвета наших детей с помощью наблюдений красоты цветовых отношений в природе, окружая их произведениями живописи, народного и декоративно – прикладного искусства, предметами быта. Цвет может лепить форму предмета, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроения, определенное эмоциональное состояние. Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать.

 Еще один путь знакомства со свойствами цвета, который, мы применяем в своей работе, состоит в возможности сопоставить цвета и звуки (Синтез искусств).

На иллюстрации (см. приложение «Нотный стан»), представлен в упрощенном виде чертеж И. Ньютона, основанный на условном сопоставлении цветов спектра и музыкальной октавы.

Для занятий тщательно отбираются музыкальные произведения (см. приложение). Чем глубже и тоньше чувствует музыку ребенок, тем интереснее и многоцветнее его рисунок. Дети очень быстро начинают понимать, что между настроением музыки и цветом есть эмоциональная связь. Слушая музыку, Олег Г. сказал:

- Радостная музыка – яркая, прозрачная и рисовать её нужно яркими красками.

Женя Ч. сделала вывод, что печальная или вызывающая чувство страха музыка, должно быть нарисована темными тонами.

- Ласковую, нежную музыку, мы будем рисовать оттенками цветов: розовым, светло – жёлтым, голубым – добавила Алина.

 Нами были проведены разнообразные занятия, на которых дети изображали музыку – «Картины – марины». На этом занятии малыши рисовали море, после прослушивания фрагмента «Море» из оперы «Сказка о царе Салтане» Р.Римского – Корсакова. Вера Д., Марина К. нарисовали бушующие волны, используя темную цветовую гамму. А Саша К. сказал, что его море страшное, суровое, потому, что музыка тоже страшная, громкая.

Знакомство с творчеством художника – живописца Врубеля, сопровождалось музыкальным фрагментом «Царевна – Лебедь» из «Сказки о царе Салтане». Женя Ч. сказала, что мелодия здесь поднимается вверх и опускается вниз. Она летает, сказала Таня Х.. Похожа на волны и взмахи крыльев – Саша К.. То, как они услышали музыку, определило и характер их рисунков. В рисунках были волнообразные линии, плавные штрихи. Оля И. сказала, что музыка была «летучая» и царевну – лебедь нарисовала летящей.

Фрагменты интегрированного занятия

 «Снегурочка».

(Знакомство с творчеством художника – сказочника В.М.Васнецова; Закрепление знаний о холодной цветах; Развитие культуры слушанья музыкального произведения).

Загадывание загадок; Чтение стихотворения: «Вы узнаёте зиму?»…

…- Зимой все люди и природа находятся в ожидании чуда. Зима, это время чудес, время сказок. Давайте пригласим к нам на занятие Снегурочку.

Дети поют песню «Снежинкина сестричка».

Девочки, Женя, Алина, Таня, Оля, Вера исполняют «танеснец жинок».

Вопросы к детям:

 - Почему такую девочку называют Снегурочкой?

 - Какими словами можно сказать о Снегурочке, которая пришла к нам? Какая она? Внешность, настроение, характер?

Рассматривание репродукции картины В.Васнецова «Снегурочка», сопровождающееся слушаньем фрагмента из оперы Н.Римского – Корсакова «Снегурочка».

 - Представьте, что вы очутились в лесу со Снегурочкой. Посмотрите, что делает Снегурочка, почему она в лесу одна, о чем задумалась, какое у нее настроение?

Вера Д. сказала о том, что Снегурочка испугалась, ей страшно и холодно.

- Нет, не холодно, она же Снегурочка, у неё длинная шуба – возразил Миша.

- И совсем ей не страшно. Уже поздно, темно, но очень ярко светит луна. Снегурочка не заблудится, найдет дорогу домой – добавила Алла.

Звучит музыка, выключается свет, мы, как бы входим в сказочный лес и видим... (Рассказы детей)

 - Хочется продлить пребывание в прекрасном! Предлагаю ненадолго превратиться в юных художников, нарисовать Снегурочку. Закройте глаза, Снегурочка коснется вас волшебной палочкой и превратит в юных художников.

Дети самостоятельно выбирают фоновую бумагу. Рисуют Снегурочку в технике монотипии.

В конце занятия из рисунков организуется выставка.

У детей получились замечательные рисунки. Ни один рисунок не был похож на другой. Оля выбрала фоновую бумагу фиолетового цвета, а Снегурочку нарисовала белым. Алла, Марина, Таня нарисовали Снегурочку в холодных тонах: голубой, синий, фиолетовый. Алла добавила разноцветные звездочки, а Таня подрисовала зеленую ёлочку. У Олега и Саши получилась танцующая Снегурочка.

 - Она танцует, потому, что звучит музыка и ей весело.

 После занятий, на которых дети передавали свое впечатление от музыки, в их высказываниях по ней появились много «живописных» определений. Прозрачная, светлая, темная, золотая, хрустальная, блестящая, сверкающая, черная, яркая и т.д.

Дети как бы «играют красками»: смешивают их, получают разные оттенки, сравнивают со звучащей музыкой – учатся «видеть музыку» и «слышать живопись». Они с нетерпением ждут этих занятий, чувствуют себя на них раскованно, свободно и радостно. Музыка сопровождает рисование, эмоционально поддерживая детей. Рисунки детей поражают своей выдумкой, фантазией, игрой воображения.

(Таблица «Использование музыки на занятиях» - приложение).

Зарубежные авторы предлагают использовать помимо рисунка другие виды изобразительной деятельности детей - аппликацию, лепку.

 Одна из новых технологий, которую мы внедрили в свою работу (кружковая работа) - компьютерные технологии: С Мишей Н., Аллой, Верой, Мариной , Светой, Наташей, Олегом, индивидуально, используя компьютерную игру «Рисуем, учимся, играем», рисовали разные рисунки и раскрашивали их в разные цвета с помощью заливки. Герои этой игры – любимые персонажи сказок и мультфильмов. Рисунки распечатывали на цветном принтере.

Кроме этого, с помощью компьютера подготавливаем презентации, с использованием фотографий и рисунков детей, по какому либо цвету и используем во время проведения занятия.

Особая роль в педагогических технологиях, в том числе и инновационных, принадлежит методам эмоционального настроя, «педагогической драматургии», поэтапных открытий, широких ассоциаций, воображаемым экскурсиям и путешествиям, поиску собственных решений, художественно – развивающим играм, праздникам, участию в занятиях литературных и фольклорных героев, а при анализе результатов изобразительной деятельности детей – положительной оценке каждой детской работы.

Используя инновационные технологии на занятиях по изобразительной деятельности, мы учим детей видеть необычное в привычном. Учим смотреть, на что-либо обыкновенное и преобразовывать его во что–то необыкновенное, распознавать образ, т.е. узнавать сходство и несходство между явлениями и предметами. В процессе этих занятий дети учатся быть восприимчивыми к случайности. Именно случайность помогает людям делать великие открытия.


2.3 Контрольный этап. Результат эксперимента


В течении года мы провели большую работу по ознакомлению дошкольников с цветом, используя инновационные технологии.

Провели 36 занятий (перспективный план в приложении); 3 развлечения: «Потерянные краски» - новогодняя сказка; «Разноцветная радуга» - викторина; «Праздник красного цвета» - КВН.

Оформили выставки детского творчества: «Шедевры для маленьких или маленькие шедевры», « Мы волшебниками стали, что хотим – нарисовали»,

«Волшебные витражи», «Пластилиновое чудо».

В играх, на занятиях, развлечениях, в занимательной форме мы расширяли представления детей о разных цветах и развивали умения их различать. «Погружали» малышей в цвет, развивали фантазию и творческое воображение, способность тонко чувствовать цвет. Воспитывали эстетическое отношение к цвету и краскам.

Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание эмоционального воздействия цвета относится, скорее, к детскому восприятию, чем к взрослому. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.

Контрольный этап исследования был проведен в январе 2008 года.

Восприятие цвета детьми 5 - 7 летнего возраста

( Г.А.Урунтаева; Ю.А.Афонькина).

Количественные результаты были занесены в таблицу.

Экспериментальная группа.

№ п/п

Имя ребенка

Выбор цвета по наглядному образцу

Выбор цвета при названии его взрослым.

Умение самостоятельно называть цвет

1

Алла А.

.#

.#

.#

2

Олег Г.

.#

.#

.#

3

Вера Д.

.#

.#

.#

4

Оля И.

.#

.#

.#

5

Егор Ч.


.#

.#

.#

6

Марина К.

.#

.#

.#

7

Миша Н.

.#

.#

.#

8

Саша К.

.#

.#

.#

9

Таня Х.

.#

.#

.#

10

Женя Ч.

.#

.#

.#

11

Алина Ч.

.#

.#

.#

12

Боря Р.

27.                                    Вова Б.

28.                                    Сережа П.

29.                                    Таня К.

30.                                    Ирина С.

31.                                    Надя Н.

32.                                    Лена М.


.#

.#

.#

13

Вова Б.


.#

.#

.#

14

Сережа П.


.#

.#

.#

15

Таня К.


.#

.#

.#

16

Ирина С.


.#

.#

.#

17

Надя Н.


.#

.#

.#

18

Лена М.


.#

.#

.#

19

Света Д.


.#

.#

.#

20

Наташа И.


.#

.#

.#

Всего %

100

100

100

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9