бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние IT технологий на совершенствование восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству бесплатно рефераты

7)                Неоднократные встречи с предметами, в которых педагог вычленяет их характерные признаки, оттачивает наблюдательность.

Мы сделали вывод, что необходимо провести работу на уточнение знаний о цветах и их оттенках, с использованием инновационных технологий на занятиях по изобразительной деятельности.


2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста


Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить, не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества. А так как почти все дети очень любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов «знакомства» с ребенком. В изобразительной деятельности ребенок проявляет свое видение мира. Именно по рисунку ребенка мы можем судить о наиболее важных проблемах, занимающих его в данном возрасте, о том в каком настроении находится ребенок и каков общий эмоциональный фон.

 В изостудии, мини – музее, галерее искусств нашего детского сада, малыш шагает по дорогам красоты, добра, счастья, радости, творчества! Они радуют нас своими работами. Они открывают нам многие тайны своего сердца и души. Они рисуют любимых героев сказки, показывают красоту спелых фруктов, весенних цветов.

В играх, на занятиях, развлечениях, в занимательной форме мы расширяем представления детей о разных цветах и развиваем умения их различать. «Погружаем» малышей в цвет, развиваем фантазию и творческое воображение, способность тонко чувствовать цвет. Воспитываем эстетическое отношение к цвету и краскам, например: занятия «Волшебные зеркала», «Символы добра и зла», «Цветущий месяц май», викторина «Разноцветная радуга»; «Пропавшие краски»; (см. приложение); развлечение «Праздник красного цвета».

Фрагменты развлечения с детьми старшего дошкольного возраста:

«Праздник красного цвета».

Погружение в цвет. (Ощущение цвета.)

Вед: Посмотрите на эти предметы (перед детьми на розово – красной ткани лежат разнообразные предметы красного цвета). Постарайтесь почувствовать, каким вам кажется этот цвет, какое настроение он вызывает.

Дети сказали, что красный цвет им очень нравится. Алла А., Лена М., Сережа П.. сказали о том, что этот цвет радостный. Олег Г. заметил, что когда горит красный цвет, то нельзя переходить дорогу. «…- Красный свет – хода нет!». Значит этот цвет – тревожный.

– Солнце красное и огонь тоже красный, значит он горячий и сильный! – в один голос заявили Таня Х. и Марина К.

- Этот цвет праздничный, торжественный! – Добавила Женя Ч.

Вы замечательно почувствовали красный цвет. Молодцы. А я хочу добавить, что красный цвет, это цвет радости и сильных чувств. Он яркий и красивый. А еще красный цвет – это сигнал опасности. Поэтому многие из вас почувствовали его как тревожный, возбуждающий активный.

Красный цвет поможет вам в минуты усталости, грусти и печали. Он улучшит настроение, даст вам энергию, решительность и уверенность в себе. Он поможет стать мужественным и сильным.

На Руси издавна любили красный цвет. Красным называли парадное крыльцо в доме. Нарядный русский сарафан тоже был красным, Про красивую девушку говорили – «Красна девица». Да и в сказках часто встречаются Елены Прекрасные. Главная площадь Москвы – красная.

Дети делятся на команды:

1.             - Красно солнышко.

2.             - Красная шапочка.

3.             - Красны девицы и молодцы.

Жюри: Выбирают тех, у кого в одежде больше красного.

Конкурсы:

#  1.«Красный листок».

Три одинаковых красных листа, разрезанные на части. Побеждает та команда, которая быстрее из частей соберет целый листок.

#  2.«Насосы – краснососы».

Каждая команда получает стакан напитка красного цвета и три соломинки для коктейля. Побеждает та команда, которая быстрее выпьет напиток через соломинки.

#  3.«Красный сад».

В сказочном саду растут разные овощи, ягоды, фрукты. Кто за одну минуту наберет больше красных овощей, ягод, фруктов и сложит в корзину (она вырезана из бумаги. Участники рисуют на ней разные овощи, фрукты, ягоды, которые бывают красного цвета).

#  4.«Красные художники».

Каждый участник получает карандаш красного цвета. Командам выдается не раскрашенный рисунок. За одну минуту участники должны раскрасить все, что можно раскрасить красным цветом.

#  5.«Красные цветы».

На поляне растут разноцветные цветы. Только красного цвета цветы нужно собрать в вазы, вырезанные из бумаги.

#  6. «Друзья красного цвета».

С каким цветом должен подружиться красный цвет, чтобы получился розовый, оранжевый, фиолетовый. Дети на палитре смешивают краски. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Жюри оценивает все конкурсы. Призы победителям вручают только красного цвета.

После проведения этого праздника, дети, которые затруднялись в названии красного цвета (Алина Ч., Надя Н., Света Д.), очень хорошо усвоили цвет и его оттенки.

Помогают развитию чувства цвета занятия по ознакомлению детей с живописью. Живопись – такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих характеров, передать тончайшие изменения в природе. Именно от выбора цвета зависит настроение картины, её эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным. Художник создает живописными средствами неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и дает пищу уму. Слово «цвет» одно, а определяет многие качества процесса живописи, поэтому цвет правомерно является основой этого вида искусства.

Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.

Полученные знания дети с удовольствием применяют в собственной творческой деятельности. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета – все это процессы, в которых много приятных ощущений. Стихия цвета и красок приходит вместе с ощущениями прозрачности потоков акварели, свободно стекающих по листу, вязкости и густоты гуаши, бархатистости и хрупкости пастели, дающей множество нежных оттенков.

 Очень нравятся детям сюрпризные моменты, используемые на занятиях: приход в гости сказочного героя (Радужки, Пачкули…); фокусы «Превращения веревочки», «Волчки», и другие. Например:

Фокус, в исполнении детей «Волшебная водичка».

Материал: Графин с чистой, прозрачной водой. Три стеклянные баночки, крышки к банкам, на внешней стороне которых приклеена мишура разного цвета (красная, зеленая, синяя). На внутренней стороне крышек – гуашь (красная, зеленая, синяя).

Ход: Воспитатель наливает из прозрачного графина чистую воду в прозрачные банки. Дети, исполнители (пришли в гости в роли Факиров), закрывают их крышками, говорят «волшебные слова», встряхивают.

Олег Г.: Ах, водица, ты водица,

Прозрачная, как иней

Стань ты не прозрачной,

Стань водица синей.

Наташа И.: Ах, водица, ты водица,

Друг ты мой прекрасный

Стань ты не прозрачной,

Стань, водица красной.

Сережа П.: Ах, водица, ты, водица,

Друг ты мой студеный

Стань ты не прозрачной,

Стань мой друг зеленой.

Вода в банках превращается в цветную. Дети с удовольствием участвуют в таких сюрпризных моментах, с легкостью заучивают стихи и тем самым закрепляют названия цветов.

С детьми были проведены следующие занятия:

«Угадай настроение» (диатипия).

«Размываем обиду красками» (по мокрому).

«Раскрась мечту в розовый цвет» (по мокрому).

«Радужный цветок» (художественный мусор).

«Кому весело, кому грустно»(фотокопия).

«Мир ликующих линий и красок» (рисование веревочкой).

«Цвет – помощник художника» (рисование «носом»).

«Путешествие в страну красок» ( рисунок ветра).

«Краски радуги» (витражи).

«Осенняя пылающая листва на фоне голубого неба» (рисование на воздушных шариках).

«Серые котята» (акватушь).

«Витражи для замка волшебницы – Осени» (витраж)

«Каким бывает небо в природе» (по мокрому).

«Дворец Зимы» (растягивание краски гофрированным картоном).

«Витражи для замка Весны» (витраж).

«Зимние мелодии» (рисование апельсинами).

«Мое настроение» (поролоновые рисунки)

«Сказки наших фантазий» (рисование молоком)

«Что я вижу, когда плачу» (по мокрому).

«Мой сон» (рисование свечей).

«Мои мечты» (гудящие колеса) и др.

Фрагменты интегрированного занятия:

«Два флота идут на добрые дела и на разбой».

Инновационные технологии: Рисование молоком

Метод синестезии.

«Чудесная коробочка» (Флот)

«Синтез искусств».

…Дети рассматривают коробочку (внутри флотилия с разноцветными парусниками и кораблями). В маленькой коробочке – огромное пространство (иллюзии восприятия). Дети, принимающие участие в исследовании, называют цвета кораблей. (красный, темно – красный, светло – красный, желтый, темно – желтый, светло – желтый и тд.)…

…А что же это за письмо? На нем ничего не написано! Утюг нарисован! А что, может быть письмо нужно погладить утюгом? (гладит, появляется текст, читает).

Волшебное появление текста на бумаге очень заинтересовало детей. В свободное от занятий время они поинтересовались, как же это получилось, в чем волшебство. В зоне творчества была проведена индивидуальная работа с Таней Х., Мишей Н., Аллой А., Сашей К., Женей Ч. - «Рисование молоком». Фоновую бумагу для рисования дети выбирали самостоятельно. На вопрос, какого цвета твой листок, все отвечали правильно. Женя Ч., Саша К. – светло – желтый; Миша Н., Таня Х. – светло – голубой; Алла А. – светло - оранжевый и тд.

«Метод синестезии» - выявление ассоциативной способности восприятия и мышления у ребенка (чтение письма от Нептуна).

… В морском царстве, в подводном государстве жили-были счастливые жители. Ласковое солнышко, белые, пушистые облака над волнами, все радовало их, а по морской глади мирно плавали яркие, красивые кораблики, на которых отдыхали добрые сказочные герои. А командует флотом Фея цветов.

Но пришла беда, появился другой флот, которым командует злой пират Пачкуля. Собрал он на своих кораблях злых сказочных героев. И устраивают они по ночам разбои. Топят и грабят корабли Феи цветов…

Для того, чтобы понять, где чьи корабли, мы должны разобраться, какие же характеры у героев, которые находятся на этих кораблях. Знаете ли вы, что музыка нам может рассказать о характере человека. Давайте послушаем музыку и постараемся представить себе какого – либо сказочного героя.

Какой характеру этой музыки? Какого сказочного героя вы представили?.. (добро и зло)

Ребята! А ведь краски тоже могут рассказать нам о характере человека. Какого цвета добро?

Оля И. ответила, что добро розового, голубого, желтого цвета.

- А ещё светло - синего и светло – оранжевого, добавил Миша Н.

- Добро бывает любого цвета, если в него добавить побольше белого – сказала Марина К.

Какого цвета зло?

- Зло, черного, серого, темно – коричневого цвета – сказала Алина.

- А еще зло можно нарисовать любым цветом, если в него добавить черный. Он получится грязный и хмурый – добавила Марина К.

Каким способом мы можем осветлить краски? (добавить белый)

А как затенить их? (добавить черный)

Мы предлагали детям самостоятельно выбрать листок бумаги с изображением Феи цветов или пирата Пачкули, на этом листочке нарисовать корабль, которым командуют эти герои.

Нарисуем два флота.

1-                                   Идущий на добрые дела

2-                                   Идущий на разбой.

Дети разбеливая и затеняя краски, рисуют корабли.

Во время работы детей звучит звукозапись «Шум моря».

Анализ: Два ребенка наряжены в костюмы Феи и пирата.

Дети, нарисовавшие пиратские корабли, раскладывают свои рисунки вокруг пирата, а нарисовавшие корабли Феи – вокруг Феи.

Дети прекрасно справились с работой. Алла, Олег и Вера нарисовали корабли прозрачными акварельными красками. Рисунки получились воздушные, светлые.

- На наших кораблях плывут самые добрые сказочные герои, они никогда никого не обижают – сказал Олег.

Марина К., Таня, Женя и Алина рисовали гуашевыми красками. Цвет был насыщенный. Они осветлили краску с помощью белил. Корабли получились теплых, нежных цветов.

Оля И. и Миша Н. при рисовании кораблей применили технику – «Фотокопия». Нарисовали на парусах красивые узоры с помощью свечи, затем раскрасили рисунки яркими красками. Таким образом, они осветлили свои рисунки.

Саша К. нарисовал парусник, из флота Пачкули. Он изобразил его в темных тонах.

- На моём паруснике плывут Бармалей, баба Яга, змей – Горыныч. А командует ими Пачкуля, его я тоже нарисовал.

…Эти рисунки мы отправим Нептуну, он обязательно разберется, где, чьи корабли, и примет меры для того, чтобы навести порядок в своем царстве…

Дошкольники с большим удовольствием осваивают инновационные технологии рисования, которые предлагают нам современные российские и зарубежные авторы: Н.М.Погасова; А.В.Никитина; Н.В.Нищева; И.В.Тюфанова; Т.С.Комарова;Пал Карчморош, Рей Гибсон, Дженни Тайлер, Фиона Уотт, Стиф Барр и другие. Мы не знаем ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Рисование красящей бумагой - волшебным сюрпризом для наших детей оказалось рисование без красок. Нам понадобились обрезки креповой бумаги. Малыши мочили бумагу в воде и оставляли на ватмане следы разного цвета. После высыхания, эти следы превращались в разные предметы с помощью фламастеров.

Миша Н. нарисовал жёлтое солнышко. Саша – голубое облако. Алла – оранжевую морковку… Названия цвета постоянно закрепляется.

В дождливый день рисует дождь – В пасмурную погоду, перед дождем, во время прогулки, мы растягивали на участке пленку. На неё капали краски разных цветов. Дождь капал на пленку и сам оживлял краски. Они растекались, смешивались. Получались причудливые рисунки.

Рисунки на песке - насыпали тонкий слой песка на цветную бумагу, и рисовали на нем пальцем или палочкой. Рассказывали, какого цвета рисунок получился.

Цветной лед – В зимнее время года, дети, под руководством воспитателя изготавливали цветной лед. Дробили его, и выкладывали красивые узоры на участке. Алла А., Вера Д., Марина К., изготовили подарок солнышку – узор из теплых цветов, а Саша К., Таня Х., Женя Ч - в подарок Снегурочке (из холодных). Таким образом, наши дети закрепляли тёплые и холодные цвета не только на занятиях, но и на прогулках.

Гудящие колеса – во время прогулок, наши дети посещают малышей. Они с удовольствием знакомят их с разными цветами.

Учат рисовать их необычными способами. Например, маленькими машинками. Дети 3х лет катают игрушечную машинку по ватману, и отпечатывая их шинами цветные следы. А главное во всем этом звуковой эффект!

Рисунок ветра – Дети набирали краску на кисть, ставили каплю и дули на неё в желаемом направлении. И на глазах появляются разные растения: у Миши Н. – расцвел желтый одуванчик, у Аллы – оранжевый цветок, у Олега – без помощи кисти появилась заснеженная веточка.

Загадочные рисунки – лист бумаги складывали пополам, брали шерстяную нитку, обмакивали в густую краску и зажимали внутри листа. Вытягивали нить и раскрывали лист. У наших детей получались разные рисунки. Миша Н. нарисовал красивый букет в подарок маме. Его цветы были разные по цвету и он назвал их: красный, желтый, голубой. У Оли И. получилась красивая шляпа фиолетового цвета. Оля тоже назвала этот цвет, но пока не совсем уверенно.

 Метод волшебного рисунка – (фотокопия). Женя Ч. и Саша К. восковыми свечками на белой бумаге нарисовали изображение. Затем широкой кистью нанесли на все изображение краску. Рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. У Жени получился рисунок, который она назвала: «Зимняя лунная ночь». Для закрашивания листа она использовала тёмно – синюю краску. Саша назвал свой рисунок «Коврик для Дюймовочки», так как его листок был раскрашен светло - красным и желтым цветом.

Ниткография – метод в основном для девочек. К фланели или бархатной бумаге притягиваются ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Дети учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной – совершенно другие.

 «Печатаем мыльными пузырями». «Надутые пузыри». «Рисование скотчем». «Изображение краем полоски». «Кляксография». «Поролоновые рисунки». «Рисование мелками». «Рисование через копировальную бумагу». «Пальцевая живопись». «Коллаж». «Рисование с помощью веревочки». «Монотипия». «Рисование на мокрой бумаге». «Граттаж». «Рисование молоком». «Художественный мусор» и многое другое.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9