бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние IT технологий на совершенствование восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству бесплатно рефераты

Влияние IT технологий на совершенствование восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству

Оглавление:


Введение

Глава I. Психолого–педагогические проблемы использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

1.1 Значение инновационных технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

1.2 Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.

1.3 Роль инновационных технологий в развитии восприятия цвета

Глава II. Опытно–экспериментальная работа по использованию инновационных технологий в развитии восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.

2.1 Диагностика восприятия цвета

2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста

2.3 Контрольный этап.

Результат эксперимента

Заключение

Библиография.

Приложение.

Введение


Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.

Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Изобразительная деятельность формирует человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Эта деятельность развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы, цветовое восприятие. [28,стр.4]

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети - это цвет. Развитие цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятию насыщенности цвета является одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству. Для того, чтобы этот интерес не угасал, занятия должны приносить ребенку радость, быть интересными, а не обыденными и скучными.

Инновационные технологии, формирующие творческие способности и цветовое восприятие дошкольников предлагают нам российские и зарубежные авторы: Н.М.Погасова; А.В.Никитина; Н.В.Нищева; И.В.Тюфанова; Т.С.Комарова; О.А.Белобрыкина; Рей Гибсон, Дженни Тайлер, Фиона Уотт, Стиф Барр, Пал Карчмарош - Венгрия, Мери Энн Ф Кол, Рении Рамси, Дана Боумен - Англия, Ли Шауэр, Синтия Виллмарт – Гавайи; Креша Варнок – Калифорния; Джейн Частейн – Каролина, Хейди Майер – Флорида; Эллин Шаффнер – Канада и др.

Необычность этих методов и приемов состоит в том, что дети быстро и охотно обучаются. Занятия обращены в увлекательную игру. Результат – не менее получаса сосредоточенной работы. Дети могут многое, если им интересно. Они чувствуют себя свободнее, раскованнее, увереннее.

Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.

Важная роль изучения цветового восприятия подчеркивалась многими исследователями (Ю.Ф.Поляков, А.М.Иваницкий и др.). Исследования Люшера, выявившие диагностическое значение цветовых выборов, привлекли внимание многих отечественных психологов и врачей (А.Аминев, А.М.Эткинд, Е.Ф.Бажин, Н.В.Агазаде, А.И.Юрьев, П.В.Яньшин, О.В.Сафуанова, Л.Сивик и многие другие).

П.В.Яньшин, посвятил свою работу изучению эмоционального компонента в психологической структуре цвета. В союзники он берет Иоганна Гете, который в своем «Учении о цветах» пишет о «чувственно – нравственном действии цвета», который воздействует через чувство зрения на душевное настроение человека. П.В.Яньшин утверждает, что цвета взаимодействуют не только со зрением, но и со всем организмом, целостным человеком, что «цвет несет в себе нечто, ставящее его в особенные отношения с человеческой душевной организацией». Понять это «нечто» невероятно трудно, с чем нельзя не согласиться. [47,стр.5]

В системе воспитания японских педагогов сначала выявляются цвета, полностью отсутствующие в рисунках детей. Затем восприятие постепенно расширяется и, в конечном итоге, дети овладевают всеми известными цветами, включая ранее отвергаемые. Владение всей цветовой гаммой считается основой душевного равновесия и гармоничного видения мира. «Гармония в цвете — гармония в душе гармония в жизни» — сверхзадача японского педагога[39,стр.24].

Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:

1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,

2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребенок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняется энергией, начинает ощущать себя в гармонии с Природой, в гармонии с Космосом[39,стр.27].

В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли до нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводят научные исследования, и применяют на практике. Интересные рекомендации по цветолечению детей даны в книге Т.Г.Глушанок и Л.Н.Волковой «Тайны здоровья ребенка», М.Шевченко «Я рисую успех и здоровье».

Значение цветового восприятия хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Фребель Ф, Монтессори М, Тихеева Е.И. и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли построить содержания и методов восприятия, соответствующих этим закономерностям. (Л.А.Венгер.[9,стр.3]).

Вопросы цветовосприятия изучались группой научных работников – педагогов и психологов Института дошкольного воспитания. А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина - «Сенсорное воспитание дошкольников» [42] «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду». [53] и др. Это изучение показало, что развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом эталонов (семь цветов спектра, белый и чёрный цвета). Любой цвет можно определить либо как оттенок одного из семи цветов спектра (темно – красный), либо, как результат их сочетания (желто-зеленый), либо, как промежуточный между черным и белым (серый). [9,стр.5]

Характерные признаки «симпатии» у ребенка к тому или иному цвету выявила Клавдия Ащеулова. [Журнал «Обруч»№ 6–7 1997г.] В данной работе, она рассмотрела восемь цветов, наиболее популярных в детских рисунках. Описывает типы детей, имеющих пристрастие к тому или иному цвету. Но самое интересное то, на сколько тайное значение каждого цвета согласуется с натурой ребенка.

Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Известно, что основные новообразования в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте – произвольные психические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики, а так же способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребенка в целом[39,стр.16].

Таким образом, проблема использования инновационных технологий в формировании цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста актуальна:

Во первых, она обусловлена современным кризисным состоянием художественного образования подрастающего поколения;

Во вторых, мало отражена в научно – методической и учебной литературе для дошкольников;

В третьих, нуждается в разработке условий для овладения и практического применения этого материала;

В четвертых, интересна и перспективна в условиях информатизации общества и глобализации культурных процессов, актуализирующих духовно-нравственный и творческо-эстетический потенциал личности.

Основная цель: Определить влияние инновационных технологий на развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Объект: Процесс развития цветового восприятия.

Предмет: Элементы инновационных технологий, используемые при восприятии цвета детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Цель исследования: Определить влияние инновационных технологий на развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме, сделать анализ.

2. Изучить особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.

3. Выявить, как цвет влияет на развитие детей в целом.

4. Определить новые способы, средства по формированию у детей способности чувствовать и передавать в своей работе выразительность цветовой гаммы, соотносить возможности цвета с другими средствами выразительности.

5. Опытным путём доказать роль инновационных технологий в развитии восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Если использовать инновационные технологии на занятиях по изобразительной деятельности, то процесс восприятия цвета будет проходить более эффективно.

Данный материал апробирован на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ №16 «Дюймовочка» г.Краснокаменска.

Глава I. Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста


1.1 Значение инновационных технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста


Дошкольное детство – время активного вхождения ребенка в широкий мир.

Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный, непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, все явления весьма динамичны. Воспринимая, а главное, понимая и осмысливая это, дети способны видеть это многообразие, и находить желаемые изменения, т. е. вести активный поиск, видеть и понимать эстетические, художественные ценности, эмоциональное отношение к миру предметов, к миру искусства, к духовному миру человека [2;стр15.].

В процессе своих маленьких открытий, своих наблюдений дети не только пассивно созерцают окружающее, но и пытливо ищут способ их преобразования. Идет сложный многозначный процесс формирования индивидуального стиля познания, осмысления, закладывается фундамент развития личности, чувственного сознания, развития эмоциональной сферы.

Все в мире – и большое и малое, и мертвое и живое, и звезды и небо, и земля и люди – все восхищает малыша, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему. Мир как бы цветет перед детьми, словно живут они в вечную весну. Это постепенное преображение мира зависит, конечно, от внутреннего расцвета эстетических движений в душе ребенка [5;стр7.].

Будущее страны, это сегодняшние дошкольники. Их завтрашний уровень эстетического состояния закладывается сейчас. Поэтому особо актуальными представляются поиск новых возможных форм эстетического воспитания, разработка новых технологий, интегрированного подхода к эстетическому образованию. ( Рисование под музыку, рисование музыки, использование компьютерных технологий, использование ТСО, электра - викторин, комплексные занятия и т.д.)

Эстетические чувства многомерны, зачастую противоположно направлены («и смех, и слезы, и любовь»); они тренируют эмоциональную природу человека а, повторяясь, входят в эмоциональный фонд, обогащая его, делая доступным понимание таких переживаний, с которыми сам человек в жизни еще не сталкивался. Детям дошкольного возраста трудно самостоятельно постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах. Поэтому так велика роль взрослого, который учит целенаправленно рассматривать художественную картину. Он побуждает культурное саморазвитие ребенка как творческой личности, стимулирует его собственную творческую изобразительную деятельность.

Изобразительное творчество – это особая деятельность, поскольку его результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Главное – это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги [11;стр25.].

На протяжении нескольких лет, в своей работе с дошкольниками, мы используем инновационные технологии российских и зарубежных авторов: Н.М.Погасова; А.В.Никитина; Н.В.Нищева; И.В.Тюфанова; Т.С.Комарова; Рей Гибсон, Дженни Тайлер, Фиона Уотт, Стиф Барр, Пал Карчмарош - Венгрия, Мери Энн Ф Кол, Рении Рамси, Дана Боумен - Англия, Ли Шауэр, Синтия Виллмарт – Гавайи; Креша Варнок – Калифорния; Джейн Частейн – Каролина, Хейди Майер – Флорида; Эллин Шаффнер – Канада и др.).

Разработан целый комплекс программно – методических средств, направленных на восприятие цвета, развитие эмоционально – чувственной сферы у ребенка, раскрывающий творческие возможности личности.

Детей мы считаем своими полноценными собеседниками, которых нужно немного направить, подтолкнуть к какой либо мысли и они очень быстро ухватятся за нее и вложат в свою «копилку», именуемую головным мозгом. Стремимся к тому, чтобы во время творческой деятельности дети больше мыслили, больше играли, больше смеялись, усваивая при этом максимум информации.

Мы живем в эпоху стремительной компьютеризации жизни и с удивлением обнаруживаем психологические отличия современных детей от детей прежних поколений – хотя разница между нами и ними 30 – 40 лет! Мы удивляемся легкости, с которой они осваивают новую технику, и отсутствию интереса к любимым нами дворовым играм, их тяге к виртуальному миру Интернета и равнодушию к книгам.

Это некоторая новая реальность, по поводу которой мы можем сетовать и раздражаться, но вынуждены иметь с нею дело.

Сейчас компьютер дает возможность не только что–то посчитать, но и семейные фотографии оформить, быстро найти нужную информацию в Интернете, картинки порисовать. Он создает большой простор для творчества. Сегодня наши дети, живущие в отдаленных населенных пунктах, имеют доступ к тем же ценностям, что и дошкольники культурных столиц, они могут виртуально посетить любой музей. Компьютер становится теперь элементом повседневной жизни [4;стр21.].

Считаем, что исключать компьютер из детской жизни не нужно. Мы ведь не запрещаем ребенку читать книги – а они тоже глаза портят и затягивают. Нам кажется, что вообще неправильно так думать: если что–то опасно, то это надо исключить. Нас окружает множество опасных вещей, но мы их не отвергаем, а стараемся разумно использовать. Компьютер может многое дать ребенку, просто надо взвешивать, какие программы полезны для ребенка, а какие вредны. Надо творчески подходить к этой проблеме.

Компьютерные технологии обладают большими возможностями в плане развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка. В качестве основных факторов здесь выступают: использование программного обеспечения в целях интенсификации обучения; расширение возможностей предъявления учебной информации; экономия учебного времени, расширение сферы самостоятельной деятельности детей; вариативность видов учебной деятельности.

Несмотря на все вышесказанное, мы предлагаем детям и то, что не дадут им компьютеры: сотрудничество и реальные впечатления. К счастью, большинство детей предпочитают добрых и изобретательных взрослых механическим устройствам.

В наше время детям более чем когда–либо, нужна дружба и помощь взрослых, но у взрослых на это остается все меньше и меньше времени. Физические ощущения при занятиях изобразительной деятельностью, могут оказаться еще одним противовесом соблазну технологичности. Когда ум и руки работают вместе, когда опыт получает форму в краске, дереве, глине, когда материал сопротивляется, подчиняется, заявляет свои права – рождается новая реальность. Компьютерное искусство не способно создать этот поток между телом и сознанием. Все-таки следует превозмочь соблазн технологии, предлагая детям осязаемые художественные материалы.

Можно надеяться, что мы, люди, можем дать нашим детям достаточно тепла и понимания, чтобы помочь им жить с технологией, но не зависеть от нее.

Перед нами стоят очень сложные задачи: нам предоставлен очень короткий промежуток времени – дошкольное детство, чтобы научить ребенка доверять миру, опираясь на развитую способность познавать мир и понимать его. Эти задачи мы будем решать через использование инновационных технологий в изобразительной деятельности, где эмоциональные компоненты структурируют эту деятельность, оценивают ее, определяют активное, направленное, осмысленное отношение ребенка к этой деятельности. Остается только создать основные условия, необходимые для решения этих задач.

И так, из вышесказанного можно отметить, что значение инновационных технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста проходит через эмоциональные компоненты, влияет на расширение самостоятельности детей, на сотрудничество и осмысленное отношение ребенка к изобразительной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9