Влияние групповых психолого-педагогических методов на совершенствование навыков общения у старших дошкольников
17. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. -М.,
1993.
18. Воспитание детей в игре / Сост. А. К.
Бондаренко, А. И. Матусик. -М., 1983.
19. Воспитание и обучение детей раннего
возраста / Под ред. Л .Н.Павловой.-М., 1986.
20. Воспитание в труде / Под ред.
Р.С.Буре. - М., 1987.
21. Галигузова Л. , Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.
- М., 1992.
22. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. - М., 1997.
23. Гриценко 3. А. "Пришли мне чтения доброго..."
- М., 1997.
24. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников
конструктивного творчества. - М., 1976.
25. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. - М.,
1986.
26. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с
англ. - М., 1995.
27. Дубровская Е. А. Раз ступенька, два ступенька - будет
песенка. -М., 1997.
28. Демидова И.Ф. Психология развития и возрастная психология.
— Таганрог, 2003.
29. Елагина М. Г. Влияние некоторых особенностей
общения на возникновение активной речи в раннем возрасте // Вопросы психологии.
30. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. - М.,
1988.
31. Ибука М. После трех уже поздно: Пер. с англ. -
М., 1991.
32. Ильчиков М. 3.. Смирнов Б. А. Социология воспитания. - М., 1996.
33. Игры дошкольника. - М.: Просвещение,
1989.
34. Коджаспирова Г.М. Педагогическая
антропология. - М.: Просвещение, 2007. - 287 с.
35. Лебедева С. О. О возможностях развития образной
памяти// Дошкольное воспитание. - 1985. - № 8.
36. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.,
1986.
37. Марютина Т. М., Стефаненко Т.Г.,
Поливанова К.Н. Психология
развития.
38. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. — М., 1998.
39. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. — М.,
2001.
40. Мухина B. C. Детская психология. — М., 2000.
41. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психологические
труды. — М.
42. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М.,
2000.
43. Психология развития / Под ред. Т.Д.
Марцинковского. - М., 2005.
44. Психология человека от рождения до
смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А. А. Реана. — СПб., 2003.
45. Папько Е. А. Психология деятельности воспитателя
детского сада. - Минск, 1986.
46. Развитие общения дошкольников со
сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. - М., 1989.
47. Развитие общения у дошкольников:
Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет.
/Под ред. А.В.Запорожца, М. И.Лисиной. - М., 1974.
48. Репина Т. А. Социально-психологическая
характеристика группы детского сада. - М., 1988.
49. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации
детей. - М., 2004.
50.
Учимся общаться с
ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В. Петровский, А.
Виноградова, Л. Кларина и др. - М., 1993.
51. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное
пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М.:
Издательский центр "Академия", 1996.
52. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. — М., 2005.
53. Эльконин Д. Б. Введение в детскую психологию //
Избр. психол. труды. — М., 1989.
54. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. —
М., 1989.
55. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического
развития в детском возрасте / Избр. психол. труды. — М., 1989.
56. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы детской игры
// Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С.26-34.
57. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.
Приложение 1
Изучение субъективного переживания старшими дошкольниками
своих отношений со взрослыми
(Методика "Три вопроса".Особенности психического
развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Б. Венгера. —
М., 1987. — С. 15-19.)
Проведение исследования. Эксперимент проводится в начале второго полугодия с детьми
5-7 лет. Ребенку предлагают сформулировать 3 вопроса, которые, по его мнению,
мог бы задать совершенно незнакомый взрослый человек, захотевший с ним
поговорить.
Обработка данных. Подсчитывают количество детей в зависимости от успешности
выполнения задания.
I уровень — полностью
выполнившие задание, т.е. задавшие 3 вопроса; в этой группе можно особо
выделить детей, сумевших развернуто описать ситуации общения с незнакомым
взрослым;
II уровень
— частично выполнившие
задание;
III уровень
— не справившиеся о
заданием, т.е. не задавшие ни одного вопроса.
Полученные данные оформляют в таблицу по возрастам: 5 лет, 6
лет, 7 лет.
Делают вывод об уровне осознанности детьми общения с
незнакомым взрослым. Так, полные или частичные отказы задать вопросы свидетельствуют
о слабой осознанности этого опыта.
Приложение 2
Изучение самоосознания и оценки личностных качеств детей
группы
(Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Под
ред. Т.А.Репиной. - М., 1978. - С. 34-40).
Подготовка исследования. Приготовить по одной фотографии каждого ребенка группы, 3
игрушечных домика.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми старшего
дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из которых ребенок
оценивает новое качество сверстников и себя.
Первая серия. Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся
детьми; внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.
Вторая серия. Оцениваются нравственные качества: умение дружно играть, не
драться, не. ябедничать, доброта, отзывчивость.
Третья серия. Оцениваются волевые качества: умение довести дело до конца,
прийти на помощь товарищу.
Четвертая серия. Оцениваются качества, обеспечивающие ребенку успех в той или
иной деятельности: навыки и умения, от которых зависит успешность учебной,
игровой деятельности, изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.п.
Перед испытуемым раскладывают на столе фотографии всех детей
группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика. Ребенку
предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии "самых добрых"
(говорят, что они "делятся гостинцами с другими ребятами, дают поиграть
своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают друзей, уступают место в
игре"), а в другую стопку — фотографии детей "не очень добрых" ("не
любят делиться гостинцами, не дают поиграть своими игрушками" и т.д.).
Фотографии детей, которые "только иногда бывают добрыми",
складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию ребенок должен
положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки, данной по тому или
иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фотографии 3 раза.
Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем
игрушечном домике. После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все
фотографии снова раскладываются на столе.
Обработка данных. Результаты оценки каждым ребенком всех детей группы и самого
себя по выделенным качествам заносят в таблицу (табл. 1).
Таблица 1. Сравнительная оценка нравственных качеств у себя и сверстников
Фамилия, имя ребенка
|
Оценка сверстников
|
Самооценка
|
нравственные качества
|
внешняя
привлекательность
|
волевые качества
|
нравственные качества
|
внешняя
привлекательность
|
волевые качества
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: детям, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выраженные те или иные
положительные качества, ставится оценка +1, а детям, которых он наделял
отрицательными качествами, — 1.
Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает
ребенок остальным членам группы, является личностной характеристикой его
самого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к
сверстникам. Вычисляют коэффициент доброжелательности по сумме положительных
баллов, приходящегося на одного ребенка.
Сопоставляя количество положительных и отрицательных оценок
отдельных детей, получают общую картину оценочных отношений в группе:
а) выявляют детей с благоприятным и неблагоприятным
положением, детей "контрастных", имеющих много и положительных, и
отрицательных оценок;
б) выясняют существование половой дифференциации во
взаимооценках детей, пристрастности в оценках в зависимости от избирательности
симпатий;
в) устанавливают уровень самоооценки.
Приложение 3
Изучение уровня самосознания
(Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред.
И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. — М., 1990. — С. 163-171).
Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной
беседы с детьми: 1) о желаниях и предпочтениях; 2) о прошлых и будущих
действиях. Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от
активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие
вопросы.
Вариант I
1. Что ты любишь больше всего на свете?
2. Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать
все?
3. Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь
и пр.
4. Расскажи, что больше всего не любишь (просто терпеть не
можешь).
5. Тебе все нравится в детском саду? Что бы хотелось
изменить?
6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты
хочешь попросить?
Вариант II
1. Что ты делал перед тем, как я позвала тебя?
2. Расскажи, что bj делали сегодня на занятии.
3. Случалось ли с тобой вчера, позавчера или еще раньше
что-нибудь интересное (важное, смешное)? Расскажи, пожалуйста.
4. Что собираешься делать, когда вернешься в группу?
5. Что будешь делать сегодня вечером или завтра?
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет.
Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было
легче ответить.
Обработка данных. Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляют
в таблицу.
Осознание желаний и предпочтений старшими дошкольниками
Типы ответов
|
Возраст детей
|
5-6 лет
|
6-7 лет
|
1. Отсутствие ответа
(молчание или ответ "не знаю", "ничего")
2. Ситуативный ответ
(ребенок называет вещи, находящиеся в его зрительном поле)
3. Предметы
(отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные)
4. Виды деятельности
или любимые игры
5. Общение и совместная
деятельность (дети называют, что они хотели бы делать с близкими людьми
вместе)
|
|
|
Выявляют соотношение вариантов ответов в разных группах
дошкольников и выделяют наиболее значимый, распространенный в каждой
группе.Выясняют причины преобладания определенного типа ответов у детей разного
возраста.Результаты беседы о прошлых и будущих действиях оформляют в таблицу.
Делают выводы о том, как дошкольники выделяют и фиксируют свои действия в
сознании.
Осознание прошлых и будущих действий старшими дошкольниками
Типы ответов
|
Возраст детей
|
5-6 лет
|
6-7 лет
|
1.
Отсутствие
ответа.
2.
Стереотипное
повторение одного ответа.
3.
Перечисление
режимных моментов.
4.
Сообщение о
своих действиях.
5.
Развернутый
рассказ о прошлых и будущих развитиях.
|
|
|
Приложение 4
Методика изучения игровых предпочтений
(Практикум по детской психологии: Пособие для студентов
педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей,
воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение:
Владос, 1995.) Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы для беседы. Проведение
исследования. Индивидуально беседуют с детьми 2-7 лет по вопросам:
1. Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится
играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?
2. В
какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В
какие игры ты бы хотел играть?
3. Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать
в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?
4. Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаше всего бываешь в играх
и почему?
5. Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?
6. Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему?
Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему?
Как бы ты с ними играл?
7. С кем ты чаще всего играешь и почему?
В беседе необходимо добиваться развернутых ответов и их
объяснений. Эти вопросы несколько изменяют и задают воспитателям и родителям
(например: "В какие игры любит играть ваш ребенок?" и т.д. ).
Обработка данных. Ответы детей, воспитателей и родителей сопоставляют с
наблюдением за игрой ребенка. Делают вывод о предполагаемых и реально
предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками.
Приложение 5
Изучение взятия ребенком на себя роли
(Практикум по детской психологии: Пособие для студентов
педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей,
воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение:
Владос, 1995.)
Подготовка исследования. Подобрать сюжетные игрушки для игр в "детский сад",
"семью", "больницу".
Проведение исследования. Проводится 3 экспериментальных серии игр с детьми 3-7 лет.
Первая серия. Игры в "самих себя", во "взрослых", в "товарищей".
Серия состоит из 3 взаимосвязанных ситуаций:
1 ситуация — экспериментатор организует игру в "детский
сад", но так, чтобы каждый из ее участников оставался самим собой:
воспитатель — воспитателем, а дети — детьми. Если дети согласны, воспитатель
передает им управление игрой, при необходимости спрашивает. "Что надо
делать?" — и выполняет их указания;
2 ситуация — в случае отказа детей от игры в "самих себя" или по
ее окончании, если игра возникает, взрослый предлагает играть иначе: один
ребенок будет воспитателем (называя при этом имя воспитателя группы), а
воспитатель с другим ребенком — детьми. В дальнейшем педагог участвует в
развертывающейся игре в роли одного из детей;
3 ситуация — воспитатель предлагает поиграть так: он будет воспитателем группы, а дети
будут играть роль кого-либо из товарищей своей же группы. При этом он или тех,
кого будут изображать играющие, или предлагает детям выбрать самим.
В каждой из организованных таким образом игр принимают
участие по двое детей всех возрастных групп детского сада.
Вторая серия. Игры с нарушением последовательности действий при выполнении
ребенком роли. Организовывают игры с хорошо знакомым детям содержанием: 6 "детский
сад", в "больницу", в "семью". По ходу игры экспериментатор
пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает "съесть
мороженое, а потом суп"). В каждой из игр принимают участие по двое детей
всех возрастных групп.
Третья серия. Игры с нарушением смысла роли. Роль ставится в противоречие с
действиями, которые должен выполнять ребенок. Можно использовать 2 ситуации:
I ситуация - с
детьми развертывается ролевая игра "трамвай": предлагается сумка для
денег, билеты, подготавливается место для вожатого. После того как игра
разворачивается, детям предлагают играть так: вожатый будет продавать билеты, а
кондуктор вести вагон. Когда измененная игра начинается, экспериментатор,
играющий с детьми, выходит на остановке и говорит, что вожатого зовет начальник
депо;
II ситуация — разыгрываются
игры с правилами: "Волк и зайцы", "Волк и гуси", "Кот
и мыши", "Лиса и зайцы". Предлагают, чтобы гуси ловили волка,
зайцы — лису и волка, мыши — кота .
Обработка данных. В первой серии определяют, что прежде всего выделяет ребенок
в действиях взрослого. Выясняют, как роль взаимосвязана с правилами действия
или общественного поведения.
Во второй серии анализируют, каков характер логики действий и
чем она определяется. Как относится ребенок к нарушению логики действий и
каковы мотивы протеста против ее нарушения.
На основе данных первой и второй серий определяют уровень
развития игры для каждого ребенка (табл.). В третьей серии определяют отношение
ребенка к роли, взятой на себя в игре, доказать, что внутри роли фактически
имеется известное правило поведения, отражающее логику реального действия и
реальных отношений.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д. Б. Эльконину)
Приложение 6
Методика изучения особенностей руководства игрой
Проведение исследования. Проводят наблюдение за тем, как воспитатель руководит
деятельностью детей. Затем воспитателю предлагают ответить на вопросы: какое
место должна занимать игра в жизни ребенка и почему? Какое место вы ей отводите
в режиме дня? Как вы руководите играми детей группы? Как вы при этом учитываете
их индивидуальные особенности?
Обработка данных. Данные протоколов анализируют по схеме:
1. Какое место в режиме дня воспитатель отводит играм.
2. Как он обогащает опыт детей с целью развития игры.
3. Какие виды игровой деятельности он предпочитает
организовывать.
4. Как организует начало игры каждого вида: сюжетно-ролевые,
подвижные, дидактические, строительные, игры-драматизации.
5. Умеет ли включаться в игру, брать на себя роли. Как дети
относятся к участию воспитателя в игре.
6. Как использует прямые приемы руководства игрой (указание,
показ действия и т.д.) и косвенные (вопрос, проблемные ситуации, обогащение опыта
детей, взятие на себя роли, напоминание и т.д.).
7. Как воспитатель регулирует взаимоотношения детей по ходу
игры. Какими способами разрешает конфликты: совет, апелляция к выполняемой
роли, напоминание нравственной нормы, силовой способ и т.д.
8. Учитывает ли индивидуальные особенности детей при
руководстве игрой. Использует ли игру с целью развития детей, коррекции их
поведения.
Данные наблюдения и беседы сопоставляют. Делают вывод о том,
насколько психологически обоснована и целесообразна позиция воспитателя по
отношению к играм детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|