бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние групповых психолого-педагогических методов на совершенствование навыков общения у старших дошкольников бесплатно рефераты

1) показы-инсценировки;

2) инсценировки с использованием настольного, кукольного театров;

3) сюжетно-дидактические игры.

Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко предлагают рассматривать руководство игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей [39, 88].

Авторы выделяют следующие способы построения игры:

- последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;

- ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;

- сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие [39, 89].

Здесь можно отметить, что исследователи расходятся во мнении о приоритетности тех или иных аспектов развития для констатации школьной зрелости. Одни психологи сосредоточивают основное внимание на когнитивной сфере и уровне обученности, другие считают более важными особенности поведения ребенка в целом [39, 90].

Резюмируя параграф, следует подчеркнуть, что самостоятельность детей – один из главных показателей развития навыков общения. На наш взгляд в руководстве играми, необходимо учитывать специфику общения дошкольников со сверстниками, отличающегося от общения с взрослыми отсутствием жестких норм и правил. Следует помнить, что максимальное невмешательство взрослого в игры позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны:

- по своей воле выбирать партнеров по общению;

- самим устанавливать правила взаимодействия;

- следить за их выполнением определенных норм поведения;

- регулировать взаимоотношения.

Все эти виды делового сотрудничества и составляют главное содержание потребности в общении. Именно такое диалогическое общение реализует стремление к признанию и уважению ребенка дошкольного возраста.


2. Эмпирическое исследование развития навыков общения у детей дошкольного возраста


2.1 Организация и методы исследования


Исследование развития навыков общения у детей дошкольного возраста выполнялось на основе теоретических положений, изложенных в данной дипломной работе. Базой исследования является старшая группа "Теремок", МДОУ № 4, г. Новоалександровска. В качестве контингента исследуемых выступали дети от 5 до 7 лет. Выборка составила 20 детей: 10 детей в возрасте 5-6 лет и 10 детей в возрасте 6-7 лет.

На подготовительном этапе нами было выполнено исследование поискового характера, включающее в себя изучение проблем развития навыков общения у детей дошкольного возраста в психологической, педагогической, психотерапевтической и социологической литературе, а также выявление законов соразвития и содетерминации индивидов, составляющих детский коллектив. Минимальной единицей анализа группы детей как целого являлся не индивид (ребенок) и не диада (воспитатель и ребенок), а система групповых взаимоотношений у детей 5-ти - 7-ми лет, мальчиков и девочек. Таким образом, данное исследование проблем общения у детей дошкольного возраста исключало какую-либо односторонность и опиралось на взаимообусловленность психологических реалий жизни детей в группе сверстников.

К концу этого этапа были определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, составлен план экспериментального исследования.

Констатирующий этап предусматривал психологическую диагностику детей в группе детей 5-7 лет с целью выявления основных проблем, связанных с развитием навыков общения у детей дошкольного возраста и методов организации руководства играми.

Из числа обследуемых формировались 2 подгруппы – дети до 6 лет и дети после 6 лет по 10 человек в каждой. На констатирующем и заключительном этапе обследуются обе подгруппы.

В процессе наблюдения фиксировались следующие группы психологических проявлений: субъективное переживание старшими дошкольниками своих отношений со взрослыми, самоосознание и оценка личностных качеств детей группы, осознание желаний и предпочтений, осознание прошлых и будущих действий, игровые предпочтения, особенности руководства игрой.

Формирующий этап предполагал разработку методических рекомендаций по организации игр с учетом данных констатирующего этапа. Естественный эксперимент представлял организацию групповой психолого-педагогической работы с детьми двух подгрупп под руководством педагога-психолога.

На заключительном этапе исследования была проведена повторная диагностика детей в двух группах и диагностика организации игр педагогом-психологом.

Проведен анализ данных, обобщены результаты и сформулированы выводы, уточнены условия эффективности организации групповых психолого-педагогических методов работы по развитию навыков общения. На основании полученных данных выявлена устойчивая зависимость развития навыков общения от организации руководства игрой, зафиксированы эмпирические факты развития навыков общения. Эти данные, носят описательный характер и представляют лишь промежуточный материал и исходную основу для дальнейшей исследовательской работы.

Достижение целей и решение задач, поставленных в исследовании, проверка гипотетических посылок потребовали на каждом этапе использования комплекса взаимодополняющих методов научного исследования:

Обзорно-аналитический метод позволил выявить степень изученности проблем развития навыков общения у детей дошкольного возраста в психологической, педагогической, медицинской, социологической литературе; выделить основополагающие подходы к разрабатываемой проблеме, сформулировать гипотезу исследования.

Психодиагностический подход представлял главный метод исследования. Методы и методики с помощью которых проводилась диагностика взаимоотношений в детских группах, исследуемые характеристики навыков общения представлены в таблице № 2.

Экспериментальный метод был направлен на проверку научных гипотез, на выявление причин изучаемых явлений и оценку следствия действия этих причин.

Математические методы обработки данных и результатов применялись для обобщения полученных данных в ходе эксперимента и приведения результатов в систему.

Опишем используемые на констатирующем и завершающем этапах эксперимента методы и методики:

1. Наблюдение - это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение в процессе работы с детьми дошкольного возраста способствовало реализации основных типов задач, поставленных в нашем исследовании: психодиагностических, педагогических, развивающих, коррекционных. С помощью наблюдения было получено знание о качествах психической реальности детей 5-7 лет в процессе общения со сверстниками.

2. Беседа являлась основным и общим методом, реализуемым в рамках нашего подхода к работе с детьми дошкольного возраста, так как она была основой принятия специалистом профессиональных решений в отношении проблем в общении у детей. Именно в процессе беседы осуществлялась личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимодействия детей в группе. Цели, способы и содержание вопросов в ходе беседы с детьми обозначены в таблице № 1.

3. Важное место в нашем исследовании занимает метод анализа продуктов деятельности. В ходе сюжетно-ролевой игры анализировалось выполнение роли, ее соответствие задуманному сюжету, установленным правилам, а также, то новое, что вносит в нее ребенок. В процессе анализа выявлялись условия развития навыков общения в сюжетно-ролевой игре и эффективные методы организации руководства сюжетно-ролевой игрой.

4. В качестве основных методик были использованы "шкалы" развития детей, предусматривающие проведение стандартизованных наблюдений за ребенком и последующего сопоставления получаемых данных с возрастными нормами развития, представленные в "Практикуме по детской психологии" Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной и следующие методики:

1. Методика "Три вопроса" Д. Б. Эльконина, А. Б. Венгера (Приложение 1). Данная методика позволяет изучить субъективное переживание старшими дошкольниками своих отношений со взрослыми.

Эксперимент проводится в начале второго полугодия с детьми 5-7 лет. Ребенку предлагают сформулировать 3 вопроса, которые, по его мнению, мог бы задать совершенно незнакомый взрослый человек, захотевший с ним поговорить. Затем проводится подсчет количества детей по трем уровням, в зависимости от успешности выполнения задания.

2. Методика изучения самоосознания и оценки личностных качеств детей группы Т. А. Репиной (Приложение 2).

Данная методика применяется для оценивания нового качества сверстников и себя. Эксперимент проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из которых поэтапно проясняются личностные качества, обеспечивающие ребенку успех в той или иной деятельности: навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.п.

Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает ребенок остальным членам группы, является личностной характеристикой его самого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к сверстникам.

3. Методика изучения уровня самосознания И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской (Приложение 3). В данной методике подобраны вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с детьми:

1) о желаниях и предпочтениях;

2) о прошлых и будущих действиях.

Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить. Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляют в таблицу.

4. Методика изучения игровых предпочтений Г. А. Урунтаевой (Приложение 4). В данной методике детям предлагается ряд вопросов задаваемых в беседе. Перед экспериментатором стоит задача - добиваться развернутых ответов и их объяснений. Затем эти вопросы несколько изменяют и задают воспитателям и родителям (например: "В какие игры любит играть ваш ребенок?" и т.д. ). Обработка данных. Ответы детей, воспитателей и родителей сопоставляют с наблюдением за игрой ребенка. Делают вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками.

5. Методика изучения взятия ребенком на себя роли Г. А. Урунтаевой (Приложение 5). Подбираются сюжетные игрушки для игр в "детский сад", "семью", "больницу". Проводится 3 экспериментальные серии игр с детьми 3-7 лет.На основе данных первой и второй серий определяют уровень развития игры для каждого ребенка, данные фиксируются в таблице, предложенной Д.Б. Элькониным по определению отношения ребенка к роли, взятой на себя в игре. В другой таблице отражается отношение детей к игровым правилам.

6. Методика изучения особенностей руководства игрой Г. А. Урунтаевой (Приложение 6). Методика предлагает проведение наблюдения за тем, как воспитатель руководит деятельностью детей. Затем воспитателю предлагают ответить на ряд вопросов. Данные наблюдения и беседы сопоставляют. Делают вывод о том, насколько психологически обоснована и целесообразна позиция воспитателя по отношению к играм детей.

Таблица №1 Цели, способы и содержание вопросов в ходе беседы с детьми

 Цели

 Способы

Примерные вопросы

Получение информации

Конкретизация

Вербализация переживания

Что ты любишь больше всего на свете?

Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?

Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.

Расскажи, что больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).

Проверка и уточнение гипотезы

Интерпретация

Установление закономерности

Причинный и целевой анализ

Что ты делал перед тем, как я позвала тебя?

Расскажи, что bы делали сегодня на занятии.

Случалось ли с тобой вчера, позавчера или еще раньше что-нибудь интересное (важное, смешное)? Расскажи, пожалуйста.

Вывод информации

Проблематизация

Постановка проблемы

 Любишь ли ты играть?

Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?

В какие игры ты играешь?

В какие игры ты любишь больше всего играть и почему?

В какие игры ты бы хотел играть?

Что ты делаешь в играх?

Что ты больше всего любишь делать в играх и почему?

Кем бы ты хотел быть?

Приложения 3 и 4.

Таблица №2. Методы и методики, направленные на исследование основных характеристик для анализа навыков общения в игре у детей дошкольного возраста

 Исследуемые характеристики

 Методы исследования

– субъективное переживание старшими дошкольниками своих отношений со взрослыми.

- оценивания нового качества сверстников и себя.

- желания и предпочтения.

- осознание прошлых и будущих действий.

- игровые предпочтения.

- способность взятия на себя роли в игре.

-руководство воспитателем деятельности детей в сюжетно-ролевой игре.

1. Наблюдение

2. Беседа

3. Метод анализа продуктов деятельности.

Методики:

1. Методика "Три вопроса" Д. Б. Эльконина, А. Б. Венгера (Приложение 1).

2. Методика изучения самоосознания и оценки личностных качеств детей группы Т. А. Репиной (Приложение 2).

3. Методика изучения уровня самосознания И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской (Приложение 3).

4. Методика изучения игровых предпочтений Г. А. Урунтаевой (Приложение 4).

5. Методика изучения взятия на себя роли ребенком в игре Г. А. Урунтаевой (Приложение 5)

6. Методика изучения особенностей руководства игрой Г. А. Урунтаевой (Приложение 6).


2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента.


При теоретическом осмыслении проблемы исследования встречаются разнообразные подходы к пониманию развитию навыков общения у детей дошкольного возраста, к руководству игрой. В данном исследовании нашли свое отражение исследования М. И. Лисиной и ее сотрудников, посвященные проблемам онтогенеза общения. Соответственно позиции деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, на констатирующем этапе подтвердилось то, что общение, как коммуникативная деятельность, оказывает огромное влияние на психическое развитие ребенка. Ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания [39, 88]. Рассматривая результаты, полученные в данном исследовании разнообразных "шкал" развития детей, предусматривающих проведение стандартизованных наблюдений за ребенком и последующего сопоставления получаемых данных с возрастными нормами развития, выявились следующие данные: По результатам использования методики "Три вопроса" Д. Б. Эльконина, А. Б. Венгера видно, что субъективное переживание старшими дошкольниками своих отношений со взрослыми в основном носит характер идеализации фигуры взрослого. 3-е детей из экспериментальной группы частично выполнили задание и были отнесены к первому уровню. 15 детей сумели развернуто описать ситуации общения с незнакомым взрослым и, лишь 2 ребенка не задали ни одного вопроса. Полученные данные отображены в таблице № 3.


Таблица №3

Ф.И. ребенка и возраст

1 уровень 2 уровень 3 уровень

Абоняев С 6 лет

+

Алешин К. 6 лет и 5 мес

 +

Бондаренко С. 6 лет и 10 мес

+

Варламова Л 5 лет

 +

Виолетова А. 6 лет и 7 мес

+

Гришко С. 7 лет

 +

Друшинина О. 5лет 5 мес

+

Дороховко Р. 6лет и 8мес

+

Жуков Н. 6лет и 5 мес

+

Симонян А. 6лет и 5 мес

 +

Сильченко А. 7 лет

+

Струров О 6 лет и 1 мес

+

Петровская Н. 6лет и 5 мес

+

Рожков Н. 5лет и 6 мес

+

Шилова Н. 6 лет

+

Широконян О. 5 лет и 5 мес

 +

Яновских Д. 6 лет

+

Яркова Ю. 6 лет

+

Яруш Э. 6 лет

+

Яикина Ж. 5 лет и 6 мес

+

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6