Влияние групповых психолого-педагогических методов на совершенствование навыков общения у старших дошкольников
Влияние групповых психолого-педагогических методов на совершенствование навыков общения у старших дошкольников
Введение
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека,
всего первые семь лет, имеющих непреходящее значение. В этот период ребенок
осваивает цели и мотивы своих взаимоотношений с окружающим миром. Именно в этот
период необходимо познакомить его с истинными ценностями человеческих
взаимоотношений, помочь обрести навыки общения, которые он пронесет через всю
свою жизнь.
Особое значение в развитии навыков общения играет
сюжетно-ролевая игра, с помощью которой ребенок моделирует свою будущую
социальную роль, учится соблюдать нормы поведения в обществе, развивает навыки
общения со сверстниками и взрослыми.
Исследования умственного развития детей и дошкольного
возраста, проводившиеся А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным,
Н.Н. Поддьяковым, Л.А. Венгером, позволили установить, что в основе этого
развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных
действий, в основном игровых, связанных с общением.
Обычно выделяют младший
(3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) Д. в. Дошкольное
детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере
определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет
интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма:
увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга,
совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все
это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных
психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
Актуальность проблемы исследования заключена в вопросе: какие
групповые психолого-педагогические методы работы с детьми дошкольного возраста
влияют на развитие у них навыков общения. Решение этой проблемы составляет цель
исследования.
Объект исследования – Дети
дошкольного возраста.
Предмет исследования – Групповые
психолого-педагогические методы развития навыков общения у детей дошкольного
возраста.
Цель исследования: определить, какие групповые
психолого-педагогические методы работы с детьми дошкольного возраста влияют на
развитие у них навыков общения.
В соответствии с целью,
объектом и предметом исследования выдвинут ряд гипотетических предположений:
1. Игра, как ведущий вид
деятельности способствует развитию навыков общения у детей дошкольного
возраста;
2. Навыки общения
формируются при следующих условиях:
— развитии уровня
самосознания у детей дошкольного возраста;
— желании детей участвовать в игре;
— условии передачи игрового опыта старшими дошкольниками младшим;
— выполнении детьми
определенных норм поведения в сюжетно-ролевой игре;
— регулировании общения у детей дошкольного возраста в игре
взрослым;
— применении эффективных психолого-педагогических методов организации
руководства групповыми играми.
Для доказательства
выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать
существующие в психологической литературе представления о проблеме развития
навыков общения у детей дошкольного возраста в группе сверстников.
2. Выявить возрастные
особенности развития уровня самосознания и навыков общения у детей 5-6 и 6-7
лет.
3. Определить условия
развития навыков общения у детей дошкольного возраста в группе сверстников.
4. Разработать и
апробировать рекомендации по организации руководства групповыми играми.
5. Определить эффективные
психолого-педагогические методы развития навыков общения у детей дошкольного
возраста.
5. Проанализировать
результаты опытно-экспериментальной работы по развитию навыков общения в группе
сверстников у детей дошкольного возраста.
Методологической основой
исследования явились три направления:
1. Анализ процессов общения, изучение диалогического
характера ряда когнитивных процессов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и А. Р.
Лурия и др.).
2. Вопросы организации полноценного развития ребенка
дошкольного возраста, формирования его готовности к школьному обучению (Л. В.
Занков, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, Б. И. Хачапуридзе, Д. Б. Эльконин и
др.).
3. Проблемы помощи в организации сюжетно-ролевых игр
дошкольников (Г. И. Минская, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и
др.).
Главными теоретическими
концепциями исследования явились:
– теория когнитивного развития Ж. Пиаже;
– организационная теория X. Вернера;
– культурно-историческая теория Л.С. Выготского;
При исследовании детей дошкольного возраста учитывалось то,
что ребенок - специфический объект исследования, его психика находится в
становлении, развитии, поэтому данная работа ориентирована на следующие
принципы:
– принцип развития психики, сознания в деятельности, он
являлся основным, наряду с принципом единства сознания и деятельности;
– принцип индивидуального и личностного подхода означающий,
что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка
своеобразно и неповторимо;
– принцип гуманизма и педагогического оптимизма;
– принцип детерминизма означающий, что всякое психическое
явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин.
Достижение целей и
решение задач, поставленных в исследовании, проверка гипотетических посылок
потребовали на каждом этапе работы использования комплекса взаимодополняющих
методов научного исследования: обзорно-аналитический метод; метод
психологического исследования; экспериментальный метод; математические методы
обработки данных и результатов; наблюдение; метод анализа продуктов
деятельности; беседа.
В качестве основных
методик были использованы "шкалы" развития детей Г.А. Урунтаевой и
Ю.А. Афонькиной и следующие методики: Методика "Три вопроса" Д. Б.
Эльконина, А. Б. Венгера; Методика изучения самоосознания и оценки личностных
качеств детей группы Т. А. Репиной; Методика изучения уровня самосознания И. В.
Дубровиной, А. Г. Рузской; Методика изучения игровых предпочтений Г. А.
Урунтаевой; Методика изучения уровней развития сюжетно-ролевой игры Д. Б.
Эльконина; Методика изучения особенностей руководства игрой Г. А. Урунтаевой.
Организация исследования предусматривала 4 этапа.
1. Подготовительный этап:
Определение целей и задач
исследования.
Выбор объекта и предмета
исследования.
Выдвижение основных
гипотез исследования.
Изучение и анализ научной
литературы по проблеме исследования.
2. Констатирующий этап:
Подбор методов и
экспериментальных методик.
Разработка методических
рекомендаций по организации групповых игр, способствующих развитию навыков
общения у детей дошкольного возраста.
Проведение диагностики в
соответствии с экспериментальной программой.
3. Формирующий этап:
Организация
опытно-экспериментальной работы.
Применение методических
рекомендаций по организации групповых игр, способствующих развитию навыков
общения у детей дошкольного возраста.
4. Заключительный этап:
Проведение повторной
диагностики.
Обработка полученных
результатов.
Оформление рукописи
дипломной работы.
Научная новизна исследования заключаются в следующем:
– определены некоторые проблемы развития навыков общения у
детей дошкольного возраста;
– показано различие в развитии навыков общения в
разновозрастных группах;
– определена специфика и
основные направления организации групповых игр, способствующих развитию навыков
общения у детей дошкольного возраста.
– разработаны
методические рекомендации по организации групповых игр, способствующих развитию
навыков общения у детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенный
анализ расширяет и углубляет представления о групповых психолого-педагогических
методах работы с дошкольниками и особенностях развития у детей навыков общения.
В результате анализа проблемы выделены и описаны
содержательные компоненты групповых психолого-педагогических методов развития
навыков общения у детей дошкольного возраста. Выявлены и описаны факторы,
способствующие развитию навыков общения, а также обозначены факторы, которые
следует избегать при организации групповой работы по развитию навыков общения у
детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем
разработаны и апробированы рекомендации по организации групповых игр,
способствующих развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
Научно-теоретические и эмпирические результаты исследования
могут послужить основанием для дальнейшей разработки проблем, связанных с
развитием навыков общения у детей дошкольного возраста.
Базой исследования является МДОУ № 4, г. Новоалександровска. В качестве контингента исследуемых выступали дети от 5 до 7 лет. Выборка
составила 20 детей: 10 детей в возрасте 5-6 лет и 10 детей в возрасте 6-7 лет.
Структура и объем работы.
Дипломная
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой
литературы и приложения. В текст дипломной работы включены 14 таблиц и 6
приложений. Список используемой литературы содержит 57 источников. Содержание
работы изложено на 52 страницах.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются
его объект и предмет, формулируются методологические основания, цель, гипотезы
и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая значимость и практическая
ценность дипломной работы.
Первая глава состоит из одного параграфа и посвящена анализу теоретических
подходов и концепций в психологической науке, отражающих взгляды исследователей
на проблему развития навыков общения и особенности групповых
психолого-педагогических методов работы с детьми дошкольного возраста.
Во второй главе
представлены четыре параграфа, содержащие описание организации, методов и
методик эксперимента; анализ и интерпретацию полученных результатов
констатирующего и контрольного этапов эксперимента; описание методических
рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению групповыми играми детей
дошкольного возраста и дается оценка его эффективности.
В заключении приводятся обобщения и выводы, подтверждающие гипотезы, выносимые в
дипломной работе, намечены перспективы дальнейшей разработки данной проблемы.
В приложения включены применяемые в исследовании
диагностические методики.
1. Теоретико-методологические
основы исследования в области развития навыков общения у детей дошкольного
возраста
1.1 Теоретические проблемы
развития навыков общения у детей дошкольного возраста
Когнитивные теории начинаются с работ Ж. Пиаже и включают в
себя взгляды сторонников социальной когнитивной теории, считающих, что
когнитивное развитие ребенка связано с его взаимодействием с более опытными
взрослыми и сверстниками.
В числе наиболее популярных из таких теорий стоят теория
когнитивного развития Ж. Пиаже; организационная теория X. Вернера; культурно-историческая теория Л.С. Выготского;
теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;
социально-психологическая концепция интеллектуального развития ребенка А.-Н.
Перре-Клермо и др.
Исследованиями развития различных навыков в процессе развития
детей в отечественной науке посвящены труды классиков отечественной психологии:
П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, М.М. Рубинштейна,
Н.А. Рыбникова, А.А. Смирнова, Д. Б. Эльконина, а также ведущих специалистов в
области дефектологии, детской психиатрии и медицинской психологии: И. Л.
Белопольской, Т. А. Власова, В. И. Гарбузова, Д. Н. Исаева, А. И. Корнева, К.
С. Лебединской, И. Ф. Марковской, Ю. В. Микадзе, О. Н. Никольской, А. С.
Спиваковской, Л. С. Цветковой, С. Г. Шевченко и многих других ученых теоретиков
и практиков.
Теоретическое изучение факторов и условий, влияющих на
формирование навыков общения в процессе психического развития детей дошкольного
возраста, позволяет расширить представления о психологических механизмах
развития дошкольников и раскрывает роль ведущего вида деятельности в процессе
социализации и подготовки ребенка к школе.
В настоящее время обращение к культурно-исторической теории
Л.С. Выготского, разработанной при участии А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии, связано
с анализом процессов общения, изучением диалогического характера ряда
когнитивных процессов [1; 2; 8; 13; 43]. Научные идеи и методологические
принципы, выдвинутые Л.С. Выготским, легли в основу исследовательской
деятельности целого ряда психологов — А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В.
Запорожца, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др. [1, 76].
"Зона ближайшего развития — следствие становления высших
психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в
сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними
психическими процессами субъекта" [14, 87].
Выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев представил
свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место
отведено понятию деятельности, охватывающей всю жизнь человека.
В целом принцип органического единства деятельности и
общения, разработанный в социальной психологии, позволяет утверждать, что
посредством общения деятельность и организуется и обогащается, в ней возникают
новые межчеловеческие связи и отношения, или субъект-объектно-средовые
отношения [43, 38].
Основной внутренней характеристикой личности у А. Н.
Леонтьева является мотивационная сфера личности и "личностный смысл".
Автор выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в
данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает
именно к этой деятельности. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в
которые включена личность, чем они более развиты и упорядочены
(иерархизированы), тем богаче сама личность.
По образному выражению А.Н. Леонтьева, личность "рождается"
дважды. Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется
установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями
непосредственных побуждений социальным нормам. Это событие иллюстрируется
примером, который широко известен под названием "эффекта горькой конфеты",
когда ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Тот факт, что именно
в присутствии взрослого переживания ребенка начинают определяться социальным
мотивом, очень знаменателен — он служит ярким подтверждением общего положения о
том, что "узлы" личности завязываются в интерперсональных отношениях,
и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности.
Дошкольный возраст - это период развития личностных
механизмов поведения. Главная цель развития личности - реализация ребенком
своего "Я", а также переживания себя в качестве социального индивида [44,
122].
В целом в раннем детстве происходит активное познание мира
окружающих предметов и осваиваются с помощью взрослых способы действий с ними. Ведущая
деятельность — предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые
примитивные игры. К. трем годам появляются личные действия и сознание "я
сам" — центральное новообразование этого периода [18, 59].
Граница между ранним и дошкольным детством по Д. Б.
Эльконину, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений,
кризис выделения своего "я" [8, 54]. Ребенок пытается установить со
взрослыми новые, более глубокие отношения. Если новые отношения не
складываются, его инициатива не поощряется, постоянно ограничивается
самостоятельность, у ребенка возникают собственно кризисные явления,
проявляющиеся в отношениях со взрослыми, но не со сверстниками: негативизм,
упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм (или ревность), обесценивание
[13, 76]. Обесценивание — в глазах ребенка обесценивается все, что было дорого,
привычно, интересно раньше.
По мнению Г.Н. Гришиной в дошкольном возрасте интересы
ребенка перемещаются от мира предметов к окружающему миру. Ребенок впервые
психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Деятельность и отношения взрослых,
других детей и особенно сверстников становятся основой для формирования навыков
общения, накладывающих отпечаток на социальное поведение ребенка в будущем [22,
96].
На третьем году жизни активно развиваются способности к
вербальному общению, и в этот период доминирует особый тип взаимодействия детей
между собой, который можно обозначить как взаимное подражание [6, 22].
В возрасте 3-4 лет сверстник продолжает оставаться для
ребенка, прежде всего, участником совместной практической деятельности. К 4
годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В
четырех-пятилетнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, как
своего рода зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и
противопоставлении себя ему. Сверстник олицетворяет реально возможные
достижения в разных видах практической деятельности, помогает опредметить
собственные качества. К 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в
глазах ребенка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя
взрослого по большинству показателей общения. Ребенок начинает воспринимать и
себя, и другого, сверстника, как целостную личность, проявлять к нему
личностное отношение. Основной продукт общения со сверстником —
аффективно-когнитивный образ самого себя и другого [39, 97].
М. И. Лисина выделяет две новые формы общения в дошкольном
детстве, общим для которых является их внеситуативный характер (выход за
пределы непосредственной наглядной ситуации общения) [35, 43]. По мнению
автора, основное средство внеситуативного общения — речь. В трех-четырехлетнем
возрасте на смену деловому сотрудничеству приходит познавательная форма
общения. Разворачивается внеситуативно-познавательное общение. Ведущий мотив
этой формы общения — познание [35, 43]. Познание включено в процесс совместного
со взрослым ознакомления с физическим миром, в процесс "теоретического"
сотрудничества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|