Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы
1.
Необходимо тщательное изучение семей ( в первую очередь
нравственно-психологического климата в них, педагогической просвещенности
родителей ).
2.
Эффективность "домашнего воспитания"
заключается в создании в семье благополучной обстановки, при которой родители
относятся друг к другу и детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой
цели возможно путем повышения педагогической культуры родителей, их авторитета
в семье с учетом национальных, региональных и других особенностей.
3.
Основа решения проблемы качественной социализации
личности в семье, мы считаем в устранении причин которые приводят к созданию
конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем
оказания семье действенной педагогической помощи.
4.
Деятельность социального педагога в начальном звене школы
оказывает положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы
путем совершенствования социально-педагогической направленности деятельности
педагогического коллектива.
5.
Повышение познавательной к социальной активности ребенка
младшего школьного возраста зависит от организации социальными педагогами
систематических, совместных мероприятий с родителями и учителями.
6.
Защита прав, здоровья и интересов ребенка - как одно из
главных направлений в работе социального педагога, которое осуществляется путем
проведения лекций, бесед, организации встреч с работниками правоохранительных
органов.
Проанализировав работу многих социальных педагогов в общеобразовательных школах
г.Нерюнгри, мы пришли к выводу, что в школах очень мало социальных педагогов (
1-2 на школу ), и они не в состоянии плодотворно работать с большим количеством
учеников и с их семьями. И зачастую, при всей загруженности, социальные
педагоги не заостряют свое внимание на начальном звене школы, а направляют свои
усилия на работу с детьми среднего и старшего звена.
Но наше исследования
позволяют утверждать, что деятельность социального педагога по организации
сотрудничества семьи и школы может привести к положительным результатам только
тогда, когда она будет начата уже с первого класса, и поэтому существует
необходимость пересмотра и корректировки системы воспитательной работы школы.
Данное
исследование не имеет своей целью дать полную картину деятельности социальных
педагогов по организации сотрудничества семьи и начального звена школы. В
задачу входило предложения наиболее эффективного направления в этой области.
Более конкретного изучения требуют сама подготовка кадров социальных педагогов,
уточнение сферы их деятельности и т.п.
Например,
сам анализ семейного воспитания, более подробного его осмысления технологии
взаимоотношений, и многое другое также должны стать предметом серьезного
изучения.
Список использованной литературы.
1. Азаров Ю.Н.
Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и доп. - М.:
Просвещение, 1985.
2. Азаров Ю.П.
Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993.
3. Анзорг Л.
Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С. 20 -
23.
4. Афанасьева
Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. - М.: Просвещение,
1986.
5. Буянов М.И.
Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для
учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988.
6. Бруднов А.,
Березина В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. -
1994. - N 1.
7. Безруких
М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1991. - С: 119-125.
8. Бардин К.В.
Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. -
С.125-127.
9. Болотина Л.Р.
Классный руководитель в современной начальной школе // Начальная школа. - 1995.
- N 6.
10. Власов В.В.
Профессия и семья // Социологические исследования. - 1995.- N 5.
11. Горностаева
З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего
защищает // Начальная школа. - 1996. - N 7. - С.22-26.
12. Горденко
Т.Е. Организация работы по формированию социального опыта учащихся в
Австрийской школе // Начальная школа. - 1993. - N 2.
13. Давлетишна
А.А. Изучение индивидуальных способностей младших школьников // Начальная
школа. - 1993. - N 5. - С.10.
14. Деменьтьева
И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий // Социологические
исследования. - 1995. - N 6.
15. Долотина
О.П. Родители и дети // Начальная школа. - 1994. - N 8. - С.70.
16. Захаров А.И.
Как предупредить отклонения в поведении ребенка: книга для воспитателей
детского сада и родителей. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1993.
17. Ковалева
Л.М.,Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации
первоклассников в школе // Начальная школа. - 1996. - N 7. - С.17-22.
18. Кондратюк
В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная школа. - 1993. - N 1. -
С.70-72.
19. Кожапова
Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа. -
1995 - N 6. - С.11-14.
20. Ковашкина
О.Д. Влияние престижных установок родителей на развитие личности ребенка //
Начальная школа. - 1995. - N 12.
21. Коменский Ян
Амос. Жизнь и творчество: педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989.
22. Логинова Н.
Детская тайна: заметки публициста. - М.: Педагогика, 1989.
23. Михайлова
Т.В. Как я провожу родительские собрания // Начальная школа.-1993. - N 10. -
С.73-75.
24. Макаренко
А.С. Собрание сочинений: Т. N 8.: Педагогика, 1988.
25. Матвейчек З.
Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье. - М.:
Прогресс, 1980. - С.71.
26. Мальковская
И.А. Детство: социально-культурная традиция // Социологические исследования. -
1995. - N 4.
27. Маркова
Т.А., Сохина Ф.А. Подготовка детей к школе в семье. - М.: Педагогика, 1976.
28. Макаренко А.С.
Воспитание гражданина: педагогические раздумья. - М.: Просвещение, 1988.
29. Розанова
Е.Г. Игровые сценарии в педагогической практике // Социологические
исследования. - 1995. - N 10. - С.130-133.
30. Радванова С.
Социальные и юридические проблемы неполной семьи. - М.: Прогресс, 1980. -
С.113-116.
31. Радванова С.
Некоторые юридические проблемы. - М.: Прогресс, 1980. - С.177-179.
32. Разумихина
Г. Мир семьи: книга для учащихся старших классов по курсу "Этика и
психология семейной жизни". - М.: Просвещение, 1986.
33. Соколова
В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и
родителей. - М.: Просвещение, 1991. - С.10-17.
34. Спичак С.Ф.
Семья глазами психолога: сборник методик. - Москва-Воронеж, 1995. - С.10-15.
35. Спицын Н.П.
Учитель-родители: правила общения // Начальная школа. - 1993. - N 10. - С.
56-58.
36. Сухомлинский
В.А. Как воспитать настоящего человека. - Минск: Народная газета, 1978.
37. Трофимова
О.Г. Книга в семье и духовное развитие ребенка // Начальная школа. - 1995. - N
7.
38. Ткаченко
Е.В. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных
учреждениях Российской Федерации // Начальная школа. - 1996. - N 9.
39. Тарновский
Ю.Б. Срыва можно избежать. - М.: Медицина, 1990.
40. Темиров Н.С.
Школьники Узбекистана: образ семьи // Социологические исследования. - 1995. - N
7.
41. Урбанская
О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. - М.:
Просвещение, 1986. - С.4-18.
42. Шилова А.Н.
Социология отклоняющегося поведения // Социологические исследования. - 1994. -
N 11.
43. Шепелева
К.Г. Из опыта работы с родителями // Начальная школа. - 1994. - N 11. -
С.75-76.
44. Штольц Х.
Каким должен быть твой ребенок?: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. -
С.3-8.
45. Ярошевский
М.Г., Марцинсковская Т.Д. Личность ребенка и драматизм ее развития // Начальная
школа. - 1996. - N 11.
Приложение № 1
Зависимость нравственной
воспитанности детей от характера взаимоотношений в семье.
|