бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы бесплатно рефераты

    3. Служба психического и физического здоровья семьи и личности.

    Основные задачи этой службы - пропаганда здорового образа жизни; выявление причин психического и физического нездоровья детей; орга­низация взаимосвязи между личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика вредных привычек.

    4. Служба развития и поддержки детских и юношеских инициатив.

    Деятельность службы по поддержке и развитию детско-юношеских социальных инициатив в школе разграничена на такие основные аспекты:

        Социальный - обеспечение условий для школьников в реализации их увлечений и творческих проектов, в творческом освоении окружающего мира (это творческие занятия, коллективные творческие дела).

    Коммуникативный - обобщение через развивающие интеллектуально-тренинговые игры, другие досуговые формы.

    Образовательный - разработка и поведение коллективных и индивидуальных игр, занятий, игр, дел по дополнительному образованию.

    Информационный - изучение основ научных знаний, специальной ли­тературы, консультативная учебная работа с организаторами творческих дел, педагогами, инициативными группами.

    5. Служба социальной профилактики.

   Основными задачами являются:

    - Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педаго­гическом внимании.

    - Организация услуг семейного общения, психолого-педагогические консультации для родителей.

  

 - Организация помощи детям, социально мало защищенной категории семей, приобретение льготных путевок и т.д.

    - Работа с учителями по обеспечению индивидуального обучения и воспитания детей с целью преодоления ими школьной дезадаптации.

    - Защита детей от жестокости взрослых.

    - Охрана прав ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка.

    Социальной помощи и более пристального к себе внимания требуют семьи, имеющие статус беженцев. Число таких семей за последние годы сильно возросло, семей, в которых родители имеют статус безработных.

    Силами социальных педагогов в школе организована работа "Телефона доверия".

    По данным социальных педагогов в этой школе значительно улучши­лась успеваемость, видны ощутимые положительные результаты воспи­тательной работы.

    Из опыта Буденовской школы напрашивается вывод, что работа соци­альных педагогов в школе просто необходима, большой педагогический эффект исходит от работ социальных служб, организованных в школе. Хотелось бы, конечно, чтобы многие школы последовали опыту Буденовской школы, исходя, из своих собственных особенностей построили систему социально-педагогической работы.

        По данным исследований семей в начальном звене средней школы п. 13 г.Нерюнгри, прослеживается зависимость между обстановкой в се­мье и успеваемостью. Количество относительно благополучных семей совпадает с количеством успевающих детей на "4" и "5". Количество учащихся по пониженным оценкам по поведению совпадает с количест­

вом педагогически несостоятельных семей, что является причиной сни­

жения активности преподавателей в учебно-воспитательном процессе.

    Также, по данным учителей была прослежена зависимость успеваемо­сти мальчиков и девочек в различных типах семей.

В школе выявился достаточно  известный факт лучшей успеваемости де­вочек, не в последнюю очередь, обусловлен, как унификацией требова­ний к ученицам и ученикам. Из-за преимущественно женским составом учителей, которые лучше могут оценить и поощрить успехи девочек.

    Каждому социальному-педагогу необходимо в начале планируемой работы сделать анализ семейного воспитания (А С В), что поделалось в школе п. 13.

    Каждому родителю был выдан бланк ответов, в котором он должен выделить тот номер высказывания, с которым согласен.

    Анализ ответов проходил по следующим аспектам:

    - Уровень протекции в процессе воспитания ( шкала П+; П-)

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют вос­питанию ребенка.

Среди родителей младших школьников наблюдалась гиперпротекция ( шкала П-) - случай крайне пониженного уровня протекции. Ребенок при этом оказывается на периферии внимания родителей. За него берутся лишь тогда, когда случается что-то серьезное.

- Степень удовлетворения потребностей ребенка ( шкала У+; У-)

    В ответах родителей младших школьников преобладала шкала ( У-) - игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное стре-мление родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.

    - Количество требований к ребенку в семье ( шкала Т+;Т-).

Анализируя  ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в от­ветах преобладала чрезмерность требований (шкала Т+). Это означает повышенную моральную ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики, непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок, преобладали ответы со шкалой (Т-) - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.

    - Количеством требований, запретов, т.е указание на то, что ребенку делать нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка.

У родителей молодых в ответах преобладала шкала(З+) - в этом случае ребенку "все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие реакции эмансипатии. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала (З-) - недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их.

Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные причины отклонения в семейном воспитании:

    Причина нарушения, которая по ответам родителей находится на пер­вом месте - это расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).

Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких-либо причин, супружеские отношения между родителями оказыва­ются нарушенными: супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы ребенок, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком.

Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю лю­бовь".

    На втором месте находится следующая причина -воспитательная не­уверенность родителей. ( шкала ВН ). В этом случае из-за каких-то пси­хологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает ему во всех вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у родителя "слабое место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

    На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесе­ние конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). При этом разница во мнениях родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребенка. При этом легко обнаруживается, что каж­дого интересует, кто прав в воспитательных спорах, а не то, как воспитывать ребенка.

    Для того чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспи­тании, данный анализ семейного воспитания необходимо подкрепить ме­тодикой родительского отношения. Она позволяет выявить особенность родительского отношения к ребенку. Особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Для этого родителям был предложен "бланк ответов", который содержит утверждения о родительском отношении. Родителю необходимо выделить тот номер ответа, с утверждением которого он согласен.

    Методика анализа родительского отношения состоит из 5 аспектов:

    1. Принятие - отвержение

Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, ро­дитель стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких родителей относится 15 % от числа отвечающих. Полюс от­вержения: родитель воспринимает ребенка неприспособленным, неудач­ным ( 10 % от числа опрошенных ).

2. Кооперация.

Это означает, что родитель знает все о делах ребенка, заинтересован в них, старается быть с ним на равных (10 % от числа опрошенных ).

    3.Симбиоз.

Означает дистанцию в общении с ребенком. Постоянно ощущает тревогу за ребенка, стремится оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным (40 % от числа опрошенных).

    4.Авторитарная гиперсоциализация.

Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, старается

навязать свою волю ( 30 % от числа опрошенных ).

    Согласно данным исследованиям главная причина в нарушении вос­питания в семье то, что родители младших школьников бросаются в две крайности:

Одни родители воспитывают ребенка по авторитарному стилю, их вни­мание сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках, таких родителей мало заботит добр ли их ребенок, способен ли он помо­гать и т.д.

Другие родители предоставляют ребенка самому себе, не желая прило­жить никаких усилий по воспитанию и обучению ребенка. Это, конечно же, происходит в педагогически несостоятельных семьях. Но, исследуя только родителей, социальному педагогу не удается создать оптималь­ное взаимодействие семьи и школы, необходимо также вести углублен­ное изучение работы учителей и детей, стараться определить взаимо­связывающие главные "нити" между учителем->ребенком->родителем.

    Для разрешения этой задачи необходимо выявить прежде всего само­чувствие профессиальное и социальное учителей.

Профессиональная деятельность учителей протекает в сложных и про­тиворечивых условиях, конкретно это означает, что существуют проблемы:

    - Трудности, связанные с адаптацией учительства к нынешним соци­ально-экономическим условиям, а также неготовность значительной части учителей к такой адаптации.

    - Отсутствие совпадения между профессионализмом понимаемым в традиционном ключе (как триада: знания-> умения-> навыки) и новым содержанием образования с новыми стандартами качества знаний.

- Разрыв между состоянием материального обеспечения учителей и возможностями свободной, творческой педагогической деятельности

    - Система социальной поддержки педагогических работников на госу­дарственном или региональном уровне не отвечает требованиям к со­блюдению и защите учительских интересов.

Социальному педагогу необходимо проводить работу по определению одинаковых требований со стороны родителей и со стороны учителей, так как в процессе воспитания и обучения очень важно единство требо­ваний. Выравнивание требований школы и семьи можно с помощью лек­ций, бесед, индивидуальных консультаций, круглых столов общения ме­жду учителями и родителями.

    Очень тревожны сравнительные данные о спросе и предложении до­полнительных педагогических услуг.* Предложений от учителей по раз­личным педагогическим услугам очень мало, а спрос на эти услуги среди детей намного выше, чем  предложения учителей, а еще выше спрос ро­дителей по сравнению с учителями. Это можно объяснить растерянно­стью учителей в современной обстановке; загруженностью учебными часами, поэтому учителям и неизвестно то, что наши дети стали больше интересоваться музыкой, танцами, языками, работе на компьютере и т. д. Этот аспект не должен упустить из поля зрения социаль­ный педагог, для решения этой проблемы необходимо доносить до учи­телей данные о интересах учащихся, организовывать пресс-центры деловых игр между учителями и детьми.

    В результате проделанной работы мы попытались пометить пример­ный план работы социального педагога школы п. 13, с учетом индивиду­альных особенностей в работе школы.


 План работы социального педагога в начальном

    звене на первое полугодие.

    I. Учебно-методическая работа.

        1. Изучение литературы по социальной педагогике.

        2. Знакомство с периодической печатью.

        3. Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов.

        4. Продолжить изучение методик исследования личности семьи, учителей и детей.

    II.Работа с семьей.

        1. Провести диагностику семейного воспитания с родителями младших школьников.

        2. Дифференциация семей по типам.

3. Организовать взаимодействие социальных служб для

разрешения возникающих конфликтов.

        4. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совмест­ных вечеров.

        5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций.

        6. Организовать соц-психологический тренинг общения между учи­телями младших школьников по обмену опытом в работе с родителями.

        7. Проводить консультации для родителей по определенному гра­фику.

    III.Работа с детьми.

        1. Изучить занятость детей во внеурочное время.

        2. Продолжить изучение личности детей, работу проводить согла­сованно со школьным психологом.

     


        3. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с                  учителями.

        4. Уделять особое внимание детям находящимся под опекой.

        5. Вести индивидуальную работу с "трудными детьми".

   IV. Взаимосвязь социальной службы школы с институтами воспитания.

        1. Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных органов.

        2. Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на инди­видуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.

    Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отри­цательных привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид ра­боты особенно необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит преодолеть трудный период, связанный с перехо­дом в среднее звено общеобразовательной школы.

    Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе те­лефон доверия и для детей и для родителей.


Глава № 3.

3.1 Основы юридических отношений между родителями и детьми.


    В семейном праве важное место занимает регламентация отношений между родителями и детьми.

    Общественные и правовые отношения, возникают между  родителями и детьми (например: усыновление, попечительство, опекунство над несо-вершеннолетними детьми), включают в себя широкий круг общественных отношений. Семья создает определенную обстановку для воспитания, выступает посредником при передаче ребенку социального опыта. В вос-питании детей, помимо семьи, принимает участие много других людей. Поэтому необходимо, чтобы процесс воспитания протекал согласованно, во взаимном соответствии. Законодательство выдвигает основные принципы, которые относятся как к воспитанию в семье, так и к нынешнему воспитательному влиянию.

    В настоящее время взаимные отношения между родителями и детьми определенные семейным правом, можно кратко сформулировать:

1. Из правовых отношений между родителями и ребенком исключены элементы доминирования. Закон не говорит о так называемой родительской власти. Содержанием правовых отношений являются взаимные (прежде всего с позиции защиты интересов ребенка) права и обязанности.

2. Исключена какая бы то ни была дискриминация со стороны родите­лей, так и со стороны детей. Последовательно осуществляется принцип взаимного равноправного положения родителей и всех их детей.

    3. Ребенок имеет законное право на воспитание и всестороннее раз­витие.

    4. Обязанности по воспитанию и всестороннему развитию детей воз­лагаются на родителей, так и на соответствующие общественные и госу­дарственные организации.

    Правовые нормы прежде всего выдвигают требования предупреждать нарушения в воспитании детей, преследуют профилактическую деятель­ность. Далее, закон принимает во внимание средства, которые исполь­зуются при нарушении родительских прав и обязанностей.

    Если ребенок лишен внимания и заботы в родной семье, то он имеет законное право на воспитание вне собственной семьи. Соответствующие государственные органы обязаны заботиться о детях, попавших в тяже­лую семейную обстановку или потерявших родителей.

    Права и обязанности родителей по отношению к детям возникают с момента рождения. Свои права и обязанности родители должны выполнять в результате взаимной договоренности. Если они не могут договориться по основным вопросам, то они могут обратиться в суд. В большинстве случаев права и обязанности родителей прекращаются, как только ребенок достигает совершеннолетия.

    Правами и обязанностями родителей и детей в полной мере владеют приемные дети и усыновители.

    Родители могут сопротивляться противозаконному вмешательству в данное им право по воспитанию детей.

    За воспитание своих детей родители несут ответственность перед обществом. Они не могут переложить свои обязанности на воспитателей и учителей. Родители имеют право активно сотрудничать со всеми уча­стниками воспитательного процесса, не возлагая на них своих родитель­ских обязанностей.   

    Злоупотребление и пренебрежение родительскими правами и обязан­ностями - это серьезное антиобщественное направление, которое может расцениваться как нарушение общественных отношений. Закон преду­сматривает различные виды, наказания за поведения родителей, игно­рирующих свои права и обязанности по воспитанию родных и приемных детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8