Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы
3. Служба
психического и физического здоровья семьи и личности.
Основные
задачи этой службы - пропаганда здорового образа жизни; выявление причин
психического и физического нездоровья детей; организация взаимосвязи между
личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика вредных привычек.
4. Служба
развития и поддержки детских и юношеских инициатив.
Деятельность
службы по поддержке и развитию детско-юношеских социальных инициатив в школе
разграничена на такие основные аспекты:
Социальный - обеспечение условий для школьников в реализации их увлечений и
творческих проектов, в творческом освоении окружающего мира (это творческие
занятия, коллективные творческие дела).
Коммуникативный - обобщение через развивающие интеллектуально-тренинговые игры,
другие досуговые формы.
Образовательный - разработка и поведение коллективных и индивидуальных игр,
занятий, игр, дел по дополнительному образованию.
Информационный - изучение основ научных знаний, специальной литературы,
консультативная учебная работа с организаторами творческих дел, педагогами,
инициативными группами.
5.
Служба социальной профилактики.
Основными
задачами являются:
-
Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом
внимании.
-
Организация услуг семейного общения, психолого-педагогические консультации для
родителей.
- Организация
помощи детям, социально мало защищенной категории семей, приобретение льготных
путевок и т.д.
- Работа с
учителями по обеспечению индивидуального обучения и воспитания детей с целью
преодоления ими школьной дезадаптации.
- Защита
детей от жестокости взрослых.
- Охрана
прав ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка.
Социальной
помощи и более пристального к себе внимания требуют семьи, имеющие статус
беженцев. Число таких семей за последние годы сильно возросло, семей, в которых
родители имеют статус безработных.
Силами
социальных педагогов в школе организована работа "Телефона доверия".
По данным
социальных педагогов в этой школе значительно улучшилась успеваемость, видны
ощутимые положительные результаты воспитательной работы.
Из опыта
Буденовской школы напрашивается вывод, что работа социальных педагогов в школе
просто необходима, большой педагогический эффект исходит от работ социальных
служб, организованных в школе. Хотелось бы, конечно, чтобы многие школы
последовали опыту Буденовской школы, исходя, из своих собственных особенностей
построили систему социально-педагогической работы.
По
данным исследований семей в начальном звене средней школы п. 13 г.Нерюнгри,
прослеживается зависимость между обстановкой в семье и успеваемостью.
Количество относительно благополучных семей совпадает с количеством успевающих
детей на "4" и "5". Количество учащихся по пониженным
оценкам по поведению совпадает с количест
вом
педагогически несостоятельных семей, что является причиной сни
жения активности
преподавателей в учебно-воспитательном процессе.
Также, по
данным учителей была прослежена зависимость успеваемости мальчиков и девочек в
различных типах семей.
В школе выявился
достаточно известный факт лучшей успеваемости девочек, не в последнюю
очередь, обусловлен, как унификацией требований к ученицам и ученикам. Из-за
преимущественно женским составом учителей, которые лучше могут оценить и
поощрить успехи девочек.
Каждому
социальному-педагогу необходимо в начале планируемой работы сделать анализ
семейного воспитания (А С В), что поделалось в школе п. 13.
Каждому
родителю был выдан бланк ответов, в котором он должен выделить тот номер
высказывания, с которым согласен.
Анализ
ответов проходил по следующим аспектам:
- Уровень
протекции в процессе воспитания ( шкала П+; П-)
Речь идет о том,
сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию ребенка.
Среди родителей
младших школьников наблюдалась гиперпротекция ( шкала П-) - случай крайне
пониженного уровня протекции. Ребенок при этом оказывается на периферии
внимания родителей. За него берутся лишь тогда, когда случается что-то
серьезное.
- Степень
удовлетворения потребностей ребенка ( шкала У+; У-)
В ответах
родителей младших школьников преобладала шкала ( У-) - игнорирование
потребностей ребенка, что означает недостаточное стре-мление родителей к
удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные
потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их
любви.
- Количество
требований к ребенку в семье ( шкала Т+;Т-).
Анализируя
ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в ответах преобладала
чрезмерность требований (шкала Т+). Это означает повышенную моральную
ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики, непомерны. Родители
уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный
момент. В семьях где один ребенок, преобладали ответы со шкалой (Т-) -
недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное
количество обязанностей в семье.
-
Количеством требований, запретов, т.е указание на то, что ребенку делать
нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка.
У родителей молодых в ответах преобладала шкала(З+) - в этом случае
ребенку "все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие
реакции эмансипатии. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала (З-)
- недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже
если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их.
Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные
причины отклонения в семейном воспитании:
Причина
нарушения, которая по ответам родителей находится на первом месте - это
расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).
Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу
каких-либо причин, супружеские отношения между родителями оказываются
нарушенными: супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не
удовлетворяют родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы
ребенок, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком.
Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства",
"всю любовь".
На втором
месте находится следующая причина -воспитательная неуверенность родителей. (
шкала ВН ). В этом случае из-за каких-то психологических особенностей
родителей происходит перераспределение власти в семье между ребенком и
родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает ему во всех
вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у родителя "слабое
место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и
находят довольно много поводов уступить им.
На третьем
месте следующая причина нарушения воспитания - внесение конфликта между
супругами в сферу воспитания (шкала ВК). При этом разница во мнениях родителей
по вопросам воспитания бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом
воспитании, другой же склонен жалеть ребенка. При этом легко обнаруживается,
что каждого интересует, кто прав в воспитательных спорах, а не то, как
воспитывать ребенка.
Для того
чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспитании, данный анализ
семейного воспитания необходимо подкрепить методикой родительского отношения.
Она позволяет выявить особенность родительского отношения к ребенку.
Особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его
поступков. Для этого родителям был предложен "бланк ответов", который
содержит утверждения о родительском отношении. Родителю необходимо выделить тот
номер ответа, с утверждением которого он согласен.
Методика
анализа родительского отношения состоит из 5 аспектов:
1.
Принятие - отвержение
Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, родитель
стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких
родителей относится 15 % от числа отвечающих. Полюс отвержения: родитель
воспринимает ребенка неприспособленным, неудачным ( 10 % от числа опрошенных
).
2. Кооперация.
Это означает, что родитель знает все о делах ребенка, заинтересован в
них, старается быть с ним на равных (10 % от числа опрошенных ).
3.Симбиоз.
Означает
дистанцию в общении с ребенком. Постоянно ощущает тревогу за ребенка, стремится
оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным (40 % от числа
опрошенных).
4.Авторитарная
гиперсоциализация.
Родитель требует
от ребенка безоговорочного послушания, старается
навязать свою
волю ( 30 % от числа опрошенных ).
Согласно
данным исследованиям главная причина в нарушении воспитания в семье то, что
родители младших школьников бросаются в две крайности:
Одни родители воспитывают ребенка по авторитарному стилю, их внимание
сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках, таких родителей
мало заботит добр ли их ребенок, способен ли он помогать и т.д.
Другие родители предоставляют ребенка самому себе, не желая приложить
никаких усилий по воспитанию и обучению ребенка. Это, конечно же, происходит в
педагогически несостоятельных семьях. Но, исследуя только родителей,
социальному педагогу не удается создать оптимальное взаимодействие семьи и
школы, необходимо также вести углубленное изучение работы учителей и детей,
стараться определить взаимосвязывающие главные "нити" между
учителем->ребенком->родителем.
Для
разрешения этой задачи необходимо выявить прежде всего самочувствие
профессиальное и социальное учителей.
Профессиональная деятельность учителей протекает в сложных и противоречивых
условиях, конкретно это означает, что существуют проблемы:
- Трудности,
связанные с адаптацией учительства к нынешним социально-экономическим
условиям, а также неготовность значительной части учителей к такой адаптации.
- Отсутствие
совпадения между профессионализмом понимаемым в традиционном ключе (как триада:
знания-> умения-> навыки) и новым содержанием образования с новыми
стандартами качества знаний.
- Разрыв между состоянием материального обеспечения учителей и
возможностями свободной, творческой педагогической деятельности
- Система
социальной поддержки педагогических работников на государственном или
региональном уровне не отвечает требованиям к соблюдению и защите учительских
интересов.
Социальному педагогу необходимо проводить работу по определению
одинаковых требований со стороны родителей и со стороны учителей, так как в
процессе воспитания и обучения очень важно единство требований. Выравнивание
требований школы и семьи можно с помощью лекций, бесед, индивидуальных
консультаций, круглых столов общения между учителями и родителями.
Очень
тревожны сравнительные данные о спросе и предложении дополнительных
педагогических услуг.* Предложений от учителей по различным
педагогическим услугам очень мало, а спрос на эти услуги среди детей намного
выше, чем предложения учителей, а еще выше спрос родителей по сравнению с
учителями. Это можно объяснить растерянностью учителей в современной
обстановке; загруженностью учебными часами, поэтому учителям и неизвестно то,
что наши дети стали больше интересоваться музыкой, танцами, языками, работе на
компьютере и т. д. Этот аспект не должен упустить из поля зрения социальный
педагог, для решения этой проблемы необходимо доносить до учителей данные о
интересах учащихся, организовывать пресс-центры деловых игр между учителями и
детьми.
В результате
проделанной работы мы попытались пометить примерный план работы социального
педагога школы п. 13, с учетом индивидуальных особенностей в работе школы.
План работы
социального педагога в начальном
звене на
первое полугодие.
I.
Учебно-методическая работа.
1.
Изучение литературы по социальной педагогике.
2.
Знакомство с периодической печатью.
3.
Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов.
4.
Продолжить изучение методик исследования личности семьи, учителей и детей.
II.Работа с
семьей.
1.
Провести диагностику семейного воспитания с родителями младших школьников.
2.
Дифференциация семей по типам.
3. Организовать взаимодействие социальных служб для
разрешения возникающих конфликтов.
4.
Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совместных вечеров.
5.
Выступить на классных собраниях с циклом лекций.
6.
Организовать соц-психологический тренинг общения между учителями младших школьников
по обмену опытом в работе с родителями.
7.
Проводить консультации для родителей по определенному графику.
III.Работа с
детьми.
1.
Изучить занятость детей во внеурочное время.
2.
Продолжить изучение личности детей, работу проводить согласованно со школьным
психологом.
3.
Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с
учителями.
4.
Уделять особое внимание детям находящимся под опекой.
5. Вести
индивидуальную работу с "трудными детьми".
IV.
Взаимосвязь социальной службы школы с институтами воспитания.
1.
Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных органов.
2.
Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с
юристом, педагогом, психологом.
Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отрицательных
привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид работы особенно
необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит
преодолеть трудный период, связанный с переходом в среднее звено
общеобразовательной школы.
Желательно
каждому социальному педагогу организовать в школе телефон доверия и для детей
и для родителей.
Глава №
3.
3.1
Основы юридических отношений между родителями и детьми.
В семейном
праве важное место занимает регламентация отношений между родителями и детьми.
Общественные
и правовые отношения, возникают между родителями и детьми (например:
усыновление, попечительство, опекунство над несо-вершеннолетними детьми),
включают в себя широкий круг общественных отношений. Семья создает определенную
обстановку для воспитания, выступает посредником при передаче ребенку
социального опыта. В вос-питании детей, помимо семьи, принимает участие много других
людей. Поэтому необходимо, чтобы процесс воспитания протекал согласованно, во
взаимном соответствии. Законодательство выдвигает основные принципы, которые
относятся как к воспитанию в семье, так и к нынешнему воспитательному влиянию.
В настоящее
время взаимные отношения между родителями и детьми определенные семейным
правом, можно кратко сформулировать:
1. Из правовых
отношений между родителями и ребенком исключены элементы доминирования. Закон
не говорит о так называемой родительской власти. Содержанием правовых отношений
являются взаимные (прежде всего с позиции защиты интересов ребенка) права и
обязанности.
2. Исключена какая
бы то ни была дискриминация со стороны родителей, так и со стороны детей.
Последовательно осуществляется принцип взаимного равноправного положения
родителей и всех их детей.
3. Ребенок
имеет законное право на воспитание и всестороннее развитие.
4.
Обязанности по воспитанию и всестороннему развитию детей возлагаются на
родителей, так и на соответствующие общественные и государственные
организации.
Правовые
нормы прежде всего выдвигают требования предупреждать нарушения в воспитании
детей, преследуют профилактическую деятельность. Далее, закон принимает во
внимание средства, которые используются при нарушении родительских прав и
обязанностей.
Если ребенок
лишен внимания и заботы в родной семье, то он имеет законное право на
воспитание вне собственной семьи. Соответствующие государственные органы
обязаны заботиться о детях, попавших в тяжелую семейную обстановку или
потерявших родителей.
Права и
обязанности родителей по отношению к детям возникают с момента рождения. Свои
права и обязанности родители должны выполнять в результате взаимной
договоренности. Если они не могут договориться по основным вопросам, то они
могут обратиться в суд. В большинстве случаев права и обязанности родителей
прекращаются, как только ребенок достигает совершеннолетия.
Правами и
обязанностями родителей и детей в полной мере владеют приемные дети и
усыновители.
Родители
могут сопротивляться противозаконному вмешательству в данное им право по
воспитанию детей.
За
воспитание своих детей родители несут ответственность перед обществом. Они не
могут переложить свои обязанности на воспитателей и учителей. Родители имеют
право активно сотрудничать со всеми участниками воспитательного процесса, не
возлагая на них своих родительских обязанностей.
Злоупотребление и пренебрежение родительскими правами и обязанностями - это
серьезное антиобщественное направление, которое может расцениваться как
нарушение общественных отношений. Закон предусматривает различные виды,
наказания за поведения родителей, игнорирующих свои права и обязанности по
воспитанию родных и приемных детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|