Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы
Источником
благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого
детства является любовь к нему родителей*. Дети очень чутко реагируют на
любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского,
ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже
кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного
комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У
него свободнее раскрывается дарования, он увереннее оп-
ределяет свою
дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека
культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости,
помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Еще одним
важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей.
-----------
*
Макаренко А.С. Пед.соч.,М: изд-во АПН РСФСР,1957г., т7, с-20.
Авторитет
родителей-то влияние отца и матери на детей основанное на уважении и любви к
родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Воспитание детей
младшего школьного возраста авторитет родителей основывается на уверенности
детей в правоте родителей, на стремлении подражать их действиям и поступкам.
Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего
человека.
Очень важно,
чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые
формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы -
одно из условий правильного воспитания детей в семье.
Там, где
педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять
учебно-воспитательную работу. Недопустимо чтобы родители неуважительно
отзывались об учителе, позволяли пренебрежительное высказывание в его адрес.
Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поиска
компромиссного выхода из создав-шегося положения.
Единая
система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в
школе и семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа
поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в процессе овладения
нравственными нормами поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной,
трудовой деятельности, правила общения с окружающими его детьми и взрослыми.
Родителям
нужна система педагогических знаний, умений применять их с учетом
индивидуальных особенностей, специфики каждой семьи. В настоящее время задачей
повышения педагогических знаний родителей в школе должен заниматься отдельный
педагог, организуя осуществление этой задачи совместно с учителями
предметниками.
Поэтому
следующая глава в данной дипломной работе посвящается проблеме организации
социальным педагогом совместной систематической деятельности начального звена
школы и семьи.
Глава 2
2.1
Формы и методы работы с родителями.
Идеалом, к
которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне
развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и
любящий трудиться.
О роли школы
в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко:
"Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья
воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как
хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим
началом должна быть школа, как представительница государственного
воспитания" *.
С этих
позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов школ с
родителями младших школьников:
-
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е.
ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с
учащимися.
-
Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитатель-ном процессе.
-
Формирование у родителей потребности в самообразовании.
-
Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного
воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
Социально
педагогическое исследование семей, дифференциация их
-------------
* /
Макаренко А.С Т.4,изд-во т.М: Изд-во АПН РСФСР,1957,С-504.
на определенные
типы по...
- Работа с
детьми девиантного поведения.
-
Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.
При
проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы,
выдвигаемые перед обществом самой жизнью: Малочисленность семьи, воспитание в
ней одного ребенка; отдельное проживание молодых супругов и отсюда -
утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного
воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения
родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения
молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым
"вещизмом". Правильное педагогическое руководство семейным
воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию,
обес-печение координации усилий по всем направлениям воспитания -
идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического.
Работа
педагогов школ с родителями осуществляется в двух направлениях:
n
с коллективом родителей и индивидуально. В практике
сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей,
коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции,
посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых
материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к
участию в организации учебною - воспитательного процесса: руководство кружками,
выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении
внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.
Налаживание
с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит
общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только
содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.
Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные
воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное
вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести
трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих де-тей так,
как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.
Большая
социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что
направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на
перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности
самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося
сложна и разнообразна.
Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с
социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах
внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При
индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание
индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно
разглашаться.
Очень
внимательно следует относится к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно
только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.
Индивидуальное
общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и
в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
Многое в
отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с
родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться,
чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или
дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые
условия. Особенно это относится к родителям первоклассников - ведь некоторые из
них, если ребенок не ходил в детский сад, впервые расстаются с ним и очень
волнуются. Чтобы
в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к
каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах
класса и школы, можно при записи ребенка в школу предложить родителям анкету со
следующим содержанием:
I.
Ф.И.О родителей.
1.
Возраст
2.
Образование
3.
Место работы, телефон
4.
Общественная работа
5.
Квартирные условия
6.
Общий заработок семьи
7. В
каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать
II.Ф.И.О
ребенка.
1. Чем ваш ребенок
любит заниматься в свободное время?
2.
Какие игры предпочитает?
3.
Какие виды спортивных развлечений больше любит?
4. С
кем чаще играет(с мальчиками или девочками)?
5. Как ведет себя в
детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив.)
6. Какие обязанности
имеет дома?
7. Какие с вашей
точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть.
III.
1. Кто в семье
непосредственно занимается воспитанием
ребенка?
2. Где чаще всего
совместно с ребенком проводится досуг?
3.
Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?
4.
Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
5. Что
вас затрудняет в воспитании ребенка?
6. Какие методы
воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования,
наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Для
получения разносторонних сведений об учащихся, социальному педагогу вместе с
классными учителями изучить характеристики, данные в детских годах. Просмотрев
документы социальному педагогу необходимо составить себе список учащихся, с
которыми следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в школу на
коллективную беседу.
Очень
важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь
слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно необходимо соблюдать.
Многие
учителя готовят памятки различного содержания, такие памятки должен также
разрабатывать социальный педагог на следующие темы:
- Как
вести себя в конфликтных ситуациях?
- Что должен
уметь первоклассник?
- Что
должен уметь второклассник?
- Что
должен уметь третьеклассник?
-
Правила поведения в общественных местах, в частности, в школе и др.
Памятки
желательно подготавливать для каждой темы которую рассматривают родители и
учителя коллективно. В обязанности социального педагога входит посещение семей,
с девиантным поведением. Первый визит в семью -ответственный момент часто
решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам.
Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав,
материальное положение, выясняется, где работают родители, продумывают
возможные вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о
ребенке ему нужно получить.
Посещение
семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая результаты
предварительного знакомства; поведение ребенка в шко-ле, отношение родителей к
своим обязанностям, их участие в жизни шко-лы.
Идя в семью,
социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и
распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в
каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть
оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д.
Часто
встречаются трудности в воспитании ребенка, где конфликты между отцом и матерью
переходят границы внутрисемейных разногласий. Задача, которую должна решить
школа в работе с не благополучными семьями - попытаться всеми средствами
обеспечить охрану интересов ребенка. А значит так повлиять на родителей, чтобы
они осознали ответственность за растущего человека, это очень сложная
кропотливая работа, не всегда приносящая результат сразу. Здесь нужно
использовать всевозможные формы и методы работы: убеждение, разъяснение, пример
других родителей, усиленный контроль.
Особенно
большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если
пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом
употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый
контроль. Он регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с
родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей
становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь
растущему организму.
Обследование
показало, что 51% пьющих во взрослом состоянии воспитывались в семьях, где
часто употреблялся алкоголь. *
------------
*/
Борисов Е.В.,Васильева Л.П. Алкоголь и дети.М.:Медицина,1984,С-28.
Задача социального
педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение
детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против
алкоголя.
Дети должны
ясно представлять себе все аспекты проблемы: физиологический, социальный,
экологический. Практика работы говорит об эффективности индивидуальной работы
по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся.
Если же
методы убеждения не дают результата, необходима требовательность, а если нужно,
то и прямое вмешательство общественности. Социальный педагог может обратиться к
руководителям предприятий, на которых работают родители. В крайних случаях,
формы общественного воздействия не действуют, используется более строгая форма
воздействия общественное порицание, предупреждения, налагают штраф. Крайней
мерой, когда поведение родителей, несовместимо с выполнением ими родительских
обязанностей, становится лишением ими родительских прав.
С целью
антиалкогольной пропаганды совместно с учителями, вести внеклассную и внешкольную
работу, в процессе которой организуются совместные с родителями выходы в театр,
кино, экскурсии, выезды на природу, спортивные праздники, вечера досуга.
Часто в
школах наблюдается практика, когда для беседы приглашаются те родители, дети
которых чем-то провинились. Это крайне неверно, в этом случае каждая
предполагаемая встреча с педагогом вызывает беспокойство, смущение, а иногда и
раздражает. Планируя беседы, педагог должен исходить из того, что общение с
родителями не должно ограничиваться назиданиями ‑ поучениями,
замечаниями. Беседы должны быть взаимно интересными, чаще приятными,
доходчивыми , естественным видом связи родителей и школы.
Часто беседы
с родителями помогают найти правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо
знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного
поступка.
Работа
с коллективом родителей.
Большие
возможности представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая
информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения,
привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух
направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в
связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение
родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение
уровня учебно - воспитательной работы со всеми детьми.
Основная
задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную
деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Основная
форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, вместе с
учителями начальных классов, которое проводит ежемесячно, а если это необходимо
еженедельно.
Родительские
собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают
определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на
ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами,
содержанием, формами и методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.
Родительские
собрания могут быть построены различно. Основная их часть - сообщение
педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте,
дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кино
фильма, деловая игра, между учителями и родителями, которую ведет социальный
педагог. Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из
произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуа-ций.
Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к
педагогическому самообразованию. Интересно проходят выступления родителей перед
учащимися. Это может быть рассказ рабочего или инженера о труде людей на
производстве. Такие выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма
должны быть доступны детям.
Привлечение
родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе -
важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей.
Оправдавшей
себя формой работы с родителями, стало оформление стендов, уголков для
родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению
педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической культуры,
как воспитательной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|