бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы бесплатно рефераты

    Сегодня все больше создается семей, в которых только один из супру­гов является родным, который живет в этой семье. Закон возлагает на неродного супруга обязанность помогать в воспитании своему мужу (жене), хотя он не обладает родительскими правами по отношению к этому ребенку.

    В процессе воспитания родители обязаны следить за тем, чтобы их ребенок не совершал таких юридических действий. При нарушении этого условия закон требует, чтобы за действия несовершеннолетнего отве­чали родители.

    В практике часто приходится сталкиваться с очень важной проблемой, связанной с осуществлением контакта между ребенком и ушедшим из семьи родителем. Закон дает возможность судебным органам опреде­лять время для встречи того родителя с ребенком. Если родитель лиша­ется родительских прав, то он лишается и права контакта с ребенком. Дети имеют право пользоваться материальными и культурными благами семьи, по возможности помогать родителям своим трудом.


      

        Воспитательные меры государственных органов.       

Государственные органы обязаны принять соответствующие меры в любом случае нарушения воспитательного процесса. Национальным комитетам в области воспитания детей доверены важные и широкие задачи разнообразного характера. Национальный комитет может принять, например, такие конкретные меры:

    1. Делать официальные замечания несовершеннолетнему ребенку и его родителям.

    2. Установить надзор над ребенком, совместно с работниками школы, общественными организациями, наблюдать за учебой и поведением.

    3. Предотвращать вредное влияние на воспитание несовершеннолет­него ребенка. Запрещать ему посещение ряда заведений, которые не подходят по возрасту.

    Воспитательные меры судов: В первую очередь, суд может ограничить родительские права по объективным причинам -длительное пребывание родителей в больнице и т.д. Есть причины субъективного характера - родители не выполняют родительские права. Однако никогда не пере­стает существовать обязанность родителей по содержанию ребенка.

    Решение о лишении родительских прав суд может принять и по отно­шению к усыновленному ребенку.

    Виды семейной опеки. Семейная опека - это особые семейно-право­вые отношения, которые дают возможность заменить ребенку его кров­ных родителей, обеспечить ему новую семью.

    Общей чертой для всех видов семейной опеки является то, что госу­дарственные органы обеспечивают заботу о воспитании несовершенно­летнего гражданина, о котором по различным причинам не заботятся ро­дители.

    Различия между отдельными формами семейной опеки заключается в объеме взаимных прав и обязанностей, способе общественного контроля над выполнением прав и обязанностей того гражданина, которому пере­дан ребенок.

    Среди форм семейной опеки на первом месте стоит усыновление, ко­торое занимает исключительное положение среди остальных форм се­мейной опеки. Между родителями и усыновленным ребенком обычно воз-никают такие взаимоотношения, какие бывают в семьях с родными детьми.

    Ребенок живет в семейном коллективе, в котором он формирует свои первые жизненные навыки, получает основы необходимых знаний. В се­мье в первую очередь формируются такие качества человека, как чут­кость, доброта, умение любить и переживать радость и горе другого че­ловека. От семейного воспитания в детские годы во многом зависит вся будущая жизнь взрослого человека.

   3.2 Защита прав ребенка в школе.

    В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию о правах ребенка - документ высочайшего правового и педагогического значения. В настоящее время права ребенка защищены Законом Российской Феде­рации об образовании (статьи 5, 6, 32, 50, 51 и др.); преподавание права включено в обязательную часть базисного, учебного плана, утвержден­ного Министерством образования Россий­ской Федерации.

Прежде чем перейти к вопросу о защите прав ребенка в школе, необ­ходимо составить четкое представление о том, а от чего же его следует защищать. Так в статье 15 закона Российской Федерации об образова­нии записано, что применение методов "физического и психического на­силия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускаются".

    Невозможно провести в жизнь эту статью закона , не зная, какие дей­ствия могут быть квалифицированны как "физическое и психическое на­силия", как оно проявляется в разных возрастных группах учащихся.

    Чтобы ответить на эти вопросы М.А.Галагузова и .А.Шеланков в тече­нии 5 лет проводили исследования, экспериментом были охвачены свыше 5 тысяч учащихся школ Хабаровска, Екатеринбурга и ряда городов, Свердловской области, 150 учителей и родителей. Исследователи посещали уроки, проводили доверительные беседы, организовывали дискуссии по проблемам прав человека, анализировали творческие работы детей.

    В результате было сделано 2 вывода:

        1. В школах господствует авторитарный стиль общения в системе: "администрация - учитель - ученик".

        2. В школах практикуются различные виды насилия над учеником.

    Вооружая ребенка нравственно-педагогическими знаниями и не пре­доставляя ему никаких гарантий защиты, мы создаем условия для фор­мирования у него социальной апатии или цинизма.

    Анализ сущности физического или психического насилия применяемого в школе по отношению к ученику, позволил выделить несколько его видов.

    Самым грубым и жестоким видом является физическое оскорбление.

Подвергаются ему в наибольшей степени ученики младшего школьного возраста: "Во втором классе, - рассказывала пятиклассница Лена К., - меня учительница ударила по голове линейкой за то, что я не поняла урок. И у меня появился страх к этому предмету." Нравственно эстетическое сознание ребенка в начальных классах находится на стадии становления. Ему сложно ориентироваться в своих чувствах, ведь этому возрасту свойственно уникальное и уязвимое качество души - доверие. И тем не менее, данные приведенные в таблице показывают, что пик всех видов насилия приходится именно на начальную школу.

    Следующие пять видов из перечисленных видов в таблице, вызывают чувство страха и психологического дискомфорта и могут быть отнесены к психическим.

    Под словесным оскорблением понимается такая ситуация, когда взрослый намеренно, пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство психологического дискомфорта при помощи грубых слов. Такие действия обычно вызваны недовольством поведением ученика, его успеваемостью, учитель не задумывается над последствием своих слов. Характер­ная особенность этой ситуации - отсутствие свидетелей.

    Словесное оскорбление при свидетелях еще больше усугубляют си­туацию и выделяется в отдельный вид насилия - публичное унижение: "Это было в третьем классе - пишет Катя К. - Я  сидела с мальчиком - непоседой и  "разобралась" с ним, учительница, поставила меня в угол и стала ругать при всем классе. Затем заставила меня извиниться перед ней. Мне было так обидно, что я даже заплакала. Так меня унизили пе­ред всем классом".


    Под коллективным осуждением с унижением достоинства мы понимаем унижающие достоинство ребенка осуждение его поступка при участии свидетелей с целью сформировать определенное общественное мнение и отношение окружающих.

    Под шантажом, как видом психического насилия, применяемого в шко-льной практике, мы понимаем угрозу нежелательного, противоречащего этическим нормам разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его поведения.

    В школьной жизни довольно часто практикуется наказание трудом, за­частую унижающее личность школьника, посягающее на его индивидуальность и здоровье: "Я был наказан трудом по причине, что пришел без “сменки”. Учитель заставил меня убирать снег. Дело было зимой и на улице было холодно".

    Все сказанное подтверждает острую необходимость создание системы мер, которые обеспечили реальную защиту и соблюдение прав ребенка в школе. В этой связи исследователями была разработана и апробирована концепция социальной службы, предназначенной для организации актив­ного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учителей, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, всесторонней и своевременной помощи по защите прав личности и предупреждению нарушения этих прав в школе.

    Принципы деятельности социальной службы школы:

        Объективность - принятие во внимание как можно большего числа аспектов жизнедеятельности конкретного школьного коллектива  и отдельной личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности.

      

     Коммуникативность - организация широких связей (с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами и т.д) для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, для  свободной ориентации во всех его делах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.

        Интеграция - аккумулирование полученной информации в замкнутую систему, обеспечивающую ее неразглашение и анонимность респондентов.

        Оперативность - быстрое разрешение назревших или профилактика назревающих проблем и конфликтов.

        Автономность - независимость от администрации школы и органов управление образованием.

        Репрезентативность - представительство и учет интересов всех подразделений школьного коллектива.

        Адаптация - оперативность и быстрое реагирование на изменения во внешней среде и внутри коллектива.

    Основные функции социальной службы школы:

        Диагностическая - изучение на основе современных достижений социологии и психологии особенностей личности, микро-коллективов, школьного коллектива, неформальных объединений молодежи, в которых участвуют представители данной школы, а также исследование межличностных отношений и процессов;

        Прогностическая - составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных параметров, характеризующих ту или иную социальную группу;

Консультативная - разработка советов и методик, обеспечивающих   коррекцию поведения учащихся, педагогов, администрации, профилактику или стимуляцию того или иного социального процесса, явления;

        Предупредительно-профилактическая - разработка на основании собранной информации комплекса мер и мероприятий, предотвращающих развитие негативных процессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность, учебно-воспитательный процесс в школе, функционирование школьных микро-коллективов.

        Представительная - представление интересов и защита социальных прав коллектива, группы или отдельных лиц в различных инстанциях, включая суд и прокуратуру.

    Структура социальной службы школы:

    1. Общешкольный комитет социальных проблем, включающих подкомитеты: I-III кл., V-VI кл.,...XI кл.

    2. Советы групп, классов, параллелей классов.

    3. "Телефон доверия".

    4. Служба ЭВМ.





























Заключение.


         Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей благодаря усилий всех ее функций - воспитательной, рекреативной ( сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга ), коммукативной ( общение и через него - социализация ), регулятивной, фемецитологической ( ощущение счастья в семье ).

    На это указывают В.Г.Бочарова и Г.Н.Филонов: "Особой сферой социальной педагогики является семья. Огромный диапазон и уникальность средств влияния на семью делает ее  одним из самых мощных средств социализации, социальной поддержки и защиты личности". И далее: "В то же время семья - объект многоплановых социальных воздействий со стороны государства и общества. Она сама нуждается в разносторонней, поддержке общества и его институтов. В социально педагогическом аспекте семья, семейный социум рассматривается как приоритетная среда поведения всей социальной политики, ориентированной не на подмену функций семьи деятельностью разного рода государственно-обществен-ных структур, а на оздоровление отношений в семейном социуме, укрепление и развитие потенциала семьи как главного условия развития задатков и способностей человека, приобщение его к культуре, развития

и социальной защиты личности.

    Но сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-эко-номические и психологические процессы, сопровождаются рядом негативных явлений организационного и бытового характера, оптимально влияющие на обучение и воспитание подрастающего поколения. Идет снижение качества воспитания и общей  успеваемости. В настоящее время роль социального педагога становится более значимой, так как  численность детей "трудного поведения" растет, а эффективность педагогического воздействия на таких детей  можно достичь только через работу с их семьями.

    В жизни каждой семьи возникают свои объективные и субъективные трудности. Особого внимания заслуживают проблемы неполных семей и вопросы воспитания детей в них. Решением этих вопросов и проблем не-обходимо начинать  уже с первого класса общеобразоательной школы.

    Первый этап в работе с неблагополучными семьями заключается  в выявлении всех типов таких семей ( конфликтные, аморальные, педагогические несостоятельные, асоциальные ). Значение специфики каждой благополучной семьи помогает социальному педагогу сориентироваться, определить с кем именно, в начальном звене школы он должен координировать свои усилия. Постепенно необходимо формировать у родителей потребность к разрушению имеющихся барьеров недоверия к школе, помогать изменять условия жизни в семье.

    Дальнейшее диагностирование взаимоотношений в классе, своевременное корректирование учебно-воспитательной деятельности позволяет многим трудным учащимся освоить программный материал, улучшить свое поведение, взаимоотношения в семье, найти занятия по душе.

    "Инструментом" воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в социализации личности ребенка является социально-педагогическая работа, организуемая социальными педагогами.

Социально-педагогическая работа понимается как профессиональная

деятельность по оказанию помощи семье в целях улучшения или восстановления ее способности к социальному функционированию.

    Пересматривая отношение к ученику, как объекту обучения и воспитания, социальный педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях и умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен организовать социально-педагогическую защиту, которая позволяет найти оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья совместной работы учителя и родителя. Но при этом главной задачей социального педагога остается помощь семье и учителю в привитии учащимся определенных навыков, умений. Для этого необходимо разработать и осуществить систему вза-имосвязанных мероприятий по подготовке учителей и родителей к работе с детьми младшего школьного возраста.

    Систему таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых особенностей учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы на современном этапе.

    В результате исследований, которые проводились в общеобразовательной школе N 13 г.Нерюнгри, в данной дипломной работе определены некоторые особенности учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы, проблемы сотрудничества учителя и родителя:

       - Прослеживается зависимость между обстановкой в семье и успеваемостью.

Количество относительно благополучных семей совпадает с количеством детей успевающих на 4 и 5.

    - В школе выявился достаточно известный факт унификации требований к ученицам и ученикам, из-за преимущественно женским составом учителей.

- Методика "Анализ семейного воспитания" позволила определить

преобладающий стиль воспитания детей младшего школьного возраста в семье, большинство родителей авторитарного стиля воспитания.

       - С целью оптимального воздействия семьи и школы, необходимо вести изучение социального самочувствия учителей. Частичное исследование состояние учителей по некоторым аспектам позволило сделать следующие выводы:

        1. Неготовность учителей к адаптации в нынешних социальных условиях.

        2. Разрыв между материальным обеспечением учителей и возможностями свободной деятельности.

       - Выявлена необходимость работы по выравниванию требований семьи и школы.

       - Наблюдается снижение предложений от учителей по педагогическим услугам, а спрос на эти услуги среди родителей и детей повышается.

    С учетом выявленных особенностей в данной дипломной работе дано обоснование деятельности социального педагога в начальном звене общеобразовательной школы, направленной на организацию совместной работы семьи и школы.

    В течении уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения роли семьи как социального института в процессе социализации личности ребенка. В современной педагогической литературе осуществляется поиск наиболее эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в этом вопросе. Все более значительное место отводится целенаправленным мерам как можно более раннего влияния на семью, оздоровлению внутренних взаимоотношений, устранению конфликтных ситуаций в ней, решению вопросов социальной защиты как семьи в целом, так отдельных ее членов.

    В заключении, результаты и положения нашего исследования позволили сделать следующие выводы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8