Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы
Сегодня все
больше создается семей, в которых только один из супругов является родным,
который живет в этой семье. Закон возлагает на неродного супруга обязанность
помогать в воспитании своему мужу (жене), хотя он не обладает родительскими
правами по отношению к этому ребенку.
В процессе
воспитания родители обязаны следить за тем, чтобы их ребенок не совершал таких
юридических действий. При нарушении этого условия закон требует, чтобы за
действия несовершеннолетнего отвечали родители.
В практике
часто приходится сталкиваться с очень важной проблемой, связанной с
осуществлением контакта между ребенком и ушедшим из семьи родителем. Закон дает
возможность судебным органам определять время для встречи того родителя с
ребенком. Если родитель лишается родительских прав, то он лишается и права
контакта с ребенком. Дети имеют право пользоваться материальными и культурными
благами семьи, по возможности помогать родителям своим трудом.
Воспитательные меры государственных органов.
Государственные
органы обязаны принять соответствующие меры в любом случае нарушения
воспитательного процесса. Национальным комитетам в области воспитания детей
доверены важные и широкие задачи разнообразного характера. Национальный комитет
может принять, например, такие конкретные меры:
1. Делать
официальные замечания несовершеннолетнему ребенку и его родителям.
2.
Установить надзор над ребенком, совместно с работниками школы, общественными
организациями, наблюдать за учебой и поведением.
3.
Предотвращать вредное влияние на воспитание несовершеннолетнего ребенка.
Запрещать ему посещение ряда заведений, которые не подходят по возрасту.
Воспитательные меры судов: В первую очередь, суд может ограничить родительские
права по объективным причинам -длительное пребывание родителей в больнице и
т.д. Есть причины субъективного характера - родители не выполняют родительские
права. Однако никогда не перестает существовать обязанность родителей по
содержанию ребенка.
Решение о
лишении родительских прав суд может принять и по отношению к усыновленному
ребенку.
Виды
семейной опеки. Семейная опека - это особые семейно-правовые отношения,
которые дают возможность заменить ребенку его кровных родителей, обеспечить
ему новую семью.
Общей чертой
для всех видов семейной опеки является то, что государственные органы
обеспечивают заботу о воспитании несовершеннолетнего гражданина, о котором по
различным причинам не заботятся родители.
Различия
между отдельными формами семейной опеки заключается в объеме взаимных прав и
обязанностей, способе общественного контроля над выполнением прав и
обязанностей того гражданина, которому передан ребенок.
Среди форм
семейной опеки на первом месте стоит усыновление, которое занимает
исключительное положение среди остальных форм семейной опеки. Между родителями
и усыновленным ребенком обычно воз-никают такие взаимоотношения, какие бывают в
семьях с родными детьми.
Ребенок
живет в семейном коллективе, в котором он формирует свои первые жизненные
навыки, получает основы необходимых знаний. В семье в первую очередь
формируются такие качества человека, как чуткость, доброта, умение любить и
переживать радость и горе другого человека. От семейного воспитания в детские
годы во многом зависит вся будущая жизнь взрослого человека.
3.2
Защита прав ребенка в школе.
В 1989 г.
Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию о правах ребенка - документ
высочайшего правового и педагогического значения. В настоящее время права
ребенка защищены Законом Российской Федерации об образовании (статьи 5, 6, 32,
50, 51 и др.); преподавание права включено в обязательную часть базисного,
учебного плана, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.
Прежде чем перейти к вопросу о защите прав ребенка в школе, необходимо
составить четкое представление о том, а от чего же его следует защищать. Так в
статье 15 закона Российской Федерации об образовании записано, что применение
методов "физического и психического насилия по отношению к обучающимся
воспитанникам не допускаются".
Невозможно
провести в жизнь эту статью закона , не зная, какие действия могут быть
квалифицированны как "физическое и психическое насилия", как оно
проявляется в разных возрастных группах учащихся.
Чтобы
ответить на эти вопросы М.А.Галагузова и .А.Шеланков в течении 5 лет проводили
исследования, экспериментом были охвачены свыше 5 тысяч учащихся школ
Хабаровска, Екатеринбурга и ряда городов, Свердловской области, 150 учителей и
родителей. Исследователи посещали уроки, проводили доверительные беседы,
организовывали дискуссии по проблемам прав человека, анализировали творческие
работы детей.
В результате
было сделано 2 вывода:
1. В
школах господствует авторитарный стиль общения в системе: "администрация -
учитель - ученик".
2. В
школах практикуются различные виды насилия над учеником.
Вооружая
ребенка нравственно-педагогическими знаниями и не предоставляя ему никаких
гарантий защиты, мы создаем условия для формирования у него социальной апатии
или цинизма.
Анализ
сущности физического или психического насилия применяемого в школе по отношению
к ученику, позволил выделить несколько его видов.
Самым грубым
и жестоким видом является физическое оскорбление.
Подвергаются ему
в наибольшей степени ученики младшего школьного возраста: "Во втором
классе, - рассказывала пятиклассница Лена К., - меня учительница ударила по
голове линейкой за то, что я не поняла урок. И у меня появился страх к этому
предмету." Нравственно эстетическое сознание ребенка в начальных классах
находится на стадии становления. Ему сложно ориентироваться в своих чувствах,
ведь этому возрасту свойственно уникальное и уязвимое качество души - доверие.
И тем не менее, данные приведенные в таблице показывают, что пик всех видов
насилия приходится именно на начальную школу.
Следующие
пять видов из перечисленных видов в таблице, вызывают чувство страха и
психологического дискомфорта и могут быть отнесены к психическим.
Под
словесным оскорблением понимается такая ситуация, когда взрослый намеренно,
пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство психологического дискомфорта
при помощи грубых слов. Такие действия обычно вызваны недовольством поведением
ученика, его успеваемостью, учитель не задумывается над последствием своих
слов. Характерная особенность этой ситуации - отсутствие свидетелей.
Словесное
оскорбление при свидетелях еще больше усугубляют ситуацию и выделяется в
отдельный вид насилия - публичное унижение: "Это было в третьем классе -
пишет Катя К. - Я сидела с мальчиком - непоседой и "разобралась" с
ним, учительница, поставила меня в угол и стала ругать при всем классе. Затем
заставила меня извиниться перед ней. Мне было так обидно, что я даже заплакала.
Так меня унизили перед всем классом".
Под
коллективным осуждением с унижением достоинства мы понимаем унижающие
достоинство ребенка осуждение его поступка при участии свидетелей с целью
сформировать определенное общественное мнение и отношение окружающих.
Под
шантажом, как видом психического насилия, применяемого в шко-льной практике, мы
понимаем угрозу нежелательного, противоречащего этическим нормам разглашения
информации о ребенке или его семье с целью коррекции его поведения.
В школьной
жизни довольно часто практикуется наказание трудом, зачастую унижающее
личность школьника, посягающее на его индивидуальность и здоровье: "Я был
наказан трудом по причине, что пришел без “сменки”. Учитель заставил меня
убирать снег. Дело было зимой и на улице было холодно".
Все
сказанное подтверждает острую необходимость создание системы мер, которые обеспечили
реальную защиту и соблюдение прав ребенка в школе. В этой связи исследователями
была разработана и апробирована концепция социальной службы, предназначенной
для организации активного сотрудничества школьной администрации, педагогов,
учителей, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной,
всесторонней и своевременной помощи по защите прав личности и предупреждению
нарушения этих прав в школе.
Принципы
деятельности социальной службы школы:
Объективность - принятие во внимание как можно большего числа аспектов
жизнедеятельности конкретного школьного коллектива и отдельной личности,
выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности.
Коммуникативность - организация широких связей (с администрацией школы,
педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами и т.д) для
получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, для свободной
ориентации во всех его делах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.
Интеграция - аккумулирование полученной информации в замкнутую систему,
обеспечивающую ее неразглашение и анонимность респондентов.
Оперативность - быстрое разрешение назревших или профилактика назревающих
проблем и конфликтов.
Автономность
- независимость от администрации школы и органов управление образованием.
Репрезентативность - представительство и учет интересов всех подразделений
школьного коллектива.
Адаптация - оперативность и быстрое реагирование на изменения во внешней среде
и внутри коллектива.
Основные
функции социальной службы школы:
Диагностическая - изучение на основе современных достижений социологии и
психологии особенностей личности, микро-коллективов, школьного коллектива,
неформальных объединений молодежи, в которых участвуют представители данной
школы, а также исследование межличностных отношений и процессов;
Прогностическая - составление на основе наблюдений и исследований прогноза
развития негативных и позитивных параметров, характеризующих ту или иную
социальную группу;
Консультативная
- разработка советов и методик, обеспечивающих коррекцию поведения учащихся,
педагогов, администрации, профилактику или стимуляцию того или иного
социального процесса, явления;
Предупредительно-профилактическая
- разработка на основании собранной информации комплекса мер и мероприятий,
предотвращающих развитие негативных процессов и тенденций, ослабляющих их
влияние на личность, учебно-воспитательный процесс в школе, функционирование
школьных микро-коллективов.
Представительная - представление интересов и защита социальных прав коллектива,
группы или отдельных лиц в различных инстанциях, включая суд и прокуратуру.
Структура социальной службы школы:
1.
Общешкольный комитет социальных проблем, включающих подкомитеты: I-III кл.,
V-VI кл.,...XI кл.
2. Советы
групп, классов, параллелей классов.
3.
"Телефон доверия".
4. Служба
ЭВМ.
Заключение.
Семья -
первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей
благодаря усилий всех ее функций - воспитательной, рекреативной ( сюда входит
физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация
досуга ), коммукативной ( общение и через него - социализация ), регулятивной,
фемецитологической ( ощущение счастья в семье ).
На это
указывают В.Г.Бочарова и Г.Н.Филонов: "Особой сферой социальной педагогики
является семья. Огромный диапазон и уникальность средств влияния на семью
делает ее одним из самых мощных средств социализации, социальной поддержки и
защиты личности". И далее: "В то же время семья - объект
многоплановых социальных воздействий со стороны государства и общества. Она
сама нуждается в разносторонней, поддержке общества и его институтов. В
социально педагогическом аспекте семья, семейный социум рассматривается как
приоритетная среда поведения всей социальной политики, ориентированной не на
подмену функций семьи деятельностью разного рода государственно-обществен-ных
структур, а на оздоровление отношений в семейном социуме, укрепление и развитие
потенциала семьи как главного условия развития задатков и способностей
человека, приобщение его к культуре, развития
и социальной
защиты личности.
Но сейчас, к
сожалению, происходящие в обществе социально-эко-номические и психологические
процессы, сопровождаются рядом негативных явлений организационного и бытового
характера, оптимально влияющие на обучение и воспитание подрастающего
поколения. Идет снижение качества воспитания и общей успеваемости. В настоящее
время роль социального педагога становится более значимой, так как численность
детей "трудного поведения" растет, а эффективность педагогического
воздействия на таких детей можно достичь только через работу с их семьями.
В жизни
каждой семьи возникают свои объективные и субъективные трудности. Особого
внимания заслуживают проблемы неполных семей и вопросы воспитания детей в них.
Решением этих вопросов и проблем не-обходимо начинать уже с первого класса
общеобразоательной школы.
Первый этап
в работе с неблагополучными семьями заключается в выявлении всех типов таких
семей ( конфликтные, аморальные, педагогические несостоятельные, асоциальные ).
Значение специфики каждой благополучной семьи помогает социальному педагогу сориентироваться,
определить с кем именно, в начальном звене школы он должен координировать свои
усилия. Постепенно необходимо формировать у родителей потребность к разрушению
имеющихся барьеров недоверия к школе, помогать изменять условия жизни в семье.
Дальнейшее
диагностирование взаимоотношений в классе, своевременное корректирование
учебно-воспитательной деятельности позволяет многим трудным учащимся освоить
программный материал, улучшить свое поведение, взаимоотношения в семье, найти
занятия по душе.
"Инструментом" воздействия на семью в социуме в целях повышения ее
роли в социализации личности ребенка является социально-педагогическая работа,
организуемая социальными педагогами.
Социально-педагогическая работа понимается как профессиональная
деятельность по
оказанию помощи семье в целях улучшения или восстановления ее способности к
социальному функционированию.
Пересматривая отношение к ученику, как объекту обучения и воспитания,
социальный педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях и
умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен организовать
социально-педагогическую защиту, которая позволяет найти оптимальные пути
интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья совместной
работы учителя и родителя. Но при этом главной задачей социального педагога
остается помощь семье и учителю в привитии учащимся определенных навыков,
умений. Для этого необходимо разработать и осуществить систему вза-имосвязанных
мероприятий по подготовке учителей и родителей к работе с детьми младшего
школьного возраста.
Систему
таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых особенностей
учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы на современном этапе.
В результате
исследований, которые проводились в общеобразовательной школе N 13 г.Нерюнгри,
в данной дипломной работе определены некоторые особенности
учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы, проблемы
сотрудничества учителя и родителя:
-
Прослеживается зависимость между обстановкой в семье и успеваемостью.
Количество
относительно благополучных семей совпадает с количеством детей успевающих на 4
и 5.
- В школе
выявился достаточно известный факт унификации требований к ученицам и ученикам,
из-за преимущественно женским составом учителей.
- Методика "Анализ семейного воспитания" позволила определить
преобладающий
стиль воспитания детей младшего школьного возраста в семье, большинство
родителей авторитарного стиля воспитания.
- С целью
оптимального воздействия семьи и школы, необходимо вести изучение социального
самочувствия учителей. Частичное исследование состояние учителей по некоторым
аспектам позволило сделать следующие выводы:
1.
Неготовность учителей к адаптации в нынешних социальных условиях.
2.
Разрыв между материальным обеспечением учителей и возможностями свободной
деятельности.
-
Выявлена необходимость работы по выравниванию требований семьи и школы.
-
Наблюдается снижение предложений от учителей по педагогическим услугам, а спрос
на эти услуги среди родителей и детей повышается.
С учетом
выявленных особенностей в данной дипломной работе дано обоснование деятельности
социального педагога в начальном звене общеобразовательной школы, направленной
на организацию совместной работы семьи и школы.
В течении
уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения роли семьи как
социального института в процессе социализации личности ребенка. В современной
педагогической литературе осуществляется поиск наиболее эффективных мер влияния
на семью с целью повышения ее роли в этом вопросе. Все более значительное место
отводится целенаправленным мерам как можно более раннего влияния на семью,
оздоровлению внутренних взаимоотношений, устранению конфликтных ситуаций в ней,
решению вопросов социальной защиты как семьи в целом, так отдельных ее членов.
В
заключении, результаты и положения нашего исследования позволили сделать
следующие выводы:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|