Роль семьи в формировании познавательного интереса
ФОРМУЛА
ИНТЕРЕСОВ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ +
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ = ИНТЕРЕС
(попросить учащихся расшифровать
каждый «компонент»)
Каково значение интересов в
жизни человека?
Значение интересов в жизни человека
очень велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор; помогают
преодолевать трудности, препятствия и т. д.
А теперь узнаем,
кто из вас чем интересуется. Для этого сядем все в круг, чтобы всех было видно.
И выполним несколько упражнений для определения и развития познавательных
интересов.
Упражнения для определения и
развития познавательных интересов школьников
«Мой портрет в лучах солнца»
Нарисуйте солнце,
в центре солнечного круга напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Затем
вдоль лучей напишите все свои интересы, достоинства, все хорошее, что вы о себе
знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше.
«Рисунок»
В течение 5 мин.
нарисовать или описать предмет своего интереса. После выполнения задания все
рисунки или описания вкладываются в «волшебный ящик». Затем, доставая по
одному, группа угадывает, кто это нарисовал или написал, и автор после
«защищает» предмет своего интереса.
«Футболка с надписью»
В течение 5-7
минут придумать и записать на листочке надпись, которую вы бы сделали на своей
футболке. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о вас сейчас, о ваших занятиях,
интересах.
Проделав данные
упражнения, мы узнали, чем интересуется каждый из вас. А сейчас проведем анкету
интересов, в результате которой каждый узнает область своих интересов. И
ответите, совпадают ли результаты.
Анкета
интересов
Любите ли вы? Нравится ли
вам?..
1.
Читать книги типа «Занимательная математика»,
«Математические досуги» и т. п.
2.
Читать технические журналы, журналы о компьютерах.
3.
Читать о жизни растений и животных.
4.
Читать о том, как люди научились бороться с
болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.
5.
Знакомиться с различными странами по описаниям и
географическим картам.
6.
Читать книги об исторических личностях и событиях.
7.
Интересоваться историей развития искусства, слушать
оперную, симфоническую музыку.
8.
Интересоваться искусством кулинарии, моделирования
одежды, конструирования мебели.
9.
Читать книги о войнах и сражениях.
10.
Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и
выдающихся спортсменах.
11.
Читать научно-популярную литературу о
математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
12.
Посещать технические выставки или слушать
(смотреть) передачи о новинках компьютерной техники.
13.
Изучать ботанику, зоологию, биологию.
14.
Знакомиться с особенностями строения и
функционирования человеческого организма.
15.
Узнавать об исследованиях новых месторождений
полезных ископаемых.
16.
Обсуждать текущие политические события в своей
стране и за рубежом.
17.
Обсуждать кинофильмы, театральные постановки,
художественные выставки.
18.
Заботиться об уюте в доме, в классе. Приводить в
порядок своё помещение.
19.
Знакомиться с военной техникой.
20.
Ходить на матчи и спортивные состязания.
21.
Решать математические задачи.
22.
Читать технические чертежи и схемы.
23.
Работать в саду, на огороде, ухаживать за
растениями, животными.
24.
Изучать причины возникновения разных болезней.
25.
Собирать коллекции минералов.
26.
Изучать историю возникновения народов и государств.
27.
Декламировать, петь, выступать на сцене.
28.
Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять,
совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства,
мебель.
29.
Принимать участие в военизированных походах.
30.
Играть в спортивные игры.
31.
Заниматься в математическом кружке.
32.
Собирать и ремонтировать различные механизмы.
33.
Заниматься в биологическом кружке.
34.
Знакомиться с работой медсестры и врача.
35.
Составлять геологические и географические карты.
36.
Посещать исторические музеи, знакомиться с
памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.
37.
Заниматься в драматическом кружке.
38.
Оказывать людям различные услуги (починить обувь,
сделать фотографию, помочь сделать прическу и т. п.).
39.
Участвовать в военных играх и походах.
40.
Принимать участие в спортивных соревнованиях.
41.
Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.
42.
Делать модели самолетов, кораблей или какие-либо
иные конструкции.
43.
Участвовать в биологических олимпиадах.
44.
Ухаживать за больными.
45.
Ходить в походы, изучать местность.
46.
выступать с сообщениями по истории, заниматься в
историческом (или археологическом) кружке.
47.
Играть на музыкальных инструментах, рисовать,
резать по дереву.
48.
Заботиться об экономии семейного бюджета.
49.
Быть организатором в играх и походах, каких-либо
делах.
50.
Заниматься в спортивной секции.
51.
Организовывать математические конкурсы.
52.
Принимать участие в технических выставках.
53.
Проводить опытническую работу по биологии.
54.
Перевязывать ушибленные, резаные раны товарищам.
55.
Участвовать в географических или геологических
экспедициях.
56.
Принимать участие в организации походов по родному
краю с целью его изучения.
57.
Принимать участие в конкурсах, олимпиадах
художественной самодеятельности.
58.
Готовить еду во время походов или оборудовать
походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотографировать.
59.
Изучать военное дело.
60.
Тренировать младших в секциях, спортивных командах.
Инструкция
Ответьте
на все вышеуказанные вопросы. Если вам очень нравиться заниматься тем, о чем
говориться в вопросе, то в клеточке на листе ответов поставьте два плюса; если
просто нравиться – один плюс; равнодушны – нуль; если не нравиться – минус.
Подсчитав
по каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в
которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число
плюсов):
I – математика, II – техника и компьютер, III – биология, IV – медицина, V
– география и геология, VI – история, VII – искусство, VIII – труд в сфере обслуживания, IX –военное дело, X – спорт.
Степень
устойчивости интересов определяется по количеству плюсов в строках (по
горизонтали). Если их количество максимально в I - II колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной
областью знаний, деятельности, если в III – IV колонках – у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию
предмета интересов, если в V – VI
колонках – вы приступили к активным практическим занятиям в данной области.
По
результатам практической работы:
а)
назовите область своих интересов;
б)запишите,
какие профессии относятся к этой области, какие из них вам нравятся.
Лист ответов
|