бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Роль семьи в формировании познавательного интереса бесплатно рефераты

ФОРМУЛА ИНТЕРЕСОВ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ  ЭМОЦИИ + ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ = ИНТЕРЕС

(попросить учащихся расшифровать каждый «компонент»)

 

Каково значение интересов в жизни человека?

Значение интересов в жизни человека очень велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор; помогают преодолевать трудности, препятствия и т. д.

А теперь узнаем, кто из вас чем интересуется. Для этого сядем все в круг, чтобы всех было видно. И выполним несколько упражнений для определения и развития познавательных интересов.

Упражнения для определения и развития познавательных интересов школьников

 «Мой портрет в лучах солнца»

Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои интересы, достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше.

«Рисунок»

В течение 5 мин. нарисовать или описать предмет своего интереса. После выполнения задания все рисунки или описания вкладываются в «волшебный ящик». Затем, доставая по одному, группа угадывает, кто это нарисовал или написал, и автор после «защищает» предмет своего интереса.

«Футболка с надписью»

В течение 5-7 минут придумать и записать на листочке надпись, которую вы бы сделали на своей футболке. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о вас сейчас, о ваших занятиях, интересах.


Проделав данные упражнения, мы узнали, чем интересуется каждый из вас. А сейчас проведем анкету интересов, в результате которой каждый узнает область своих интересов. И ответите, совпадают ли результаты.

 

Анкета интересов

Любите ли вы? Нравится ли вам?..

1.      Читать книги типа «Занимательная математика», «Математические  досуги» и т. п.

2.      Читать технические журналы, журналы о компьютерах.

3.      Читать о жизни растений и животных.

4.      Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.

5.      Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.

6.      Читать книги об исторических личностях и событиях.

7.      Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую музыку.

8.      Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели.

9.      Читать книги о войнах и сражениях.

10.  Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.

11.  Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

12.  Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках компьютерной техники.

13.  Изучать ботанику, зоологию, биологию.

14.  Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма.

15.  Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.

16.  Обсуждать текущие политические события в своей стране и за рубежом.

17.  Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.

18.  Заботиться об уюте в доме, в классе. Приводить в порядок своё помещение.

19.  Знакомиться с военной техникой.

20.  Ходить на матчи и спортивные состязания.

21.  Решать математические задачи.

22.  Читать технические чертежи и схемы.

23.  Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями, животными.

24.  Изучать причины возникновения разных болезней.

25.  Собирать коллекции минералов.

26.  Изучать историю возникновения народов и государств.

27.  Декламировать, петь, выступать на сцене.

28.  Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель.

29.  Принимать участие в военизированных походах.

30.  Играть в спортивные игры.

31.  Заниматься в математическом кружке.

32.  Собирать и ремонтировать различные механизмы.

33.  Заниматься в биологическом кружке.

34.  Знакомиться с работой медсестры и врача.

35.  Составлять геологические и географические карты.

36.  Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.

37.  Заниматься в драматическом кружке.

38.  Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь сделать прическу и т. п.).

39.  Участвовать в военных играх и походах.

40.  Принимать участие в спортивных соревнованиях.

41.  Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.

42.  Делать модели самолетов, кораблей или какие-либо иные конструкции.

43.  Участвовать в биологических олимпиадах.

44.  Ухаживать за больными.

45.  Ходить в походы, изучать местность.

46.  выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке.

47.  Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.

48.  Заботиться об экономии семейного бюджета.

49.  Быть организатором в играх и походах, каких-либо делах.

50.  Заниматься в спортивной секции.

51.  Организовывать математические конкурсы.

52.  Принимать участие в технических выставках.

53.  Проводить опытническую работу по биологии.

54.  Перевязывать ушибленные, резаные раны товарищам.

55.  Участвовать в географических или геологических экспедициях.

56.  Принимать участие в организации походов по родному краю с целью его изучения.

57.  Принимать участие в конкурсах, олимпиадах художественной самодеятельности.

58.  Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотографировать.

59.  Изучать военное дело.

60.  Тренировать младших в секциях, спортивных командах.

Инструкция

Ответьте на все вышеуказанные вопросы. Если вам очень нравиться заниматься тем, о чем говориться в вопросе, то в клеточке на листе ответов поставьте два плюса; если просто нравиться – один плюс; равнодушны – нуль; если не нравиться – минус.

Подсчитав по каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов):

I – математика, II – техника и компьютер, III – биология, IV – медицина, V – география и геология, VI – история, VII – искусство, VIII – труд в сфере обслуживания, IX –военное дело, X – спорт.

Степень устойчивости интересов определяется по количеству плюсов в строках (по горизонтали). Если их количество максимально в I - II колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности, если в III – IV колонках – у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов, если в V – VI колонках – вы приступили к активным практическим занятиям в данной области.

По результатам практической работы:

а) назовите область своих интересов;

б)запишите, какие профессии относятся к этой области, какие из них вам нравятся.

Лист ответов

I

II

III

IV


V

VI

 VII

VIII

IX

X

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

Приложение 3

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ О СУЩНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА (план)

1.     Познавательный интерес, его сущность.

2.     Советы родителям по развитию познавательных интересов у детей:

·        Беседа о книгах (совсем не читают), можно читать вместе, обсудить кое-что.

·        Музыка. (родители сетуют на то, что дети слушают какую-то ерунду).

·        Фильмы, познавательные компьютерные игры.

·        Общие интересы в семье (у мальчиков общий интерес с папами - техника).

Приложение 4

ДЕНЬ СЕМЬИ «МАМА, ПАПА, Я - ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Цели: узнать интересы каждой семьи, сколько времени родители уделяют своим детям, определить уровень познавательного интереса в семье, занимаются ли родители развитием его у своих детей, помочь родителям лучше узнать своих детей, их способности, сплотить семью, чтобы родители и дети стали лучше понимать друг друга.

Родителей приглашают за столики.

l-й ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Ребята! Учителя! Как хорошо, что Мы с вами собрались в этом зале. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте за дверьми этого зала и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.

2-й ведущий. Дети - это чудо света,

Я увидел это сам

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и гpycть,

Наше будущее - дети...

Трудно с ними, ну и пусть.

В наших детях наша сила,

Внеземных миров огни.

лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

l-й ведущий. Когда-то папы и мамы были детьми и тоже ходили в шко­лу. Сейчас мы проведем уроки для родителей и ребят. Для этого нам нужно две команды: первая комaнда - папы и девочки, вторая команда - мамы и мальчики. Выберите себе кaпитaнов.

Первый урок- урок рисования. Все присутствующие должны коллективно нарисовать портрет своей семьи: сын или дочь рисует своих родителей, а родители рисуют своих детей.

Раздается материал для рисования, создается жюри.

 Собираются рисунки, показываются зрителям и

передаются в жюри, которое их оценивает.

l-й ведущий. Рисунки вы можете увидеть на выставке, а сейчас, дорогие родители, перед вами выступят ваши дети. Это было их домашнее задание.

Выступление детей

2-й ведущий. А сейчас состоится следующий урок, на нем родители ответят на вопросы анкеты.

Ведущие раздают анкеты.

Вопросы анкеты:

·        Сколько времени вы в день уделяете своим детям?

·        Где и как вы предпочитаете проводить с ними свободное время?

·        Какой последний кинофильм вы смотрели вместе с детьми?

·        Как дети помогают вам?

·        Гордитесь ли вы своими детьми?

Родители заполняют анкеты.

l-й ведущий. Уважаемые родители, незадолго до нашей встречи почти на такие же вопросы отвечали ваши дети. Предлагаем вашему вниманию их ответы.

Звучат ответы ребят, записанные на магнитофон.

Вопросы для детей:

1. Много ли ты   времени проводишь с мамой и папой? .

2. Где и как вы проводите свободное время?

З. Какой последний кинофильм ты смотрел вместе с родителями?

4. Помогаешь ли ты маме и папе?

5. Что больше всего тебе нравится в твоих родителях?

6. Гордишься ли ты своими родителями?

7. Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для них?


2-й ведущий. Итак, родители услышали ответы своих детей на предложенныe вопросы и, конечно же, узнали их мнение о себе. Ведь не каждый ребенок отважится сказать отцу или матери об их достоинствах или недостатках, о том, какими бы он хотел видеть своих родителей. А знать родителям это необходимо.

Далее жюри может прочитать отдельные ответы родителей.

l-й ведущий. Сейчас мы с вами проведем конкурс «Я помогаю маме». В нем определится тот, кто действительно помогает маме или папе. Командам необходимо выполнить следующие задания (участвуют только мальчики и девочки):

1. Рассказать, как сварить борщ. (В руках у ребят карточки, на которых

перечислены продукты, необходимые для приготовления борща. а

также лишние. Ребята должны выбрать необходимое и сообщить рецепт приготовления борща.)

2. Рассказать, как испечь пирог.

З. Заплести косичку сестренке (за 1 минуту).

4. Покормить сестричку (1 минута).

Жюри оценивает конкурсы.

2-й ведущий. Сейчас проведем конкурс Для пап и сыновей. Им предстоит показать, как они умеют чистить картофель. Участвуют две команды - по три папы и три сына. (При оценивании учитывается не только скорость, но и сколько картофеля и сколько отходов получилось.)

l-й ведущий. Молодцы, папы! Молодцы, сыновья! На, а теперь мы приглашаем мам и девочек Мамы сидят на стуле с завязанными глазами, мимо проходят дочери. Мама должна узнать свою дочь по руке. И наоборот.

Жюри оценивает конкурсы.

2-й ведущий. Уважаемые родители, ребята очень тщательно готовились к этой встрече. Они сами для вас изготовили сувениры. (Ребята вручают подарки своим родителям.)

l-й ученик.

Люблю тебя, мама,

За что, я не знаю,

Наверно, за то, что

Дышу и мечтаю.

И радуюсь солнцу,

И светлому дню –

За это тебя я,

Родная, люблю.

За небо, за ветер,

За воздух вокруг...

Люблю тебя, мама,

Ты - лучший мой друг.

2-й ученик.

Ни усталости не зная,

Ни покоя каждый час,

День и ночь родная мама

Все тревожится о нас.

Нас баюкала, кормила,

У кроватки пела нам.

Первой нас она учила

Добрым, радостным словам.

Сколько ночек не спалось ей,

Если вдруг болели мы,

Сколько плакать довелось ей

В комнатушке среди тьмы.

3-й ученик

Кто кручинится, когда мы

Опечалены подчас.

Сколько радости у мамы,

Если кто-то хвалит нас.

Сколько мук ей было с нами,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7