Роль семьи в формировании познавательного интереса
Роль семьи в формировании познавательного интереса
Федеральное агентство по
образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Вятский
государственный гуманитарный университет
Математический факультет
Кафедра педагогики
Выпускная
квалификационная работа
Роль семьи в формировании
познавательного интереса
Выполнил:
студент V курса
математического факультета
Макина Ольга
Ивановна
Научный
руководитель:
кандидат
педагогических наук, доцент кафедры педагогики Н.М. Капустина
Рецензент:
старший
преподаватель кафедры педагогики Е.А. Кувалдина
Допущена к защите в
государственной аттестационной комиссии
«___» __________2005 г. Зав.
кафедрой Т.В. Машарова
«___»___________2005 г. Декан
факультета В.И. Варанкина
Киров
2005
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных
интересов в семье.
1.1. Сущность понятия
познавательного интереса, его структура………………………………………………………...7
1.2. Пути и способы формирования
познавательного интереса...16
1.3. Особенности современной семьи
и возможности формирования познавательных интересов у детей………….22
Глава 2. Анализ опытной работы по формированию познавательного интереса в
семье…………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………...44
Библиографический список….………………………………………………...47
Приложения
Введение
Глубокие преобразования,
происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере образования,
предъявляются новые требования к обучению и воспитанию. На первое место в
образовании выходит развитие активной личности, способной к
самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию
действительности. Достижение данной цели невозможно при несформированности у
детей познавательной мотивации к учебной деятельности, которая побуждала бы их
к упорной, систематической учебной работе.
Современное
образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их
познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников
глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является
задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить
овладение школьниками суммой знаний. Поэтому, уже начиная с младшего школьного
возраста необходимо формировать такую познавательную мотивацию (познавательную
активность), которая придавала бы учебе значимый для него смысл. Таким образом,
необходимо развивать у детей познавательный интерес и повышать его уровень. Для
того чтобы повысить уровень познавательного интереса, необходимо не только
работа школы, но и сотрудничество школы и семьи.
Особая роль в
формировании познавательной мотивации отводится семье. Одна из задач семьи, как
института развития и воспитания ребенка – создать максимальные условия для его
роста и развития. У.Бронфенбреннер резюмировал решающее значение семьи в
развитии человека следующим образом: «Для того чтобы развиться –
интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно – ребенок нуждается в
участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на
регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним
или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная
иррациональная связь и которые обеспокоены благополучием и развитием ребенка,
желательно на протяжении всей своей жизни» [23]. Подобные базовые условия для
полноценного человеческого развития может создать только семья.
С момента прихода
ребенка в школу, семья продолжает, в определенной степени, оказывать влияние на
его учебную деятельность. Значительную часть времени ребенок проводит в семье
и, поэтому она может взять на себя помощь в управлении процессом формирования
мотивационной сферы (потребностей, целей и, конечно, интересов), которая
является ядром личности, необходимым условием ее активности.
Таким образом,
несомненна значительная роль семьи в воспитании познавательных интересов
ребенка. Сотрудничая в этом вопросе, школа и семья способствуют созданию
благоприятных условий для развития ребенка. Суть творческого сотрудничества
педагогов и семьи школьника заключается в том, что обе стороны заинтересованы в
изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности. Это
помогает педагогам родителям объединять свои усилия в создании условий для
формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для
самоопределения и самореализации.
Но не всегда
семья сотрудничает со школой. Соответственно у детей может не быть устойчивых познавательных
интересов. Был проведен опрос родителей и детей в сельской и городской школах
об увлечениях и интересах семьи. Мы выделили читательский интерес, как часть
познавательного, и получили следующие результаты.
Сравнение
интересов родителей и детей на наличие читательских интересов
|
Родители
|
Дети
|
Городская
школа
|
85,71%
|
23,08%
|
Сельская
школа
|
69,23%
|
31,25%
|
Исходя из этих
данных, можно сделать следующий вывод: дети мало читают по сравнению с
родителями (получился большой разрыв между читающими родителями и наличием
читательского интереса у детей), значит, родители мало внимания уделяют чтению
детей и, соответственно, не всегда могут способствовать формированию познавательных
интересов у детей. А как показывает опыт: семья играет большую роль в развитие
познавательного интереса. Существует противоречие между необходимостью
формирования познавательного интереса в семье и реальной действительностью,
когда семья не использует всех возможностей влияния родителей на развитие
познавательного интереса. Именно поэтому и была выбрана тема «Роль семьи в
формировании познавательного интереса».
Цель: показать значимость семьи в
развитии интересов детей в городской и сельской школах.
Задачи: 1. изучить
психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу;
2. выявить особенности современной семьи, семейного воспитания;
3.
рассмотреть психолого-педагогические основы формирования познавательных
интересов в семье;
4.
определить пути и средства формирования познавательных интересов в семье.
Гипотеза: повышение эффективности в формировании познавательного интереса
школьников возможно, если:
·
школьнику
в формировании познавательных интересов помогают не только учителя, но и
родители;
·
в семье
познавательные интересы совпадают с познавательными интересами их родителей,
или родители способствуют развитию интереса, используя разнообразные пути
сотрудничества со своими детьми.
При написании дипломной
работы использованы следующие методы:
1.
Изучение
и анализ литературы.
2.
Наблюдение.
3.
Беседы с
детьми и родителями.
4.
Анкетирование
школьников и родителей в городской и сельской школе.
5.
Изучение
опыта работы классных руководителей с семьей по формированию познавательных
интересов.
6.
Проведение
опытной работы по сравнению формирования познавательного интереса в городской и
сельской школе.
Глава 1
Психолого-педагогические
основы формирования познавательного интереса в семье
1.1. Сущность понятия
познавательного интереса, его структура
Одним из
постоянных сильнодействующих мотивов деятельности является интерес. Интерес (от
лат. «interest» - имеет значение «важно») –
это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес
можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его
деятельности.
Познавательный
интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека к
предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его
стремление к всестороннему, глубокому изучению этих явлений, познанию их
существенных свойств. Это сложное отношение носит двусторонний характер. В нем
в единстве выступает объект интереса, т. е. явление, предмет, научная и учебная
область, которая несет в себе привлекающие стороны, и познавательная,
избирательная направленность самой личности.
Лишь тогда, когда
та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку
важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более
глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые
связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес школьника
к предмету не может носить характера подлинно познавательной направленности: он
может быть случайным, нестойким и очень поверхностным.
Физиологическим
механизмом
познавательного интереса как избирательной направленности является определенная
система нервных связей, которые образуются под воздействием ряда условий и
зависят от состояния человека и его индивидуальности, от непосредственных
впечатлений личности и ее многообразного прошлого опыта.
Любопытство,
любознательность, познавательный интерес, специальная склонность,
профессиональный интерес по-разному выражают меру избирательного отношения
человека к предметному миру, к деятельности, его глубину, степень устойчивости.
Сложная психологическая природа познавательного интереса обуславливает силу его
влияния на развитие личности.
Познавательный
интерес, как и интерес вообще, не представляют собой отдельного конкретного
психического процесса, какими являются, например, мышление, восприятие, память.
В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве
взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и
является основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса на
развитие различных психических процессов (памяти, воображения, внимания).
На уроках учителей,
уделяющих большое внимание воспитанию и развитию познавательных интересов у
учеников, хорошо виден эмоциональный подъем школьников. Возгласы удивления,
восхищения, вызванные познанием нового, поражающего воображения, смех в ответ
на шутку, глубокие переживания в коллективе, взволнованность, связанная с
проникновением в область нравственных отношений, восхищение силой
художественного образа, доставляющего эстетическое наслаждение, улыбка, чувство
удовольствия и удовлетворения по поводу своего удачного ответа, чувство
гордости, вызванное хорошим ответом товарища,- все это разные по своей
значимости для личности и глубине проявления чувства, но все они разбужены
познавательным интересом. На уроках, не согретых эмоциями познавательного
интереса, нельзя обнаружить ничего подобного.
Аналогичную
ситуацию можно наблюдать и в семьях, уделяющих внимание развитию
познавательного интереса. Дети в таких семьях, как правило, всегда чем-то
заняты: читают книги, что-то мастерят, занимаются своим любимым делом и т.д. И
это все вызывает у них положительные эмоции, радость, стремление «сделать»
что-то новое, усовершенствовать «старое», достичь более высоких результатов и
т.п. При подготовке домашнего задания увлеченные дети стремятся узнать еще
что-то новое, неизвестное. Для того чтобы дети не останавливались на каком-то
уровне, а продолжали двигаться дальше, нужна помощь родителей в поддержании и
дальнейшем развитии познавательных интересов своих детей. А в семьях, где
родители не уделяют внимание воспитанию интересов, дети, обычно, предоставлены
сами себе. Они не «совершенствуют» свои знания, считая, что достаточно того,
что дают в школе. В этом и кроется ошибка родителей.
Эмоциональная
отзывчивость, увлеченность деятельностью, связанной с интересом, возникают под
влиянием внешних воздействий, которые физиологически представляют собой не что
иное, как раздражители, вызывающие в коре головного мозга очаг оптимального
возбуждения, которому подчиняются все остальные психические процессы.
Поскольку в очаг
оптимального возбуждения в состоянии интереса включается не только кора
головного мозга, но и подкорка, положительные чувства удовлетворенности,
бодрости, радости от плодотворной деятельности способствуют более легкому
возникновению связей, побуждают вновь и вновь осуществлять эту приятную работу,
интересоваться предметом.
Характерной
особенностью познавательного интереса является и его волевая направленность. На
низших ступенях своего развития (любопытство, эпизодический, случайный интерес,
возникший под влиянием определенной ситуации и затухающий с ее исчезновением)
интерес может носить чисто созерцательный характер. Познавательный же интерес,
как одна из высших стадий развития интереса, активен, он обязательно связан с
волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности.
Познавательный
интерес – это интерес, не только полный мыслей и чувств, это и интерес действия
и активный, целенаправленный поиск лучших путей в решении познавательной, а
часто и практической задачи. Поэтому-то он является важным стимулом в развитии
таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость в
достижении цели, стремление к завершенности действия, к достижению намеченных
результатов.
Познавательный
интерес обычно бывает связан с усилиями, необходимыми для преодоления
препятствий и трудностей на пути к познанию избранной области знаний. Наличие
затруднения в процессе познания, необходимость преодоления его, самостоятельное
и творческое решение многих вопросов привлекают к себе школьников возможностью
попробовать свои силы в умственном труде, в практической деятельности. Эта
особенность интереса, выражающаяся во взаимосвязи его с усилием, которое
прилагает человек в процессе деятельности, доказывает, что познавательный
интерес содействует развитию воли, подкрепляет волевые действия личности.
Познавательный
интерес, в котором слиты воедино все психические процессы, является в то же
время важнейшим мотивом деятельности, который повышает значимость ее для
человека. Благодаря этому мотиву познавательная деятельность приобретает
особый, личностный смысл.
Под влиянием
интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве
вопросов, с какими ребенок, например, обращается к родителям, к учителю,
взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в
интересующей области, выбор определенного вида деятельности, способных
удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность ребенка.
Умственная
деятельность под влиянием познавательного интереса приобретает более
сосредоточенный характер, появляется раздумье, размышление по поводу проблем,
имеющих теперь для школьника особое значение. Интерес вызывают существенные
изменения и в способах умственной деятельности, которая становится более
продуктивной.
Познавательная
активность, развивающаяся под влиянием интереса, теперь сама становится мощным
стимулом развития мышления, творческого воображения, использования прошлого
опыта. Все познавательные процессы приобретают в связи с этим особую глубину и
напряженность.
Познавательный
интерес потому и является важным мотивом, побудительной силой деятельности, что
благодаря ему, сигналы, идущие в кору больших полушарий, носят характер
раздражителей, имеющих особо важное значение для ребенка, вследствие этого
условные связи, устанавливаемые при наличии познавательного интереса, являются
более прочными и глубокими.
Познавательные
интересы детей 7-9 лет отличаются слабой дифференцированностью, непрочностью. У
значительной части учеников начальной школы интересы можно скорее назвать
состоянием заинтересованности, а не устойчивой чертой личности.
Развитие
познавательных интересов выражается в дальнейшем углублении их содержания,
направленности, стойкости, осознанности и действенности. У школьников 5-9
классов расширяется область познавательных интересов, т. к. учебные предметы
теперь раскрывают перед подростками предметный мир шире, богаче. Кругозор
школьника и познавательные интересы растут параллельно и в тесной взаимосвязи:
наличие интересов способствует расширению кругозора, а новые знания в свою
очередь порождают и новые интересы. Знания, устанавливающие новые, более
глубокие причинно-следственные связи, перестраивают прошлый опыт школьника,
поэтому интерес к фактам и описаниям в значительной мере уступает место
интересу к теории. Общая тенденция развития интересов подростка – их
дифференциация, причем вместе с ней намечается и соподчинение их: один,
наиболее устойчивый и глубокий интерес занимает центральное место, другие –
переходящие и неустойчивые – располагаются вокруг этого центрального. Дети
больше времени начинают уделять урокам. Спрашивают у родителей, что им
непонятно, интересно. Если не удобно спросить у родителей, то ищут нужную
книгу, журнал, т. е. ищут источники для получения из них нужной информации. В
этом возрасте дети начинают экспериментировать, ставить опыты. Чтобы интерес не
пропал, родители должны помогать детям, «принимать участие» в их деятельности.
Познавательные интересы подростков характеризуются активностью и
действенностью. Дети 12-15-летнего возраста активно и инициативно стремятся
узнать как можно больше по интересующим их вопросам. Появляется неуклонное
стремление удовлетворить жажду познания в предметных кружках, музеях, на
факультативах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|