бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Роль семьи в формировании познавательного интереса бесплатно рефераты

В настоящее время возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Семейный досуг включает в себя: чтение, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. Таким образом, расширяется кругозор ребенка. И родители должны сделать так, чтобы интерес был устойчивым и потом не пропал.

Но в организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи.

Жизнь семьи многогранна. Мы кратко рассмотрели только ее основные функции и предназначение. Но даже отсюда видно, что она удовлетворяет и многообразные индивидуальные потребности личности, и групповые (общесемейные) потребности, и важнейшие потребности общества. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком.

Каждая семья должна выполнять данные функции, но, к сожалению, далеко не во всех семьях существуют условия для их выполнения. Т.к. наш мир не идеален, поэтому и идеальных семей в нем немного.

Сегодня, в начале XXI века, появилось достаточно большое количество моделей современной семьи. И единого подхода к определению типологии семьи нет. Однако чаще всего семьи принято классифицировать так:

·        в зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные (2-3 ребенка) и многодетные (более 3 детей);

·        в зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети);

·        в зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке);

·        в зависимости от характера взаимоотношений в семье: благополучные и неблагополучные – традиционное деление; гармоничные, распадающиеся, распавшиеся. Неблагополучные семьи: конфликтные, аморальные, педагогически несостоятельные, асоциальные.

Рассмотрим какие же модели семьи имеют место в современном обществе.

Модели:

·        традиционная семья – 67%;

·        «гражданский брак» - 12%;

·        «неполная семья» - 8%;

·        ограниченная временем семья (брак заключается на время) – 4%;

·        встречающаяся семья (люди зарегистрированы, но живут отдельно) – 3%;

·        прерывающийся брак (супруги живут вместе, но допустимы временные разъезды на любой срок) – 3%;

·        мусульманская семья (муж обладает правом иметь несколько жен) – 1,5%;

·  шведская семья (совместное проживание нескольких мужчин и женщин) – 1,5%.

Понятно, что  тип семьи влияет прямо или косвенно на воспитание детей, на формирование познавательного интереса, на физическое, эмоциональное, нравственное развитие.

Именно поэтому существует определенная специфика семейного воспитания, отличающая его от воспитания общественного, т.к. в семье есть большие возможности воспитания через осуществление принципа индивидуального подхода к ребенку в процессе его развития и формирования личности. Стоит отметить, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зарождается на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль, тон взаимоотношений ее членов: проявления нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитарных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувств. Если в семье нет гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется. В данном случае нельзя говорить о благополучной семье. А традиционно, хорошая семья – это такая семья, в которой всем ее членам хорошо. В основе чего лежит психологический климат семьи.

Психологический климат семьи

Конфронтация – это противоборство супругов, столкновение их взглядов. В центре столкновений нередко оказываются вопросы воспитания детей.  Соответственно родители не следят за своими детьми, не воспитывают их, т.к. у каждого из родителей свой взгляд на воспитание. И говорить о развитии каких-либо качеств (нравственных, познавательных, эмоциональных) не имеет места. Сосуществование характеризуется тем, что внешне семьи живут вполне благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но каждый живет своей жизнью, родители мало времени уделяют своим детям, их воспитанию, их учебе. Т.е. родители мало внимания обращают своим детям, формированию у них нравственных качеств, познавательного интереса, появлению у них каких-либо увлечений и т.п. В принципе, дети предоставлены сами себе, развита самостоятельность. Оба этих типа отношений отрицательно сказываются на развитии личности подрастающего человека, мешают в достижении счастья взрослыми, тормозят развитие или приводят семью на грань катастрофы. Совсем иная картина в семьях, которым присущи отношения содружества. Для таких отношений характерны единство или близость взглядов, устремлений, интересов, взаимопомощь, сплоченность. В таких семьях вырастают умные, доброжелательные, ответственные, одним словом, хорошо воспитанные дети. У них, как правило, много различных увлечений, они многим интересуются, достигают цели, которые перед собой ставят.

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом. Он возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Т. е. психологический климат – это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи. Он неразрывен с идейно-нравственными, познавательными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений семьи.

Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Но довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат. Для благоприятного климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого члена семьи, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за свою семью, ответственность и т. д. Показателями этого климата являются: стремление членов семьи проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, вместе путешествовать и т. п.; и добрые отношения с родственниками, друзьями, знакомыми. В таких семьях детям уделяют достаточно времени, пытаются сформировать у детей познавательный интерес к чему-либо, развить какие-либо навыки и т.д., т. е. занимаются их воспитанием. Неблагоприятный же психологический климат ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным, не говоря уже о воспитании детей. И о каком воспитании можно говорить, когда взрослые не могут разрешить даже свои проблемы.

Мы рассмотрели основные функции семьи, какими должны быть отношения в семье и психологический климат и как это все влияет на формирование познавательного интереса. Отсюда можно сделать вывод о том, какие условия нужны для правильного воспитания ребенка, что нужно делать, чтобы у ребенка сформировался познавательный интерес к чему-либо. Ведь сплошь и рядом приходится наблюдать, что как родители в семье, так и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры, а ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни.

 В последнее время возрастает количество неполных семей. В целом ряде исследований делается попытка показать, какое влияние оказывает «неполнота» семьи на развитие личности ребенка, на развитие его эмоционально-волевой, познавательной, нравственной сферы, как в будущем сказывается на выбор профессии.

Т.о. полная семья для воспитания ребенка – великое и трудно заменимое преимущество. Поэтому семья никогда не должна превращаться в неполную по легкомыслию, из-за поверхностных «других интересов», эгоизма и тому подобных причин, которые, как правило, означают лишь инфантильность и незрелость характера. В полных семьях реализуется специфика семейного воспитания. Дети вырастают, как правило, воспитанными, целеустремленными, образованными, всесторонне развитыми.

Глава 2

Анализ опытной работы по формированию познавательного интереса в семье

Опытная работа по формированию познавательного интереса в семье осуществлялась  в школе №30 г. Кирова  в 10б классе и МОУСОШ с. Бобино в 9 классе.

Опытная работа проводилась в несколько этапов.

I этап: На данном этапе была поставлена следующая задача – узнать интересы и увлечения родителей и детей в семье. При этом нас интересовали семьи городской и сельской школы. Были проведены анкеты отдельно для детей и отдельно для родителей. Для детей в анкете было 8 вопросов (см. приложение 1), родителям было задано 5 вопросов (см. приложение 1).

Целью проведения анкет было следующее: узнать интересы и увлечения каждой семьи, выяснить уровень их развития у детей, в том числе и познавательного, что предпринимают родители, что бы увлечь чем-либо своих детей, есть ли в семье вообще общие интересы, если их нет, то попытаться выяснить почему; узнать, как члены семьи проводят свободное время, если оно есть. После чего ответы анкет сравнить с данными, полученными после проведенных мероприятий по развитию познавательных интересов.

Данные по городской и сельской школам можно свести в таблицы.


Таблица №1. Мнение школьников об увлечениях и интересах в семье

 

Количество семей, которые имеют интересы

Увлечения в

свободное время (количество семей)

Семьи, которые имеют общие интересы

Интересы ребенка

Городская

школа

73,91%

69,23%

53,85%

84,62%

Сельская

школа

65,63%

31,25%

50%

75%


Из данной таблицы несложно заметить, что круг интересов детей городской школе шире круга интересов детей сельской школы. Это значит, что в семьях г. Кирова интересы и увлечения более разнообразны, т.к. больше возможности проявить себя, заинтересоваться. В селе нет такого разнообразия учреждений, какие могли бы посещать дети, только музыкальная школа.

Таблица №2. Мнение родителей об увлечениях и интересах в семье

 

Количество семей, которые имеют интересы

Увлечения в

свободное время (количество семей)

Семьи, которые имеют общие интересы

Интересы ребенка

Городская

Школа

80%

71,43%

57,14%

85,71%

Сельская

школа

76,92%

76,92%

84,66%

69,23%


Анализируя полученные данные анкет по городской и сельской школам, можно сказать следующее:

В городе у родителей очень разнообразные увлечения и интересы. Они мало времени уделяют детям, но когда появляется свободное время, его они проводят только с детьми. В селе родители больше времени уделяют детям, чем в городе. Это объясняется тем, что в городе жизнь более динамична. На выбор профессии родители не влияют, т.к. дети сами знают, что они хотят. Некоторые девочки и мальчики из класса уже учатся на каких-либо курсах. В классе есть общие интересы (например, девочки создали свою рок-группу). Школьники занимаются своими любимыми делами, у них сформировались свои точки зрения, и родители не имеют такого влияния, чтобы чем-то заинтересовать своего ребенка. Они уже достаточно самостоятельные. Они сами стремятся добиться чего-то большего в учебе, в своем любимом деле.

В сельской школе дела обстоят иначе. В 9 классе, по мнению классного руководителя, у детей нет устойчивых интересов, поэтому родители в развитии увлечений играют очень важную роль. У детей как раз такой возраст, что родители могут повлиять на их интересы, увлечения, взгляды. Изучение семей сельской школы показало, что родители оказывают разное влияние на детей.

Характеристики семей сельской школы.

Ворожцовы: В семье 2 ребенка (второй еще маленький). Все внимание было обращено на старшего. Папа занимается техникой, охотой, рыбалкой. Мама читает, вяжет. Познавательный интерес у сына проявляется в том, что он увлекается химией, физикой, ездит на олимпиады. В школе ему все предметы интересны. Родители помогают в развитии интересов. Уделяют ему достаточно много времени. В основном общие интересы с отцом: ремонт техники, обсуждение новостей техники, смотрят по телевизору познавательные передачи «Своя игра», «Умники и умницы». Зимой ездят на лыжах. Выезжают часто в Киров, где посещают кинотеатры, цирк, выставки, театры. Летом ходят за грибами. На выбор профессии родители не влияют, но, конечно, советуют поступать на химико-биологический факультет ВГГУ или в КГМА. Сейчас учится в ЦДООШ на физическом и химическом отделении (посоветовали родители - послушался). При выполнении заданий помощи не просит, делает все самостоятельно.

Хайруллины: В семье 3 ребенка. Воспитанием занимается мама. Она работает преподавателем в ПЛ-34. в данный момент сидит дома, занимается детьми. Общие интересы в семье – это разгадывание кроссвордов, обсуждение различных тем, в ходе которых возникают споры. В результате чего у детей развивается самостоятельность, собственные точки зрения. А в качестве развлечения – это зимние виды спорта – лыжи, коньки. Все свободное время с детьми. У мальчика познавательный интерес проявляется в изучении компьютеров. Также он увлекается техникой, спортом. Т.к. родители «учат» их доказывать свою точку зрения, придерживаться своего мнения, то младшая дочь, которая учится в начальной школе, уже хочет стать продавцом. На выбор профессии сына не влияют. Просто дана установка, поступить в Лесопромышленный колледж на бюджетной основе. К советам родителей прислушивается, но относится к ним «прохладно». Т.к. развита самостоятельность, то даже отказывается от репетиторства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7