бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Роль семьи в формировании познавательного интереса бесплатно рефераты

Ярко выраженный избирательный характер познавательных интересов подростков часто проявляется в категоричности их оценок того или иного учебного предмета. Один из предметов они оценивают очень высоко, к другим проявляют пренебрежение. Большую роль в таком избирательном отношении подростка к учебным предметам играет учитель, т.е. с интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Аналогично и появляются увлечения у детей. Если родители чем-то увлекаются, то как правило у детей появляется интерес к этому занятию. Большую роль в этом играет и общество, коллектив, в котором находится ребенок. Если никто не увлекается тем, что интересно одному человеку из коллектива, то, как правило, интерес к этому угасает. А соответственно, если есть «поддержка», то этим увлечением могут заинтересоваться другие. Многие наблюдения и исследования показали, что на интерес подростка к предмету существенно влияют коллективные отношения. Увлечение коллектива определенной деятельностью влияет и на интересы отдельной личности.

Среди познавательных интересов старших школьников преобладают интересы к теоретическим проблемам, вопросам науки. Отношение к учебным предметам приобретает характер опосредованного интереса: предмет интересует постольку, поскольку он имеет значимость и ценность для личности. Критерием интереса в этом возрасте является наличие определенной склонности. В зависимости от этого возникает особая связь между познавательными и профессиональными интересами. Основным стержнем познавательных интересов старших подростков является стремление к самосовершенствованию и самоутверждению. На этой же основе развиваются  и профессиональные интересы. В старшем школьном возрасте продолжается процесс дифференциации и, что особенно важно, соподчинения интересов: преобладающий интерес как бы обрастает системой опосредованных, частные интересы подчиняются жизненному единому плану. Отмечаются также дальнейший рост активности интересов, стремление полнее, глубже овладеть предметом, поиски различных путей расширения и углубления знаний. Чем выше уровень сознательности, тем сложнее, глубже, полнее происходит процесс формирования познавательных интересов, тем значительнее их влияние на формирование личности.

Установленные психологической наукой ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес положительно помогают нам более или менее точно определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень влияния его на личность [42].

Под любопытством обычно понимают самую элементарную стадию ориентировки, связанную с новизной предмета, который может и не иметь особого значения для человека. На этой стадии – низшей ступени развития познавательного интереса – ребенок довольствуется только занимательностью того или иного предмета, той или иной области знаний, той или иной деятельностью. На этой ступени у учащихся еще не замечается стремления к познанию сущности. Появляются  различные хобби.

Стадия любознательности характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого на ступени развития познавательного интереса. Школьнику свойственны эмоции удивления, радости познания. Ученик, включаясь по собственному побуждению в деятельность, наталкивается на трудность, и сам начинает искать причины неудачи: «Почему?». Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, представляет большую ценность для развития личности.

Третья стадия познавательного интереса обычно характеризуется познавательной активностью, связанной со стремлением ребенка к разрешению проблемного вопроса. В центре внимания становится не готовый материал учебного предмета и не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема. Интерес к познанию закономерностей, к установлению причинно-следственных связей, явлений характеризует собой подлинно познавательный интерес. Познавательный интерес, как особая направленность личности на познание окружающей действительности, характеризуется непрерывным поступательным движением, содействующим переходу школьника от незнания к знанию, от менее полного и глубокого к более полному и глубокому проникновению в сущность явлений. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усилия воли, проявление чувств, ведущее к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы.

Стадия теоретического интереса, связанная не только стремлением к познанию закономерностей, теоретических основ, но и с применением их в практике, появляется на определенном этапе развития личности и ее мировоззрения. Эта ступень характеризуется активным воздействием на мир, направленным на его переустройство, требует от личности не только глубоких знаний, она связана с формированием стойких ее убеждений. На эту ступень в состоянии подняться лишь старшие школьники, имеющие теоретическую основу для формирования научных взглядов, правильного миропонимания.

Таков общий путь развития познавательных интересов.

Стадии эти могут сосуществовать в едином акте познания, когда от любопытства, привлеченного новизной предмета, школьник переходит к состоянию любознательности, ищет в предмете стороны, которые не видны сразу, углубляется в сущность предмета и, наконец, поглощается решением проблемы, задачи, вопроса.

Познавательный ин­терес вызывает у детей эмоциональный подъ­ем, удивление, чувство ожидания, которые переходят в творческую деятельность, разви­тие которой отражается в рисунке-схеме № 1.

 

Рис. 1. Этапы развития интереса и превращение его в деятельность.

 

Новое всегда рождает любопытство, которое переходит в любознательность, при появлении которой учащиеся стремятся к получению но­вых знаний, а их надо добыть, в результате воз­никает начальный этап деятельности, этим и отличается любознательность от любопытства. Этот момент кратковременный, и творческая деятельность возникает только при наличии интереса к предмету. Но в большинстве случа­ев развитие познавательной деятельности на этом заканчивается.

Состояние заинтересованности, которое обнаруживает ученик на том или ином уроке, проявляющееся под влиянием самых разнообразных сторон обучения (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж перед коллективом и т. д.), может быть временным, приходящим, не оставляющим глубокого следа в развитии личности школьника, в отношении школьника к учению. Но в условиях высокого уровня обучения, при целенаправленной работе учителя по формированию познавательных интересов, это временное состояние заинтересованности может быть использовано, как отправная точка для развития пытливости, любознательности, стремления во всем руководствоваться научным подходом при изучении различных учебных предметов (искать и находить доказательства, читать дополнительную литературу, интересоваться последними научными открытиями и т.д.).

Быть внимательным к каждому ребенку, уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям – в этом задача учителя, формирующего познавательный интерес.

Роль обучения в каждом возрасте состоит в том, чтобы не только использовать низшие, простейшие стадии познавательного интереса, но и на новом материале возбуждать подлинно познавательный интерес, будить мысль, ставить задачу, проблемный вопрос и на этой основе готовить в среднем звене почву теоретическим интересам учащегося старшего звена.

Таким образом, учение, как основная для школьников деятельность, представляет собой главный источник возникновения и развития познавательных интересов. При этом следует иметь в виду как содержание учения – овладение материалом учебного материала, на который направлен интерес ученика, так и сам процесс учебной деятельности, привлекающий школьника возможностью совершенствовать свои познавательные силы.


1.2 Пути и способы формирования познавательного интереса

Существуют различные пути и способы формирования познавательного интереса: в школе одни методы, дома другие. Как было сказано ранее, для формирования устойчивых интересов у детей необходимо сотрудничество семьи и школы.

Воспитание интереса в отрыве от воспитания всей личности человека невозможно. Для формирования познавательного интереса у ребенка необходима «почва», которую и должны подготавливать родители с самого детства у своих детей. Во-первых, родители должны организовать жизнь ребенка, во-вторых, создать условия для формирования нужных качеств, т.е. упорядочить жизнь ребенка, создать, своего рода, режим дня.

Познавательный интерес надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение  к предметам и деятельности.

Пути появления интереса у ребенка:

1.     эмоциональное отношение к делу;

2.     воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.

Как вызвать эмоциональное отношение к деятельности:

·  роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности;

·  пример отца и матери, старших братьев и сестер;

·  их отношение к делу;

·  совместная деятельность;

·  беседы о роли знаний;

·  игры-путешествия (развивают логическое мышление, творчество, усидчивость, повышают интеллектуальный уровень, расширяют кругозор, воспитывают человеческие качества: взаимопомощь, сопереживание, чувство ответственности и т. д.);

·  использование игровых ситуаций: игры-упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры (чаще используются в детском возрасте, до 13 лет, учат детей выбирать, искать новые возможности, пути выигрыша, способствуют развитию познавательного интереса, если ребенок не может отгадать слово в кроссворде, он посмотрит в справочнике, что приведет к узнаванию нового и интересного для него, расширение кругозора);

·  конкурсы (влияют на формирование познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя);

·  походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых (красота природы, смена обстановки и ее необычность активизируют эмоциональную сферу личности, что ведет к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире, к возможности сделать что-то красивое и необычное);

·  экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой,  а также формируется учебно-познавательный интерес…

·  советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная);

·  друзья, товарищи (соревнования с товарищем по классу, с самим собой);

·  положительный результат, успех (это эмоциональное подкрепление познавательной деятельности школьника чаще всего связано с успехом его в любой деятельности. Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность школьника неоспоримо. Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в т.ч. и в умственной, укрепляются у них  с каждой новой удачной работой. Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности школьника, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем познавательных интересов).

Создание эмоциональной обстановки вызывает у ребенка желание узнать что-то новое, интересное, стремление совершенствовать свою умственную деятельность. В эмоциональной обстановке познавательный интерес выступает как отношение и мотив. Эмоциональная обстановка, «настраивающая» ребенка на познавательную деятельность, складывается из самых разнообразных моментов, имеющих отношение и к содержанию учебного материала, и к процессу деятельности, и к коллективу товарищей. Совокупность всех этих условий создает соответствующий эмоциональный тонус деятельности и в подкреплении познавательного интереса имеет чрезвычайно большое значение. Создание положительной обстановки познавательной деятельности в семье должно предусматривать по меньшей мере следующие основные условия:

·        использование эмоциональных средств: игра (в дошкольном, младшем школьном возрасте), отдых на природе, экскурсии, посещение музеев и театров, ситуации успеха, красота оформления, например, книги (ребенку интереснее смотреть книгу с красочными картинками, чем вообще без рисунков);

·        эмоциональное подкрепление процесса познавательной деятельности, оно осуществляется через оформление помещения, интерьера (в любой школе каждый кабинет оформлен по-своему: плакаты, модели, карты и т.п., что вызывает более серьезное отношение к данному предмету), учебника (любой книги) и даже рабочей тетради (в тетради должны быть поля и желательно красного цвета – это вызывает у ребенка стремление к красоте и аккуратности);

·        побуждение ребенка высказывать свое отношение к предмету изучения (осуществляется через конкурсы, соревнования, ситуации успеха, обсуждения совместного дела и т.п.);

·        выражение положительного отношения (главное здесь – это взаимодействие родителей с детьми (см. 1.3. психологический климат), очень важно поощрение родителей: поход, книга, цирк, праздник, включение в деятельность, которая интересна ребенку и т.п.).

Следует иметь в виду, что создание положительного отношения к учению, к труду и к другим видам деятельности формируется в основном в школе; имеет громадное значение весь стиль работы школы, личности и мастерство учителя. Поэтому вся работа родителей по воспитанию предпосылок интереса, а также по формированию самого познавательного интереса должна идти в тесном контакте со школой, с учителем.

Как воспитать сознательность, ответственное отношение к делу:

Решающую роль играет, конечно, школа, но от родителей зависит понимание ребенком значения тех видов деятельности, с которыми он знакомится помимо школы.

Общественная направленность труда ребенка, уважение к нему, понимание – в сильной степени зависит от родителей.

Их собственная сознательность, ответственность по отношению к своим обязанностям, строгое их выполнение, добросовестное отношение к работе воспитывает и в детях чувство ответственности.

Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами (знания, подкрепленные практикой, жизненным опытом, собственной заинтересованностью намного прочнее), показ достижений стимулирует познавательную активность, желание достичь такого же уровня, стремление к самосовершенствованию. Чрезвычайно важным является побуждение высказать свое отношение к предмету, к теме, изучаемой проблеме, ответу. Тем самым обогащается эмоциональный опыт ребенка, вызывает осознание его и подкрепляет познавательный интерес.

Весь уклад жизни семьи, распределение обязанностей и требований к их выполнению закладывают основы сознательного, ответственного отношения к труду, к учению, к любому порученному делу. Также главным элементом является занимательность, но она не должна приводить к развлекательности. Занимательность обычно связана с элементами неожиданности, настораживающей человека. Как правило, в занимательном привлекает элемент новизны, которая вызывает, прежде всего, реакцию удивления, а удивление можно рассматривать как первичный акт познания. Помимо этого, познавательный интерес, как всякое психическое образование, содержит в себе элементы предшествующих ступеней своего развития, следовательно, любопытство, как примитивная стадия ориентировки, вызванное занимательностью, может при известных условиях, перерасти в более высокую ступень избирательного отношения к предметам внешнего мира. Однако надо иметь в виду, что положительный эффект занимательности в формировании познавательных интересов детей 10-15 лет  может быть лишь при соблюдении ряда условий.

·        Используя элементы занимательности, как средства привлечения детей к предмету изучения, нужно переводить их с примитивной стадии ориентировки на более высокие ступени избирательного отношения к явлениям.

·        Занимательность обучения должна быть только средством, подчиненным цели обучения и развития. В перспективе должна стоять необходимость решения познавательных задач.

·        Эмоциональность занимательных средств не должна быть настолько сильной, чтобы тормозить активность умственного напряжения ребенка.

Преобладающей в познавательном процессе является интеллектуальная активность, связанная с преодолением трудностей, с волевым усилиями, направленными на решение сложных познавательных задач.

Таким образом, занимательные средства способствуют повышению эмоционального тонуса познавательной деятельности детей и могут служить исходным моментом в развитии познавательных интересов.

В большинстве случаев лучше всего действовать в двух направлениях:

1.     создать радостные отношения переживания, связанные с данным видом деятельности;

2.     показать ее огромное общественное значение, ее перспективы.

Организация деятельности:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7