Реабилитация подростка с девиантным поведением в условиях пенитенциарной системы
Человек
как предмет воспитания предстает как носитель сознательного, окруженного
областью бессознательного. Фундамент бессознательного закладывается в первые
годы жизни ребенка восприятием подсознательных впечатлений, которые исходят от
окружающей среды, взрослых, от всего, с чем он сталкивается. Воспитательно
влиять на этот процесс значит рационально организовывать среду, создавать мир
духовно нравственных отношений, принимая во внимание, что подсознательные
впечатления воспитанник получает и от школьного помещения, обоев, мебели и так
далее, от внешнего вида учителя. Его манер, одежды, даже казалось бы неуловимых
душевных переживаний [29;70].
Реализация
принципа социосообразности в условиях воспитательной колонии достаточно сложна,
но реальна. Более того, его отрицание способно блокировать процесс
ресоциализации, сделать невозможным восстановление социальной адекватности
подростка, усугубить проблемы, связанные с неправильной или недостаточной
социализацией. Вместе с тем следует особенно отметить специфичность социальной
среды, которая окружает подростка в условиях пенитенциарного учреждения.
Зачастую ее влияние на подростка крайне отрицательно. Более подробно мы уже
рассматривали это в Главе 1. Следовательно, чтобы принцип социосообразности действительно
работал и был определяющим в социальной переориентации подростка, необходимо
его сочетание с принципом культуросообразности. Окружающая социальная среда
должна быть носителем культуры, основываться на гуманистических,
общечеловеческих ценностях, и, тем самым, педагогизирована. «Философией
образования принимаются как непреходящие человеческие идеалы Истина, Добро,
Красота, Гармония; основные добродетели: справедливость, любовь к ближнему,
правдивость и искренность, самообладание». Сегодня серьезной проблемой
становится «загрязнение ментальной среды», сферы сознания и духа пропагандой
«ценностей» общества потребления на реальной шкале которых обладание
материальными благами выше, чем человеческая жизнь, удовлетворение утилитарных
потребностей значимее, чем стремление к идеальному, следование принципам
общечеловеческой морали [29;18].
Подростки
с девиантным поведением достаточно ярко демонстрируют общую направленность в
этом вопросе. Проведенное нами обследование показывает резкое преобладание материальных
ценностей над духовными (соответственно 48 и 2%), индивидуальных над
общественными (43 и 26%). Вряд ли возможно изменение их баланса с помощью
назиданий, нажимов, окриков и порицаний. Мы убеждены в том, что только создание
особой атмосферы, эмоционально и культурно насыщенных отношений может помочь
ребенку вчувствоваться в красоту мира, восхититься ей. Процесс ресоциализации
при таком подходе видится нам как процесс погружения в культурную среду. В
свете этого принципа воспитание следует рассматривать как процесс
инкультурации. Акцент следует делать на «формировании индивидуальной культуры
как личностной системы качеств ума, характера, воображения, мотивации,
самосознания, способов действия» [29;6].
Но
создание даже идеальной в культурном плане среды не обречет действия педагога
на успех. В этом плане очень характерно высказался с А.М.Печенюк, говоря, что
«подросток, который пассивно осваивает достижения человечества, не утверждает
себя по отношению к окружающим, не улучшает окружающий мир, останавливается в
своем развитии». Нельзя поместить подростка как цветок в оранжерею и ждать
когда он расцветет. Это приводит к необходимости выдвижения следующего принципа
– принципа деятельностного подхода. Общим коренным законом психики человека, по
утверждению К.Д.Ушинского, является его активность, стремление к деятельности,
которое органично связано со стремлением к свободе. «Человек стремится к той
деятельности, которая была бы его деятельностью, им выбранной, им излюбленной,
словом его вольной деятельностью». Задача воспитателя «максимально открывать
простор для самостоятельной деятельности воспитанника; вместе с тем
предупредить развитие склонностей к своеволию и произволу – помочь воспитанию
власти над собой, регулируя стремление к деятельности волей» [44;478].
Последствия игнорирования этого принципа достаточно ярко описал К.Д.Ушинский,
говоря о том, что «забытая непризнанная жизнь ребенка напоминает о себе теми
прискорбными извращениями в характере и наклонностях, о которых воспитатель не
знает откуда они взялись, так как он сеял, кажется, только одно хорошее, но эти
слабые семена засохли, подавляемые роскошным ростом других растений, который
сеяла жизнь и жадно воспринимала душа дитяти, подобная сильной и богатой почве,
которая, если ей не дадут возможность производить пшеницу, будет производить
бурьян» [44;520].
Исходя
из выше сказанного, можно утверждать, что главное основание для восстановления
социальной адекватности подростка. развития его индивидуальности – это
непрестанная духовная жизнь и практическая деятельность. Как утверждает
Я.А.Коменский, «добродетели учатся, постоянно осуществляя честное».
«Инструментами» воспитателя при таком подходе должны быть не только наставления
и примеры порядочной жизни, главное же – это организация упорядоченной разнообразной
нравственно направленной творческой деятельности. Имеющийся положительный опыт
перевоспитания подростков посредством «трудотерапии», который активно
реализовывался в первые годы становления советского государства и был
достаточно основательно подкреплен теоретически трудах Блонского, Макаренко
сегодня достаточно трудно реализовать в силу ряда причин. Во-первых, трудовая
деятельность сегодня практически не представлена в сфере интересов
подростков-делинквентов. Проведенное нами в воспитательной колонии исследование
показало, что она занимает последнее место, лишь 2% воспитанников колонии
проявляют интерес к труду. Во-вторых, создать реальные условия для вовлечения
воспитанников колонии в значимую производительную деятельность не всегда
возможно в силу сложной экономической ситуации в целом по стране. Поэтому,
сохраняя многие исходные позиции «трудотерапии», мы настаиваем на переходе к
творческой деятельности. При этом из этой педагогической системы исчезает
практически лишь денежное вознаграждение за труд. Мы заменяем его другими
формами стимулирования и оценивания. Общественная значимость, перспектива
радости, одухотворенность труда вполне присущи творческой деятельности.
Социально-педагогическое
обеспечение процесса ресоциализации требует не только знания особенностей
ребенка, создания культурной среды, связи с жизнью и вовлечения подростков в
активную деятельность. Подросток с девиантным поведением испытывает огромное
множество проблем. Он неуверен в себе, закрыт. Часто страх перед неудачей блокирует
любые попытки вовлечения его в какую-либо деятельность. Поэтому особое значение
имеют отношения, которые складываются между воспитанником и педагогом. Для
реального достижения поставленной педагогической цели по восстановлению
социальной адекватности подростка они должны укладываться в принцип
педагогической поддержки.
Смысл
понятия «поддержка» девиантного подростка заключается в том, что поддержать
можно лишь то, что уже имеется у него в наличии, но на недостаточном уровне.
Таким
образом, «предметом социально-педагогической поддержки подростка с девиантным
поведением является процесс определения его собственных интересов и оказание
помощи в их реализации; процесс разрешения социальных и психологических
проблем, мешающих подростку сохранить его человеческое достоинство и избежать
повторения противоправных поступков; процесс оказания помощи в обучении,
общении, здоровом образе жизни; процесс жизненного самоопределения подростка».
Ценность
поддержки подростка-делинквента видится нам в том, что благодаря ей у
подростка:
- возникает чувство
защищенности, надежности своего бытия;
- крепнет чувство теплоты,
благодарности к педагогу, на основе чего только и может развиться совесть,
чувство долга, принятие общечеловеческих ценностей;
- осознается посильность
самоизменения, снимается психологическое напряжение, связанное с осознанием
себя в качестве «плохого» человека;
- усиливается потребность
самосовершенствования и многое другое.
Обозначенная
нами социально-педагогическая цель может быть реализована, по нашему
глубочайшему убеждению, исключительно в организации жизнедеятельности
воспитанников в нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей
разностороннее развитие среде;
в
системе разнообразных видов творческой деятельности, соответствующей природосообразному
развитию сил и способностей, человеческому в человеке;
в
системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия между
педагогами и учащимися как субъектов педагогического процесса;
в
нарастающей субъектности воспитанников.
Следовательно,
среди основополагающих педагогических принципов в социально-педагогической
системе, направленной на ресоциализацию подростков с девиантным поведением мы
выделяем природосообразность, социосообразность, культуросообразность, принцип
деятельностного подхода и педагогической поддержки. Мы убеждены, что осознание
этих принципов и следование им на практике позволит выстроить в условиях
воспитательной колонии высоко эффективный процесс преодоления девиаций у
подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дезадаптация
и отклоняющееся поведение подростков, каковы бы ни были его формы, всегда
представляют для общества определенную опасность дестабилизации и потому всегда
определяется как социальная проблема.
Результаты
исследования позволяет говорить о том, что дезадаптированому подростку
требуется, прежде всего, ресоциализация личности, связанная, прежде всего, с
ценностной переориентацией, формированием механизма социально-положительного
целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов
социально-положительного поведения, формирования положительной самооценки.
Для повышения
эффективности этого процесса необходимо создание особой среды, способной
обеспечить подростку психолого-педагогическую поддержку, оказывать положительное
влияние на имеющиеся личностные деформации, способствующее получению
позитивного опыта и формированию социально-положительных стереотипов поведения.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что большим потенциалом для
этого обладает активность подростка.
Включаясь в
деятельность, подростки проявляют себя в социально-положительной деятельности,
получают социально направленное одобрение, изменяют отношение к себе,
корректируют ценностно-нравственные ориентиры своего поведения. В этом кроется возможность
постепенного изменения самооценки, гармонизации потребностей разного уровня,
развития нравственного самосознания, формирования адекватной сбалансированной
самооценки. Приобретя в процессе деятельности более активную жизненную позицию,
вживаясь в ситуацию личной ответственности, подросток получает шанс постепенно
приобрести психологический комфорт, основанный на социально одобряемых реалиях.
И, что особенно важно, все личностные изменения, связанные с ресоциализацией,
при таком подходе происходят не по принуждению, а в режиме самопостроения,
самореализации личности.
Проведенные
теоретические и опытно-практические исследования позволяют сделать позитивные
выводы - ресоциализация подростков с девиантным поведением возможна при
построении воспитательной работы, с учетом, социальных, педагогических и
психологических принципов.
Таким образом, в
дипломном исследовании была подтверждена гипотеза - Если создать
социально-педагогические условия в рамках учреждения закрытого типа, то
возможно процесс ресоциализации будет способствовать развитию личности
подростка.
Тем
самым, достигнута цель исследования - дано теоретическое и методическое
обоснование условий ресоциализации подростков с отклоняющим поведением.
1.
Аверин В.А. Психология детей и подростков:Уч. пос.-2-е
изд.,перераб.-СПб.:Изд-во Михайлова В.А.,1998.-379с.
2.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,
1968. – С. 239
3.
Братусь
Б.С. Нравственное сознание личности. – М., 1985. –С.248
4.
Девиантность
и социальный контроль в России (Х1Х – ХХ вв.): Тенденции и социологическое
осмысление. / Отв. Редактор Л.И. Гилинский. – СПб.: Алетейя, 2000. – С.384.
5.
Долгова
А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М.,
1981. – С.302
6.
Еникеев
М.И. Общая и юридическая психология. Ч. 4. – М.: Юридическая литература, 1996.
– С.469
7.
Забрянский
Г.И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних. – Краснодар,
1970. – С.165
8.
Заика Е.
В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков
с отклоняющимся поведением. // Вопросы психологии. – 1990. - №4. – С. 83-91.
9.
Каган
М.С. Системный подход и гуманитарное знание. М.: Изд-во Ленинградского ун-та,
1991. – С.384
10.
Клейберг
Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Сфера. 2001. – С. 159.
11.
Коклюхин
В.В. Отклоняющееся поведение. Поиск моделей. Актуальные проблемы борьбы с
антиобщественным поведением. – М., 1981. – С.50
12.
Кон И.С.
Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – С.249
13.
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. – С. 180
14.
Кочетов
А.И. Перевоспитание подростка. – М.,1972. – С. 192
15.
Кудрявцев
В.Н. Правовое поведение: норма и патология. – М.: Наука, 1992. – 287 с.
16.
Кудрявцев
В.Н. Причины правонарушений. – М., 1976. – С.103
17.
Куили
Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. – М.: Идея-Пресс,
2000. – С. 309.
18.
Куликова
Л.Н. Гуманистическая педагогика: система приоритетов. // Гуманистическая
педагогика: социально-психологическая адаптация детей в условиях
образовательного учреждения. Ч.1. – Хабаровск, 1999. – С. 85
19.
Куликова
Л.Н. Проблема саморазвития личности. – Хабаровск, 1997. – С.158
20.
Левин
Г.Д. Свобода и покинутость. // Вопросы философии. – 1997. - №1. – С. 55-67.
21.
Личность
преступника. – М.: Юридическая литература, 1975. –С.262
22.
Майерс Д.
Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999. – С.688.
23.
Миллер
А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: Генезис и ранняя
профилактика. – Киев: Наукова думка. 1985. – С. 159.
24.
Можгинский
Ю. Агрессия подростков. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – С. 128.
25.
Мудрик
А.В. Социализация в «смутное время». – М.: Знание, 1991. – С. 78.
26.
Оганесян
М.Р. Феномен «запятнанной репутации» у несовершеннолетних. // Социс. – 1992. -
№8. – С. 97-101.
27.
Основы
социально-психологической теории. / Под ред. Бодалева А.А., Сухова А.Н.- М.:
Меж. пед. академия, 1995. – С.421.
28.
Печенюк
А.М. Вместе с подростком. – Хабаровск, 1989. – С. 160.
29.
Печенюк
А.М. Теоретические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
– Хабаровск, 2000. – С. 175
30.
Преступность
и дети. // Государство и право. – 1999. – №5, – С. 23-26
31.
Программа
воспитательной работы. / Авт. Сост. Г.В. Козлова. – Нижний Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр. 1999. – С. 106.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|