бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реабилитация подростка с девиантным поведением в условиях пенитенциарной системы бесплатно рефераты

По итогам 2003 уч. года было проведено повторное исследование, в результате которого были установлены следующие изменения: уровень тревожности соответственно– 2,2 и 2,8; уровень самоценки – норма (средний уровень); уровень дезадаптации – 4,3, что подтверждает результативность процесса ресоциализации. За период нахождения в колонии испытуемый имеет ряд поощрений, их сопоставление с вовлеченностью в деятельность коллектива наглядно иллюстрирует взаимосвязь последней с успешностью процесса восстановления социальной адекватности (рис. 2.3.5.).

Н.Ср.            Тв.Д.                                                        *                УДО

        11-12       1-2       3-4     5-6       7-8      9-10     11-12     1-2        3-4        5.

2003г. 2003 г.

    - поощрения.    * - взыскания.   Н.Ср. – начало срока нахождения в колонии.

УДО – условно-досрочное освобождение.   Тв.Д. – начало творческой деятельности.

Рис. 2.3.5.  Карта поощрений и взысканий. (Борис Г.)

Для решения вопроса об УДО была составлена комплексная психолого-педагогическая характеристика. Выписка из характеристики от 05.07.03. - «Воспитанник принимал активное участие в общественной жизни колонии, школы. Неоднократно участвовал в родительских собраниях, КВНе, классных часах, предметных периодах. Обладает хорошими организаторскими способностями. Состоит в культмассовой комиссии, с поручением справляется хорошо. С воспитанниками в отряде и классе отношения ровные, пользуется авторитетом. По характеру энергичный, веселый, общительный». Таким образом, проведенный анализ ряда документов, итоги исследования позволяют утверждать наличие реальных положительных изменений (ресоциализацию) воспитанника на фоне активной творческой и общественной деятельности.

Василий И. Осужден на срок 6 лет за разбой. На момент совершения преступления характеризовался крайне отрицательно. Общаться предпочитал с ребятами старше себя, с отрицательной направленностью. Был заражен «воровской романтикой». Уровень образования - 8 классов, обучался в СПТУ. За неоднократное совершение противоправных поступков и нарушение общественного порядка был поставлен на учет в ИДН. В период адаптации в колонии характеризуется как недисциплинированный, склонный к мелким нарушениям, конфликтам. В жизни отряда активного участия не принимает. По характеру хитрый, скрытный. Легко поддается влиянию отрицательно направленных воспитанников, возбудим, самолюбив, агрессивен. На основании отмеченных в сводной психолого-педагогической характеристике отклонений воспитанник был поставлен на профучет как педагогически запущенный.

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты: уровень тревожности – 3,25 и 3,7; уровень самооценки – завышенный; уровень дезадаптации – 3,1., что свидетельствует о серьезных нарушениях в личностной и социальной сфере.

На 18.03.03. положительных изменений не наблюдается. Адаптация прошла нейтрально, без особых проблем. Психологи в качественных характеристиках отмечают, что воспитанника привлекает все новое, интересное. Воспитанник быстро увлекается, внушаем, легко поддается влиянию. Упорен в достижении цели. Самооценка неадекватна (завышена). Четко определяется экзальтированный тип. В течение года удалось преодолеть преобладание делинквентной направленности подростка, он был ориентирован на оставление в колонии после 18 лет.

На 15.07.03. наблюдаются минимальные положительные изменения. Воспитанник добросовестно выполняет трудовые поручения, но нарушает дисциплину, проявляет склонность к конфликтам. В школе систематически нарушает дисциплину. От общественной жизни отряда, воспитательных мероприятий уклоняется. К творческой деятельности не привлечен. В целом процесс ресоциализации протекает стабильно, но крайне медленно.

На 18.11.03. в школе воспитанник обучается в 9 классе, учится без троек, но стабильности в желании учиться нет. Отмечается изменение отношения воспитанника к общественной жизни отряда и школы в лучшую сторону, что подтверждает наличие процесса ресоциализации. Но при этом по-прежнему сохраняются такие проявления делинквентности как высокая конфликтность, самоуверенность, не стабильность в поведении, склонность ко лжи, нарушения дисциплины. С воспитанниками в отряде отношения дифференцированные. В совершенном преступлении свою вину не осознает, планов на будущее не строит. Постоянное целенаправленное педагогическое воздействие, творческая деятельность обеспечили стабильность процесса ресоциализации и серьезные качественные изменения в дальнейшем. К концу учебного года удалось вовлечь воспитанника в общественную и творческую деятельность. Он стал участвовать в проведении всех общешкольных, внеклассных и отрядных мероприятиях, КВНе, входит в состав выездных концертных групп. Оказывает помощь учителям в поддержании дисциплины и порядка. Проявляет повышенный интерес к производственной практике в ПТУ, скорейшему получению профессии. Работает с интересом, желанием. Привлечен к хозяйственной работе в отряде. Пользуется положительным авторитетом у сверстников. Вину в совершенном преступлении осознает, у воспитанника сформировались положительные планы на будущее.

К концу учебного года Василий И. был представлен к УДО. В подготовленных для принятия такого решения характеристиках отмечаются глубокие положительные изменения. «По характеру уравновешенный, исполнительный, принципиальный, всегда доводит дело до конца», «отношения с одноклассниками ровные, бесконфликтные», «пользуется авторитетом», «вину в совершенном преступлении осознал» (выписки из характеристик от 7.04.04.). Отслеживание взысканий и поощрений позволяют видеть связь последних с вовлечением в активную деятельность (рис. 2.3.6.). Проведенное повторное исследование дало следующие результаты: уровень самооценки – завышенный, уровень тревожности  - 2,05 (личностная) и 2,6 (ситуативная), уровень школьной дезадаптации – 3,7.


Н.Ср.                   *       *                              *     Тв.Д.                   УДО

            8-9   10-12    1-3       4-6       7-9     10-12    1-3       4-6      7-9    10-12  1-3    4-6  7

2002г.                                    2003г.                                    2004г.

    - поощрения.    * - взыскания.   Н.Ср. – начало срока нахождения в колонии.

УДО – условно-досрочное освобождение.   Тв.Д. – начало творческой деятельности.

Рис. 2.3.6.  Карта поощрений и взысканий. (Василий И.)


Рассмотренный нами случай демонстрирует высокую степень криминализации личности и доказывает возможность ресоциализации подростка-делинквента и в таком случае, если создать эффективную педагогическую среду, вовлечь в активную общественную, трудовую и творческую деятельность.

Выводы по результатам контрольного этапа эксперимента.

Проведенные исследования позволяют подтвердить правильность выдвинутой гипотезы опытным путем. Вовлечение в активную деятельность способствует повышению уровня самооценки, и эффективности процесса ресоциализации подростков в условиях воспитательной колонии. Это обеспечивается в первую очередь возможностью вовлечения воспитанников в творческую деятельность, которая обусловлена сензитивностью к активной деятельности в силу возрастных особенностей подростков, проявляемым интересом к различным видам деятельности и имеющимися способностями, а также включением в систему работы с подростками тренингов.

Основным условием для реализации на практике положений рабочей гипотезы является наличие эффективной педагогической среды, которая создается в силу функционирования педагогической системы, в основе которой в качестве системообразующей положена совместная деятельность воспитанников и педагогов в русле субъект-субъектных отношений. Система будет действенной, если будет выстроена на основе принципов природосообразностим, социосообразности, культуросообразности, педагогической поддержки, деятельностного подхода, а в организации творческой деятельности будут учитываться и реализовываться интересы каждого подростка.

Опытным путем с опорой на методы математической статистики доказана эффективность использования активной деятельности в коллективе, с учетом использования тренинговой работы, но при этом важно отметить, что качество ресоциализации в условиях колонии зависит от степени криминализации личности подростка и времени пребывания его в учреждении.


2.4. Разработка рекомендаций по ресоциализации подростков воспитывающихся в условиях воспитательной колонии


Основным условием результативности процесса ресоциализации подростков с отклонениями поведением  является наличие определенной педагогической системы. По определению Т.А.Ильиной, система  - это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единство управления и вступающих во взаимодействие со средой, как целостное явление. Иными словами система начинается там, где некое множество элементов оказывается так или иначе упорядоченным, образуя определенное целое, свойства которого не сводятся к свойствам составляющих его элементов. Педагогическая система понимается нами как созданная для решения задач воспитания и обучения.

В рамках данного исследования педагогическую систему, направленной на решение  вопросов ресоциализации подростков с отклонениями в поведении, мы будем рассматривать, прежде всего, на примере школы, хотя она является лишь составной частью общей системы воспитательной колонии. Структурно она вытроена таким образом, что подросток одновременно испытывает на себе одновременно влияние различных подсистем. В их число входит режимная часть, подразделение воспитательной работы, школа, психологическая и медицинская службы, система бытового обеспечения, профтехучилище, клуб.

Сегодня лишь условно эти структурные элементы можно с полным на то основанием назвать действительно составляющими педагогической системы. Далеко не всеми осознается значимость педагогических задач по восстановлению социальной адекватности подростков, находящихся в колонии. Каждое подразделение выполняет свою узко специальную задачу, иногда в ущерб общепедагогической. Сотрудничество и координация действий различных служб в рамках воспитательной колонии в педагогическом русле сегодня достаточно серьезная и актуальная проблема. В силу этого мы не имеем возможности говорить о педагогической системе воспитательной колонии в целом, а остановимся более подробно на воспитательной системе школы, обоснованно претендующей на одно из ведущих мест в общей структуре и при этом подчиняющаяся ее основным положениям и требованиям.

В любой системе основным системообразующим фактором является цель. Цель школы воспитательной колонии определена как «Обеспечение условий для ресоциализации подростков с отбывающих наказание в условиях воспитательной колонии через развитие и функционирование в школе гуманистической системы, основанной на творческой деятельности педагогов и учащихся». Исходя из поставленной цели, определяется и результат деятельности – социально-ориентированная личность, способная к самостоятельной созидательной деятельности.

Чтобы обеспечить достижение этой глобальной, но единственно правильной цели, школа воспитательной колонии должна быть по ряду позиций сильнее любой из массовых школ. Кроме этого не стоит сбрасывать со счетов и ее специфичность, обусловленную особенностями пенитенциарного учреждения. В ряду основных условий воспитательной колонии, имеющих значение для организации образовательного процесса, следует отметить:

специфичность образовательных задач, заключающуюся

 а) в направленности на ресоциализацию, подготовку к жизни в обществе после освобождения,

 б) в неразрывном единстве воспитательных и образовательных задач,

 в) в необходимости обеспечения базового уровня знаний,

 г) необходимости этапности в обучении (реабилитация, коррекция, развитие);

специфичность контингента воспитанников, проявляющуюся

 а) в нарушениях в ценностно-ориентационной сфере,

 б) в нарушениях в сфере общения,

 в) в нейропсихических отклонениях,

 г) в общественной опасности (агрессивность, нигилизм и т.д.),

 д) в частой сменяемости состава.

специфику педагогических условий, обнаруживающуюся

 а) в ограничении воздействия социальной среды (в том числе и семьи),

 б) в ограничениях режимными требованиями (время, виды общения, виды деятельности, методы стимулирования),

 в) в ограничении средств (ТСО, учебная литература, пособия и т.д.),

 г) в информационной ограниченности.

Особенности условий воспитательной колонии однозначно указывают на необходимость построения в рамках учреждения некоего особого социально-педагогического процесса, который способствовал бы решению достаточно сложных и актуальных проблем, позволил бы достичь поставленной цели. При этом нами вполне осознается, что никакие методики и технологии, даже самые богатые и нетрадиционные, не могут обеспечить обновление педагогического процесса, поскольку смысл его не в простой смене «инструментов» влияния на личность, а в новом понимании сущности человека, личности как «самостановящегося» существа. В том, чтобы «каждое взаимодействие выстраивалось «от ребенка» – от его индивидуального опыта, ценностей, мотивации, потребностей, вкусов, склонностей, нравственных принципов, чтобы принять ребенка таким, каков он есть, и восходить вместе с ним к общечеловеческим ценностям и культуре» [9;96].

Именно такой подход стал для нас ведущим в определении следующего структурного элемента педагогической системы – принципов, на основе которых должна быть выстроена модель педагогического процесса ресоциализации подростков с дезадаптированных подростков в условиях воспитательной колонии.

Одним из основополагающих мы считаем принцип природосообразости. Принимая за основу воззрения на природосообразность Ж.-Ж. Руссо, И.И. Бецкого и других авторов, мы видим основные идеи его в том, чтобы «образовывать дитя согласно его склонностям, приноравливаться к его природе, а не насиловать ее, наклонять его от вредного к полезному, обучать играючи и с приятностью, предоставлять свободу действия, не допускать уныния и печали. Удивительно уместно ложатся в основу социально-педагогической системы ресоциализации подростков предостережения И.И.Бецкого от «подавления порядком», педантизма, «бития, угроз и брани» [29;12].Для нас это означает, что процесс ресоциализации не должен страдать словесными нравоучениями, излишней назидательностью, гипертрофия которых зачастую разрушает саму природу ребенка как чувствующего, мыслящего, творящего существа. Педагог «должен учитывать природу подростка и строить педагогический процесс с учетом его личностных смыслов, влекущих подростка к самопознанию, творчеству, самоисправлению» [53;97].

Реализация этого принципа тесно связана с необходимостью глубокого знания каждого подростка, включая психологические особенности, состояние здоровья, социальные условия и многое другое. В трактовке К.Д.Ушинского, человек целостен в своей  телесности и духовности. Воспитание берет его всего, изучает его во всех состояниях и проявлениях. «Если мы хотим воспитывать человека во всех отношениях, мы должны его знать во всех отношениях». Человек от природы наделен огромными возможностями, однако, принадлежит ему лишь то, что он покорил своему сознанию, своей воле. Человек носит многочисленные причины несчастий внутри самого себя и воспитание должно открыть средства к образованию в человеке такого характера, который «противостоял бы напору случайностей жизни…спасал бы от вредного растлевающего влияния. Давал возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» [44;56]. Аксиоматичность данного принципа для дезадаптированных подростков, не вызывает сомнения. Главными воспитывающими факторами при этом должны стать непрестанная духовная жизнь и практическая творческая деятельность каждого ребенка, интересная и доступная ему. В процессе деятельности подросток должен, обязательно опираясь на помощь и поддержку со стороны педагога, должен выстраивать свой внутренний мир.

 Главная идея, заложенная в процессе ресоциализации, заключается в восстановлении социальной адекватности подростка, выведение его на тот уровень развития, который позволит ему стать полноправным членом общества, способного жить среди людей и сохранять свою индивидуальность. Это приводит к необходимости выдвижения принципа социосообразности. Этот принцип был сформулирован П.Ф.Каптеревым как принцип связи воспитания и обучения с жизнью. Достаточно парадоксально звучит он в стенах закрытого учреждения, каким и является воспитательная колония. И, тем не менее, без его реализации достижение предполагаемого результата невозможно. Изоляция подростка на определенное судом время не должна означать для него полный отрыв от социума. В данном случае речь идет о взаимодействии с социальной средой в различных позициях. С одной стороны, в учреждении существует своя социосистема на мезоуровне, имеющая свою структуру, традиции, правила, санкции. Эта система определенным образом функционирует и достаточно ярко отражает состояние общества в целом. С другой стороны, подросток должен иметь возможность на различные варианты взаимодействия и с внешней, относительно учреждения, социальной средой: семьей, не режимными образовательными учреждениями, включаться в общесоциальные процессы. При этом он должен быть полноправным субъектом этих отношений, который активно вступает во взаимодействие с социумом на всех трех уровнях (макро-, мезо- и микроуровнях).

Сущность данного принципа видится нам в выстраивании между социальной средой и человеком таких отношений, при которых он сможет «не подчиняться своей общественной сфере и не господствовать над нею, а быть с нею в любовном взаимодействии, служить для нее деятельным оплодотворяющим началом движения и находить в ней полноту жизненных условий и возможностей» [9;101].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12