Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии
Упражнение
"Словарные слова на карточках"
Цель: развитие
зрительной памяти, формирование механизма запоминания зрительного образа слова (зрительной
эйдетики), облегчение процесса запоминания словарных слов.
Инструкция:
Первый тип
карточек: на карточках печатными буквами или прописями пишутся словарные слова,
а те буквы, которые труднее всего запомнить и легче всего перепутать, выделяются
цветом.
Например: МЕДВЕДЬ, СУББОТА, ПЕНАЛ, МОЛОКО, ВОКРУГ.
Второй тип
карточек отличается тем, что наиболее "уязвимые и ошибочные'' буквы выделяются
с помощью рисунка: таким образом, создаются целостные зрительные образы слов, которые
ярче запоминаются детьми.
Например: в
слове ВОСХОД буква "О" изображена в виде солнца; в слове СНЕГ буква "Г"
нарисована как висящая зимой сосулька с падающими на все слово снежинками; в слове
ХОРОШО буквы "О" нарисованы как воздушные шары на веревочках; в слове
ЛОПАТА буква "О" нарисована в виде лопаты; в словах ОГУРЕЦ и ОГОРОД буквы
О имеют вид огурца; в слове САПОГИ буква "А" нарисована в красных резиновых
сапогах (буква получается вдвое выше самого слова).
Логопед дает
ребенку инструкцию следующего содержания:
— Я сейчас
покажу тебе несколько карточек. На них будут написаны разные знакомые и незнакомые
тебе слова. В каждом слове одна или несколько букв выделены цветом. Когда я буду
называть слово и показывать карточку, ты это слово повтори про себя и глазами хорошенько
запомни. Обрати особое внимание на цветные буквы в словах. Когда ты просмотришь
и проговоришь про себя это слово, я попрошу тебя в своей тетради написать его. А
потом мы сверим свои записи.
Игра "Дорога
домой"
Цель: развитие
зрительной памяти и пространственных представлений.
Инструкция:
Логопед задает
ребенку направление по лабиринту (приложение 6). Ребенку предлагается рассмотреть
картинку-схему (внизу в рамке), после чего картинку-схему закрывают, и ребенок на
карте карандашом отмечает дорожку к нужному дому. Для начала это упражнение можно
проводить с опорой на стимульный материал.
Упражнение
"Корректурная проба"
Цель: формирование
способности воспринимать целостные зрительные образы букв и опираться на них в задаче
поиска, развитие зрительной памяти.
Инструкция:
В течение 3-5
минут ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Сначала
одну букву, далее можно усложнить задание (например, букву "а" зачеркнуть,
а букву "о" обвести). Желательно задавать те буквы, в произношении или
различении которых у ребенка имеются проблемы (например, ч-щ, с-ш, з-ж).
Дидактическая
игра "Пирамида"
Цель: развитие
зрительной памяти и звуко-буквенного анализа.
Инструкция:
Ребенку дается
задание воспроизвести по памяти "пирамиду" из слов с различным количеством
букв, например, как в приложении 8. Время экспозиции плаката с "пирамидой"
составляет 20-30 секунд.
Игра "Поле
чудес"
Цель: развитие
зрительной памяти и звуко-буквенного анализа
Инструкция:
На доске вывешивается
плакат со словами, например:
КЛЮЧ, ВЕДРО,
ПТИЦА, ИГРУШКА,
ЧАШКА, ДЕРЕВО,
ПУГОВИЦА, АРБУЗ.
Доска закрывается.
Ребенку предлагают выбрать карточку с вопросами:
-
Сколько букв в предпоследнем слове?
-
Какие два слова начинались с гласной буквы?
-
Назови третье с начала слово.
-
Напиши два слова, оканчивающиеся на согласные.
-
Встречалась ли в названных словах буква
"Ц"?
-
Было ли среди слов название ягоды?
В начале коррекционной
работы можно предлагать ребенку отвечать только на 1-2 вопроса, постепенно увеличивая
количество вопросов.
Игра "Брейн-ринг"
Цель: развитие
зрительной памяти и навыков работы с текстом.
Инструкция:
Ребенок читает
один раз текст, например:
Между Цветочным
городом и Ромашковой поляной восемь остановок. Если вы сядете на пятнадцатый трамвай
и сойдете на третьей остановке с конца, которая называется "Сосновая улица",
перед вами будет магазин "Игрушки". На третьей полке слева от входа сидит
полосатый зверь по имени Тигр. Купите его, пожалуйста, в подарок своей тете.
После прочтения
текста ребенок выбирает конверт с одним из следующих вопросов:
-
Сколько остановок от Цветочного города до
Сосновой улицы?
-
Какой трамвай идет до Сосновой улицы?
-
Как называется конечная остановка трамвая?
-
На какой полке сидит нужная нам игрушка?
-
Какому родственнику предназначается подарок?
-
Какое слово было первым в нашем рассказе?
В процессе
коррекционной работы количество вопросов постепенно увеличивается.
Упражнение
"Бордюр"
Цель: развитие
зрительной памяти и графо-моторных навыков.
Инструкция:
По заданному
образцу ребенок должен воспроизвести в тетради в клетку узоры-"бордюры"
по памяти, а при затруднении — с опорой на образец (приложение 7).
Упражнение
"Списывание без пробелов"
Цель: развитие
зрительной памяти, развитие внимания.
Инструкция:
Ребенку предлагается
переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов,
например:
-
Наступилаосень.Частоидутдожди.Птицыулетают.
-
Зимапришла.Выпалпушистыйснег.Замерзлиреки.Какаякрасиваязима.
-
Детииграют.Мамаготовитобед.Бабушкавяжет.Папаработает.
Ребенок должен
записать тексты в тетрадь правильно — с пробелами.
Упражнение
"Списывание без ошибок"
Цель: развитие
зрительной памяти, развитие внимания.
Инструкция:
Ребенку предлагается
прочитать на доске и записать в тетрадь по памяти заведомо неверное по смыслу предложение,
например:
-
Медведь боится волка.
-
Папа младше сына.
-
Кошка спряталась от мышки в норку.
Ребенок на
свое усмотрение или записывает в тетрадь сначала неправильный вариант, а потом исправляет
его, или же сразу пишет исправленный вариант предложения. Время экспозиции предложения
— около 10 секунд.
Игра "Шифровка"
Цель: развитие
зрительной памяти, развитие оптико-пространственных представлений, формирование
графических образов букв.
Инструкция:
Ребенку дается
шифр тех букв, при воспроизведении которых он совершает ошибки, например, пары смешиваемых
букв:
-
"д" — ↓ "б"
— ↑
-
"п" — // "т"
— ///
-
"з" — ← "е"
— →
Шифр демонстрируется
на доске некоторое время, затем доска закрывается. Ребенок должен списать в тетрадь
предложения, "проблемные" буквы в которых заменены шифром. Например:
-
↑а↑ушка лю↑ит со↑ирать
гри↑ы. ↓е↓ушка у↓ит ры↑у. На ↓у↑е растут
желу↓и. В зоопарке ↑ыли зе↑ры, о↑езьяны, ↑егемот и
кроко↓ил.
-
//аша рисуе/// ///анк. //е///р был на прогулке
в //арке. Он //ринес ве///ки ///о//оля.
-
←автра у ←ины д→нь рожд→нья
— ←ин→ исполнится д→вять л→т. ←ам→р←ший
←айчонок спрятался под →ловой в→ткой. В ←оопарк→ были
←→бры, ←убры, об→←ьяны и б→г→мот.
Упражнение
"Вставь пропущенные слова"
Цель: развитие
зрительной памяти, внимания и навыков работы с текстом.
Инструкция:
Ребенок читает
один раз небольшой текст. Например:
Долго ли, коротко
ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он увидел маленькую перекосившуюся избушку
на курьих ножках.
После этого
ребенку дается этот же текст, но с пропущенными словами.
Например:
Долго ли, коротко
ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он _____________ маленькую перекосившуюся
_____________ на курьих ножках.
Ребенок должен
по памяти вставить в текст пропущенные слова.
Пропуски должны
быть двух видов: такие, заполнение которых возможно на основе сложившихся целостных
речевых штампов (избушка на курьих ножках), и такие, заполнение которых возможно
лишь с учетом более или менее широкого смыслового контекста (в нашем примере слово
"увидел").
3.2 Анализ результатов
коррекционно-логопедической работы
Для того чтобы
оценить эффективность опытно-экспериментальной работы, был проведен контрольный
эксперимент, в котором принимали участие дети экспериментальной (10 учеников 2-Б
класса) и контрольной групп (10 учеников 2-В класса), у которых была диагностирована
смешанная дисграфия.
На контрольном
этапе исследования определялся уровень развития зрительной памяти, определялось
среднее количество ошибок в письменных работах и изучались специфические ошибки
письма младших школьников со смешанной дисграфией.
Для определения
эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы по преодолению смешанной
дисграфии мы провели сравнительный анализ результатов, продемонстрированных детьми
контрольной и экспериментальной групп, и сопоставительный анализ результатов детей
экспериментальной группы, полученных до проведения коррекционно-развивающей работы
и после нее.
С целью контрольной
проверки мы применяли те же методики, что и на констатирующем эксперименте.
Для определения
изменения уровня развития зрительной памяти младших школьников с дисграфией, принимавших
участие в исследовании, была проведена повторная диагностика зрительной памяти (табл.
3).
Как мы видим,
результаты пробы на зрительную память у детей контрольной группы практически не
изменились по сравнению с результатами констатирующего этапа исследования.
Результаты
детей экспериментальной группы значительно улучшились и приблизились к показателям
детей с развитием письменной речи в норме.
Так, среднее
количество правильно воспроизведенных фигур у второклассников экспериментальной
группы во время первого этапа диагностики составило 3,1 фигуры (у второклассников
с развитием письменной речи в норме — 3,3 фигуры), а среднее количество правильно
воспроизведенных фигур во время второго этапа диагностики составило 2,4 фигуры (у
второклассников с развитием письменной речи в норме — 2,8 фигуры).
Таблица 3
Продуктивность выполнения проб на зрительную память второклассниками
с дисграфией на протяжении эксперимента
Группа детей
Этапы исследования
|
Среднее число
правильно воспроизведенных фигур на одну пробу
|
Экспериментальная
группа
|
Контрольная
группа
|
Констатирующий
этап
|
Первое воспроизведение
|
2,5
|
2,6
|
Второе воспроизведение
|
1,6
|
1,6
|
Контрольный
этап
|
Первое воспроизведение
|
3,1
|
2,6
|
Второе воспроизведение
|
2,4
|
1,7
|
Для наглядности
представим динамику развития зрительной памяти второклассников экспериментальной
группы и сопоставим ее с показателями детей с нормальным развитием письменной речи
(рис. 5).
Очевидный прогресс
в развитии зрительной памяти и сокращение специфических дисграфических ошибок в
письменных работах детей экспериментальной группы показывают необходимость продолжения
коррекционно-развивающей работы по развитию зрительной памяти, а также введения
игр и упражнений на развитие зрительной памяти в программу коррекционно-логопедической
работы детей с дисграфией.
Рисунок 5. Соотношение правильно воспроизведенных фигур по время
прохождения пробы на зрительную память второклассниками с нормальным развитием письменной
речи и второклассниками с дисграфией до и после прохождения коррекционно-логопедической
работы
Для анализа
специфических ошибок использовались контрольные письменные работы школьников со
смешанной дисграфией. У каждого учащегося были проанализированы один диктант и одно
списывание. Контрольные письменные работы отвечали программным требованиям для 2
класса и состояли из 6-8 предложений (35-40 слов).
Сравнительный
анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что ошибки второклассников
контрольной группы более стойкие и частые, чем ошибки второклассников экспериментальной
группы. В среднем в одной письменной работе учеников 2-Б класса обнаружено 2,8 ошибок,
а в одной письменной работе учеников 2-в класса в среднем обнаружено 3,7 специфических
ошибок.
Сравним среднее
количество ошибок в письменных работах учеников контрольной и экспериментальной
групп с показателями констатирующего эксперимента (рис. 6).
Рисунок 6. Сравнительный анализ количества ошибок в письменных
работах учеников вторых классов
Как мы можем
видеть, несмотря на то, что качество выполнения письменных работ детьми экспериментальной
группы не приблизилось к уровню работ детей с развитием письменной речи в норме
(1,6 ошибок), оно значительно повысилось по сравнению с данными констатирующего
этапа (3,9 ошибок).
Результаты
изучения специфических ошибок в письменных работах учеников вторых классов с дисграфией
на контрольном этапе исследования представлены в табл. 4.
Таблица 4
Соотношение специфических ошибок разных типов у младших школьников
с дисграфией (контрольный этап)
Вид ошибки
|
% от общего
количества специфических ошибок
|
2-Б
|
2-В
|
смешения графически
сходных рукописных букв
|
11
|
31
|
ошибки обозначения
границ предложения и слова
|
10
|
12
|
пропуски букв,
обозначающих согласные и гласные звуки
|
14
|
11
|
пропуски слогов
|
5
|
5
|
вставки букв
и слогов
|
3
|
2
|
перестановки
букв и слогов
|
6
|
3
|
антиципации
букв и слогов
|
8
|
6
|
персеверации
букв и слогов
|
8
|
6
|
смешения букв,
обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки
|
13
|
10
|
зеркальное
написание букв
|
7
|
4
|
аграмматизмы
|
15
|
10
|
Для наглядности
представим соотношение различных видов специфических ошибок в письменных работах
учеников вторых классов с дисграфией из экспериментальной и контрольной групп на
контрольном этапе исследования в виде круговых диаграмм (рис. 7, рис. 8).
Рисунок 7. Соотношение специфических ошибок разных типов у учеников
2-Б класса с дисграфией (экспериментальная группа)
Как мы видим
по результатам анализа специфических ошибок в письменных работах, у учеников экспериментальной
группы уменьшилась доля ошибок смешения графически сходных рукописных букв и ошибок
обозначения границ предложения и слов. Данные результаты говорят об улучшении процесса
формирования графических образов букв, достаточном уровне развития зрительно-пространственной
памяти, восприятия, анализа и синтеза.
Наибольший
процент ошибок в письменных работах второклассников экспериментальной группы после
проведения коррекционной работы составляют аграмматизмы, пропуски букв и смешения
букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки. Данные
недостатки письменной речи могут быть исправлены в дальнейшем процессе обучения
и логопедической работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|