Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии
Стимульный
материал для проведения проб на зрительную память представлен на рис. 1.
Рисунок 1. Стимульный материал к пробе на зрительную память
Система оценки
пробы заключалась в определении продуктивности выполнения задания — то есть определялось
количество правильно воспроизведенных фигур в каждом воспроизведении отдельно. Правильно
воспроизведенной считается фигура, изображенная точно, зеркально или с одним изменением.
При наличии нескольких изменений фигура считается искаженной и к правильным не относится.
Для анализа
специфических ошибок использовались контрольные письменные работы школьников с дисграфией.
У каждого учащегося были проанализированы один диктант и одно списывание. Контрольные
письменные работы отвечали программным требованиям для 2 класса и состояли из 6-8
предложений (35-40 слов).
Фиксировались
следующие ошибки: смешения графически сходных рукописных букв (и-у, т-п, б-д и др.);
ошибки обозначения границ предложения и слова (отсутствие или неуместное написание
заглавной буквы или точки в предложении, слитное написание слов или раздельное написание
частей слова); пропуски букв, обозначающих согласные и гласные звуки; пропуски слогов;
вставки букв и слогов; перестановки букв и слогов; антиципации букв и слогов; персеверации
букв и слогов; смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим
признакам звуки; зеркальное написание букв; аграмматизмы. [23]
2.2 Анализ результатов обследования
Сравнительный
анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что ошибки младших школьников
с дисграфией более стойкие и значительно более частые, чем ошибки в работах детей
с развитием письменной речи в норме. В среднем в одной письменной работе детей с
развитием письменной речи в норме обнаружено 1,6 ошибок, а в одной письменной работе
детей с дисграфией в среднем обнаружено 3,9 специфических ошибок. То есть в письменных
работах детей со смешанной дисграфией ошибок в два раза больше, чем у детей с развитием
письменной речи в норме.
Результаты
изучения специфических ошибок в письменных работах младших школьников со смешанной
дисграфией представлены в табл. 1.
Таблица 1
Соотношение специфических ошибок разных типов у младших школьников
с дисграфией (констатирующий этап)
Вид ошибки
|
% от общего
количества специфических ошибок
|
2-Б
|
2-В
|
смешения графически
сходных рукописных букв
|
33
|
32
|
ошибки обозначения
границ предложения и слова
|
17
|
14
|
пропуски букв,
обозначающих согласные и гласные звуки
|
8
|
10
|
пропуски слогов
|
2
|
4
|
вставки букв
и слогов
|
1
|
2
|
перестановки
букв и слогов
|
3
|
4
|
антиципации
букв и слогов
|
5
|
5
|
персеверации
букв и слогов
|
7
|
6
|
смешения букв,
обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки
|
11
|
10
|
зеркальное
написание букв
|
4
|
3
|
аграмматизмы
|
9
|
10
|
Для наглядности
представим соотношение различных видов специфических ошибок в письменных работах
младших школьников с дисграфией в виде круговых диаграмм (рис. 2, рис. 3).
Рисунок 2. Соотношение специфических ошибок разных типов у учеников
2-Б класса с дисграфией
Рисунок 3. Соотношение специфических ошибок разных типов у учеников
2-В класса с дисграфией
Как мы видим
по результатам анализа специфических ошибок в письменных работах младших школьников
со смешанной дисграфией, наибольший процент ошибок составляют смешения графически
сходных рукописных букв, на втором месте ошибки обозначения границ предложения и
слова. Эти виды ошибок говорят о несформированности графического образа буквы, низком
уровне развития зрительно-пространственной памяти, восприятия, анализа и синтеза.
Результаты
диагностики зрительной памяти второклассников с нормальным развитием письменной
речи и с дисграфией представлены в табл. 2.
Таблица 2
Продуктивность выполнения проб на зрительную память младшими
школьниками
Класс
|
Среднее число
правильно воспроизведенных фигур на одну пробу
|
Первое воспроизведение
|
Второе воспроизведение
|
2-А (норма)
|
3,3
|
2,8
|
2-Б (дисграфия)
|
2,5
|
1,6
|
2-В (дисграфия)
|
2,6
|
1,6
|
Для наглядности
представим результаты диагностики зрительной памяти второклассников с нормальным
развитием письменной речи и с дисграфией в виде гистограммы (рис. 4).
Как мы видим,
уровень зрительной памяти младших школьников с дисграфией значительно ниже, чем
у младших школьников с нормальным развитием письменной речи.
Если дети с
развитием письменной речи в норме во время первого этапа пробы на зрительную память
правильно воспроизвели в среднем 3,3 фигуры, то дети с дисграфией — 2,5-2,6 фигуры.
Во время второго
этапа пробы на зрительную память правильность воспроизведения фигур снизилась у
всех детей. Однако, если дети с развитием письменной речи в норме во время второго
этапа правильно воспроизвели в среднем 2,8 фигуры, то дети с дисграфией — только
1,6 фигуры.
Рисунок 4. Соотношение правильно воспроизведенных фигур по время
прохождения пробы на зрительную память младшими школьниками с нормальным развитием
письменной речи и с дисграфией
Таким образом,
можно говорить о необходимости специальной коррекционно-развивающей работы по развитию
зрительной памяти у младших школьников со смешанной дисграфией.
Выводы
Во второй главе
представлен процесс проведения и анализ результатов констатирующего эксперимента,
который был проведен с целью сравнения качества письменных работ и уровня развития
зрительной памяти второклассников с дисграфией и с развитием письменной речи в норме,
а также для изучения соотношения специфических ошибок письма при смешанной дисграфии.
Сравнительный
анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что в среднем в одной
письменной работе детей с развитием письменной речи в норме обнаружено 1,6 ошибок,
а в одной письменной работе детей с дисграфией в среднем обнаружено 3,9 специфических
ошибок. То есть в письменных работах младших школьников с дисграфией ошибок в два
раза больше, чем у младших школьников с развитием письменной речи в норме.
В письменных
работах младших школьников с дисграфией наибольший процент ошибок составляют смешения
графически сходных рукописных букв, на втором месте ошибки обозначения границ предложения
и слова. Эти виды ошибок говорят о несформированности графического образа буквы,
низком уровне развития зрительной памяти.
Результаты
диагностики зрительной памяти младших школьников показали, что уровень зрительной
памяти второклассников с дисграфией значительно ниже, чем у второклассников с нормальным
развитием письменной речи. Если дети с развитием письменной речи в норме во время
первого этапа пробы (сразу после прекращения экспозиции стимульного материала) правильно
воспроизвели в среднем 3,3 фигуры из 4, то дети с дисграфией — 2,5-2,6 фигуры. Во
время второго этапа (через 25-30 минут) дети с развитием письменной речи в норме
правильно воспроизвели в среднем 2,8 фигуры, а дети с дисграфией — только 1,6 фигуры.
Следовательно,
упражнения на развитие зрительной памяти должны являться обязательными элементами
коррекционной работы по устранению и профилактике смешанной дисграфии.
3.1 Система коррекционно-логопедического
воздействия по устранению недостатков письменной речи младших школьников
В настоящее
время разными авторами разработаны методические указания к ведению логопедической
работы по устранению нарушений процесса письма (Бенедиктова Л.В., Ефименкова П.Н.,
Корнев А.Н., Лалаева Р.И., Левина Р.Е., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф., Токарева О.А.,
Ястребова А.В. и др.). Общим для этих указаний является признание связи между развитием
устной и письменной речи и развитием высших психических функций.
Следовательно,
упражнения на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти должны являться
обязательными элементами коррекционной работы по устранению и профилактике дисграфии.
Из многочисленных
научных исследований известно, что ребенка младшего школьного возраста нельзя обучать
чему-либо иначе, как заинтересовав его в этом. Отсюда следует, что выбор технологических
средств логопедической работы с учениками начальных классов должен осуществляться
с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали возникновению интереса
и внимания к происходящему на занятиях. Следовательно, игровые приемы и разнообразные
наглядные пособия должны стать органической частью коррекционно-логопедической работы.
В опытно-экспериментальной
работе, проведенной на формирующем этапе данного исследования, принимали участие
10 учеников 2-Б класса со смешанной дисграфией.
Разработанная
и реализованная в рамках данного исследования система коррекционно-логопедического
воздействия по развитию зрительной памяти у детей младшего школьного возраста со
смешанной дисграфией ставила перед собой следующие цели:
-
развитие зрительного восприятия, анализа
и синтеза;
-
расширение объема кратковременной зрительной
памяти;
-
развитие умения воспроизведения графических
объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти;
-
формирование механизма запоминания зрительного
образа слова (зрительной эйдетики);
-
развитие внимания;
-
развитие звуко-буквенного анализа;
-
развитие навыков работы с текстом.
Применяемый
нами на протяжении формирующего этапа исследования материал содержит коррекционно-развивающие
упражнения и игры, направленные на развитие зрительной памяти у детей младшего школьного
возраста через систему индивидуальных занятий в школьном логопункте.
Эти упражнения
и игры также можно применять на подгрупповых, групповых (фронтальных) логопедических
занятиях и на занятиях в группах продленного дня.
Упражнение
"По порядку становись!"
Цель: развитие
зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Инструкция:
Логопед предлагает
ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти,
а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя,
красная, желтая и т.д.
Упражнение
"Конструирование фигур"
Цель: развитие
зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие
умения воспроизведения графических объектов по памяти.
Инструкция:
Логопед предлагает
ребенку рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных
палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.
Дидактическая
игра "Чего не стало?"
Цель: развитие
зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти
Инструкция:
На столе раскладывается
3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить.
Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок
называет, чего не стало.
Игра постепенно
усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.
Дидактическая
игра "Запомни рисунки"
Цель: развитие
зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Инструкция:
Ребенок в качестве
стимульного материала получает картинки, представленные в приложении 1. Логопед
дает инструкцию примерно следующего содержания:
— На верхней
картинке представлены разные фигуры. Постарайся запомнить их. Затем по моей команде
закрой верхнюю картинку листом бумаги и постарайся найти эти фигуры на нижней картинке.
Время экспозиции
верхней картинки составляет 20-30 сек.
Дидактическая
игра "Шалунишка"
Цель: развитие
зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие
умения воспроизведения графических объектов по памяти.
Инструкция:
Логопед пишет
на доске, в зависимости от этапа коррекционной работы, различные линии (непрерывные,
пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры), слова, словосочетания
или предложения из 3-5 слов. "Шалунишка"-губка почти вслед за ним стирает
написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя в
тетради.
Упражнение
на срисовывание фигур
Цель: развитие
зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие
умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции
по памяти.
Инструкция:
Ребенок в качестве
стимульного материала получает картинки, представленные в приложении 2. Логопед
дает ребенку инструкцию запомнить расположение фигур и воспроизвести его в пустых
квадратах.
Для начала
это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал. При более сложном
варианте время экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается
и ребенок воспроизводит расположение фигур по памяти.
Упражнение
"Что где было?"
Цель: развитие
восприятия положения в пространстве, развитие зрительной памяти.
Инструкция:
В нарисованном
на магнитной доске квадрате из 9 ячеек закрепляют различные магнитные картинки (например,
как в приложении 3). Детям предлагают секунд 10 внимательно посмотреть на квадрат
и запомнить расположение фигур. Логопед снимает магнитные фигуры с доски.
После некоторого
времени, занятого другой деятельностью (которое постепенно увеличивают с 5 до 30
минут), логопед предлагает ребенку разложить магнитные фигуры в первоначальной последовательности.
Дидактическая
игра "Что изменилось"
Цель: развитие
зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.
Инструкция:
На доске закрепляется
плакат с геометрическими фигурами (приложение 4). Ряд фигур закрывается рамкой с
окошком, в котором видна только одна фигура.
Логопед:
— Посмотрите
на первую фигуру. Как называется эта геометрическая фигура? А какого она цвета?
А теперь посмотрите на следующую фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается
от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей
фигуре?
Упражнение
на поиск заданных слов (букв) в тексте
Цель: формирование
способности воспринимать целостные зрительные образы слов и опираться на них в задаче
поиска, развитие зрительной памяти.
Инструкция:
Зрительно задаются
одно-три слова (буквы), которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте.
Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок
может их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести кружками.
Дидактическая
игра "Найди сходство и различие"
Цель: развитие
зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.
Инструкция:
Ребенку предъявляют
какую-либо сюжетную картинку (например, как в приложении 5), содержание которой
ребенок должен детально изучить и потом воспроизвести в памяти. Затем предъявляют
схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, появляются
лишние изображения. Эти отличия и должен уловить ребенок.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|