бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие педагогической мысли в России и Беларуси бесплатно рефераты

Кирилл Туровский (ок.1130-ок.1182). Древнерусский (старобелорусский) писатель, просветитель, церковный деятель. Родился в г. Турове, который был тогда своеобразным культурным центром. Свою жизнь решил посвятить служению Богу и людям. За годы жизни в монастыре он прославился как ученый-книжник, как человек необыкновенной моральной чистоты. Переселившись в монастырскую башню, перенес туда свою библиотеку и приказал замуровать двери, чтобы не иметь возможности выйти. Несколько лет он провел в молитвах, читал святые книги и писал сам. Жители Турова уговорили Кирилла занять место епископа. Прославился чтением проповедей. За красноречие Кирилла Туровского прозвали Златоустом. До нас дошли его "Слова-проповеди", "Молитвы", "Притчи". Вот как он писал в "Притче о душе и теле" о книге и ее роли в жизни человека: "Сладок медовый сот и хорош сахар, но книжный разум лучше их обоих: он есть сокровище вечной жизни". Известно, что в народе книги с притчами К.Туровского переписывали от руки вплоть до XIX в.

В XIII в. западнорусские земли входят в состав Великого княжества Литовского, в котором белорусский язык фактически считался государственным. В середине ХШ в. начала складываться белорусская народность, оказавшая существенное влияние на развитие самобытной духовной и материальной культуры, просвещения и школы в Беларуси. В XIV-XV вв. центрами образования становятся крупные города - Вильно (Вильнюс), Полоцк, Витебск, Менск (Минск), Городня (Гродно), Берестье (Брест) и др. Здесь складываются передовые идеи просвещения и возникают первые школы. В результате религиозно-политического движения на территории белорусских земель в противовес католической экспансии возникают православные церковные братства. Их главной целью была борьба за сохранение национальной культуры, языка, традиций. В конце XVI - первой половине XVII вв. братства создают целую сеть братских школ, наиболее известными из которых являлись Виленская (1584), Могилевская (1590), Брестская (1591), Оршанская (1591), Городокская (1591, Полоцкая (1633).

Известными представителями просвещения и педагогической мысли на Беларуси в XVI-XVII вв. были Н.Гусовский, Ф.Скорина, С.Будный, В.Тяпинский, Л.Зизаний, М.Смотрицкий и др.

Николай Гусовский (1470-1533). Просветитель, поэт-гуманист, один из основателей эстетической науки и литературной критики эпохи Возрождения. Его поэтический сборник "Песнь о зубре" - это патриотический призыв к объединению и дружбе разных по вере и культуре народов, прославление деятельной, свободной, гармонически развитой личности. Зубр в поэме - аллегорический образ родного края, символ его могущества. Н.Гусовский пропагандировал систему латинского европейского образования, выдвигал цель морально-эстетического совершенствования общества, повышения его образованности. В посвящении, адресованном королеве Боне, поэт просит ее взять на себя государственную опеку над талантливыми и напрактикованными в науке и искусстве людьми. Большую роль в воспитании отводил общению детей с природой, овладению ими искусством и наукой. В народной мудрости просветитель видел неисчерпаемый источник поэзии, одну из причин стойкости народного духа. Поэт положил начало сбору материалов, характеризующих народную мудрость белорусского народа. Большая заслуга Н.Гусовского в постановке им проблемы охраны природы, бережного отношения к ней, рационального использования и приумножения природных богатств.

Франциск Скорина (ок.1490-1551). Белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист, ученый-энциклопедист и писатель эпохи Возрождения. Учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философских наук. В 1507-1511 гг. работал и учился в Западной Европе и в 1512 г. получил в Подуанском университете степень доктора медицины. Имел также степень доктора свободных наук. При поддержке виленских меценатов создал в Праге первую в истории белорусскую типографию. В течение 1517-1519 гг. Ф.Скорина опубликовал с комментариями на языке, приближенном к языку белорусской письменности, 23 книги Библии под общим названием "Библия русская..." Вернувшись на родину, Ф.Скорина в 1521 г. основал в Вильно первую на территории Беларуси типографию. Издал "Малую подорожную книжицу" (1522) и "Апостол" (1525). В конце 1520-х гг. посетил Москву, где пытался заинтересовать русское правительство книгоиздательской деятельностью. В 1535 г. уехал в Прагу, где работал королевским ботаником, там и умер предположительно в 1551 г.

Ф.Скорина - основатель популярных в XVI-XVII вв. жанров белорусской литературы: предисловий, послесловий и аннотаций к книгам. В них излагаются морально-этические взгляды белорусского просветителя. Он основывает принцип развития человеческой личности, считает, что критерием этого развития является познание, разум. Моральная автономия человека, подчеркивает Ф.Скорина, заключается в его достоинстве, определяемом не столько его происхождением и социальным положением, сколько нравственными добродетелями, личными заслугами. Ученый стремится осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой.

Ф.Скорина ставил и решал одну из важнейших философско-этических проблем - проблему соотношения индивидуального и общего добра. Только в обществе, считал он, жизнь человека имеет подлинный смысл, поэтому люди должны учиться "вкупе жить". Общественная жизнь требует от человека бескорыстного служения "всех своих способностей и талантов в интересах общего добра". Однако это "общее добро" Ф.Скорина не абсолютизирует, а стремится гармонично решать проблему взаимоотношений общего и индивидуального добра. Чтобы быть полезным обществу, содействовать его оздоровлению, совершенствованию, сохранению его целостности, человек должен постоянно развивать свою духовность, воспитывать у себя моральные качества, необходимые для жизни в обществе.

Ф.Скорина прославлял идею любви к своей родине, народу, родной земле и был основателем национально-патриотических традиций в истории белорусской культуры и общественной мысли. Он предопределил пути дальнейшего развития просвещения и книжной культуры восточньех славян. Братские школы в конце XVI - начале XVII в. восприняли пропагандируемую просветителем систему образования путем изучения "семи свободных наук". С именем Ф.Скорины связано зарождение таких наук, как филология, ботаника, медицина, изобразительное искусство и др.

Симон Будный (ок. 1530—1593). Всесторонне образованный ученый, получивший мировую известность, видный деятель белорусской культуры, переводчик и педагог, один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве. С.Будный активно боролся с официальной католической церковью, теоретически разоблачая догмы христианства. Просветитель проявлял большую заботу о школьном образовании, выдвигая на первый план требование права на образование всех сословий. С точки зрения С.Будного основа воспитания - труд. Он требует всестороннего развития человека, предлагает выявлять и воспитывать среди народа таланты. Следуя примеру Ф.Скорины, Будный осуществляет перевод Библии и делает соответствующие комментарии, толкования и разъяснения, предполагая использовать ее как источник знаний и средство просвещения населения. Большую роль в обучении отводил изучению языка и сам знал более 10 языков. Выступал против схоластической школы, пренебрегающей национальным языком. Известны 24 работы С.Будного. Среди них: "Катехизис для детей", "Оправдание грешного человека перед богом ", "О власти меча " и др.

Василь Тяпинский (1540-1603). Просветитель-гуманист, писатель и книгоиздатель, продолжатель просветительских традиций Ф.Скорины и С.Будного. Он смело и широко вводил в язык своих произведений элементы живой разговорной речи белорусского народа. В.Тяпинский считал, что единственным средством избавления родины от общественно-политических и национальных бед является забота о развитии народного образования, воспитании самосознания и национального достоинства. Для этого он взялся за трудное, но благородное дело переводчика и издателя Евангелия на старобелорусском языке, в котором видел мощное средство развития культуры. В.Тяпинский написал предисловие к Евангелию, в котором с волнением и решительностью поднимал вопросы образования, возрождения национальной культуры. Это была уникальная работа в защиту родного языка, культуры, от уровня которой зависел престиж края в глазах представителей других народов. В.Тяпинский горячо отстаивал права белорусского народа обучаться на родном языке. Советовал обращаться к истории и брать там пример со своих предков, а также с деятельности Кириллы и Мефодия, которые плодотворно работали на ниве славянского образования и, благодаря этому, стали гордостью славян. Охраняя национально-культурные интересы родины, В.Тяпинский одним из первых решительно выступил против полонизации родного края.

Лаврентий Зизаний (Тустановский - ок.1560-1634). Педагог-гуманист, церковный деятель, языковед, переводчик, публицист. Работал учителем церковнославянского и греческого языков во Львовской, Брестской и Виленской братских школах. В 1596 г. в Вильно было издано его учебное пособие "Азбука", которое состояло из трех частей: материал, который учил читать и писать; дополнительный лексический материал; церковные полемические тексты и молитвы. Книга могла использоваться и в церковном, и в светском обучении. В этом же году вышла книга Л.Зизания "Лексис" - своеобразная славянская энциклопедия, в которой приводились различные сведения из военной истории, философии, географии, этнографии, биологии, медицины, давалось объяснение некоторых психологических и педагогических терминов.

Большую роль в развитии старобелорусского языка сыграла "Грамматика словепска" (1596) Л.3изания - первый учебник по славянской грамматике. В заглавии учебника помещена миниатюра, где грамматика показана в виде женщины с ключом в руках. Этим ученый хотел сказать, что ключ от всех наук находится в руках грамматики. "Грамматика" укрепила общественную мысль о необходимости изучения "семи свободнъгх искусств", подчеркивала их большую роль в развитии образования. Ее изданием Л.Зизаний обратил на себя внимание многих князей, которые стремились дать хорошее образование своим детям. В 1597-1600 гг. Л.Зизаний был домашним учителем детей кричевского старосты, потом два года работал у князя А.К.Острожского, в 1612 г. был приглашен домашним учителем детей князя Я.Корецкого. В 1619 г. Л.Зизаний переехал в Киево-Печерскую лавру, где сразу занял соответствующее место в ученом обществе, работал учителем в школе, редактировал книги, которые готовились к изданию в типографии.

Милетий Смотрицкий (ок. 578-1633). Общественно-политический и церковный деятель, писатель. Занимался педагогической деятельностью в православных братских школах Вильно, Минска, Киева, где преподавал старославянский, греческий и латинский языки. Был учителем сына князя Б.Соломорецкого Богдана и вместе с ним продолжал образование в разных городах Силезии, Словакии, Германии, слушал лекции в университетах Лейпцига, Нюрнберга, Виттенберга. За рубежом получил степень доктора медицины.

Обобщением научной деятельности и педагогической практики М.Смотрицкого явилась его книга "Грамматики словвнския правилное синтагма" (1619). Это была первая систематизированная работа по описанию законов и форм церковнославянского языка. По аналогии с греческим языком М.Смотрицкий разделил грамматику на орфографию, этимологию и синтаксис. В первой части "Грамматики" рассматривалась система правил написания и произношения слов. Именно М.Смотрицкий ввел 10 знаков препинания, которые сохранились до нашего времени (черта (/), запятая (,), двоеточие (:), точка (.), вопросная (?), удивная (!) и др. Вторая часть книги посвящена анализу 8 частей языка. О высоком уровне грамматической мысли М.Смотрицкого свидетельствует тот факт, что его "Грамматика" переиздавалась в течение почти 150 лет. Все последующие издания грамматик в разных странах были или сокращениями, или незначительными переработками, или прямым копированием "Грамматики" М.Смотрицкого.


5.2 Педагогическая мысль в Беларуси в XVIII-XIX вв. Вклад в развитие педагогический идей ученых-методистов и деятелей белорусской культуры (К.И.Тихомиров, Ф.А.Кудринский, Д.А.Сцепуро, А.Е.Богданович, Тётка, Я.Колас)


В XVIII в. педагогическая мысль Беларуси развивалась на фоне взаимодействия славянских культур - русской, украинской, белорусской и польской. С 1773 г. в Беларуси начала работать Эдукационная комиссия, которая попыталась внестинекоторые преобразования в просвещении, разработала социальные и педагогические проекты просветительского характера. Центром науки и культуры края стала Виленская академия, позже реорганизованная в Виленский университет (1803). В конце XVIII в. (1772-1795) Беларусь вошла в состав России, что создавало более благоприятные условия для проникновения достижений прогрессивной русской культуры. Идеи виднейших русских педагогов становятся широко известными благодаря тому, что в школах Беларуси начинают работать выпускники учебных заведений России, используются русские учебные книги. Положительную роль в распространении просвещения в Беларуси и активизации педагогической мысли сыграло открытие двух главных и шести малых народных училищ в Полоцке, Витебске, Могилеве и других городах.

С середины XIX в. деятели просвещения и прогрессивные педагоги выдвигают идею о создании белорусской школы, об обучении детей на родном языке. Просветительские идеи были ведущими в творчестве белорусских писателей-демократов (В.И.Дунин-Марцинкевич, Ф.Богушевич, Я.Лучина). В их произведениях особо подчеркивалось уважительное отношение к личности человека труда, необходимость просвещения народа на родном ему языке. В начале XX в. острейшие проблемы народного образования широко обсуждались на страницах белорусской педагогической печати ("Голос учителя", "Белорусский учитель", "Педагогическое дело", "Народное образование в Виленском учебном округе" и др.). В статьях рассматривались такие проблемы учебно-воспитательного процесса, как осуществление межпредметных связей, учет и оценка знаний, взаимоотношения между учителем и учащимися. Важную роль в развитии педагогической мысли сыграли ученые-педагоги, разрабатывавшие проблемы методики преподавания различных предметов. Значительный вклад в развитие школы и педагогической мысли в этот период внесли такие писатели, педагоги и общественные деятели, как К.И.Тихомиров, А.Е.Богданович, Ф.А.Кудринский, Д.А.Сцепуро, Тётка, Я.Колас и др.

Клавдий Иванович Тихомиров (1858-после 1920). Прогрессивный педагог, внесший большой вклад в подготовку учителей народных школ в Беларуси в начале XX в. Работал инспектором народных училищ, директором Свислочской, а затем Полоцкой учительских семинарий (1905-1910), директором Витебского учительского института (1910-1918). Преподавал педагогику и психологию с элементами логики. Статьи К.И.Тихомирова "Главнейшие результаты изучения памяти", "Психологические основы обучения", "Обучение грамоте" представляют определенный интерес для современного учителя и не утратили своего значения до настоящего времени. Важным условием успешного обучения К.И.Тихомиров считал интерес к учению и развитие внимания учащихся. В своих лекциях теоретические положения стремился иллюстрировать убедительными примерами из педагогической практики. Под его руководством интересно и поучительно проходили разборы пробных уроков на педагогической практике в школе и при семинарии.

К.И.Тихомиров стремился осуществлять всестороннее развитие учащихся. Он ввел внеклассное чтение, собеседования по прочитанным книгам, экскурсии. Выступал за расширение содержания образования и ввел предметы естественного цикла (ботаника, зоология, минералогия), древнюю, среднюю и новую историю. Исключил обязательное чтение Евангелия перед первым уроком. Природоведение и географию считал важным средством борьбы с суевериями и предрассудками. Отстаивал и популяризировал важные дидактические правила: всякое обучение начинать с изучения уже известных фактов; переходить к неизвестному только тогда, когда ученики уже хорошо разобрались в предшествующем учебном материале, поняли его и усвоили; на уроке всякое "неумеренное разнообразие и однообразие притупляют внимание, вызывают рассеянность" и поэтому учителю нужно воспитывать в себе чувство меры. Критиковал постановку изучения природы только по книгам, путем словесного обучения, решение проблемы наглядности в преподавании географии только с помощью одной карты. Чтению и письму рекомендовал обучать одновременно, долго не задерживая учеников на написании элементов букв.

Адам Егорович Богданович (1862-1940). Прогрессивный педагог, этнограф, фольклорист, лингвист, критик; отец известного белорусского поэта Максима Богдановича. К его наиболее известным педагогическим статьям относятся: "Педагогические воззрения белорусского народа" (1886) и "Школьная страда" (1894). В них он вскрыл пороки существующей школьной системы, подверг резкой критике постановку начального и среднего образования, осуждал догматизм в преподавании, отрыв учебного дела от воспитательной работы, бюрократизм иформализм во всей системе народного образования. Резко выступал против бессмысленной зубрежки и был убежден, что только сознательное усвоение знаний учащимися является условием их прочности и успешного обучения. Он считал, что каждый учебный предмет имеет не только образовательное, но и воспитательное значение, так как дает материал для формирования мировоззрения, базируется на научном освещении природы и общества.

Страстный патриот своей родины, А.Е.Богданоеич считал воспитание любви к Отечеству неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Этой цели, отмечал педагог, должны служить родной язык, произведения народного творчества, художественная и историческая литература. Большое внимание уделял А.Е.Богданович педагогическому мастерству учителя. Предъявляя к учителю высокие требования, он придерживался правила: "каков учитель, такова и школа". Он подчеркивал, что успехи учащихся зависят от преподавателей, "от степени их подготовленности к своему делу, от их талантливости как педагогов, от умения преподавать". Требовал от учителя широкой эрудиции, знаний из разных областей науки, придавал большое значение авторитету и личному примеру учителя, считал, что учитель обязан творчески относиться к педагогической деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6