Развитие педагогической мысли в России и Беларуси
Кирилл Туровский (ок.1130-ок.1182). Древнерусский (старобелорусский) писатель,
просветитель, церковный деятель. Родился в г. Турове, который был тогда
своеобразным культурным центром. Свою жизнь решил посвятить служению Богу и
людям. За годы жизни в монастыре он прославился как ученый-книжник, как человек
необыкновенной моральной чистоты. Переселившись в монастырскую башню, перенес
туда свою библиотеку и приказал замуровать двери, чтобы не иметь
возможности выйти. Несколько лет он провел в молитвах, читал святые книги и
писал сам. Жители Турова уговорили Кирилла занять место епископа. Прославился
чтением проповедей. За красноречие Кирилла Туровского прозвали Златоустом. До
нас дошли его "Слова-проповеди", "Молитвы", "Притчи".
Вот как он писал в "Притче о душе и теле" о книге и ее роли в жизни
человека: "Сладок медовый сот и хорош сахар, но книжный разум лучше их
обоих: он есть сокровище вечной жизни". Известно, что в народе книги с
притчами К.Туровского переписывали от руки вплоть до XIX в.
В XIII в. западнорусские земли входят в состав Великого княжества
Литовского, в котором белорусский язык фактически считался государственным. В
середине ХШ в. начала складываться белорусская народность, оказавшая
существенное влияние на развитие самобытной духовной и материальной культуры,
просвещения и школы в Беларуси. В XIV-XV вв. центрами образования становятся
крупные города - Вильно (Вильнюс), Полоцк, Витебск, Менск (Минск), Городня
(Гродно), Берестье (Брест) и др. Здесь складываются передовые идеи просвещения
и возникают первые школы. В результате религиозно-политического движения на
территории белорусских земель в противовес католической экспансии возникают православные
церковные братства. Их главной целью была борьба за сохранение национальной
культуры, языка, традиций. В конце XVI - первой половине XVII вв. братства
создают целую сеть братских школ, наиболее известными из которых являлись
Виленская (1584), Могилевская (1590), Брестская (1591), Оршанская (1591),
Городокская (1591, Полоцкая (1633).
Известными представителями просвещения и педагогической мысли на
Беларуси в XVI-XVII вв. были Н.Гусовский, Ф.Скорина, С.Будный, В.Тяпинский,
Л.Зизаний, М.Смотрицкий и др.
Николай Гусовский (1470-1533). Просветитель, поэт-гуманист, один из основателей
эстетической науки и литературной критики эпохи Возрождения. Его поэтический
сборник "Песнь о зубре" - это патриотический призыв к объединению и
дружбе разных по вере и культуре народов, прославление деятельной, свободной,
гармонически развитой личности. Зубр в поэме - аллегорический образ родного
края, символ его могущества. Н.Гусовский пропагандировал систему латинского
европейского образования, выдвигал цель морально-эстетического
совершенствования общества, повышения его образованности. В посвящении,
адресованном королеве Боне, поэт просит ее взять на себя государственную опеку
над талантливыми и напрактикованными в науке и искусстве людьми. Большую роль в
воспитании отводил общению детей с природой, овладению ими искусством и наукой.
В народной мудрости просветитель видел неисчерпаемый источник поэзии, одну из
причин стойкости народного духа. Поэт положил начало сбору материалов,
характеризующих народную мудрость белорусского народа. Большая заслуга
Н.Гусовского в постановке им проблемы охраны природы, бережного отношения к
ней, рационального использования и приумножения природных богатств.
Франциск Скорина (ок.1490-1551). Белорусский первопечатник,
мыслитель-гуманист, ученый-энциклопедист и писатель эпохи Возрождения. Учился в
Краковском университете, где получил степень бакалавра философских наук. В
1507-1511 гг. работал и учился в Западной Европе и в 1512 г. получил в
Подуанском университете степень доктора медицины. Имел также степень доктора
свободных наук. При поддержке виленских меценатов создал в Праге первую в
истории белорусскую типографию. В течение 1517-1519 гг. Ф.Скорина опубликовал с
комментариями на языке, приближенном к языку белорусской письменности, 23 книги
Библии под общим названием "Библия русская..." Вернувшись на родину,
Ф.Скорина в 1521 г. основал в Вильно первую на территории Беларуси типографию. Издал
"Малую подорожную книжицу" (1522) и "Апостол" (1525). В
конце 1520-х гг. посетил Москву, где пытался заинтересовать русское
правительство книгоиздательской деятельностью. В 1535 г. уехал в Прагу, где
работал королевским ботаником, там и умер предположительно в 1551 г.
Ф.Скорина - основатель популярных в XVI-XVII вв. жанров белорусской
литературы: предисловий, послесловий и аннотаций к книгам. В них излагаются
морально-этические взгляды белорусского просветителя. Он основывает принцип
развития человеческой личности, считает, что критерием этого развития является
познание, разум. Моральная автономия человека, подчеркивает Ф.Скорина,
заключается в его достоинстве, определяемом не столько его происхождением и
социальным положением, сколько нравственными добродетелями, личными заслугами.
Ученый стремится осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека,
объяснить отношения между человеком и природой.
Ф.Скорина ставил и решал одну из важнейших философско-этических
проблем - проблему соотношения индивидуального и общего добра. Только в
обществе, считал он, жизнь человека имеет подлинный смысл, поэтому люди должны
учиться "вкупе жить". Общественная жизнь требует от человека
бескорыстного служения "всех своих способностей и талантов в интересах
общего добра". Однако это "общее добро" Ф.Скорина не
абсолютизирует, а стремится гармонично решать проблему взаимоотношений общего и
индивидуального добра. Чтобы быть полезным обществу, содействовать его
оздоровлению, совершенствованию, сохранению его целостности, человек должен
постоянно развивать свою духовность, воспитывать у себя моральные качества,
необходимые для жизни в обществе.
Ф.Скорина прославлял идею любви к своей родине, народу, родной
земле и был основателем национально-патриотических традиций в истории
белорусской культуры и общественной мысли. Он предопределил пути дальнейшего
развития просвещения и книжной культуры восточньех
славян. Братские школы в конце XVI - начале XVII в. восприняли
пропагандируемую просветителем систему образования путем изучения "семи
свободных наук". С именем Ф.Скорины связано зарождение таких наук, как
филология, ботаника, медицина, изобразительное искусство и др.
Симон Будный (ок. 1530—1593). Всесторонне образованный ученый, получивший
мировую известность, видный деятель белорусской культуры, переводчик и педагог,
один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве. С.Будный
активно боролся с официальной католической церковью, теоретически разоблачая
догмы христианства. Просветитель проявлял большую заботу о школьном
образовании, выдвигая на первый план требование права на образование всех
сословий. С точки зрения С.Будного основа воспитания - труд. Он требует
всестороннего развития человека, предлагает выявлять и воспитывать среди народа
таланты. Следуя примеру Ф.Скорины, Будный осуществляет перевод Библии и делает
соответствующие комментарии, толкования и разъяснения, предполагая использовать
ее как источник знаний и средство просвещения населения. Большую роль в
обучении отводил изучению языка и сам знал более 10 языков. Выступал против
схоластической школы, пренебрегающей национальным языком. Известны 24 работы
С.Будного. Среди них: "Катехизис для детей", "Оправдание
грешного человека перед богом ", "О власти меча " и др.
Василь Тяпинский (1540-1603). Просветитель-гуманист, писатель и книгоиздатель,
продолжатель просветительских традиций Ф.Скорины и С.Будного. Он смело и широко
вводил в язык своих произведений элементы живой разговорной речи белорусского
народа. В.Тяпинский считал, что единственным средством избавления родины от
общественно-политических и национальных бед является забота о развитии народного
образования, воспитании самосознания и национального достоинства. Для этого он
взялся за трудное, но благородное дело переводчика и издателя Евангелия на
старобелорусском языке, в котором видел мощное средство развития культуры.
В.Тяпинский написал предисловие к Евангелию, в котором с волнением и
решительностью поднимал вопросы образования, возрождения национальной культуры.
Это была уникальная работа в защиту родного языка, культуры, от уровня которой
зависел престиж края в глазах представителей других народов. В.Тяпинский горячо
отстаивал права белорусского народа обучаться на родном языке. Советовал
обращаться к истории и брать там пример со своих предков, а также с
деятельности Кириллы и Мефодия, которые плодотворно работали на ниве
славянского образования и, благодаря этому, стали гордостью славян. Охраняя
национально-культурные интересы родины, В.Тяпинский одним из первых решительно
выступил против полонизации родного края.
Лаврентий Зизаний (Тустановский - ок.1560-1634). Педагог-гуманист, церковный
деятель, языковед, переводчик, публицист. Работал учителем церковнославянского
и греческого языков во Львовской, Брестской и Виленской братских школах. В 1596
г. в Вильно было издано его учебное пособие "Азбука", которое
состояло из трех частей: материал, который учил читать и писать; дополнительный
лексический материал; церковные полемические тексты и молитвы. Книга могла
использоваться и в церковном, и в светском обучении. В этом же году вышла книга
Л.Зизания "Лексис" - своеобразная славянская энциклопедия, в которой
приводились различные сведения из военной истории, философии, географии,
этнографии, биологии, медицины, давалось объяснение некоторых психологических и
педагогических терминов.
Большую роль в развитии старобелорусского языка сыграла "Грамматика
словепска" (1596) Л.3изания - первый учебник по славянской грамматике. В
заглавии учебника помещена миниатюра, где грамматика показана в виде женщины с
ключом в руках. Этим ученый хотел сказать, что ключ от всех наук находится в
руках грамматики. "Грамматика" укрепила общественную мысль о
необходимости изучения "семи свободнъгх искусств", подчеркивала их
большую роль в развитии образования. Ее изданием Л.Зизаний обратил на себя
внимание многих князей, которые стремились дать хорошее образование своим
детям. В 1597-1600 гг. Л.Зизаний был домашним учителем детей кричевского
старосты, потом два года работал у князя А.К.Острожского, в 1612 г. был
приглашен домашним учителем детей князя Я.Корецкого. В 1619 г. Л.Зизаний
переехал в Киево-Печерскую лавру, где сразу занял соответствующее место в
ученом обществе, работал учителем в школе, редактировал книги, которые
готовились к изданию в типографии.
Милетий Смотрицкий (ок. 578-1633). Общественно-политический и
церковный деятель, писатель. Занимался педагогической деятельностью в
православных братских школах Вильно, Минска, Киева, где преподавал
старославянский, греческий и латинский языки. Был учителем сына князя
Б.Соломорецкого Богдана и вместе с ним продолжал образование в разных городах
Силезии, Словакии, Германии, слушал лекции в университетах Лейпцига, Нюрнберга,
Виттенберга. За рубежом получил степень доктора медицины.
Обобщением научной деятельности и педагогической практики
М.Смотрицкого явилась его книга "Грамматики словвнския правилное
синтагма" (1619). Это была первая систематизированная работа по описанию
законов и форм церковнославянского языка. По аналогии с греческим языком
М.Смотрицкий разделил грамматику на орфографию, этимологию и синтаксис. В
первой части "Грамматики" рассматривалась система правил написания и
произношения слов. Именно М.Смотрицкий ввел 10 знаков препинания, которые
сохранились до нашего времени (черта (/), запятая (,), двоеточие (:), точка
(.), вопросная (?), удивная (!) и др. Вторая часть книги посвящена анализу 8
частей языка. О высоком уровне грамматической мысли М.Смотрицкого
свидетельствует тот факт, что его "Грамматика" переиздавалась в
течение почти 150 лет. Все последующие издания грамматик в разных странах были
или сокращениями, или незначительными переработками, или прямым копированием
"Грамматики" М.Смотрицкого.
5.2 Педагогическая мысль в Беларуси в XVIII-XIX вв. Вклад в развитие
педагогический идей ученых-методистов и деятелей белорусской культуры
(К.И.Тихомиров, Ф.А.Кудринский, Д.А.Сцепуро, А.Е.Богданович, Тётка, Я.Колас)
В XVIII в. педагогическая мысль Беларуси развивалась на фоне
взаимодействия славянских культур - русской, украинской, белорусской и
польской. С 1773 г. в Беларуси начала работать Эдукационная комиссия, которая
попыталась внестинекоторые преобразования в просвещении, разработала социальные
и педагогические проекты просветительского характера. Центром науки и культуры
края стала Виленская академия, позже реорганизованная в Виленский университет
(1803). В конце XVIII в. (1772-1795) Беларусь вошла в состав России, что
создавало более благоприятные условия для проникновения достижений
прогрессивной русской культуры. Идеи виднейших русских педагогов становятся
широко известными благодаря тому, что в школах Беларуси начинают работать
выпускники учебных заведений России, используются русские учебные книги.
Положительную роль в распространении просвещения в Беларуси и активизации
педагогической мысли сыграло открытие двух главных и шести малых народных
училищ в Полоцке, Витебске, Могилеве и других городах.
С середины XIX в. деятели просвещения и прогрессивные педагоги
выдвигают идею о создании белорусской школы, об обучении детей на родном языке.
Просветительские идеи были ведущими в творчестве белорусских
писателей-демократов (В.И.Дунин-Марцинкевич, Ф.Богушевич, Я.Лучина). В их
произведениях особо подчеркивалось уважительное отношение к личности человека
труда, необходимость просвещения народа на родном ему языке. В начале XX в.
острейшие проблемы народного образования широко обсуждались на страницах
белорусской педагогической печати ("Голос учителя", "Белорусский
учитель", "Педагогическое дело", "Народное образование в
Виленском учебном округе" и др.). В статьях рассматривались такие проблемы
учебно-воспитательного процесса, как осуществление межпредметных связей, учет и
оценка знаний, взаимоотношения между учителем и учащимися. Важную роль в
развитии педагогической мысли сыграли ученые-педагоги, разрабатывавшие проблемы
методики преподавания различных предметов. Значительный вклад в развитие школы
и педагогической мысли в этот период внесли такие писатели, педагоги и
общественные деятели, как К.И.Тихомиров, А.Е.Богданович, Ф.А.Кудринский,
Д.А.Сцепуро, Тётка, Я.Колас и др.
Клавдий Иванович Тихомиров (1858-после 1920). Прогрессивный педагог,
внесший большой вклад в подготовку учителей народных школ в Беларуси в начале
XX в. Работал инспектором народных училищ, директором Свислочской, а затем
Полоцкой учительских семинарий (1905-1910), директором Витебского учительского
института (1910-1918). Преподавал педагогику и психологию с элементами логики.
Статьи К.И.Тихомирова "Главнейшие результаты изучения памяти",
"Психологические основы обучения", "Обучение грамоте" представляют
определенный интерес для современного учителя и не утратили своего значения до
настоящего времени. Важным условием успешного обучения К.И.Тихомиров считал
интерес к учению и развитие внимания учащихся. В своих лекциях теоретические
положения стремился иллюстрировать убедительными примерами из педагогической
практики. Под его руководством интересно и поучительно проходили разборы
пробных уроков на педагогической практике в школе и при семинарии.
К.И.Тихомиров стремился осуществлять всестороннее развитие
учащихся. Он ввел внеклассное чтение, собеседования по прочитанным книгам,
экскурсии. Выступал за расширение содержания образования и ввел предметы
естественного цикла (ботаника, зоология, минералогия), древнюю, среднюю и новую
историю. Исключил обязательное чтение Евангелия перед первым уроком.
Природоведение и географию считал важным средством борьбы с суевериями и
предрассудками. Отстаивал и популяризировал важные дидактические правила:
всякое обучение начинать с изучения уже известных фактов; переходить к
неизвестному только тогда, когда ученики уже хорошо разобрались в
предшествующем учебном материале, поняли его и усвоили; на уроке всякое
"неумеренное разнообразие и однообразие притупляют внимание, вызывают
рассеянность" и поэтому учителю нужно воспитывать в себе чувство меры.
Критиковал постановку изучения природы только по книгам, путем словесного обучения,
решение проблемы наглядности в преподавании географии только с помощью одной
карты. Чтению и письму рекомендовал обучать одновременно, долго не задерживая
учеников на написании элементов букв.
Адам Егорович Богданович (1862-1940). Прогрессивный педагог, этнограф,
фольклорист, лингвист, критик; отец известного белорусского поэта Максима
Богдановича. К его наиболее известным педагогическим статьям относятся: "Педагогические
воззрения белорусского народа" (1886) и "Школьная страда" (1894).
В них он вскрыл пороки существующей школьной системы, подверг резкой критике
постановку начального и среднего образования, осуждал догматизм в преподавании,
отрыв учебного дела от воспитательной работы, бюрократизм иформализм во всей
системе народного образования. Резко выступал против бессмысленной зубрежки и
был убежден, что только сознательное усвоение знаний учащимися является
условием их прочности и успешного обучения. Он считал, что каждый учебный
предмет имеет не только образовательное, но и воспитательное значение, так как
дает материал для формирования мировоззрения, базируется на научном освещении
природы и общества.
Страстный патриот своей родины, А.Е.Богданоеич считал воспитание
любви к Отечеству неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Этой
цели, отмечал педагог, должны служить родной язык, произведения народного
творчества, художественная и историческая литература. Большое внимание уделял
А.Е.Богданович педагогическому мастерству учителя. Предъявляя к учителю высокие
требования, он придерживался правила: "каков учитель, такова и
школа". Он подчеркивал, что успехи учащихся зависят от преподавателей,
"от степени их подготовленности к своему делу, от их талантливости как
педагогов, от умения преподавать". Требовал от учителя широкой эрудиции,
знаний из разных областей науки, придавал большое значение авторитету и личному
примеру учителя, считал, что учитель обязан творчески относиться к
педагогической деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|