Развитие педагогической мысли в России и Беларуси
В 1920-е гг. советская педагогическая наука развивалась весьма
интенсивно. Причин тому было много. Еще работали ученые - носители
педагогических традиций дореволюционной поры. Сохранялись связи с остальным
педагогическим миром. Руководители Наркомпроса были положительно настроены к
нововведениям. Решению педагогических проблем была призвана содействовать
учрежденная в 1921 г. научно-педагогическая секция Государственного Ученого
Совета (ГУСа). Ученые занимались теоретико-методологическим обоснованием
процессов воспитания и образования. В качестве основополагающих они выдвинули
принципы историзма и связи школы с жизнью, соединения обучения с
производительным трудом, единства обучения и воспитания, всестороннего и
гармоничного развития личности.
Первые документы советской власти о школе декларировали
демократические подходы к воспитанию и были пронизаны идеей гуманного отношения
к личности ребенка. Предполагалось создавать предпосылки для раскрытия детских
талантов. Утверждалось, что только социализм может гарантировать развитие
ценнейшего общественного качества - коллективизма, добровольной дисциплины,
готовности к работе на пользу трудящихся всего мира. У многих педагогов эти идеи
вызвали положительный отклик. Но нашлось немало и таких, кто увидел в них
утопию и даже фальши и лицемерие. Ученые, вставшие в оппозицию к официальной
педагогике, не приняли задачи воспитания нового человека - борца за коммунизм,
считая их утопическими. В этот период происходили довольно частые
педагогические дискуссии, во время которых обсуждались важные и актуальные
проблемы: соотношение философии и педагогики, классовый подход в воспитании,
предмет педагогики, основные педагогические понятия, содержание образования,
методы обучения и др. Однако диалог официальной педагогики и оппозиции не
состоялся. Россию вынуждены были покинуть многие ученые-педагоги
(В.В.Зеньковский, С.И.Гессем, 11.Л.Бердяев, И.А.Ильин и др.).
Политика искоренения инакомыслия привела к тому, что к середине
30-х гг. педагогические идеи 20-х гг. в целом были объявлены вредными и
прожектерскими. Единственно верной методологией педагогики провозглашалось
марксистско-ленинское учение. Подавлялся плюрализм в педагогических подходах и
концепциях. Однако педагогика продолжала развиваться, несмотря на
неблагоприятные условия существующего режима.
4.2 Представители творческой педагогики советского периода
(С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский) и их роль в
обогащении теории и практики воспитания
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934). Известен как создатель
экспериментальных учебно-воспитательных учреждений "Сеттлемент"
(1906), "Бодрая жизнь" (1911), "Первая опытная станция"
(1919-1932). В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления
учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в
сообществе школьников и др. Написал работы: "Годы исканий",
"Бодрая жизнь", "Системарусского детского сада", "Учет
–основа метода".
Источник развития педагогической науки С.Т.Шацкий видел в анализе
организованного воспитательного процесса и обстоятельств, лежащих вне такого
процесса (влияние улицы, семьи, сверстников и пр.). Он считал, что главное
влияние на развитие ребенка оказывают не генетические задатки, а
социально-экономическая среда: "Мы не должны рассматривать ребенка самого
по себе, а должны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые в нем
обнаруживаются как идущие от окружающей среды". Такой подход резко
контрастировал с биологизмом педологии. Педагог высказывал сомнения в
правомерности создания педологии как новой отрасли знания, но и отвергал
примитивно-социологизаторский подход к ребенку, считая безумием
"ломать" детскую природу и "ковать" нового человека во имя
прекрасного завтра.
С.Т.Шацкий сформулировал важные цели обучения и воспитания:
соответствие социальному заказу и одновременный учет индивидуальных
особенностей личности; формирование у детей умения объединять усилия при
достижении общей цели (самоуправление); учет макро- и микросоциального
окружения ребенка. Оставляя за школой основную роль воспитательной работы с
детьми, С.Т.Шацкий подчеркивал, что учебно-воспитательное учреждение должно
быть теснейшим образом связано с жизнью, являться центром и координатором
воспитательного воздействия среды. Главными факторами деятельности ребенка в
процессе обучения и воспитания называл творчество и самостоятельность.
Павел Петрович Блонский (1884-1941). По окончании
историко-филологического факультета Киевского университета (1907) преподавал педагогику
и психологию в московских женских учебных заведениях, с 1913 г. начал читать
лекции по психологии и философии в Московском университете в качестве
приват-доцента. П.П.Блонский являлся одним из создателей Академии социального
воспитания им. Н.К. Крупской, участвовал в подготовке научных кадров, руководил
коллективом молодых психологов и аспирантов в Московском институте психологии.
Опытная и экспериментальная работа в школе была неотъемлемой частью научной
деятельности П.П.Блонского. Издал свыше 200 работ по психологии, педагогике,
философии, в том числе книги: "Трудовая школа",
"Педагогика", "Основы педагогики", "Память и
мышление", "Развитие мышления школьника". Написал
автобиографическую работу "Как я стал педагогом".
П.П.Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную
науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Он полагал, что педагогика
как наука требует философских обоснований, опоры на достижения биологии,
генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Она должна изучать
причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Важнейшим инструментарием
научной педагогики и гарантией достоверного педагогического знания считал
объективные статистические сведения о ребенке и детстве, полученные с помощью
различных тестов. П.П.Блонский не любил учителей, которые приходят на урок,
спрашивают, ставят оценки, задают на дом и покидают класс. Он хотел дать
учителю истинное, серьезное знание о ребенке. Когда появилась новая наука - педология,
наука о поведении ребенка, он увлекся ею, написал большой труд -
"Педология", а также книги - "Педология в массовой школе" и
"Трудные школьники", и которых полно и последовательно изложил основы
этой науки.
Извечную гуманистическую идею превращения ребенка в центр
педагогического процесса П.П.Блонский стремился облечь в строго научные формы,
позволяющие перейти от прекраснодушия к истинно гуманному воспитанию. Подлинные
любовь и уважение к личности, подчеркивал он, состоят в глубоком знании и учете
в воспитании "возрастных, персональных и типических" особенностей
ребенка. Так, рассуждая о типологии учащихся, П.П.Блонский предлагал вести
педагогическую работу согласно схеме сильного и слабого типов физического и
умственного развития ребенка. Например, ребенок слабого типа не должен конкурировать
с ребенком сильного типа, он нуждается б дополнительных
занятиях ("неуспевающих детей надо развивать"). По убеждению
П.П.Блонского, успешно воспитывать и обучать можно при условии знания норм и
ценностей социального окружения, в частности, норм и ценностей школьного
класса. Школьный класс он считал сложной системой, выполняющей интегративные
функции через общественное мнение, настроение, доминирующие установки вожаков и
членов группы.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939). В педагогическую науку А.С.Макаренко
пришел как блестящий практик. По окончании городского училища в г. Кременчуге и
педагогических курсов в 1905 г. начал работать учителем двухклассного
железнодорожного училища в пос. Крюково. В 1914 г., имея уже 10-летний
учительский стаж, поступил в Полтавский педагогический институт, который
закончил с золотой медалью. В 1917-1919 гг. работал инспектором (заведующим)
высшего начального училища в пос. Крюково.
Осенью 1920 г. Полтавский губернский отдел народного образования
поручил Антону Семеновичу организовать колонию для несовершеннолетних
правонарушителей. В полуразрушенном здании бывшей колонии для малолетних
преступников в шести километрах от Полтавы А.С. Макаренко основал детскую
трудовую колонию. К февралю 1921 г. в ней насчитывалось 50 воспитанников.
Умелыми педагогическими приемами, с большой выдержкой и тактом, проявляя заботу
о воспитанниках, терпя вместе с ними лишения и невзгоды, предъявив им строгие
конкретные требования, А.С.Макаренко сумел создать образцовое воспитательное
учреждение -"Трудовую колонию имени А.М.Горького". С годами мужал и
креп детский коллектив, руководимый А.С.Макаренко: совершенствовалась его
структура и организация, появились отряды, постоянные и сводные, обретали все
большую силу органы самоуправления (общее собрание, совет командиров).
Анализируя кризисные явления в жизни коллектива, А.С.Макаренко
делает одно из главных своих педагогических открытий: в жизни коллектива не
может быть остановки, он должен развиваться. В 1926 г., когда хозяйство колонии
находилось уже в цветущем состоянии, колонисты, число которых дошло до 120,
переселились в Куряж, близ Харькова, в колонию, где находились 280 запущенных
воспитанников. Воспитатели по ночам закрывались от воспитанников, которые
воровали, пьянствовали, сводили счеты в поножовщине. Могло случиться, что 120
воспитанников Макаренко, 40 из которых были к тому же новичками,
"растворятся" среди 280 совершенно недисциплинированных куряжан. Но
педагогическая система А.С.Макаренко выдержала это испытание. Скоро от куряжской
"малины" не осталось и воспоминаний, колония имени А.М.Горького
зажила на новом месте, а число колонистов дошло до 500 воспитанников.
Свою "педагогическую систему" А.С.Макаренко повторил,
когда стал в 1928 г. руководить трудовой коммуной им. Ф.Э.Дзержинского. Именно
в коммуне педагог добивается таких результатов воспитательной работы, которые и
сейчас потрясают воображение. Центром педагогической системы стала
общеобразовательная школа. При участии коммунаров были построены и оборудованы
два первоклассных завода, производивших электроинструменты и фотоаппараты марки
"ФЭД" на уровне мировых стандартов. Все коммунары приобрели по 2-3
рабочие профессии, трудясь на производстве по 4 часа в день. Коммунарское
самоуправление обеспечивало вовлечение всех воспитанников в управление делами
коллектива. Центром досуга становится клуб, душой и организатором которого был
талантливый педагог В.Н.Терский. Колонисты занимались почти всеми видами спорта
- от тенниса и шахмат до стрелкового и кавалерийского спорта, ежегодно участвовали
в туристских путешествиях по стране в летнее время. В коммуне функционировали
свой театр, кино, библиотека, духовой оркестр, выходила многотиражная газета
"Дзержинец".
Педагог и журналист Лев Чубаров в течение многих лет изучал судьбы
воспитанников Антона Семеновича и посвятил им книгу "Макаренковцы". В
ней он писал: "Свыше трех тысяч детей, в том числе с изломанным детством,
прошли через педагогические руки и человеческое сердце Антона Семеновича
Макаренко, и ведь ни один из них не попал в тюрьму, не оказался полицаем в годы
войны, не покинул Родину в трудное для нее время; нет среди них ни подлеца, ни
труса, ни плохого человека".
В 1935 г. А.С.Макаренко оставил работу в коммуне им.
Ф.Э.Дзержинского, переехал сначала в Киев, а затем в Москву и занялся литературной
деятельностью. Значительное место в его литературно-педагогическом наследии
занимает "Педагогическая поэма" - художественное обобщение опыта
колонии имени А.М.Горького. Опыт коммуны имени Ф.Э.Дзержинского описан
А.С.Макаренко в повестях "Марш 30 года" и "Флаги на башнях".
В 1936 г. А.С.Макаренко издал книгу "Методика организации воспитательного
процесса". В 1937 г. им была написана "Книга для родителей". В
последние годы жизни А.С.Макаренко выступал с докладами и лекциями перед
учителями и родителями, писал статьи для центральных газет. Особое место среди
этих работ занимает цикл лекций "Проблемы школьного советского
воспитания", прочитанных для сотрудников Наркомпроса РСФСР в 1938 г., в
которых наиболее полно изложены педагогические воззрения А.С.Макаренко.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Один из известных педагогов 50-70-х гг. XX в,
проработавший 33 года директором Павлышской средней школы Кировоградской
области (Украинская ССР), заслуженный учитель УССР, Герой Социалистического
Труда. Опыт работы этой школы обобщен им в книгах "Павлышская средняя
школа", "Сердце отдаю детям" и др. В.А.Сухомлинский создал
целостную воспитательную систему, основанную на признании личности ребенка
высшей ценностью процессов воспитания и образования. Он настойчиво подчеркивал,
что воспитание детей должно быть проникнуто духом гуманизма, горячей любви к
детям, уважения к личности ребенка, сердечной заботой о его всестороннем
развитии.
Любовь к детям, отмечал В.А.Сухомлинский, требует знания их
психологии. Давая советы начинающим директорам школ, в книге "Разговор с
молодым директором" он писал: "Знать ребенка - это та самая главная
точка, где соприкасаются теория и практика педагогики, где сходятся все нити
педагогического руководства школьным коллективом"
Перу В.А.Сухомлинского принадлежит обширная работа "Духовный
мир школьника", в которой запечатлены выведенные из многолетнего опыта
общения автора с детьми содержательные рекомендации по воспитанию детей на
разных возрастных этапах их развития. Много внимания уделял ВА.Сухомлинский
вопросам формирования у школьников гражданской зрелости, их
идейно-политическому воспитанию, деятельности ученического коллектива совместно
с педагогами. Эти мысли он изложил в книге "Рождение гражданина".
4.3 Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. и проблематика их
научных исследований
В 1960-1970-е гг. наиболее известными российскими педагогами были П.Р.Атутов,
Н.И.Болдырев, В.Е.Гмурман, П.Н.Груздев, М.А.Данилое, Н.К.Гончаров, Л.В.Занков,
Б.П.Есипов, Т.И.Ильина, И.А.Каиров, Т.Е.Конникова, Ф.Ф.Королев, И.Я.Лернер,
И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Г,И.Щукина и др. Они разрабатывали
проблемы методологии педагогики (воспитание как общественное явление,
социальные функции воспитания, биологическое и социальное в воспитании),
содержания общего образования, теории обучения, политического образования и
трудового воспитания, всестороннего развития личности. Получили развитие и
такие их идеи, как единство обучения и воспитания, соотношение коллектива и
личности, целостность процесса воспитания, взаимосвязь теории познания и теории
обучения, взаимообусловленность принципов обучения и др.
В 1980-1990-е гг. большой вклад в развитие педагогики внесли такие
ученые-педагоги, как Ю.К.Бабанский, С.Я.Батышев, Г.Н.Волков, О.С.Богданова,
З.И.Васильева, И.Ф.Козлов, В.М.Коротов, Н.В.Кузьмина, Б.Т.Лихачев,
З.А.Малъкова, И.С.Маръеико, Л.И.Новикова, А.И.Пискунов, Г.Г.Филонов,
М.Ф.Шабаева, Г А.Ягодин и др. В поле зрения их научной и практической
педагогической деятельности были проблемы философских оснований педагогики,
критериев истины в педагогике, закономерностей и принципов педагогического
процесса, оптимизации процесса обучения, повышения уровня
профессионально-технического образования, педагогики детского коллектива,
совершенствования нравственно-этического воспитания, комплексного характера
воспитания, интегративного подхода к процессу формирования личностных свойств и
качеств, профессионального становления учителя, развития этнопедагогических
знаний, сравнительной педагогики и др.
После распада СССР в 1992 г. новые направления в педагогике стали
разрабатывать такие российские ученые-педагоги, как В.И.Андреев, В.П.Беспалъко,
Б.М.Бим-Бад, Г.А.Бордоеский, В.А.Караковский, Г.МЖоджаспирова, В.В.Краевский,
В.В.Кумарии, Л.И.Маленкова, Л.И.Новикова, П.И.Пидкасистый, И.П.Подласый,
В.А.Сластенин, В.И.Смирнов, Г.И.Шамова, Н.Е.Щуркова, И.С.Якиманская и др. Они
исследуют проблемы государственных образовательных стандартов, принципы
государственной политики в области образования, обновления содержания образования,
инновационных процессов обучения, целостности педагогического процесса,
современных методик воспитательного процесса, личностно ориентированного
подхода в обучении и воспитании, индивидуализации и самоактуализации личности в
воспитательном процессе, организационных форм управленческой деятельности,
мониторинга образования и воспитания, сравнительной педагогики и др.
5. Развитие педагогической мысли в Беларуси
5.1 Первые письменные педагогические источники на Беларуси (ХП-ХШ
вв.) и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв.
История педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой
жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной
справедливости. Развитие материальной и духовной культуры во многом обязано народной
педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, передачу
исторического и социального опыта последующим поколениям. Народная педагогика
является ценнейшим наследием общей культуры белорусского народа. С появлением
письменности народная педагогика стала неисчерпаемым источником для официальной
педагогики, произведений художественной литературы, в которых затрагивались
вопросы воспитания. Педагогические рассуждения имели место в агиографической
литературе и, в частности, в "Житии Ефросиньи Полоцкой",
учебно-дидактический характер носили произведения К.Туровского.
Ефросинья Полоцкая (1110-1173). Представительница христианского
культурно-просветительного движения в Полоцком княжестве. Сведения о ее
деятельности дошли до нас с "Жития Ефросиньи Полоцкой". В нем
рассказывается о том, что одна молодая княжна с разрешения полоцкого епископа
Ильи поселилась в Софийском соборе и начала переписывать книги (священные
писания, исторические хроники, летописи, трактаты). Это была Ефросинья
Полоцкая. Часть переписанных ею книг шла на продажу, а приобретенные деньги по
ее просьбе отдавались беднякам. Ефросинья Полоцкая основала уникальную
библиотеку Софийского собора, которая, к сожалению, была утрачена за годы
многочисленных войн. Ефросинья мечтала, чтобы перепиской занимались не единицы,
а десятки грамотных людей. Мечта сбылась после основания ею двух монастырей -
Спасского женского и мужского. При них она организовала мастерские по
переписыванию книг, а также школы для мальчиков и девочек, где они обучались
грамоте. Ефросинья объединила вокруг себя талантливых зодчих и живописцев и
поддерживала их новаторские идеи. По ее инициативе в Полоцке был построен
Спасский храм. Необычная судьба, самоотверженное служение родной земле
возвысили Ефросинью Полоцкую над своей эпохой. Православная церковь
канонизировала ее и 5 июня отмечает как День ее памяти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|